АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-11280/2020 |
15 октября 2020 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Макарова С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени
к ООО УК «Евросервис»
об обязании выполнить мероприятия дорожной карты в целях ликвидации вероятной чрезвычайной ситуации
Третьи лица: ООО «Гидротех», ООО ТСК «Сервис»
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 – доверенность от 25.12.2019 года
от ответчика: ФИО2 – директор – выписка от 16.09.2020 года, ФИО3 – доверенность от 03.08.2020 года
от ООО «Гидротех»: ФИО4 – доверенность от 06.10.2020 года
от ООО ТСК «Сервис»: ФИО5 – доверенность от 03.08.2020 года
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ – л.д.67) к ООО УК «Евросервис» об обязании исполнить мероприятия дорожной карты, утвержденной решением КЧС № 4/5 от 02.03.2017 года по инструментальному обследованию, восстановлению проектных условий эксплуатации несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома 1а по ул. Ставропольской в г. Тюмени путем передачи департаменту городского хозяйства Администрации города Тюмени документов, подтверждающих исполнение мероприятий по капитальному ремонту по первому этапу работ: «Устройство отсечной гидроизоляции цоколя», а именно:
- договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту спорного многоквартирного дома, заключенный с подрядной организацией, имеющей членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- акты о приемке выполненных работ (по форме КС-2);
- справки о стоимости выполненных работ (по форме КС-3);
- акты приемки в эксплуатацию законченных работ по ремонту многоквартирного дома;
- положительное заключение, выданное МКУ «СТК», о соответствии видов и объемов фактически выполненных работ по ремонту объекта субсидирования видам и объемам работ, указанным в проектной документации, актах о приемке выполненных работ (по форме КС-2), справке о стоимости выполненных работ (по форме КС-3) и в исполнительной документации,
в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента вступления в силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем что ответчик, в нарушение решения КЧС № 4/5 от 02.03.2017 года, не выполняет мероприятия дорожной карты по капитальному ремонту по первому этапу работ: «Устройство отсечной гидроизоляции цоколя».
Ответчик против иска возражает по основаниям изложенным в отзыве на иск. Так же просил о привлечении в качестве соответчиков – ООО «Гидротех» и ООО «ТСК «Сервис» с согласия Истца.
В соответствии со ст. 46 АПК РФ при невозможности рассмотрения дела без участия другого лица в качестве ответчика арбитражный суд первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон или с согласия истца.
Истец возражает против привлечения соответчиков, что отражено в протоколе судебного заседания от 23 октября 2020 года (л.д.127). Судом, исходя их позиции истца, отказано в привлечении соответчиками в деле ООО «Гидротех», ООО «ТСК «Сервис». Указанные лица участвуют в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.
В судебном заседании 15.10.2020 года судом повторно было поставлено на обсуждение ходатайство ответчика о привлечении ООО «Гидротех», ООО «ТСК «Сервис» соответчиками.
Ответчик – ООО УК «Евросервис» пояснил суду, что с учетом ранее представленных уточнений иска, он не поддерживает свое ходатайство.
При изложенных обстоятельствах суд рассматривает дело по иску к одному ответчику – ООО «УК «Евросервис».
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что представленные сторонами доказательства указывают на следующие обстоятельства:
ООО «УК «Спектр-М» (в настоящее время - ООО «УК «Евросервис» - л.д.31), с 1 декабря 2015 года, в качестве управляющей компании осуществляло управление жилым № 1а по ул. Ставропольской в городе Тюмени (л.д.16-24).
В настоящее время ООО УК «Евросервис» не является управляющей организацией в отношении указанного жилого дома.
3 февраля 2017 года оперативная группа Департамента безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени в ходе выезда по адресу: <...> установила и зафиксировала актом (л.д.25) многочисленные трещины в кирпичной кладке на левой торцевой наружной стене здания. Частично разрушены опоры бетонных балок над окнами 2 и 4 этажей, имеется частичный перекос оконных блоков. Вывод оперативной группы: в целях технического состояния жилого дома необходимо провести работы по его обследованию.
Решением № 3/2 от 07.02.2017 года комиссии Администрации города Тюмени по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (л.д.26), на основании акта от 03.02.2017 года, выезда оперативной группы Департамента безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени по адресу: <...>, установлена зона вероятной чрезвычайной ситуации в границах жилого дома.
