ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-11166/18 от 26.12.2018 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-11166/2018

07 января 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена 26.12.2018г.

Полный текст решения изготовлен 07.01.2019г.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Л.Е. Вебер рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Публичного акционерного общества «Ростелеком» к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области  о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 358 893 рублей 60 копеек,

Третьи лица: Государственное казенное учреждение Тюменской области Тюменская областная служба экстренного реагирования; Главное управление строительства Тюменской области; Департамент финансов Тюменской области; ГКУ Управление капитального строительства Тюменской области; Департамент имущественных отношений Тюменской области

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 по доверенности от 07.08.2018г.

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 08.10.2018г.;

от третьего лица: Служба экстр. Реагир.-ФИО3 по доверенности от 28.11.2017г.; ГУС- ФИО4 по доверенности от 25.04.2018г.; ДФ- ФИО5 по доверенности от 28.09.2018г., ФИО6 по доверенности от 14.08.2018г.;  УКС- ФИО7 по доверенности от  28.12.2017г.; ДИО- не явились, извещены;

установил:

 Заявлен иск публичным акционерным обществом «Ростелеком» к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области  о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 358 893 рублей 60 копеек.

Исковые требования со ссылками на ст. 1102, 1105,1107 ГК РФ мотивированы тем, что истцом оказаны услуги по хранению и размещению систем автоматизированного оповещения П-166 (КТС), принадлежащих ответчику, данные услуги последним не оплачены, в связи с чем возникло неосновательное обогащение на стороне ответчика.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Государственное казенное учреждение Тюменской области Тюменская областная служба экстренного реагирования; Главное управление строительства Тюменской области; Департамент финансов Тюменской области; ГКУ Управление капитального строительства Тюменской области; Департамент имущественных отношений Тюменской области.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования.

Ответчик возразил согласно отзыву и дополнению к отзыву  ( л.д. 105-106, т.2 л.д.1-4, т.3 л.д. 93), указав на то, что ГУ является федеральным органом исполнительной власти и финансируется из средств  федерального бюджета. Оборудование П-166 (КТС) приобретено в рамках государственного контракта № 278 от 18.09.2007г., оплачено из средств областного бюджета и является собственностью Тюменской области.

Третье лицо Государственное казенное учреждение Тюменской области Тюменская областная служба экстренного реагирования в отзыве на иск указало на то, что  распоряжением правительства Тюменской области № 1624-рп от 30.12.2016г. ГКУ ТО «ТОСЭР» наделено полномочиями, в т.ч. по поддержанию в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Распоряжением Правительства Тюменской области № 1339-рп от 08.11.2017г. внесено дополнение о наделении полномочиями по заключению договоров аренды нежилых помещений для размещения оборудования. Системы оповещения, расположенные по адресам, указанным в исковом заявлении, отсутствуют в перечне объектов на заключение договоров аренды(т.2 л.д.49-57).

Главное управление строительства Тюменской области представило отзыв на иск пояснив, что являлось государственным заказчиком, получателем денежных средств областного бюджета и осуществляло финансирование государственного контракта № 278, передало свои функции ответчику (Заказчику) в части приемки реконструированного объекта, ввода в эксплуатацию,  ведения бухгалтерского и оперативного учета,  осуществления расчетов,  контроль качества и объемов выполненных работ. В соответствии с договором  № 70/01 от 10.12.2008г. перемены лиц в обязательстве права ГУС были прекращены  (т.2 д.д.64, т.3 л.д.1).

ГКУ Управление капитального строительства Тюменской области в отзыве на иск изложило аналогичную ГУС правовую позицию. Дополнительно указало на то, что УКС , ГУ МЧС были подписаны акты от 26.12.2008г. о приемке-передаче оборудования в монтаж для последующего монтажа и установки, впоследствии принятые работы были оплачены, объект реконструкции в эксплуатацию не введен. Полномочия по обеспечению учета  имущества Тюменской области осуществляет Департамент имущественных отношений Тюменской области, принимает решение о закреплении  государственного имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными учреждениями, унитарными предприятиями Тюменской области. Спорное имущество за третьим лицом не закреплено.    (т.2 л.д. 105-109).

Согласно представленному отзыву Департамента финансов Тюменской области, спорное оборудование находится  на балансе ГУ МЧС, оснований для взыскания неосновательного обогащения за счет средств бюджета Тюменской области, по мнению Департамента, не имеется.(т.3 л.д.76).

