АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mal: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-10876/2016
23 января 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 23 января 2017 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Токмаковой Е.С, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО «РемеЗ»
к Администрации г. Тобольска
об оспаривании распоряжения Администрации г. Тобольска №1097 от 27.05.2016г. об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу Тюменская область, г. Тобольск, ул. Северная, №6,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1, директор на основании приказа от 19.11.2016№ 3;
от ответчика - не явились, извещены;
установил:
ООО «Ремез» (далее по тексту – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации города Тобольска (далее по тексту - Администрация, ответчик) об оспаривании распоряжения Администрации г. Тобольска №1097 от 27.05.2016г. об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу Тюменская область, г. Тобольск, ул. Северная, №6.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, дал пояснения.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В материалах дела от ответчика имеется отзыв, согласно которому Администрация возражает против удовлетворения заявленных требований. Кроме того, ответчик считает, что Обществом пропущен предусмотренный законом срок на обращение с настоящим заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Обществу на праве собственности принадлежит 2-этажное нежилое здание общей площадью 1 266,5 кв.м. с адресным описанием: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 72 НМ 662996 от 17.07.2014.
Указанное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 72:24:0305004:281, расположенном по адресу: <...> участок №6, разрешение использование земельного участка – под нежилое строение (спортивно-оздоровительный центр). Данный земельный участок предоставлен Обществу на основании договора аренды № 02-05/50-15 от 25.02.2015, заключенного с Администраций г.Тобольска.
На основании договора № 03-09/503-11 от 01.12.2011 Общество также является арендатором смежного земельного участка с кадастровым номером 72:24:0305004:301 общей площадью 211 кв.м., расположенного по адресу: <...> участок № 8, разрешенное использование – для складирования материалов.
В связи с тем, что собственником здания было принято решение об использовании принадлежащего ему здания не для размещения спортивно-оздоровительного центра, а для размещения гостиницы (хостела).
Распоряжением Администрации г. Тобольска от 27.05.2016 № 1097 Обществу отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 950 кв.м., с кадастровым номером 72:24:0305004:281, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тобольск, ул.3-я Северная, участок №6, на вид разрешенного использования «под гостиницу (хостел)».
Судом также установлено, что распоряжением ответчика от 09.12.2016 № 2229 Обществом фактически было получено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 950 кв.м., с кадастровым номером 72:24:0305004:281, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тобольск, ул.3-я Северная, участок №6, на вид разрешенного использования «гостиница (хостел)».
Общество, считая, что распоряжение от 27.05.2016 № 1097 является незаконным, обратилось с настоящим заявлением в суд. Свои требования заявитель мотивирует тем, что при вынесении оспариваемого распоряжения Администрация руководствовалась местными нормативами градостроительного проектирования города Тобольска, утвержденными решением Тобольской городской Думы от 28.04.2016 № 68 (далее – МНГП № 68), не вступившими в силу на момент обращения Общества с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Ответчик с позицией заявителя не согласен по основаниям, указанным в отзыве, считает МНГП № 68 подлежащими обязательному применению. Кроме того, Администрация указывает на пропуск срока обращения с настоящим заявлением.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, юридическому лицу или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела видно, что оспариваемое распоряжение было получено директором Общества ФИО1 27.05.2016, что подтверждается записью на обороте данного распоряжения.
В соответствии с ч. 4, ч. 6 ст. 114 АПК РФ с случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Таким образом, учитывая, что 27.08.2016 приходится на выходной день (суббота), трехмесячный срок на обращение в суд истекает 29.08.2016.
Заявление об обжаловании распоряжения от 27.05.2016 было направлено в Арбитражный суд Тюменской области по почте 29.08.2016, о чем свидетельствует оттиск печати органа почтовой связи на конверте (л.д.18).
Таким образом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в пределах трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения заявителя, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 1, 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Из положений ст. 39 ГрК РФ следует, что вопрос о предоставлении указанного разрешения подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Согласно ч. 7 ст. 39 ГрК РФ срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
В силу ч. 8 ст. 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
Частью 9 ст. 39 ГрК РФ определено, что на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
По смыслу пп. 3 п.1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления принимают решения об изменении одного вида разрешенного использования объектов капитального строительства на другой вид такого использования с учетом результатов публичных слушаний. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.
Заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в г.Тобольске рассматриваются в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», утвержденным Постановлением Администрации города Тобольска от 24.07.2015 № 83 (далее – Административный регламент).
Согласно п.2.10.2 Административного регламента в выдаче разрешения на условно разрешенный вид отказывается в случаях:
а) нарушения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, правообладателей объектов капитального строительства, правообладателей помещений в объекте капитального строительства, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которых расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение;
б) несоответствия вида условно разрешенного использования требованиям нормативно - правовых актов;
в) несоответствия параметров земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет после вступления в силу Правил землепользования и застройки города Тобольска, градостроительным регламентам;
г) отсутствие прав заявителя на земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых испрашивается разрешение.
Указанный перечень оснований для отказа является исчерпывающим.
Как следует из материалов дела, 25.03.2016 Общество обратилось в Администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида «под нежилое здание (спортивно-оздоровительный центр)» на вид «под гостиницу».
Постановлением Главы города № 20 от 06.04.2016 о назначении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, определена дата проведения итогового заседания публичных слушаний - 12.05.2016. Данное постановление опубликовано в газете «Тобольская правда» от 09.04.2016 №41.