Департаменту безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени предписано совместно с ООО УК «Спектр-М» в срок до 01.03.2017 года организовать информирование жильцов дома, проживающих в доме, об установлении зоны вероятной чрезвычайной ситуации, а собственников жилых помещений, не проживающих в данном доме, в течение 5-ти дней с момента получения информации от департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени.
ООО УК «Спектр-М» рекомендовано совместно с департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени в срок до 13.02.2017 года разработать план мероприятий (дорожную карту) по инструментальному обследованию, восстановлению проектных условий эксплуатации несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома № 1а по ул. Ставропольской и предоставить на утверждение в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Тюмени. При разработке проектных решений отразить технологии производства работ, наличие/отсутствие необходимости временного отселения жильцов на период проведения работ.
Решением № 4/5 от 02.03.2017 года комиссии Администрации города Тюмени по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (л.д.27) утверждена дорожная карта по инструментальному обследованию, восстановлению проектных условий эксплуатации несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома № 1а по ул. Ставропольской. Рекомендовано ООО УК «Спектр-М» организовать выполнение мероприятий карты в установленные сроки в рамках своей компетенции.
Дорожная карта (л.д.28) предполагает выполнение следующих мероприятий.
№ | Мероприятие | Ответственные | Срок выполнения работ: начала - окончания | Контрольное событие | Ожидаемый эффект от реализации мероприятия |
1 | Информирование жильцов МКД об установлении зоны вероятной чрезвычайной ситуации | Департамент безопасности жизнедеятельности, ООО УК «Спектр-М» | Жильцов, проживающих в МКД до 01.03.20217 года. Жильцов, не проживающих в МКД в течение 5 дней с момента получения информации от департамента имущественных отношений | Проведение организационного собрания по данному вопросу. | Реализация мероприятий по усилению строительных конструкций МКД |
2 | Принятие мер по обеспечению безопасности жителей МКД | ООО УК «Спектр-М» | Постоянно | Направление информации (в срок до 25 числа, ежемесячно) в департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени. | Обеспечение безопасности жителей МКД |
3 | Установка и обеспечение систематического наблюдения за контрольными маяками | ООО УК «Спектр-М» | установка-07.02.2017 наблюдение-ежедневно | Предоставление информации о состоянии мест установки маяков в департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени (ежедневно) | Контроль за техническим состояние строительных конструкций МКД |
4 | Определение источника финансирования на оказание услуг по инструментальному обследованию строительных конструкций МКД, проведение проектных работ по усилению конструктивных элементов/капитальному ремонту МКД, проведение работ по усилению конструктивных элементов/ капитальному ремонту МКД | Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени | 07-02-2017-15.11.2017 | Обеспечение внесения изменений в сводную бюджетную роспись | Направление ООО УК «Спект-М» предложения о предоставлении субсидии на капитальный ремонт МКД. |
5 | Проведение инструментального обследования строительных конструкций МКД | ООО УК «Спектр-М» | в сроки, установленные договором (не позднее 15.05.2017) | Проведение инструментального обследования строительных конструкций МКД с привлечением специализированной организации с целью разработки проектно – сметной документации для проведения работ по усилению конструктивных элементов / капитальному ремонту МКД | Принятие решения по усилению конструктивных элементов / капитальному ремонту МКД на основании проведенного инструментального обследования специализированной организацией. |
6 | Проведение проектных работ по усилению конструктивных элементов/капитальному ремонту МКД. | ООО «УК «Спектр-М» | в сроки, установленные договором, после выполнения п.5 (не позднее 30.06.2017) | Разработка проектно – сметной документации на усиление конструктивных элементом/капитальному ремонту МКД. | Подготовка плана работ по усилению конструктивных элементов/капитальному ремонту МКД на основании проектно – сметной документации, разработанной проектной организацией. |
7 | Проведение работ по усилению конструктивных элементов/капитальному ремонту МКД | ООО УК «Спектр-М» | в сроки, установленные договором, после выполнения п.6 (не позднее 30.10.2017) | Проведение подрядной организацией работ по усилению конструктивных элементов/капитальному ремонту МКД | Обеспечение безопасности проживания жителей МКД |
8 | Принятие решения об отмене зоны вероятной чрезвычайной ситуации | Департамент безопасности жизнедеятельности, департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени | После исполнения пунктов 5,6,7 | Подготовка предложений об отмене зоны вероятной чрезвычайной ситуации | Безопасное проживание жителей МКД до момента расселения. |
9 | Предоставление субсидии на капитальный ремонт МКД | ООО УК «Спектр-М», Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени, МКУ «Служба технического контроля» | После исполнения пунктов 5,6,7 ( в течение 14 дней со дня направления актов оказанных услуг/выполненных работ, не позднее 15.11.2017 года) | Предоставление ООО УК «Спектр-М» субсидии на возмещение понесенных затрат | Финансирование проведения работ по усилению строительных конструкций МКД |
14 июня 2018 года ООО УК «Евросервис» (заказчик) заключило с ООО «ТСК «Сервис» (подрядчик) договор подряда (л.д.32) на выполнение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>. Стоимость в соответствии со сметной документацией (л.д.35) поручаемых подрядчику работ составила 20 879 660 рублей.
