ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-10832/19 от 06.09.2019 АС Тюменской области

15/2019-98871(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ  Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-10832/2019  13 сентября 2019 года 

Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 13 сентября 2019 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В. при ведении  протокола секретарем судебного заседания Белоусовым Н.А., рассмотрев в судебном  заседании заявление 

АО «Тюменнефтегаз»
к ИФНС России по г.Тюмени № 3

о признании недействительным решения от 14.12.2018 № 13-2-60/24 о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения в части, 

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.01.2019, ФИО2 по  доверенности от 05.09.2019, ФИО3 по доверенности от 15.08.2019; 

от ответчика – ФИО4 по доверенности от 15.08.2019, ФИО5 по  доверенности от 24.01.2019, ФИО6 по доверенности от 26.04.2019, ФИО7  по доверенности от 15.04.2019, 

установил:

АО «Тюменнефтегаз» (далее – Общество, заявитель) обратился в Арбитражный суд  Тюменской области с заявлением к ИФНС России по г. Тюмени № 3 (далее – Инспекция,  налоговый орган, ответчик) об оспаривании решения от 14.12.2018 № 13-2-60/24 о  привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по эпизодам  2.3.2., 2.7.1. в части доначисления налога на имущество в сумме 2 326 288 руб., пени в  сумме 670 967,84 руб. и штрафа в сумме 116 481,15 руб. 

В ходе производства по делу Общество уточнило заявленные требования в части  доначисления налога на имущество. 

С учетом уточнения заявленных требований, Общество просит суд признать  незаконным решение от 14.12.2018 № 13-2-60/24 о привлечении к ответственности за  совершение налогового правонарушения по эпизодам 2.3.2., 2.7.1. в части доначисления  налога на имущество в сумме 1 619 014 руб., пени в сумме 670 967,84 руб. и штрафа в  сумме 116 314,40 руб.  

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали.

Представители ответчика против заявленных требований возражали по основаниям,  изложенным в оспариваемом решении, отзыве и письменных пояснениях. 

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства 

Инспекцией в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка по  всем налогам и сборам, проверяемый период с 01.01.2014 по 31.12.2016. 


24.10.2018 Инспекцией по результатам налоговой проверки вынесен акт налоговой  проверки № 13-2-54/24. 

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в УФНС России по  Тюменской области с апелляционной жалобой. Общество, в том числе оспаривало выводы  Инспекции в части определения амортизационных групп и сроков полезного  использования манометров, в связи с чем не согласно с доначислением налога на  имущество по 2.7.1 решения в сумме 4 841 469 руб. и уменьшением убытков по п.2.3.2  решения в сумме 30 145 681 руб., просило отменить решение Инспекции по оспариваемым  эпизодам в части доначисления соответствующих сумм налога на имущество, пеней и  штрафа и уменьшения убытков. 

Решением Управления ФНС России по Тюменской области от 25.03.2019 № 150  апелляционная жалоба удовлетворена частично, решение Инспекции от 14.12.2018 № 13- 2-60/24 отменено в соответствующей части. 

По решению Управления ФНС России по Тюменской области в отношении  спорных манометров сумма доначисленного налога на имущество организаций составила  1 619 014 руб., в связи с чем изменены доначисления размера пени и штрафа, а также  уменьшены убытки на сумму 20 604 260 руб. Внесение указанных изменений обусловлено  наличием технической ошибки в расчетах Инспекции. 

Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения  Инспекции от 14.12.2018 № 13-2-60/24 в указанной выше части, считает, что Инспекцией  неверно определены амортизационные группы и сроки полезного использования  манометров. 

Общество указывает, что манометр глубинный РРS 28 и манометр глубинный  Kuster K150 (далее – манометры), являющиеся объектами основных средств,  необоснованно отнесены налоговым органом к пятой амортизационной группе, в то время  как заявитель определяет их принадлежность ко второй амортизационной группе. 

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на технический  паспорт манометра Kuster K150, согласно которому последний предназначен для  измерения температуры избыточного давления жидкости и газообразной среды, что  соответствует второй амортизационной группе. 

Общество обращает внимание, что использование прибора для научных целей  техническим паспортом не предусмотрено. Кроме того, Общество использует манометры в  производственной деятельности, Общество не осуществляет научно-исследовательской  деятельности. 

Таким образом, по мнению заявителя, спорные манометры не соответствует  описанию пятой амортизационной группы (приборы для научных исследований). 

Общество также указывает, что сокращение срока использования манометра  связано с его использованием в агрессивной среде (условия Крайнего Севера). 

