ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-11243/20 от 07.09.2020 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-11243/2020

14 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения оглашена 07 сентября 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 14 сентября 2020 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Соловьева К.Л., рассмотрев исковое заявление Первого заместителя прокурора Тюменской области в интересах публично-правового образования Тюменского муниципального района в лице Администрации Тюменского муниципального района к Муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика Тюменского района» (ОГРН <***>, ИНН <***>), индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о признании муниципального контракта от 20.03.2020 №008-ЗК/20 недействительным,

при ведении протокола судебного заседания ФИО2

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО3 – на основании служебного удостоверения,

от ответчиков: ФИО4, ФИО5 – на основании доверенности, ФИО1, личность удостоверена паспортом РФ,

установил:

Первый заместитель прокурора Тюменской области обратился в арбитражный суд Тюменской области с иском в интересах публично-правового образования Тюменского муниципального района в лице Администрации Тюменского муниципального района к Муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика Тюменского района» (далее – МКУ «Служба заказчика Тюменского района»), индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1) о признании муниципального контракта от 20.03.2020 №008-ЗК/20 недействительным.

Исковые требования со ссылками на статьи 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) мотивированы нарушением Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Ответчики с требованиями иска не согласны, считают, что вопросы организации похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению направлены на удовлетворение муниципальных нужд и могут осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным Законом от 05.04.2013 №44-ФЗ, в связи с этим, был проведен запрос котировок, по итогам которого заключен оспариваемый муниципальный контракт с ФИО1

Таким образом, как утверждают ответчики, Положения Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» допускают возможность осуществления деятельности по предоставлению услуг по погребению организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела.

Кроме того, по их мнению, создание отдельной специализированной похоронной службы в муниципальном районе экономически нецелесообразно.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы иска и отзыва на него.

Согласно статье 137 АПК РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с АПК РФ требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

На основании изложенного, учитывая отсутствие возражений сторон, суд завершил предварительное судебное заседание и продолжил рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения Прокуратурой Тюменского района проверки установлено, что в соответствии с положениями ч.4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 49 Устава муниципального образования Тюменский муниципальный район, принятым решением Думы Тюменского муниципального района от 29.03.2013 № 390, на основании соглашений, заключенных между главой Тюменского муниципального района и 20-ю главами сельских поселений, входящих в состав Тюменского муниципального района, полномочия по организации ритуальных услуг на территории Тюменского муниципального района переданы администрации Тюменского муниципального района.

В свою очередь, Администрацией постановлением от 11.05.2018 № 62 утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, находящихся в собственности Тюменского муниципального района, и межпоселенческих мест захоронения на территории Тюменского муниципального района.

Приказом заместителя главы района, директора департамента градостроительства, имущественных отношений и жилищно-коммунального хозяйства Администрации от 24.04.2018 №831/18-ДГИЖКХ «О внесении изменений в Устав муниципального казенного учреждения «Служба заказчика Тюменского района» в Устав МКУ «Служба заказчика Тюменского района» внесены изменения, согласно которым организация ритуальных услуг и содержание захоронений, находящихся в собственности Тюменского муниципального района, и межпоселенческих мест захоронения на территории Тюменского муниципального района, а также выполнение функций специализированной службы по вопросам похоронного дела по погребению умерших (погибших), по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению в соответствии с Федеральным законом №8-ФЗ возложены на МКУ «Служба заказчика Тюменского района».

Согласно информации Администрации от 01.06.2020 № 05005/02-02 решением Думы Тюменского муниципального района от 31.01.2020 № 558 «О внесении изменений в бюджет муниципального образования Тюменский муниципальный район на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годы» предусмотрены расходы в сумме 197,020 тыс. рублей в смете МКУ «Служба заказчика Тюменского района».

20.03.2020 между МКУ «Служба заказчика Тюменского района» и ИП ФИО1, по результатам конкурсных процедур заключен муниципальный контракт № 008-ЗК/20, которым полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела переданы ИП ФИО1 Срок действия Контракта по 20.12.2020.

Согласно пункту 1.1 контракта, ИП ФИО1 обязуется оказать гарантированный перечень услуг по погребению умерших по обращению заявителей в соответствии с разделом 3 контракта, описанием объекта закупки - Спецификацией (Приложение №1), а муниципальный заказчик обязуется принять результат оказанных услуг и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

Таким образом, как утверждает истец, МКУ «Служба заказчика Тюменского района» возлагая на индивидуального предпринимателя обязанности по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению умерших, фактически наделяет его статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, тогда как учреждение не наделено правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, в том числе, посредством заключения контракта с соблюдением конкурентных процедур, у него нет права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).