Департамент имущественных отношений Тюменской области в отзыве на иск пояснил, что документы, необходимые для оформления права собственности Тюменской области на спорное оборудование,  в департамент не представлялись, документы о вводе в эксплуатацию после реконструкции системы оповещения также не направлялись, следовательно,  к бюджетному учету казны Тюменской области оборудование П-166 не принималось.

Исследовав материалы дела, оценив представленные  доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по нижеуказанным основаниям.

Как следует из искового заявления,  истцом произведена инвентаризация собственных объектов невидимости, в ходе которой выявлено оборудование – система автоматизированного оповещения П-166 по следующим адресам: телефонные станции: ЛТС-30 (Московский тракт 163/1). ЛТС-40 (Малыгина'58). АТС-47 (ФИО8 10/1). ПСК-254-256,259 (ФИО9 96); АТС-37 (Моторостроителей 8/1); ПСК-359, 391 (9 Мая 6/1), АТС-41 (50 лет Октября 78/2).Данное оборудование приобретенное ответчиком в рамках договора № 43 от 22.09.2005г., в эксплуатацию не введено, документы для оформления права  собственности Тюменской области в Департамент имущественных отношений не переданы, в связи с чем ответчик является владельцем спорного имущества и обязан нести беря расходов по его содержанию, в т.ч. по аренде. Дополнительным основанием исковых требований являлись существовавшие ранее арендные отношения между истцом и ответчиком по размещению аналогичного оборудования.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 года N 1544-р "Об обеспечении своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время" и приказа МЧС России от 10.10.2000 N 508 "Об утверждении программы реконструкции систем оповещения гражданской обороны на территории Российской Федерации", во исполнение постановления администрации Тюменской области от 07.06.2002 N 199 "О реконструкции территориальной системы оповещения гражданской обороны", заключения от 24.12.2003 N 351/02-А государственной вневедомственной экспертизы по рабочему проекту "Реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения (ТАСЦО) Тюменской области" Распоряжением Правительства Тюменской области от 20 июня 2005 г. N 254-рп утвержден Рабочий проект "Реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения Тюменской области". (т.3 л.д. 3).

Во исполнение вышеуказанных правовых актов Правительства РФ и Тюменской области между ГУ строительства Тюменской области, ГУ МЧС России по Тюменской области и ФГУП «Калужский завод телеграфной аппаратуры» заключен договор № 195 от 12.09.2005г.

В соответствии с п. 1.1. предметом настоящего договора является приобретение аппаратуры оповещения П-166 для территориальной автоматизированной системы  центрального оповещения (ТАСЦО) Тюменской области. Финансирование осуществляется из средств бюджета Тюменской области.(т.3 л.д.29-31).

22.09.2005г. между ГУ МЧС России по Тюменской области(Заказчик) и ФГУП «Калужский завод телеграфной аппаратуры»(Поставщик) заключен договор № 43 на поставку продукции (аппаратуры оповещения П-166 ).(т.3 л.д.21-28).

18.09.2007г. между Главным управлением строительства Тюменской области, «Государственный заказчик», Главным управлением МЧС России по Тюменской области «Заказчик и ООО «Омега-Групп» «Подрядчик» заключен государственный контракт № 278,  согласно которому «Государственный заказчик»  передает «Заказчику» исполнение функций

- государственного заказчика, Заказчик поручает Подрядчику осуществить приобретение, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы оборудования П-166 по объекту «Реконструкция территориальной системы централизованного оповещения Тюменской области» (далее - объект), предусмотренного распоряжением Правительства Тюменской области от 22.01.2007 № 20-рп «Об утверждении задания по капитальным вложениям и текущим расходам на 2007 год по областной целевой программе «Сотрудничество»» с последующими изменениями и дополнениями к нему.

В соответствии с п. 2.2.Государственный заказчик осуществляет финансирование предмета настоящего государственного контракта.

В соответствии с п.п. 3.1.5.- 3.4 Заказчик осуществляет комплекс работ по реконструкции, вводу в эксплуатацию, и передачу документов  в Департамент имущественных отношений для  оформления права собственности Тюменской области на долю вложенных средств с информированием об этом Государственного заказчика(л.д.108-118).