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает, считает  оспариваемое решение законным и обоснованным по доводам, изложенным в  оспариваемом решении, отзыве на заявленные требования и дополнениям к нему. 

Исследовав материалы дела, доводы сторон и представленные доказательства, суд  считает, что требования Общества не подлежат удовлетворению ввиду нижеследующего. 

В ходе проверки установлено, что Обществом неправильно определены  амортизационные группы и сроки полезного использования по следующим основным  средствам: манометр глубинный РРS 28; манометр глубинный Kuster K150. 

В результате проверки установлено, что неверное отнесение манометров ко второй  амортизационной группе привело к искажению срока полезного использования 


манометров и неверному определению нормы амортизации и суммы начисленной  амортизации, а также повлекло увеличение убытков, исчисляемых при определении налога  на прибыль организаций. 

В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по  налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. 

Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы,  уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определятся в соответствии с  Главой 25 Налогового кодекса РФ. 

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы, уменьшающие  налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованы, документально  подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов. 

В соответствии с п. 2 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы в зависимости от их  характера, а также условий осуществления и направлений деятельности  налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и  реализацией, и внереализационные расходы. 

В соответствии с п. 2 ст. 253 Налогового кодекса РФ расходы, связанные с  производством и (или) реализацией, подразделяются на: 1) материальные расходы; 2)  расходы на оплату труда; 3) суммы начисленной амортизации; 4) прочие расходы. 

В силу пп. 3 п. 2 ст. 253 Налогового кодекса РФ суммы начисленной амортизации  относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией. 

В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом  признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты  интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве  собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для  извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.  Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования  более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. 

В соответствии с п. 1 ст. 258 Налогового кодекса РФ амортизируемое имущество  распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного  использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого  объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения  целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется  налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта  амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом  классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации. 

Согласно п. 4 ст. 258 Налогового кодекса классификация основных средств,  включаемых в амортизационные группы, утверждается Правительством Российской  Федерации. 

В соответствии с п. 3 ст. 258 Налогового кодекса РФ амортизируемое имущество  объединяется в следующие амортизационные группы: 

первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования  от 1 года до 2 лет включительно; 

вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет  включительно; 

третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет  включительно; 

четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7  лет включительно; 

пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет  включительно; 


шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15  лет включительно; 

седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20  лет включительно; 

восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25  лет включительно; 

девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30  лет включительно; 

десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

Пунктом 6 ст. 258 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что для тех видов  основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного  использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими  условиями или рекомендациями изготовителей. 

Таким образом, анализ изложенных норм позволяет сделать вывод о том, что для  целей исчисления налога на прибыль налогоплательщик обязан установить срок полезного  использования имущества с учетом классификации основных средств, а при отсутствии  имущества в амортизационных группах - в соответствии с техническими условиями или  рекомендациями изготовителей. 

Порядок включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп  регламентируется Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные  группы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее –  Классификация № 1). 

По мнению Общества, Общероссийским классификатором основных фондов  ОКОФ ОК013-94 спорные манометры относятся ко второй амортизационной группе, код  ОКОФ 143313010 «Приборы контроля и регулирования технологических процессов  (температуры, давления, расхода жидкостей и газов, уровня жидкостей и сыпучих  материалов, анализаторы состава жидкостей, газов и аэрозолей, влажности газов, твердых  и сыпучих веществ; вторичные приборы для регулирования и регистрации)», код  143313110 «Приборы для измерения и регулирования давления». 

Инспекция относит спорные манометры к пятой амортизационной группе ОКОФ  ОК013-94, код ОКОФ143315010 «Приборы для научных исследований (приборы  метеорологические и аэрологические, гидрологические, гидрометеорологические, для  полевых геофизических исследований в скважинах, геологические и гидрологические,  аппаратура системы контроля процесса бурения), код ОКОФ 143315575 «манометры и  дифманометры автономные и дистанционные скважинные». 

Общество указывает, что манометры в соответствии с техническим паспортом  являются оборудованием для измерения температуры и избыточного давления жидкой и  газообразной среды, что соответствует указанным выше кодам второй амортизационной  группы. 

В соответствии с техническим паспортом манометры не подлежат использованию  для научных исследований, в связи с чем отнесение манометров к пятой амортизационной  группе является необоснованным. 

В этой связи, по мнению заявителя, манометры обоснованно отнесены им ко второй  амортизационной группе со сроком использования 2 года 2 месяца. 

