ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-1095/2022 от 10.03.2022 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-1095/2022

17 марта 2022 года

резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2022 года

решение в полном объеме изготовлено 17 марта 2022 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

департамента имущественных отношений администрации города Тюмени (625000, Тюменская область,город Тюмень,улица Советская, дом 20, ИНН 7201000204,
ОГРН 1027200867231)

к управлению федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Холодильная, 58а, ИНН 7202081799,
ОГРН 1027200812308)

об оспаривании постановления № 072/04/7.32.4-653/2021 о назначении административного наказания от 22.12.2021,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью сетевая компания «Восток» (625030, Тюменская область, город Тюмень, улица Олега Кошевого, дом 26, офис 2, ИНН 7203304688, ОГРН 1147232006910),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя –  Галимуллин И.М., на основании доверенности от 31.12.2020;

от ответчика – Петелин А.Л., на основании доверенности от 10.01.2022;

от третьего лица – Бутаков Д.М., на основании доверенности от 09.02.2021,

установил:

Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени (далее – заявитель, Департамент, организатор аукциона) обратился в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Управление, ответчик) об оспаривании постановления № 072/04/7.32.4-653/2021 о назначении административного наказания от 22.12.2021.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью сетевая компания «Восток» (далее – ООО СК «Восток», Общество).

Представитель заявителя требования поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика против заявленных требований возражает по доводам, изложенным в  отзыве на заявление.  

Как следует из материалов дела, Управлением вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №072/04/7.32.4-653/2021 от 22.12.2021 о признании Департамента виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее – КоАП РФ) и назначении наказания в размере 30000 рублей.

Так, комиссией Управления по рассмотрению жалоб при проведении торгов по результатам рассмотрения жалобы ООО СК «Восток» на действия организатора торгов при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества, сообщение на сайте www.torgi.gov.ru№270721/0001663/02 было принято решение по делу №072/10/18.1-119/2021 от 23.09.2021, согласно которому в действиях Департамента Управлением были установлены нарушения пп. 1 пункта 24, пп. «а» п. 121 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Приказ ФАС №67), пункта 8 документации об аукционе, выразившееся в неправомерном отклонении заявки ООО СК «Восток» от участия в аукционе, и в целях устранения выявленных нарушений Департаменту предписано устранить выявленные нарушения.

Департамент полагает оспариваемое постановление незаконным в связи со следующим.

В соответствии с Приказом ФАС № 67, установлены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила).

Пунктом 120 Правил установлено, что заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.

Организатором аукциона № 44/21-оа, приказом от 15.07.2021 № 3960 была утверждена форма заявки на участие в аукционе № 44/21-оа, являющаяся приложением №1 к документации об аукционе.

Форма заявки на участие в аукционе № 44/21-оа была размещена в открытом доступе на: официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» https://torgi.gov.ru, а также на электронной торговой площадке АО «Российский аукционный дом» www.lot-online.ru., раздел: Приватизация/Аренда, перейти к торгам. Приватизация/Аренда. Торги, совместно с извещением о проведении открытого аукциона № 44/21-оа на право заключения договоров аренды муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 130 Правил, заявки на участие в аукционе на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 18 Правил, рассматриваются аукционной комиссией.

Пунктом 14 Правил установлено, что аукционной комиссией осуществляются следующие функции:рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона;ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, протокола аукциона, протокола об отказе от заключения договора, протокола об отстранении заявителя или участника аукциона от участия в аукционе.

В целях рассмотрения заявок на участие в аукционах приказом Департамента от 05.04.2010 № 304 «О комиссии по проведению аукционов на право заключения договоров аренды муниципального имущества» (в ред. от 02.09.2021) (далее - Приказ о комиссии) утвержден состав аукционной комиссии.

В соответствии с Приказом о комиссии, заявки на участие в аукционе № 44/21-оа рассмотрены аукционной комиссией на предмет соответствия требованиям, установленным организатором аукциона, и утвержденным приказом Департамента от 15.07.2021 № 3960.

Для участия в аукционе № 44/21-оа было подано 2 заявки: ООО СК «Восток», и АО «СУЭНКО».

В соответствии с пунктом 24 Правил заявитель не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе, в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе.

