ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-11211/10 от 27.01.2011 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Тюмень

03 февраля 2011 года

Дело №А70-11211/2010

Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2011 года

  Решение в полном объеме изготовлено 03 февраля 2011 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Тюменский аккумуляторный завод»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области

о признании незаконным и отмене постановления №9 от 20.10.2010 о привлечении к административной ответственности,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шафиковой Е.И.

при участии представителей:

от заявителя – Кононов П.В., паспорт 71 05 393763 от 02.03.2006, на основании доверенности от 01.11.2010; Пономарев В.А., паспорт 71 02 785026 от 28.01.2003, на основании доверенности от 01.12.2010 № юр-р-99;

от ответчика – Гулидова А.С., служебное удостоверение УР № 610032, на основании доверенности от 11.01.2010;

установил:

Открытое акционерное общество «Тюменский аккумуляторный завод» обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области о признании незаконным и отмене постановления №9 от 20.10.2010 о привлечении к административной ответственности,

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика требования не признал на основании изложенных в отзыве доводов.

Как следует из материалов дела, 07.10.2010 главным государственным налоговым инспектором Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области на основании поручения №08-45/07 от 21.09.2010 произведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов, полноты оприходования выручки, соблюдения условий работы с денежной наличностью при осуществлении хозяйственной деятельности Открытого акционерного общества «Тюменский аккумуляторный завод» за период с 24.10.2008 по 21.09.2010.

В ходе данной проверки выявлено неоприходование выручки в кассу предприятия, о чем составлен акт проверки правил использования контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки в кассу предприятия от 07.10.2010 №001322.

Повесткой №118 от 07.10.2010 законный представитель общества вызван 08.10.2010 в 10 часов 00 минут в инспекцию для составления протокола об административном правонарушении.

Повестка получена обществом 07.10.2010.

08.10.2010 в присутствии законного представителя общества старшим государственным налоговым инспектором составлен протокол №36 об административном правонарушении в отношении общества по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

20.10.2010 исполняющим обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении с учетом возражений общества от 19.10.2010 на акт проверки, вынесено постановление №9 о назначении обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей за совершение административного правонарушения по статье 15.1КоАП РФ - нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.

Общество с постановлением не согласно, считает, что выводы административного органа о нарушении обществом законодательства в области ведения кассовых операций необоснованны, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно оспариваемому постановлению при проверке административным органом установлен факт неоприходования заявителем наличности в центральную кассу предприятия.

А именно, в столовой, находящейся на территории завода по адресу: г.Тюмень, ул. Ямская 103 за оказанные услуги по питанию с 01.09.2010 по 21.09.2010 сумма неоприходования денежных средств составила 299,80 рублей.

При этом указанные суммы неоприходования сформировались за счет разницы между суммой выручки, полученной с применением в столовой контрольно кассовой техники (далее – КТТ) и выручкой, сданной в центральную кассу завода по приходным кассовым ордерам в этот же день и отраженной в кассе предприятия.

При реализации аккумуляторных батарей с трех ККТ, работающих вне места размещения центральной кассы в период с 01.09.2010 по 21.09.2010 сумма неоприходования в центральную кассу завода денежных средств составила 626095,02 рублей.

При этом указанные суммы неоприходования сформировались за счет разницы между суммой выручки, полученной с применением ККТ в передвижном пункте и выручкой, сданной в центральную кассу завода по приходным кассовым ордерам в этот же день. 01.09.2010, 02.09.2010, 04.09.2010, 07.09.2010, 08.09.2010, 11.09.2010, 14.09.2010, 16.09.2010, 17.03.2009, 18.09.2010 и 21.09.2010 выручка, полученная с применением ККТ в центральную кассу организации не сдавалась.

Как следует из оспариваемого постановления, административный орган полагает, что выявленные факты свидетельствуют о нарушении пунктов 3,13,22 и 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18 из которых следует, что денежная наличность должна быть оприходована в день ее поступления.

Общество считает, что указанная административным органом наличность является установленным организацией и согласованным с банком лимитом денежных средств в кассе предприятия. Общество также считает необоснованным вывод административного органа о ежедневном оприходовании наличности в центральную кассу предприятия, поскольку при этом не учтена специфика хозяйственной деятельности общества, нахождение структурных подразделений завода вне места нахождения центральной кассы предприятия, различные режимы их работы.