При отнесении спорных манометров к пятой амортизационной группе Инспекция  исходила из того, что срок полезного использования в соответствии с техническими  паспортами составляет не менее 15 лет, что не соответствует срокам полезного  использования, установленным для второй амортизационной группы; спорные манометры  предназначены для работы в скважинах, что соответствует коду ОКОФ 143315575  (манометры и дифманометры автономные и дистанционные скважинные); считает  спорные приборы предназначенными для научных исследований. 


Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения по налогу на имущество  организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество  (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение  или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на  балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с  установленным порядком ведения бухгалтерского учета. 

Согласно п. 1 ст. 375 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как  среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное  не предусмотрено настоящей статьей. 

В соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ средняя стоимость имущества, признаваемого  объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления  суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без  учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая  стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца,  следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде,  увеличенное на единицу. 

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за  налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате  сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база  в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого  месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев  в налоговом периоде, увеличенное на единицу. 

Инспекцией также установлено, что неверное определение срока полезного  использования спорных манометров привело к искажению нормы амортизации и  занижению суммы остаточной стоимости этих объектов основных средств для целей  исчисления налога на имущество организаций. 

Суд поддерживает выводы Инспекции с учетом следующего.

Как указывалось выше, Инспекция относит спорные манометры к пятой  амортизационной группе ОКОФ ОК013-94, код ОКОФ143315010 «Приборы для научных  исследований (приборы метеорологические и аэрологические, гидрологические,  гидрометеорологические, для полевых геофизических исследований в скважинах,  геологические и гидрологические, аппаратура системы контроля процесса бурения), код  ОКОФ 143315575 «манометры и дифманометры автономные и дистанционные  скважинные». 

Таким образом, в силу прямого указания кода ОКОФ 143315010 к указанной группе  относятся приборы для полевых геофизических исследований в скважинах. 

По информации Института геологии и нефтегазодобычи ФГБОУ ВО «Тюменский  индустриальный университет» (исх. от 05.09.2019 03-3010-04-02-129), представленной  Инспекцией, для замера пластового, забойного давления и температуры внутри скважины,  для исследования по определению продуктивности пластов, получении данных о строении  и свойствах продуктивных пластов, оценке технического состояния скважин применяются  скважинные электронные глубинные приборы - манометры. 

По способу преобразования и передачи информации, манометры делятся на  автономные и дистанционные. 

Автономные манометры - манометры, результаты измерения которых можно  получить только после извлечения их из скважины. Это манометры - приборы с местной  регистрацией (или автономные приборы), которые спускаются во внутреннее пространство  скважин, на заданную глубину на проволоке с устья с помощью специальной лебедки на  базе автомобиля. Запись давления, температуры и запоминание информации  осуществляется непосредственно в самом глубинном снаряде, находящемся в скважине. 


Время записи зависит от характеристик питающей батареи. Считывание информации  возможно только после извлечения манометра из скважины на поверхность. 

Судом установлено, что спорные манометры являются автономными скважинными  манометрами, что соответствует коду ОКОФ 143315575 и соответствует порядку  использования манометров, описанного самим Обществом (погрузили в скважину,  достали, считали информацию). 

Согласно указанным выше пояснениям Института геологии и нефтегазодобычи  ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» электронные глубинные приборы  и необходимое к ним оборудование позволяет решать в нефтегазовой организации  следующие задачи: 1. проведение промысловых и гидродинамических исследований, по  которым определяются фильтрационные характеристики пласта, продуктивные  пропластки, интервалы обводнения, забойные и пластовые давления и так далее; 2. Анализ  результатов данных замеров манометрами позволяет осуществлять выбор оптимального  режима работы технологического оборудования и оценку его технического состояния. 3.  Контроль параметров работы скважинного насосного оборудования. 4. Контроль за  изменением давлений при проведении геолого-технических мероприятий. 

Таким образом, глубинные скважинные манометры Общества являются сложным  электронным оборудованием и применяются для геофизических исследований в  скважинах, что соответствует коду ОКОФ 143315010. 

Геофизические методы исследований являются научно-прикладным  разделом геофизики, в связи с чем суд отклоняет доводы Общества о том, что приборы не  используются в научных целях. 

В силу прямого указания кода ОКОФ143315010 к пятой амортизационной группе  относятся приборы для научных исследований (приборы для полевых геофизических  исследований в скважинах). 