В эту же дату, т.е. 14 июня 2018 года ООО ТСК «Сервис» (подрядчик) заключило с ООО «Гидротех» договор подряда (л.д.140) на выполнение своими силами и средствами работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> согласно проекта 16-П/17/-АС, в соответствии со сметным расчетом на общую сумму 20 879 660 рублей.
28.12.2018 года ООО «ТСК Сервис» (цедент) подписало с ООО «Гидротех» (цессинарий) договор (л.д.143) уступки права требования (цессии) в пункте 1.1 которого изложено, что цедент уступает, а цессионарий принимает право требования к ООО УК «Евросервис» по заключенному должником в цедентом договору подряда от 14.06.2018 года на выполнение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул. Ставропольская д.1А.
12.10.2018 года ООО «ТСК «Сервис» направило ООО УК «Евросервис» письмо № 15 (л.д.76) о приостановке работ по договору подряда, в связи с необходимостью внесения дополнений, неучтенных работ в проектно – сметную документацию.
24.12.2018 года между ООО УК «Евросервис» и ООО «Гидротех» подписан акт по форме КС-2 и справка по форме КС-3 к договору от 14.06.2018 года о выполнении работ на сумму 4 460 158 рублей 10 копеек ( л.д.144-145).
25.12.2018 года ООО УК «Евросервис» (заказчик) заключило (л.д.37-38) с ООО «ТСК «Сервис» (подрядчик) дополнительное соглашение № 1 к договору от 14 июля 2018 года о внесении изменений. Подписан календарный график – Приложение № 1 (л.д.38).
14.07.2020 года ООО ТСК «Сервис» направило ООО УК «Евросервис» письмо № 34 (л.д.84) с приложением документов по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> в том числе акт о приемке выполненных работ №1 от 15.07.2018 года на сумму 4 014 008 рублей 36 копеек, справка о стоимости выполненных работна сумму 4 014 008 рублей 36 копеек, акт о приемке передаче результата выполненных работ, ЛСР (локально – сметный расчет). Представленные в материалы дела указанные документы (л.д.85-92), подписаны только со стороны ООО «ТСК Сервис».
19.01.2020 года ответчик – ООО УК «Евросервис» направил (л.д.120) для проверки, в адрес МКУ «Служба технического контроля» исполнительную документацию по этапу № 1 устройство отсечной гидроизоляции цоколя по дому № 1 А по ул. Ставопольской.
Как пояснили в судебном заседании представители ООО УК «Евросеврис», были направлены документы, подписанные между ООО УК «Евросеврис» и ООО «Гидротех».
27.02.2020 года МКУ «Служба технического контроля» составлено заключение (л.д.122) о том, что представлены в целях возмещения затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов документы по объекту: «Капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>» документы:
- проектная документация (шифр 16-П/17-АС- 1 этап)
- исполнительная документация по 1 этапу работ
- акт о приемке выполненных работ формы КС-2 от 15.07.2018 (акт № 1, выполнение строительно – монтажных работ 1 этап на сумму 4 014 008, 36 рублей.
Виды и объемы фактически выполненных работ по ремонту объекта субсидирования, соответствуют видам и объемам работ, указанным в проектной документации на ремонт, актах о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и исполнительной документации.
Указанное заключение, письмом МКУ «Служба технического контроля» от 28.02.2020 года (л.д.121), направлено в адрес ООО «УК Евросервис» и Департамента городского хозяйства Администрации г. Тюмени.
Ранее, 16 апреля 2019 года, ООО УК «Евросервис» обратилось (л.д.147) в Департамент городского хозяйства с заявлением о перечислении субсидии по выполненным работам МКД № 1А по ул. Старовпольской в г.Тюмени.