Факт неоприходования денежной наличности в день ее поступления является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации к которым относятся (пункту 1.1) N N КО-1 "Приходный кассовый ордер", КО-2 "Расходный кассовый ордер", КО-3 "Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов", КО-4 "Кассовая книга", КО-5 "Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств".

Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н утвержден План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Как следует из данного нормативного правового документа Счет 50 "Касса" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации.

Согласно статье 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определение порядка ведения кассовых операций отнесено к компетенции Банка России.

В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. В силу пункта 22 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Пунктом 13 названного документа установлено, что прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.

Кроме того, пункт 12 Порядка предусматривает, что кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Пунктом 24 Порядка предусмотрена обязанность кассира ежедневно в конце рабочего дня подсчитать полученную за день выручку, вывести остаток денег в кассе на следующее число и передать в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Суд считает правильным вывод административного органа о том, что изложенные пункты Порядка ведения кассовых операций административный органом определяют, что оприходование в кассу поступивших денежных средств должно осуществляться предприятием ежедневно при надлежащем документальном оформлении каждой операции первичными документами бухгалтерского учета.

Кроме того, в соответствии с пунктами 6,7,9 и 11 Методических рекомендациях по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно - кассовых машин, утвержденных письмом ЦБ РФ от 18.08.1993 N 51 (вместе с Методическими рекомендациями, утв. Госналогслужбой РФ N ВЗ-6-13/272, ЦБ РФ N 51 от 18.08.1993) предприятия, осуществляющие расчеты с покупателями с использованием контрольно-кассовых машин, ведут для учета поступающей выручки книгу кассира-операциониста.

В книге кассира-операциониста в обязательном порядке указываются показания счетчика кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки. Записи в книге производятся в хронологическом порядке

На предприятиях, где имеется несколько контрольно-кассовых машин, на каждую из них должна быть заведена отдельная книга кассира-операциониста.

По окончании работы предприятия или по прибытию инкассатора банка, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир обязан:

- подготовить денежную выручку и другие платежные документы;

- составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру

По показаниям секционных счетчиков (регистров) контрольно-кассовых машин на начало и конец дня определяется сумма выручки, которая должна соответствовать показаниям всех денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте и совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру (или уложенной в инкассаторскую сумку).

После снятия показаний счетчиков (регистров), либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира-операциониста.

В соответствии с установленным Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации в кассовой книге делается запись о фактической сумме выручки по предприятию.

Из положений указанных норм следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу всех поступивших денежных средств с оформлением данных операций первичными бухгалтерскими документами. При этом под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежных средств в кассовой книге предприятия.

Несоответствие показаний контрольно-кассовой техники и кассовой книги организации является одним из доказательств такого неоприходования (неполного оприходования).

Неотражение в данном случае в кассовой книге денежной наличности поступившей в соответствии с показаниями ККТ в полном объеме, является ее неоприходованием в кассу.

Действующим законодательством не установлена зависимость соблюдения порядка оформления обращения в организации наличных денежных средств от учетной политики данной организации и установленного ею порядка оприходования денежной наличности.

Из материалов дела следует, что поступившая за день выручка по ККТ занесена в журнал кассира-операциониста, между тем по приходному кассовому ордеру выручка передана в центральную кассу завода, а затем отражена в кассовой книге по счету 50 не в полном объеме. Выручка, поступившая в передвижном пункте приема отработанных батарей за реализованные аккумуляторы в проверенный период была сдана лишь 06.09.2010 в размере 75778,42 из 81209,37 рублей полученной выручки в этот день и 10.09.2010 в размере 61378,29 рублей из 82281,40 рублей выручки полученной в этот день. В остальные дни работы передвижного пункта полученная выручка в кассе не отражена.

Факт невнесения записей о полученной выручке в кассовую книгу предприятия установлен судом и не оспаривается обществом.

Общество указывает, что неоприходованные денежные средства являются допустимым лимитом, который утвержден приказом руководителя предприятия и согласован с уполномоченным банком, при этом общество ссылается на то, что общество вправе иметь лимиты денежные средств, в том числе для разменной монеты следующего дня в соответствии с Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным приказом ЦБ РФ от 05.01.1998 N 14-П.

Положение №14-п в пункте 2.2 и 2.4 предусматривает, что наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств: - для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;

- для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - на следующий день;

- для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько дней.