10.12.2008г. между Главным управлением строительства Тюменской области, Главным управлением МЧС России по Тюменской области и Государственным бюджетным учреждением Тюменской области «Управление капитального строительства» заключен договор № 726/08 пр перемены лица в обязательстве, согласно которому ГУС ТО уступает, а ГБУ ТО УКС принимает права обязанности по государственному контракту № 278 от 18.09.2007г.(л.д.120-121).

Как следует из пояснений ГБУ ТО УКС во исполнение государственного контракта были подписаны акты от 26.12.2008г. о приемке-передаче оборудования в монтаж № 1 (форма ОС-15) для последующего монтажа и установки, акты приемки выполненных работ от 30.12.2008г. формы КС-2 подписаны ГУ МЧС.

27.03.2009г. произведена оплата подрядчику ООО «Омега-Групп» в размере 52 719 913 рублей 47 копеек.(т.3 л.д.110-130).

Вместе с тем, дальнейший комплекс работ по реконструкции территориальной системы централизованного оповещения Тюменской области»,  по вводу в эксплуатацию, и по передаче документов  в Департамент имущественных отношений для  оформления права собственности Тюменской области, ГУ МЧС  произведен не был.

При исследовании вопроса относительно учета спорного имущества, представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что приобретенное в рамках государственного контракта  № 278 имущество П-166 по состоянию на 10.12.2018г. в сумме 53 981 469,92 в учете ГУ МЧС России по Тюменской области отражено по счету 106.31 как «Вложения в нефинансовые активы» По степени готовности - незавершенные капитальные вложения. В состав незаконченных капитальных вложений включены объём выполненных работ и стоимость поступившего оборудования, не требующие монтажа.(т.3 л.д.91-92).

Согласно отзыву Департамента имущественных отношений Тюменской области документы о вводе территориальной системы централизованного оповещения Тюменской области в эксплуатацию после реконструкции в Департамент не направлялись, соответственно к бюджетному учету казны Тюменской области ГКУ ТО «Фонд имущества Тюменской области» оборудование П-166 не принималось.

У ГКУ ТО «ФИТО» учитывается оборудование 5ф88, АДУ-ЦВ и Р413ДМ входящее в территориальную систему централизованного оповещения Тюменской области до реконструкции.

Денежные средства на размещение систем оповещения (до реконструкции) также выделяются из государственного бюджета Тюменской области.

Впоследствии, часть полномочий относительно информирования населения о чрезвычайных ситуациях перешло к ГКУ Тюменская областная служба экстренного реагирования.

Согласно Распоряжению Правительства Тюменской области № 1624-рп от 30.12.2016г. ГКУ ТО «ТОСЭР» наделено полномочиями, в т.ч. по поддержанию в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Распоряжением Правительства Тюменской области № 1339-рп от 08.11.2017г. внесено дополнение о наделении полномочиями по заключению договоров аренды нежилых помещений для размещения оборудования.

В приложении к данному распоряжению указан перечень адресов помещений, арендуемых под размещение оборудования системы оповещения.

Системы оповещения, расположенные по адресам, указанным в исковом заявлении, отсутствуют в перечне объектов на заключение договоров аренды(т.2 л.д.49-57).

Кроме того, как следует из пояснений сторон, спорное оборудование, расположенное в помещениях истца, не введено в эксплуатацию, не использовалось ответчиком ГУ МЧС для осуществления своих обязанностей по оповещению и информированию населения о чрезвычайных ситуациях, не передавалось и не размещалось на объектах истца. Каких либо документов, подтверждающих поставку спорного оборудования на объекты истца в материалы дела не представлено.

Поскольку спорное имущество П-166 не введено в эксплуатацию как единая территориальная система централизованного оповещения Тюменской области, денежные средства на ее содержание из государственного бюджета Тюменской области, как это было предусмотрено в Постановлениях Правительства Тюменской области, не выделялись, ответчик получателем таких средств не являлся.

Таким образом,  собственником оборудования П-166, приобретенного в рамках государственного контракта № 278 на средства, выделенные из государственного бюджета Тюменской области, ответчик не является, и как следствие не может нести бремя содержания и расходов на его размещение на объектах истца.

Доводы истца относительно возникновения у ответчика права собственности на спорное оборудование, равно как и обязательства по его содержанию противоречат статьям 210, 218 Гражданского кодекса Российский федерации.

По мнению суда,  ГУ МЧС является не надлежащим ответчиком в данном споре.

В соответствии со статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отказом в удовлетворении исковых требований, государственная пошлина относится на истца.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-171, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

 Судья

Вебер Л.Е.