Истец – Департамент городского хозяйства, не опровергает сам факт выполнения 1 этапа работ по устройству отсечной гидроизоляции цоколя по дому № 1А по ул. Ставопольской.
15.05.2020 года, по результатам совещания (протокол № 32-94-000019/20) в департаменте городского хозяйства Администрации города Тюмени по вопросу предоставления субсидии в целях возмещения затрат ООО УК «Евросервис» по капитальному ремонту многоквартирного дома 1А по ул. Ставропольской города Тюмени (первый этап – устройство отсечной гидроизоляции цоколя здания) в соответствии с условиями Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов по капитальному ремонту многоквартирных домов города Тюмени, утвержденного Постановлением Администрации города Тюмени от 17.06.2013 года № 62-пе (далее Порядок), с участием в том числе представителя ООО УК «Евросервис» решено рекомендовать:
- ООО «Гидротех» предоставить ООО ТСК «Сервис» необходимые документы для формирования пакета документов с целью возмещения затрат управляющей организации по капитальному ремонту многоквартирного дома № 1А по ул. Ставропольская города Тюмени (первый этап – устройство отсечной гидроизоляции цоколя здания). Срок до 21.05.2020 года.
- ООО «ТСК Сервис» предоставить ООО УК «Евросервис» документы, предусмотренные Порядком, для формирования пакета документов с целью возмещения затрат управляющей организации. Срок до 21.05.2020 года.
- ООО «УК «Евросервис» предоставить в Департамент документы, предусмотренные порядком, для решения вопроса финансового обеспечения возмещения затрат управляющей организации. Срок до 22.05.2020 года.
- Департаменту, вопрос предоставления субсидии в целях возмещения затрат управляющей организации рассмотреть в случае предоставления ООО «УК «Евросервис» документов, соответствующих условиям Порядка, в сроки установленные Порядком.
29.05.2020 года по результатам совещания (протокол № 32-94-000021/20 – л.д.42) в департаменте городского хозяйства Администрации города Тюмени по вопросу предоставления субсидии в целях возмещения затрат ООО УК «Евросервис» по капитальному ремонту многоквартирного дома 1А по ул. Ставропольской города Тюмени (первый этап – устройство отсечной гидроизоляции цоколя здания) в соответствии с условиями Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов по капитальному ремонту многоквартирных домов города Тюмени, утвержденного Постановлением Администрации города Тюмени от 17.06.2013 года № 62-пе (далее Порядок), с участием в том числе представителя ООО УК «Евросервис» решено рекомендовать:
- ООО «Гидротех» предоставить ООО ТСК «Сервис» необходимые документы для формирования пакета документов с целью возмещения затрат управляющей организации по капитальному ремонту многоквартирного дома № 1А по ул. Ставропольская города Тюмени (первый этап – устройство отсечной гидроизоляции цоколя здания). Срок до 03.06.2020 года.
- ООО «ТСК Сервис» предоставить ООО УК «Евросервис» документы, предусмотренные Порядком, для формирования пакета документов с целью возмещения затрат управляющей организации. Срок до 04.06.2020 года.
- ООО «УК «Евросервис» предоставить в Департамент документы, предусмотренные порядком для решения вопроса финансового обеспечения возмещения затрат управляющей организации. Срок до 05.06.2020 года.
- Департаменту, вопрос предоставления субсидии в целях возмещения затрат управляющей организации рассмотреть в случае предоставления ООО «УК «Евросервис» документов, соответствующих условиям Порядка, в сроки установленные Порядком.
ООО УК «Евросервис», во исполнения рекомендаций, закрепленных в протоколе протокол № 32-94-000019/20, направлялись в адрес ООО ТСК «Сервис» и ООО «Гидротех» письма ( исх № 1210/20 от 19 мая 2020 года, № 1219/20 от 2 июня 2020 года, № 1246/20 от 2 июля 2020 года, № 1920/2020 от 2 июня 2020 года, № 1247 от 2 июля 2020 года – л.д.109-116, № 1257/20 от 13 июля 2020 года – л.д.82) с просьбой о представлении документации, согласно протокола № 32-94-000019/20.
22.05.2020 года, ООО ТСК «Сервис» направило ООО УК «Евросервис» письмо № 36 (л.д.80), с информацией о том, что согласно протокола 32-94-000019/20 пакет документов от ООО ТСК «Сервис» не может быть представлен в срок до 21.05.2020 года, в связи с задержкой предоставления документов субподрядной организацией ООО «Гидротех».