Согласно пункту 2.5 Положения №14-п в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично - денежные расчеты.

По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично - денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

В соответствии с пунктом 2.6 Положения №14-П предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.

Приказом руководителя общества от 12.03.2009 №250 установлен лимит ежедневного кассового остатка для операционных ККТ участка №170 в размере 120 000 рублей на каждую машину.

Приказом руководителя общества от 03.10.2008 №958 установлен лимит разменной монету для работы столовой в сумме 200 рублей.

Расчетом Калининского филиала «Запсибкомбанк» ОАО обществу установлен лимит остатка кассы по предприятию и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу на 2010 год (л.д.31 том 1). Данным расчетом предусмотрена ежедневная сдача выручки при образовании сверхлимитного остатка.

Таким образом, несмотря на указанные обществом специфические обстоятельства осуществления хозяйственной деятельности уполномоченным банком определена ежедневная сдача выручки сверх установленного по предприятию лимита.

Кроме того, объективная сторона административного правонарушения по статье 15. 1 КоАП РФ - «неоприходование денежной наличности в кассу предприятия» заключается не в нарушении порядка сдачи сверхлимитных остатков организации в уполномоченный банк, а в не отражении в нарушении Правил ведения кассовых операций всей поступившей выручки по всем структурным подразделениям в кассе предприятия.

Правилами №14-п не предусмотрено исключение из правил оприходования денежной выручки в кассовую книгу, предусмотренных Правилами ведения кассовых операций.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения Обществом порядка ведения кассовых операций в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Доводы общества о невозможности обеспечить сдачу выручки в день ее получения в связи с распорядком работы структурных подразделений и кассы предприятия, судом отклоняются.

Каких-либо исключений из правил, устанавливающих процедуру оприходования денежной выручки в кассу в случае наличия у организации структурных подразделений, нормативными актами не предусмотрено.

Кроме того, в письме ЦБ РФ от 11.12.2008 №29-1-1-11/7735 по вопросу ведения кассовой книги организациями, имеющими в своем составе обособленные структурные подразделения, разъяснено, что обособленные структурные подразделения организации, расположенные вне места ее нахождения, ведут в двух экземплярах отчет кассира, содержащий все реквизиты кассовой книги. Первый экземпляр отчета кассира остается в обособленном подразделении. Второй экземпляр отчета кассира вместе с прилагаемыми к нему кассовыми и подтверждающими документами передается в организацию. При этом передача отчета кассира в организацию может осуществляться в электронном виде в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В этом случае передача отчета кассира на бумажном носителе с прилагаемыми кассовыми и подтверждающими документами осуществляется в соответствии с утвержденными в организации правилами документооборота.

В организации на итоговые суммы наличных денег, содержащиеся во втором экземпляре отчета кассира обособленного подразделения, оформляются приходный и расходный кассовые ордера и производятся записи в кассовой книге.

Изложенное свидетельствует об отсутствии непреодолимых, независящих от общества препятствий по выполнению требования о полном оприходовании всей денежной наличности, поступившей на предприятие и в его структурных подразделениях.

Доказательств того, что общество принимало меры для выполнения требования законодательства не представлено.

Доводы общества со ссылкой на проверку уполномоченным банком соблюдения порядка работы с денежной наличностью судом также не принимается, поскольку выполнение обязанности по оприходованию денежной наличности в установленном порядке не может быть поставлено в зависимость от проведения банком проверки. Законодательно каких-либо оснований, допускающих возможность неведения кассовой книги, не предусмотрено.

Таким образом, суд считает, что административным орган по результатам проведения проверки пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.

В соответствии со статьей 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Право налоговых органов осуществлять контроль за полнотой учета выручки предусмотрено статьей 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, оспариваемое постановление принято в компетенции уполномоченного государственного органа.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено. Указание в оспариваемом постановлении общепринятого сокращенного наименования Кодекса РФ об административных правонарушенияхКоАП РФ, равно как и уничижающие, по мнению заявителя, презумпцию невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности наименования граф бланка протокола об административном правонарушении, такими нарушениями не являются.

Срок привлечения к административной ответственности предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ соблюден.

На основании изложенного, требования заявителя о признании незаконным постановления, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 168-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований о признании незаконным и об отмене постановления  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области №9 от 20.10.2010 по делу об административном правонарушении отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.