В ходе рассмотрения заявок на участие в аукционе № 44/21-оа, аукционной комиссией установлено, что:форма заявки 000 СК «Восток» на участие в аукционе № 44/21-оа не соответствовала требованиям документации об аукционе;форма заявки АО «СУЭНКО» на участие в аукционе № 44/21-оа соответствовала требованиям документации об аукционе.

АО «СУЭНКО» при подаче заявки на участие в аукционе № 44/21-оа использовало форму заявки, утвержденную и размещенную на вышеуказанных официальных сайтах.

ООО СК «Восток» при подаче заявки на участие в аукционе № 44/21-оа использовало иную форму, не утвержденную организатором аукциона.

Таким образом, по убеждению заявителя, аукционная комиссия, руководствуясь пунктом 133 Правил, была обязана принять решение об отказе в допуске заявителя к участию в аукционе № 44/21-оа, форма заявки которого не соответствовала требованиям документации об аукционе.

По мнению заявителя, допуск ООО СК «Восток» к участию в аукционе № 44/21-оа и признание участником аукциона № 44/21-оа, в условиях несоответствия заявки ООО СК «Восток» требованиям аукционной документации являлся прямым нарушением принципов защиты конкуренции (основанных, в том числе, на установлении единых требований к участникам торгов), игнорированием аукционной комиссией требований Правил, в части порядка рассмотрения заявок на участие в аукционе, а также повлек создание преимущественных условий для ООО СК «Восток» перед другими заявителями, добросовестно заполнившими заявку на участие в аукционе.

Таким образом, аукционная комиссия, установив несоответствие заявки ООО СК «Восток» требованиям документации об аукционе, по мнению заявителя, правомерно отказала в допуске к участию в конкурсе.

Заявитель, полагая оспариваемое  постановление незаконным и необоснованным, в защиту своих прав и законных интересов обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, пояснения сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного зна­чения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение иму­ществом, находящимся в муниципальной собственности района.

Пунктом 2 статьи 51 Закона №131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государ­ственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Рос­сийской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образо­ваний, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) заключение до­говоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, можетбыть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, указанных в пп. 1 - 16 части 1 данной статьи.

В свою очередь, частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что тор­ги на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, до­говоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муници­пального имущества проводятся в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом ФАС № 67.

Департаментом было принято решение о проведении открытого аукциона №44/21-оа на право заключения договора аренды муниципального имущества в элек­тронной форме на электронной торговой площадке, была утверждена документа­ция об аукционе №44/21-оа (далее – документация).

Порядок проведения аукционов регламентирован главами XVI - XXIПравил (пункты 103-152).

В соответствии с пунктом 108 Правил, документация об аукционе разрабатывается организатором аукциона, специали­зированной организацией и утверждается организатором аукциона.

Документация об аукционе, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать в соответствии с пунктами 120 -122 Правил, требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструк­цию по ее заполнению (пп. 1 пункта 114 Правил).

В соответствии с пунктом 120 Правил, заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе, при этом пунктом 121 Правил определен перечень сведений, которые долж­ны содержаться в составе заявки на участие в аукционе. По смыслу пункта 122 Правил, указан­ный перечень является закрытым и организатору торгов не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 Правил.

Подпунктом 1 пункта 121 Правил установлено, что заявка на участие в аукционе должна содержать следующую информацию (исчерпывающий перечень): фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица),фа­милия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона (подпункт «а»); выписку из единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов изве­щения о проведении аукциона (подпункт «б»); документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (подпункт «в»); копии учредительных документов заявителя (подпункт «г»); решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения (подпункт «д»); заявление об отсутствии решения о ликвидации заявителя - юридического ли­ца, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического ли­ца, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производ­ства (подпункт «е»); при проведении аукциона в соответствии с постановлением №333 документ, содержащий сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (подпункт «ж»).

Таким образом, обязанность по указанию в заявке сведений электронном адресе участника аукциона Правила не содержат.

Согласно пункту 122 Правил, не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 Правил.

Требования к содержанию заявки на участие в Аукционе уста­новлены в пункте 8 документации. В форме заявки на участие в Аукционе (приложение №1 к Документации, далее - Форма заявки) имеется строка «адрес электронной почты».