По итогам слушаний составлен протокол от 12.05.2016, согласно которому принято решение рекомендовать комиссии подготовить отрицательное заключение по вышеназванному вопросу.
С учетом заключения по результатам публичных слушаний распоряжением Администрации города Тобольска № 1097 от 27.05.2016 Обществу было отказано в предоставлении разрешения на испрашиваемый условно разрешенный вид использования земельного участка.
Основанием для отказа в выдаче разрешения Обществу явилось отсутствие для здания, расположенного на земельном участке необходимого количества парковочных мест для постоянного хранения автомобилей, предусмотренного МНГП № 68.
Указанные МНГП №68 разработаны с целью обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории), а также соблюдения иных параметров градостроительного развития территории, в соответствии с ГрК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п.2 МНГП № 68 под термином «временная автостоянка» понимается автостоянка, не предназначенная для хранения автомототранспортных средств, расположенная на земельном участке, прилегающем к территории общего пользования, объектам обслуживания.
В п.4 данных МНГП приведены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами хранения автомототранспорта на территории города Тобольска и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.
Расчетные показатели минимального допустимого уровня обеспеченности объектов обслуживания на территории города Тобольска объектами хранения автомототранспорта (машино-местами на временных автостоянках) установлены в таблице 1 (пп. «г» п.4 МНГП №68).
Обоснование расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами хранения автомототранспорта на территории города Тобольска и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения - расчетные показатели установлены с учетом: социально-демографического состава и плотности населения города Тобольска; муниципальных программ города Тобольска; плотности улично-дорожной сети города Тобольска; уровня развития общественного транспорта города Тобольска и расчетного уровня автомобилизации не менее 440 автомототранспортных средств на 1000 жителей города Тобольска п.5 МНГП № 68).
В соответствии с п. 7 МНГП № 86 местные нормативы являются обязательными для всех субъектов градостроительных отношений, осуществляющих градостроительную деятельность на территории города Тобольска.
В соответствии с ст. 1 ГрК градостроительная деятельность – это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Таким образом, поскольку Обществом осуществляется эксплуатация, принадлежащего ему здания, планируемого под размещение гостиницы (хостела), Общество является субъектом градостроительной деятельности и на него распространяются требования МНГП № 68.
МНГП № 68 действовали на момент проведения публичных слушаний и принятия оспариваемого распоряжения об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (май 2016).
Согласно представленному Обществу бизнес-проекту в гостинице по типу «хостел» планируется проживание 164 человек.
Как указывает ответчик в соответствии с МНГП №68 (таблица 1) для гостиницы на 100 проживающих необходимо обеспечить наличие 28 парковочных мест.
Из материалов дела следует, что при проведении публичных слушаний и вынесении оспариваемого решения Администрация исходила из обеспеченности парковочными местами в количестве 7 парковочных мест. Однако в ходе производства по настоящему делу Общество представило сведения об обеспеченности 15 парковочными местами (л.д. 85), что, однако также не достаточно в соответствии с требованиями МНГП №68.
Учитывая изложенное, суд считает обоснованным отказ ответчика в предоставлении разращения на условно разрешенный вид использования земельного участка ввиду несоответствия количества парковочных мест, предусмотренных проектной документацией, требованиям местных нормативов градостроительного проектирования, установленных МНГП № 86, что также соответствует пп. «б» п.2.10.2 Административного регламента.
Заявитель указывает, что в соответствии с ранее действовавшими местными нормативами градостроительного проектирования города Тобольска, утвержденными постановлением Администрации города Тобольска от 18.02.2013 № 42 (далее - МНГП № 42) рекомендуемые нормы расчета временных мест хранения транспорта у административных и общественно-деловых объектов для прочих гостиниц составляли 6-8 парковочных мест. Указанным требованиям Общество соответствовало.
Заявитель считает необоснованным применение МНГП № 68 при рассмотрении заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. В обоснование изложенного Общество указывает, что обратилось с указанным заявлением 25.03.2016, в то время как МНГП № 68 в ступили в действие 30.04.2016, следовательно, не должны были применяться.
Указанные доводы суд не принимает по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Судом установлено, что МНГП № 68 вступают в силу с момента их опубликования (30.04.2016). В силу положений ч. 3 ст. 7 указанного выше федерального закона МНГП № 68 как муниципальный правовой акт подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
На момент проведения публичных слушаний и вынесения оспариваемого распоряжения (май 2016) МНГП № 68 уже действовали, в связи с чем обосновано применялись Администрацией г. Тобольска. Оснований считать, что в данном случае МНГП № 68 применены Администрацией г. Тобольска путем придания им обратной силы, не имеется.
Доводы Общества о том, что обеспеченность количеством парковочных мест соответствовала требованиям МНГП № 42, судом отклоняется, поскольку указанный нормативный правовой акт утратил силу в соответствии с постановлением Администрации г.Тобольска от 18.11.2014 № 77.
Исследовав материалы дела, суд считает, что оспариваемое решение соответствуют требованиям законодательства и не нарушают права заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. относятся на Общество (платежное поручение от 27.09.2016 № 149).
В отношении представленного в материалы дела платежного поручения от 29.08.2016 (л.д.8) на сумму 3000 руб. (без отметок банка о списании денежных средств) в судебном заседании представитель заявителя пояснил, что фактически оплата государственной пошлины на основании указанного платежного поручения не была произведена. Платежное поручение от 29.08.2016 с необходимыми отметками банка, подтверждающими списание денежных средств, представлено не будет. При указанных обстоятельствах основания для возврата государственной пошлины отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья Сидорова О.В.