23.06.2020 года Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени направил в адрес ответчика – ООО УК «Евросервис» письмо № 32-08-1980/20 (л.д.43) в котором в частности сообщается, что 02.07.2018 года Администрацией города Тюмени ООО УК «Евросервис» предоставлена субсидия в целях возмещения затрат на разработку проектной документации на ремонт МКД. Вместе с тем, не представлены документы, необходимые для заключения соглашения в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по ремонту МКД, определения источника финансирования данных расходов и перечисления субсидии. Таким образом, ООО «УК Сервис» не исполнены мероприятия дорожной карты. Ответчику предложено в срок до 02.07.2020 года предоставить в Департамент документы, соответствующие условиям Порядка и необходимые для заключения соглашения.
14.07.2020 года ООО ТСК «Сервис» направило ООО УК «Евросервис» письмо № 34 (л.д.84) с приложением документов по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> в том числе и акт о приемке выполненных работ № 1 от 15.07.2018 года на сумму 4 014 008 рублей 36 копеек, справка о стоимости выполненных работ на сумму 4 014 008 рублей 36 копеек, акт о приемке передаче результата выполненных работ, ЛСР (локально – сметный расчет).
Представленные в материалы дела указанные документы (л.д.85-92), подписаны только со стороны ООО «ТСК Сервис».
Как следует из пояснений истца, изложенных в ходатайстве от 15.09.2020 года (л.д.92), ранее в 2019 году, в его адрес от ООО УК «Евросервис» поступали акты КС-2 выполненных работ от 15.07.2018 года, 28.12.2018 года и справки КС-3 за период с 01.07.2018 года по 15.07.2018 года и за период с 01.12.2018 года по 31.12.2018 года. Данные документы были возвращены истцом ответчику в связи с тем, что сведения, содержащиеся в указанных документах не соответствовали сведениям, содержащихся в договоре подряда от 14.06.2018 года, заключенном между ООО УК «Евросервис» и ООО ТСК «Сервис». Т.е. данные документы не могут быть приняты в качестве документов, подтверждающих исполнение мероприятий дорожной карты и договора подряда и не могут служить основанием для предоставления субсидии на возмещение затрат на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома № 1а по ул. Ставропольской.
Истцом представлены письма, направленные в адрес ответчика (л.д.95-100):
- № 32-06-1124/2019 от 11.04.2019 года
- № 32-06-1524/19 от 17.05.2019 года
- № 32-63-Вх701/19 от 04.07.2019 года
с отказом в перечислении субсидии в счет возмещение затрат по выполнению работ капитального ремонта (1 этап «Устройство отсечной гидроизоляции цоколя дома № 1а по ул. Ставропольская, города Тюмени).
В соответствии со ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Оценивая существо спора, суд приходит к выводу о том что в его основе находится несогласие истца с составом и содержанием документов, предоставленных ООО УК «Евросервис» для перечисления субсидии в целях возмещения затрат ООО УК «Евросервис» по капитальному ремонту многоквартирного дома 1А по ул. Ставропольской в городе Тюмени (первый этап – устройство отсечной гидроизоляции цоколя здания) и что, в свою очередь, повлекло отказ в её перечислении. Это следует из писем истца № 32-06-1124/2019 от 11.04.2019 года, № 32-06-1524/19 от 17.05.2019 года, № 32-63-Вх701/19 от 04.07.2019 года.
В соответствии с частью 1 и 2 ст. 307 ГК РФ 1. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. 2. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с частью 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением Администрации города Тюмени от 17.06.2013 года № 62-пк утвержден Порядок предоставления субсидий в целях возмещения затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов города Тюмени (далее Порядок).
Пунктом 1.2 Порядка установлено, что настоящим Порядком регулируются отношения по предоставлению субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов в целях возмещения за счет средств бюджета города Тюмени затрат в связи с оказанием услуг (выполнением работ) по комплексному обследованию технического состояния строительных конструкций многоквартирных домов, расположенных в зоне чрезвычайной ситуации (вероятной чрезвычайной ситуации); выполнением работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению работ по замене, восстановлению, усилению строительных конструкций указанных многоквартирных домов или элементов таких конструкций, а также замене и (или) восстановлению систем и сетей инженерно-технического обеспечения указанных многоквартирных домов или их элементов и (или) замене отдельных элементов строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановлению указанных элементов, с учетом стоимости осуществления авторского надзора проектной организации.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка субсидия предоставляется в целях реализации муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Тюмени на 2015 - 2022 годы", утвержденной распоряжением Администрации города Тюмени от 27.10.2014 N 798-рк, путем возмещения Получателю субсидии следующих затрат:
а) в связи с оказанием услуг по обследованию Объекта субсидирования;
б) в связи с выполнением работ по подготовке проектной документации на Ремонт Объекта субсидирования;
в) в связи с выполнением работ по Ремонту Объекта субсидирования.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3.7 Порядка, субсидия на ремонт перечисляется в размере фактической стоимости работ по ремонту, подтвержденной актами о приемке выполненных работ (по форме КС-2), справками о стоимости выполненных работ (по форме КС-3), с учетом стоимости материалов, необходимых для выполнения указанных работ, а также стоимости осуществления авторского надзора, но не более стоимости, указанной в Соглашении 3.
Согласно пункта 9.11 Порядка, в целях перечисления субсидии на ремонт получатели субсидии, заключившие Соглашение 3, предоставляют в Уполномоченный орган следующие документы для перечисления субсидии:
а) документ, удостоверяющий личность представителя Получателя субсидии (подлежит возврату представителю Получателя субсидии после удостоверения его личности при личном обращении);
б) документ, удостоверяющий полномочия представителя Получателя субсидии (не требуется, если от имени Получателя субсидии обращается лицо, имеющее право действовать без доверенности);
в) акты о приемке выполненных работ (по форме N КС-2), справки о стоимости выполненных работ (по форме N КС-3), акты приемки в эксплуатацию законченных работ по ремонту Объекта субсидирования;
г) отчет по результатам осуществления авторского надзора (в случае заключения дополнительного соглашения к Соглашению 3 в части увеличения стоимости выполнения работ по Ремонту на сумму стоимости услуг по осуществлению авторского надзора);
д) заключение Уполномоченной организации о соответствии видов и объемов фактически выполненных работ по ремонту Объекта субсидирования видам и объемам работ, указанным в проектной документации, актах о приемке выполненных работ (по форме N КС-2) и в исполнительной документации;
е) отчет о достижении результата предоставления Субсидии на Ремонт.
Исходя из смысла положений статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, получение субсидии (и, как следствие, обращение за её получением) является правом получателя, а не обязанностью.
Исходя из положений раздела 9 Порядка, предоставления субсидий в целях возмещения затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов города Тюмени, обязанность уполномоченного органа по перечислению субсидии, корреспондирует праву её получателя, при условии предоставления им надлежащего комплекта документов, изложенного в пункте 9.11 Порядка, в том числе актов о приемке выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ (по форме КС-3), акта приемки в эксплуатацию законченных работ по ремонту объекта субсидирования.
Соответственно, право получателя субсидии может быть реализовано исключительно при исполнении им пункта 9.11 Порядка.
Негативным для него последствием, является отказ в перечислении субсидии, о чем и было сообщено истцом в письмах № 32-06-1124/2019 от 11.04.2019 года, № 32-06-1524/19 от 17.05.2019 года, № 32-63-Вх701/19 от 04.07.2019 года.
Таким образом, ответчик, как имеющий право а не обязанность на получение субсидии, не может быть понужден к его реализации.
В соответствии со ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
По смыслу указанной нормы, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В данном случае, непредставление ответчиком полного комплекта документов, необходимого для перечисления субсидии, не нарушает каких либо прав истца, а имеет негативные последствия исключительно для ответчика.
Кроме того, из предмета иска следует что истец требует не представления существующих документов, а по сути, просит о понуждении их нового составления, что невозможно в условиях, когда ответчик уже не является управляющей организацией в отношении дома 1а по ул. Ставропольской в городе Тюмени. Все существующие документы: акт о приемке выполненных работ №1 от 15.07.2018 года на сумму 4 014 008 рублей 36 копеек, справка о стоимости выполненных работ на сумму 4 014 008 рублей 36 копеек, в адрес истца направлялись, но были им возвращены.
В результате оценки обстоятельств дела и представленных доказательств, определения законов и иных нормативных актов, подлежащих применению в данном деле и установления прав и обязанностей лиц участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 16, 101, 110, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
Р Е Ш И Л:
В иске отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления решения в полном объеме.
Судья | Макаров С.Л. |