Вместе с тем, в пункте 8 Документации, содержащем правила заполнения Формы заяв­ки, указано, что в графах Формы заявки заполняются: предмет договора, наименование заявителя, местонахождение юридического лица, место жительства индивидуального предпринимателя, почтовый адрес, контактный телефон, платежные реквизиты заявителя. В отношении заполнения графы «электронный адрес» документация указа­ний не содержит, следовательно, в данной части Форма заявки не соответствует требованиям, установленным как Правилами, так и организатором торгов.

Протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом Аукционе от 01.09.2021  (далее - Протокол) зафиксировано, что было подано две заявки ООО СК «Во­сток» и АО «Сибирско-Уральская энергетическая компания» (далее - АО «СУЭНКО»), из них заявка ООО СК «Восток» была отклонена по причине несоответствия пп.4 пункта 24 приложе­ния №1 к приказу ФАС №67, а именно, в связи с несоответствием заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота), а именно: не указан электронный адрес.

Согласно пункту 4.3 Протокола, организатором торгов было принято решение заклю­чить договор аренды по начальной цене с единственным участником - АО «СУЭНКО».

Как установлено материалами дела, в заявке ООО СК «Восток», составленной по Форме, не был указан электронный адрес.

Вместе с тем, ООО СК «Восток» в составе заявки, на фирменном бланке Общества предоставлена справка, подписанная ге­неральным директором Рожковым К.С., которая содержит, в том числе адреса элек­тронной почты:tp@ckvostok.com, info@kasenergy.ru.

Пунктом 5 документации установлено, что в случае, если заявителем указано на необходимость доставки ему копии аукционной документации посредством почтовой связи, отправка аукционной документации осуществляется организато­ром торгов в течение 2 рабочих дней с даты получения соответствующего заявле­ния, указанного в заявлении.

Как установлено пунктом 24 Правил, заявитель не допускается к участию в конкурсе или аук­ционе в случаях:непредставления документов, определенных пунктами 52 и 121 настоящих Правил, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям кон­курсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких за­явках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (под­пункт 4).

В соответствии с пунктом 26 Правил в случае установления факта недостоверности сведе­ний, содержащихся в документах, представленных заявителем или участником конкур­са или аукциона в соответствии с пунктами 52 и 121 настоящих Правил, конкурсная или аукционная комиссия обязана отстранить такого заявителя или участника конкурса или аук­циона от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения.

Так, в подпункте «а» пункта 121 Правил, а также в пункте 8 документации не со­держатся требования к участнику аукциона о предоставлении сведений об электрон­ном адресе, следовательно, не заполнение соответствующей графы Формы заявки не являет­ся основанием для отклонения заявки ООО СК «Восток».

Исходя из изложенного, и учитывая, что Правилами установлен исчерпывающий печень сведе­ний, которые участники представляют в составе заявки, неуказание именно в Форме заявки адреса электронной почты не может являться основанием для отклонения заявки Общества для участия в аук­ционе.

Таким образом, в действиях организатора торгов Управлением правомерно установлено нарушение положе­ний пп. 1 пункта 24, пп. «а» пункта 121 Правил, а также пункта 8 документации, выразившееся в неправо­мерном отклонении заявки ООО СК «Восток» от участия в аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, установлена административная ответственность.

Субъектом административного правонарушения являются юридическое лицо – Департамент.

Таким образом, рассматриваемые действия Департамента образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Вина Департамента подтверждается постановлением по делу №072/04/7.32.4-653/2021, предписанием по делу №072/10/18.1-119/2021 от 23.09.2021 и другими материалами дела.

Процессуальных нарушений, ущемляющих права Департамента, при производстве по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, является формальным и для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.

Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения Департаментом требований законодательства, в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено.

Должностное лицо, рассматривающее дело, обоснованно установило административное наказание в виде минимального размера административного штрафа в соответствии с санкцией части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ - 30000 рублей.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ). Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.

С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы заявления и отзывов на него по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что из материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого постановления положениям действующего законодательства, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления Управления требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов у суда не имеется, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 168-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

 Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления об оспаривании постановления управления федеральной антимонопольной службы по Тюменской области  № 072/04/7.32.4-653/2021 о назначении административного наказания от 22.12.2021 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней  со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Минеев О.А.