С учетом изложенного, истец просит суд признать недействительным указанный контракт.

Рассмотрев указанные доводы сторон, суд отмечает следующее.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами государственной власти, их должностными лицами, а также за соответствие законам издаваемых ими правовыми актами.

Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 прокуратуре рекомендовано осуществлять строгий контроль за исполнением положений Федерального закона № 8-ФЗ, касающихся предоставления специализированными службами по вопросам похоронного дела безвозмездных услуг по погребению умерших.

В соответствии со ст. ст. 27 и 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется предусмотренными данным Кодексом способами, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

В силу положений ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с п. 1, 2 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).

В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Как установлено судом, Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон № 8-ФЗ) установлен гарантированный перечень услуг, оказываемых на безвозмездной основе супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 8-ФЗ данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. В соответствии с частью 3 данной нормы стоимость услуг возмещается специализированной службе из средств соответствующего бюджета.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона № 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Исходя из анализа указанных норм, специализированная служба оказывает населению на безвозмездной основе гарантированный перечень услуг, стоимость которых возмещается из бюджетных средств.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В силу с части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Предметом регулирования ст. 25 Закона № 8-ФЗ является организация похоронного дела, в соответствии с которой организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно ст. 29 Закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

Указание в ч. 1 ст. 29 Закона № 8-ФЗ на то, что органы местного самоуправления создают специализированные службы, означает, что органы местного самоуправления являются учредителями таких служб.

Таким образом, из указанных норм права следует, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям без участия в них местного самоуправления или индивидуальным предпринимателям, так как закон об организации местного самоуправления не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).

Присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, в том числе определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.

Правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям путем заключения договора на оказание услуг, органы местного самоуправления не наделены, так как Закон № 131-ФЗ не предоставляет им право делегировать сторонним организациям полномочия, которые отнесены законом к полномочиям организаций, создаваемых органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).

В данном случае, спорным контрактом на ИП ФИО1 возложены функции специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Заключение соглашения с ИП ФИО1 и передача ему функций специализированной службы не является созданием муниципального учреждения или предприятия и противоречит ст. 25, 29 Закона № 8-ФЗ.

В соответствии со ст. 26 Закона № 8-ФЗ финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со ст. 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.

В целях выполнения закона № 8-ФЗ издан Указ Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», пунктом первым которого установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст. 9 указанного Закона, и не имеют оснований для отказа в предоставлении данных услуг.

Пунктом 2 Указа предусмотрена обязанность, в том числе, и органов местного самоуправления, по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг, предусмотренных п. 1 Указа.

В ч. 3 ст. 9 Закона № 8-ФЗ также закреплено, что средства, потраченные специализированной службой на оказание ритуальных услуг, входящих в гарантированный перечень, возмещаются специализированной организации за счет соответствующих бюджетов (федерального, бюджета субъекта Российской Федерации, Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ).

Из буквального толкования указанных норм следует, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Наделение же в данном случае предпринимателя статусом и полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит действующему законодательству, нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной, в установленном порядке органом местного самоуправления, специализированной службы.

Выводы о недопустимости наделения коммерческой организации статусом специализированной службы также подтверждаются судебной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2011 №17206/10 по делу №А76-6041/2010-35-192, определение ВАС РФ от 18.12.2012 №ВАС-16422/2012, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2018 №15АП-4770/2018 по делу №А01-2619/2017, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.08.2016 №Ф03-3775/2016 по делу №А73-18319/2015, Определение Верховного Суда РФ от 02.11.2017), которая учтена судом в целях формирования принципа единообразия судебной практики.

Довод ответчиков о законности проведения запроса котировок, предметом которого являлся выбор специализированной службы по вопросам похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению, признан судом несостоятельным, в виду следующего.

Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, однако, в данном случае, речь идет не о закупке услуг, а о наделении организации статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, что не является закупкой в понимании указанного Федерального закона.

Относительно довода ответчиков об экономической нецелесообразности затрат на создание специализированной службы по погребению, суд отмечает, что полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела Администрацией Тюменского муниципального района наделено МКУ «Служба заказчика Тюменского района», которому должны возмещаться денежные средства за счет соответствующих бюджетов (федерального, бюджета субъекта Российской Федерации, Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ).

Таким образом, оценив в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать недействительным муниципальный контракт от 20.03.2020 года № 008-ЗК/20, заключенный между Муниципальным казенным учреждением «Служба заказчика Тюменского района» и индивидуальным предпринимателем ФИО1.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Тюменской области.

                Судья

Соловьев К.Л.