Кроме того, согласно сведениям ЕГРЮЛ у АО «Тюменнефтегаз» в видах  деятельности указан ОКВЭД 71.12.3 Работы геолого-разведочные, геофизические и  геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы,  что включает в себя: 

 - работы по геологическому изучению недр, предназначенные для сбора  информации о структуре недр и местонахождении залежей полезных ископаемых и  подземных вод: геологическую, гидрогеологическую и геоэкологическую съемку, поиски,  оценку и разведку месторождений полезных ископаемых (в том числе содержащих  ядерные материалы и радиоактивные вещества), открытые геолого-разведочные работы и  горно-разведочные работы, гидрогеологические и инженерно-геологические работы,  геофизические и геохимические работы, создание государственной сети опорных геолого- геофизических профилей параметрических и сверхглубоких скважин, проходку горных  выработок, бурение скважин, отбор и обработку проб твердых полезных ископаемых; 

- мониторинг геологической среды (наблюдение за состоянием подземных и  поверхностных вод, экзогенных геологических процессов); 

- лабораторные исследования полезных ископаемых и горных пород;  - камеральные работы. 

Налогоплательщик представлял по требованию Инспекции, в период проведения  ВНП, штатное расписание за период с 2014-2016 годы. В штате предприятия числятся:  департамент геолого-разведочных работ и недропользования; департамент геологии;  департамент разработки месторождений. 

Спорные манометры предназначены для использования в скважинах. Манометры и  дифманометры автономные и дистанционные скважинные относятся к пятой  амортизационной группе с кодом ОКОФ 143315575. 

Основным критерием, по которому объекты основных средств сгруппированы в  амортизационные группы, является срок полезного использования, то есть период, в 


течение которого указанные объекты служат налогоплательщику для достижения им цели  своей деятельности. 

Согласно представленному в материалы дела паспорту прибора скважинного Kuster  K150 Quarts, серийный № D8183 (производитель ЗАО «Аргоси») средний срок службы  составляет 15 лет. 

При указанных обстоятельствах суд считает, что Инспекция правомерно отнесла  манометры скважинные к пятой амортизационной группе и определила срок их полезного  использования. Оснований для отнесения указанных приборов ко второй амортизационной  группе суд не усматривает. 

Оспаривая решение налогового органа, Общество указывает, что сроки полезного  использования манометров Обществом определены в соответствии с техническими  условиями, описанием и предназначением оборудования. Снижение полезного срока  использования манометра, по сравнению со сроком, указанным в паспорте, Общество  объясняет использованием прибора в условиях агрессивной среды (Крайний север). 

Указанные доводы судом отклоняются. Согласно паспорту прибора его корпус  изготовлен из материала, устойчивого к коррозии, все элементы приборов,  контактирующие с измеряемой средой, изготовлены из материалов, устойчивых к  воздействию агрессивных сред, для измерения избыточного давления и температуры  которых они предназначены. 

Таким образом, применение манометра в условиях агрессивной среды  предусмотрено технической документацией. 

Кроме того, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. ст. 259.3 Налогового кодекса РФ  налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный  коэффициент, но не выше 2: 

Налогоплательщики, использующие амортизируемые основные средства для  работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, вправе  использовать специальный коэффициент, указанный в настоящем пункте, только при  начислении амортизации в отношении указанных основных средств. 

В целях настоящей главы под агрессивной средой понимается совокупность  природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный  износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной  среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-,  пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может  послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации. 

Инспекцией указывается, что в отношении спорных манометров Общество  повышающий коэффициент не применяет. 

С учетом вышеизложенного, Инспекция правомерно определила в отношении  спорных манометров кодом ОКОФ 143315575 «манометры и дифманометры автономные  и дистанционные скважинные», включив их в пятую амортизационную группу со сроком  полезного использования свыше 7 лет и до 10 лет включительно. 

Таким образом, поскольку манометры необоснованно включены Обществом во  вторую амортизационную группу, Инспекция пришла к обоснованному выводу о  завышении Обществам суммы убытков. 

Инспекцией установлено, что неверное определение срока полезного использования  манометров привело к искажению нормы амортизации и занижению суммы остаточной  стоимости этих объектов основных средств для целей исчисления налога на имущество  организаций. 

Таким образом, в результате неправильной отнесения объектов основных средств  ко второй амортизационной группе Обществом занижен налог на имущество организаций. 


В этой связи суд считает обоснованным доначисление налога на имущество в сумме  1 619 014 руб., пени в сумме 670 967,84 руб. и штрафа по п.1 ст. 122 Налогового кодекса  РФ в сумме 116 314,40 руб., в связи с чем не усматривает оснований для удовлетворения  заявленных требований. 

Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать. 

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой  

арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через 

Арбитражный суд Тюменской области.

Судья Сидорова О.В.

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 17.05.2019 7:47:18

Кому выдана Сидорова Ольга Валерьевна


Код для входа в режим ограниченного доступа: