ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-11280/20 от 15.10.2020 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-11280/2020

15 октября 2020 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Макарова С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени

к ООО УК «Евросервис»

об обязании выполнить мероприятия дорожной карты в целях ликвидации вероятной чрезвычайной ситуации

Третьи лица: ООО «Гидротех», ООО ТСК «Сервис»

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 – доверенность от 25.12.2019 года

от ответчика: ФИО2 – директор – выписка от 16.09.2020 года, ФИО3 – доверенность от 03.08.2020 года

от ООО «Гидротех»: ФИО4 – доверенность от 06.10.2020 года

от ООО ТСК «Сервис»: ФИО5 – доверенность от 03.08.2020 года

УСТАНОВИЛ:

Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ – л.д.67) к ООО УК «Евросервис» об обязании исполнить мероприятия дорожной карты, утвержденной решением КЧС № 4/5 от 02.03.2017 года по инструментальному обследованию, восстановлению проектных условий эксплуатации несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома 1а по ул. Ставропольской в г. Тюмени путем передачи департаменту городского хозяйства Администрации города Тюмени документов, подтверждающих исполнение мероприятий по капитальному ремонту по первому этапу работ: «Устройство отсечной гидроизоляции цоколя», а именно:

- договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту спорного многоквартирного дома, заключенный с подрядной организацией, имеющей членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

- акты о приемке выполненных работ (по форме КС-2);

- справки о стоимости выполненных работ (по форме КС-3);

- акты приемки в эксплуатацию законченных работ по ремонту многоквартирного дома;

- положительное заключение, выданное МКУ «СТК», о соответствии видов и объемов фактически выполненных работ по ремонту объекта субсидирования видам и объемам работ, указанным в проектной документации, актах о приемке выполненных работ  (по форме КС-2), справке о стоимости выполненных работ (по форме КС-3) и в исполнительной документации,

в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента вступления в силу решения суда.

Исковые требования мотивированы тем что ответчик, в нарушение решения КЧС № 4/5 от 02.03.2017 года, не выполняет мероприятия дорожной карты по капитальному ремонту по первому этапу работ: «Устройство отсечной гидроизоляции цоколя».

Ответчик против иска возражает по основаниям изложенным в отзыве на иск. Так же просил о привлечении в качестве соответчиков – ООО  «Гидротех» и ООО «ТСК «Сервис» с согласия Истца.

В соответствии со ст. 46 АПК РФ при невозможности рассмотрения дела без участия другого лица в качестве ответчика арбитражный суд первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон или с согласия истца.

Истец возражает против привлечения соответчиков, что отражено в протоколе судебного заседания от 23 октября 2020 года (л.д.127). Судом, исходя их позиции истца, отказано в привлечении соответчиками в деле ООО  «Гидротех», ООО «ТСК «Сервис». Указанные лица участвуют в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.

В судебном заседании 15.10.2020 года судом повторно было поставлено на обсуждение ходатайство ответчика о привлечении ООО  «Гидротех», ООО «ТСК «Сервис» соответчиками.

Ответчик – ООО УК «Евросервис» пояснил суду, что с учетом ранее представленных уточнений иска, он не поддерживает свое ходатайство.

При изложенных обстоятельствах суд рассматривает дело по иску к одному ответчику – ООО «УК «Евросервис».

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что представленные сторонами доказательства указывают на следующие обстоятельства:

ООО «УК «Спектр-М» (в настоящее время - ООО «УК «Евросервис» - л.д.31), с 1 декабря 2015 года, в качестве управляющей компании осуществляло управление жилым № 1а по ул. Ставропольской в городе Тюмени (л.д.16-24).

В настоящее время ООО УК «Евросервис» не является управляющей организацией в отношении указанного жилого дома.

3 февраля 2017 года оперативная группа Департамента безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени в ходе выезда по адресу: <...> установила и зафиксировала актом (л.д.25) многочисленные трещины в кирпичной кладке на левой торцевой наружной стене здания. Частично разрушены опоры бетонных балок над окнами 2 и 4 этажей, имеется частичный перекос оконных блоков. Вывод оперативной группы: в целях технического состояния жилого дома необходимо провести работы по его обследованию.

Решением № 3/2 от 07.02.2017 года комиссии Администрации города Тюмени по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (л.д.26), на основании акта от 03.02.2017 года, выезда оперативной группы Департамента безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени по адресу: <...>, установлена зона вероятной чрезвычайной ситуации в границах жилого дома.

Департаменту безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени предписано совместно с ООО УК «Спектр-М» в срок до 01.03.2017 года организовать информирование жильцов дома, проживающих в доме, об установлении зоны вероятной чрезвычайной ситуации, а собственников жилых помещений, не проживающих в данном доме, в течение 5-ти дней с момента получения информации от департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени.

ООО УК «Спектр-М» рекомендовано совместно с департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени в срок до 13.02.2017 года разработать план мероприятий (дорожную карту) по инструментальному обследованию, восстановлению проектных условий эксплуатации несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома № 1а по ул. Ставропольской и предоставить на утверждение в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Тюмени. При разработке проектных решений отразить технологии производства работ, наличие/отсутствие необходимости временного отселения жильцов на период проведения работ.

Решением № 4/5 от 02.03.2017 года комиссии Администрации города Тюмени по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (л.д.27) утверждена дорожная карта по инструментальному обследованию, восстановлению проектных условий эксплуатации несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома № 1а по ул. Ставропольской. Рекомендовано ООО УК «Спектр-М» организовать выполнение мероприятий карты в установленные сроки в рамках своей компетенции.

Дорожная карта (л.д.28) предполагает выполнение следующих мероприятий.

Мероприятие

Ответственные

Срок выполнения работ:

начала  - окончания

Контрольное событие

Ожидаемый эффект от реализации мероприятия

1

Информирование жильцов МКД об установлении зоны вероятной чрезвычайной ситуации

Департамент безопасности жизнедеятельности, ООО УК «Спектр-М»

Жильцов, проживающих в МКД до 01.03.20217 года.

Жильцов, не проживающих в МКД в течение 5 дней с момента получения информации от департамента имущественных отношений

Проведение организационного собрания по данному вопросу.

Реализация мероприятий по усилению строительных конструкций МКД

2

Принятие мер по обеспечению безопасности жителей МКД

ООО УК «Спектр-М»

Постоянно

Направление информации (в срок до 25 числа, ежемесячно) в департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени.

Обеспечение безопасности жителей МКД

3

Установка и обеспечение систематического наблюдения за контрольными маяками

ООО УК «Спектр-М»

установка-07.02.2017

наблюдение-ежедневно

Предоставление информации о состоянии мест установки маяков в департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени (ежедневно)

Контроль за техническим состояние строительных конструкций МКД

4

Определение источника финансирования на оказание услуг по инструментальному обследованию строительных конструкций МКД, проведение проектных работ по усилению конструктивных элементов/капитальному ремонту МКД, проведение работ по усилению конструктивных элементов/ капитальному ремонту МКД

Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени

07-02-2017-15.11.2017

Обеспечение внесения изменений в сводную бюджетную роспись

Направление ООО УК «Спект-М» предложения о предоставлении субсидии на капитальный ремонт МКД.

5

Проведение инструментального обследования строительных конструкций МКД

ООО УК «Спектр-М»

в сроки, установленные договором (не позднее 15.05.2017)

Проведение инструментального обследования строительных конструкций МКД с привлечением специализированной организации с целью разработки проектно – сметной документации для проведения работ по усилению конструктивных элементов / капитальному ремонту МКД

Принятие решения по усилению конструктивных элементов / капитальному ремонту МКД на основании проведенного инструментального обследования специализированной организацией.

6

Проведение проектных работ по усилению конструктивных элементов/капитальному ремонту МКД.

ООО «УК «Спектр-М»

в сроки, установленные договором, после выполнения п.5 (не позднее 30.06.2017)

Разработка проектно – сметной документации на усиление конструктивных элементом/капитальному ремонту МКД.

Подготовка плана работ по усилению конструктивных элементов/капитальному ремонту МКД на основании проектно – сметной документации, разработанной проектной организацией.

7

Проведение работ по усилению конструктивных элементов/капитальному ремонту МКД

ООО УК «Спектр-М»

в сроки, установленные договором, после выполнения п.6 (не позднее 30.10.2017)

Проведение подрядной организацией работ по усилению конструктивных элементов/капитальному ремонту МКД

Обеспечение безопасности проживания жителей МКД

8

Принятие решения об отмене зоны вероятной чрезвычайной ситуации

Департамент безопасности жизнедеятельности, департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени

После исполнения пунктов 5,6,7

Подготовка предложений об отмене зоны вероятной чрезвычайной ситуации

Безопасное проживание жителей МКД до момента расселения.

9

Предоставление субсидии на капитальный ремонт МКД

ООО УК «Спектр-М», Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени, МКУ «Служба технического контроля»

После исполнения пунктов 5,6,7 ( в течение 14 дней со дня направления актов оказанных услуг/выполненных работ, не позднее 15.11.2017 года)

Предоставление ООО УК «Спектр-М» субсидии на возмещение понесенных затрат

Финансирование проведения работ по усилению строительных конструкций МКД

14 июня 2018 года ООО УК «Евросервис» (заказчик) заключило с ООО «ТСК «Сервис» (подрядчик) договор подряда (л.д.32) на выполнение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>. Стоимость в соответствии со сметной документацией (л.д.35) поручаемых подрядчику работ составила 20 879 660 рублей.

В эту же дату, т.е. 14 июня 2018 года ООО ТСК «Сервис» (подрядчик) заключило с ООО «Гидротех» договор подряда (л.д.140) на выполнение своими силами и средствами работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> согласно проекта 16-П/17/-АС, в соответствии со сметным расчетом на общую сумму 20 879 660 рублей.

28.12.2018 года ООО «ТСК Сервис» (цедент) подписало с ООО «Гидротех» (цессинарий) договор (л.д.143) уступки права требования (цессии) в пункте 1.1 которого изложено, что цедент уступает, а цессионарий принимает право требования к ООО УК «Евросервис» по заключенному должником в цедентом договору подряда от 14.06.2018 года на выполнение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул. Ставропольская д.1А.

12.10.2018 года ООО «ТСК «Сервис» направило ООО УК «Евросервис» письмо № 15 (л.д.76) о приостановке работ по договору подряда, в связи с необходимостью внесения дополнений, неучтенных работ в проектно – сметную документацию.

24.12.2018 года между ООО УК «Евросервис» и ООО «Гидротех» подписан акт по форме КС-2 и справка по форме КС-3 к договору от 14.06.2018 года о выполнении работ на сумму 4 460 158 рублей 10 копеек ( л.д.144-145).

25.12.2018 года ООО УК «Евросервис» (заказчик) заключило (л.д.37-38) с ООО «ТСК «Сервис» (подрядчик) дополнительное соглашение № 1 к договору от 14 июля 2018 года о внесении изменений. Подписан календарный график – Приложение № 1 (л.д.38).

14.07.2020 года ООО ТСК «Сервис» направило ООО УК «Евросервис» письмо № 34 (л.д.84) с приложением документов по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> в том числе акт о приемке выполненных работ №1 от 15.07.2018 года на сумму 4 014 008 рублей 36 копеек, справка о стоимости выполненных работна сумму 4 014 008 рублей 36 копеек, акт о приемке передаче результата выполненных работ, ЛСР (локально – сметный расчет). Представленные в материалы дела указанные документы (л.д.85-92), подписаны только со стороны ООО «ТСК Сервис».

19.01.2020 года ответчик – ООО УК «Евросервис» направил (л.д.120) для проверки, в адрес МКУ «Служба технического контроля» исполнительную документацию по этапу № 1 устройство отсечной гидроизоляции цоколя по дому № 1 А по ул. Ставопольской.

Как пояснили в судебном заседании представители ООО УК «Евросеврис», были направлены документы, подписанные между ООО УК «Евросеврис» и ООО «Гидротех».

27.02.2020 года МКУ «Служба технического контроля» составлено заключение (л.д.122) о том, что представлены в целях возмещения затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов документы по объекту: «Капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>» документы:

- проектная документация (шифр 16-П/17-АС- 1 этап)

- исполнительная документация по 1 этапу работ

- акт о приемке выполненных работ формы КС-2 от 15.07.2018 (акт № 1, выполнение строительно – монтажных работ 1 этап на сумму 4 014 008, 36 рублей.

Виды и объемы фактически выполненных работ по ремонту объекта субсидирования, соответствуют видам и объемам работ, указанным в проектной документации на ремонт, актах о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и исполнительной документации.

Указанное заключение, письмом МКУ «Служба технического контроля» от 28.02.2020 года (л.д.121), направлено в адрес ООО «УК Евросервис» и Департамента городского хозяйства Администрации г. Тюмени.

Ранее, 16 апреля 2019 года, ООО УК «Евросервис» обратилось (л.д.147) в Департамент городского хозяйства с заявлением о перечислении субсидии по выполненным работам МКД № 1А по ул. Старовпольской в г.Тюмени.

Истец – Департамент городского хозяйства, не опровергает сам факт выполнения 1 этапа работ по устройству отсечной гидроизоляции цоколя по дому № 1А по ул. Ставопольской.

15.05.2020 года, по результатам совещания (протокол № 32-94-000019/20) в департаменте городского хозяйства Администрации города Тюмени по вопросу предоставления субсидии в целях возмещения затрат ООО УК «Евросервис» по капитальному ремонту многоквартирного дома 1А по ул. Ставропольской города Тюмени (первый этап – устройство отсечной гидроизоляции цоколя здания) в соответствии с условиями Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов по капитальному ремонту многоквартирных домов города Тюмени, утвержденного Постановлением Администрации города Тюмени от 17.06.2013 года № 62-пе (далее Порядок), с участием в том числе представителя ООО УК «Евросервис» решено рекомендовать:

-  ООО «Гидротех» предоставить ООО ТСК «Сервис» необходимые документы для формирования пакета документов с целью возмещения затрат управляющей организации по капитальному ремонту многоквартирного дома № 1А по ул. Ставропольская города Тюмени (первый этап – устройство отсечной гидроизоляции цоколя здания). Срок до 21.05.2020 года.

- ООО «ТСК Сервис» предоставить ООО УК «Евросервис» документы, предусмотренные Порядком, для формирования пакета документов с целью возмещения затрат управляющей организации. Срок до 21.05.2020 года.

- ООО «УК «Евросервис» предоставить в Департамент документы, предусмотренные порядком, для решения вопроса финансового обеспечения возмещения затрат управляющей организации. Срок до 22.05.2020 года.

- Департаменту, вопрос предоставления субсидии в целях возмещения затрат управляющей организации рассмотреть в случае предоставления ООО «УК «Евросервис» документов, соответствующих условиям Порядка, в сроки установленные Порядком.

29.05.2020 года по результатам совещания (протокол № 32-94-000021/20 – л.д.42) в департаменте городского хозяйства Администрации города Тюмени по вопросу предоставления субсидии в целях возмещения затрат ООО УК «Евросервис» по капитальному ремонту многоквартирного дома 1А по ул. Ставропольской города Тюмени (первый этап – устройство отсечной гидроизоляции цоколя здания) в соответствии с условиями Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов по капитальному ремонту многоквартирных домов города Тюмени, утвержденного Постановлением Администрации города Тюмени от 17.06.2013 года № 62-пе (далее Порядок),  с участием в том числе представителя ООО УК «Евросервис» решено рекомендовать:

-  ООО «Гидротех» предоставить ООО ТСК «Сервис» необходимые документы для формирования пакета документов с целью возмещения затрат управляющей организации по капитальному ремонту многоквартирного дома № 1А по ул. Ставропольская города Тюмени (первый этап – устройство отсечной гидроизоляции цоколя здания). Срок до 03.06.2020 года.

- ООО «ТСК Сервис» предоставить ООО УК «Евросервис» документы, предусмотренные Порядком, для формирования пакета документов с целью возмещения затрат управляющей организации. Срок до 04.06.2020 года.

- ООО «УК «Евросервис» предоставить в Департамент документы, предусмотренные порядком для решения вопроса финансового обеспечения возмещения затрат управляющей организации. Срок до 05.06.2020 года.

- Департаменту, вопрос предоставления субсидии в целях возмещения затрат управляющей организации рассмотреть в случае предоставления ООО «УК «Евросервис» документов, соответствующих условиям Порядка, в сроки установленные Порядком.

ООО УК «Евросервис», во исполнения рекомендаций, закрепленных в протоколе протокол № 32-94-000019/20, направлялись в адрес ООО ТСК «Сервис» и ООО «Гидротех» письма ( исх № 1210/20 от 19 мая 2020 года, № 1219/20 от 2 июня 2020 года, № 1246/20 от 2 июля 2020 года, № 1920/2020 от 2 июня 2020 года, № 1247 от 2 июля 2020 года – л.д.109-116, № 1257/20 от 13 июля 2020 года – л.д.82) с просьбой о представлении документации, согласно протокола № 32-94-000019/20.

22.05.2020 года, ООО ТСК «Сервис» направило ООО УК «Евросервис» письмо № 36 (л.д.80), с информацией о том, что согласно протокола 32-94-000019/20 пакет документов от ООО ТСК «Сервис» не может быть представлен в срок до 21.05.2020 года, в связи с задержкой предоставления документов субподрядной организацией ООО «Гидротех».

23.06.2020 года Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени направил в адрес ответчика – ООО УК «Евросервис» письмо №  32-08-1980/20 (л.д.43) в котором в частности сообщается, что 02.07.2018 года Администрацией города Тюмени ООО УК «Евросервис» предоставлена субсидия в целях возмещения затрат на разработку проектной документации на ремонт МКД. Вместе с тем, не представлены документы, необходимые для заключения соглашения в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по ремонту МКД, определения источника финансирования данных расходов и перечисления субсидии. Таким образом, ООО «УК Сервис» не исполнены мероприятия дорожной карты. Ответчику предложено в срок до 02.07.2020 года предоставить в Департамент документы, соответствующие условиям Порядка и необходимые для заключения соглашения.

14.07.2020 года ООО ТСК «Сервис» направило ООО УК «Евросервис» письмо № 34 (л.д.84) с приложением документов по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> в том числе и акт о приемке выполненных работ № 1 от 15.07.2018 года на сумму 4 014 008 рублей 36 копеек, справка о стоимости выполненных работ на сумму 4 014 008 рублей 36 копеек, акт о приемке передаче результата выполненных работ, ЛСР (локально – сметный расчет).

Представленные в материалы дела указанные документы (л.д.85-92), подписаны только со стороны ООО «ТСК Сервис».

Как следует из пояснений истца, изложенных в ходатайстве от 15.09.2020 года (л.д.92), ранее в 2019 году, в его адрес от ООО УК «Евросервис» поступали акты КС-2 выполненных работ от 15.07.2018 года, 28.12.2018 года и справки КС-3 за период с 01.07.2018 года по 15.07.2018 года и за период с 01.12.2018 года по 31.12.2018 года. Данные документы были возвращены истцом ответчику в связи с тем, что сведения, содержащиеся в указанных документах не соответствовали сведениям, содержащихся в договоре подряда от 14.06.2018 года, заключенном между ООО УК «Евросервис» и ООО ТСК «Сервис». Т.е. данные документы не могут быть приняты в качестве документов, подтверждающих исполнение мероприятий дорожной карты и договора подряда и не могут служить основанием для предоставления субсидии на возмещение затрат на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома № 1а по ул. Ставропольской.

Истцом представлены письма, направленные в адрес ответчика (л.д.95-100):

- № 32-06-1124/2019 от 11.04.2019 года

- № 32-06-1524/19 от 17.05.2019 года

- № 32-63-Вх701/19 от 04.07.2019 года

с отказом в перечислении субсидии в счет возмещение затрат по выполнению работ капитального ремонта (1 этап «Устройство отсечной гидроизоляции цоколя дома № 1а по ул. Ставропольская, города Тюмени).

В соответствии со ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Оценивая существо спора, суд приходит к выводу о том что в его основе находится несогласие истца с составом и содержанием документов, предоставленных ООО УК «Евросервис» для перечисления субсидии в целях возмещения затрат ООО УК «Евросервис» по капитальному ремонту многоквартирного дома 1А по ул. Ставропольской в городе Тюмени (первый этап – устройство отсечной гидроизоляции цоколя здания) и что, в свою очередь, повлекло отказ в её перечислении. Это следует из писем истца № 32-06-1124/2019 от 11.04.2019 года, № 32-06-1524/19 от 17.05.2019 года, № 32-63-Вх701/19 от 04.07.2019 года.

В соответствии с частью 1 и 2 ст. 307 ГК РФ 1. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. 2. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии с частью 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Постановлением Администрации города Тюмени от 17.06.2013 года № 62-пк утвержден Порядок предоставления субсидий в целях возмещения затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов города Тюмени (далее Порядок).

Пунктом 1.2 Порядка установлено, что настоящим Порядком регулируются отношения по предоставлению субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов в целях возмещения за счет средств бюджета города Тюмени затрат в связи с оказанием услуг (выполнением работ) по комплексному обследованию технического состояния строительных конструкций многоквартирных домов, расположенных в зоне чрезвычайной ситуации (вероятной чрезвычайной ситуации); выполнением работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению работ по замене, восстановлению, усилению строительных конструкций указанных многоквартирных домов или элементов таких конструкций, а также замене и (или) восстановлению систем и сетей инженерно-технического обеспечения указанных многоквартирных домов или их элементов и (или) замене отдельных элементов строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановлению указанных элементов, с учетом стоимости осуществления авторского надзора проектной организации.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка субсидия предоставляется в целях реализации муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Тюмени на 2015 - 2022 годы", утвержденной распоряжением Администрации города Тюмени от 27.10.2014 N 798-рк, путем возмещения Получателю субсидии следующих затрат:

а) в связи с оказанием услуг по обследованию Объекта субсидирования;

б) в связи с выполнением работ по подготовке проектной документации на Ремонт Объекта субсидирования;

в) в связи с выполнением работ по Ремонту Объекта субсидирования.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3.7 Порядка, субсидия на ремонт перечисляется в размере фактической стоимости работ по ремонту, подтвержденной актами о приемке выполненных работ (по форме КС-2), справками о стоимости выполненных работ (по форме КС-3), с учетом стоимости материалов, необходимых для выполнения указанных работ, а также стоимости осуществления авторского надзора, но не более стоимости, указанной в Соглашении 3.

Согласно пункта 9.11 Порядка, в целях перечисления субсидии на ремонт получатели субсидии, заключившие Соглашение 3, предоставляют в Уполномоченный орган следующие документы для перечисления субсидии:

а) документ, удостоверяющий личность представителя Получателя субсидии (подлежит возврату представителю Получателя субсидии после удостоверения его личности при личном обращении);

б) документ, удостоверяющий полномочия представителя Получателя субсидии (не требуется, если от имени Получателя субсидии обращается лицо, имеющее право действовать без доверенности);

в) акты о приемке выполненных работ (по форме N КС-2), справки о стоимости выполненных работ (по форме N КС-3), акты приемки в эксплуатацию законченных работ по ремонту Объекта субсидирования;

г) отчет по результатам осуществления авторского надзора (в случае заключения дополнительного соглашения к Соглашению 3 в части увеличения стоимости выполнения работ по Ремонту на сумму стоимости услуг по осуществлению авторского надзора);

д) заключение Уполномоченной организации о соответствии видов и объемов фактически выполненных работ по ремонту Объекта субсидирования видам и объемам работ, указанным в проектной документации, актах о приемке выполненных работ (по форме N КС-2) и в исполнительной документации;

е) отчет о достижении результата предоставления Субсидии на Ремонт.

Исходя из смысла положений статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, получение субсидии (и, как следствие, обращение за её получением) является правом получателя, а не обязанностью.

Исходя из положений раздела 9 Порядка, предоставления субсидий в целях возмещения затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов города Тюмени, обязанность уполномоченного органа по перечислению субсидии, корреспондирует праву её получателя, при условии предоставления им надлежащего комплекта документов, изложенного в пункте 9.11 Порядка, в том числе актов о приемке выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ (по форме КС-3), акта приемки в эксплуатацию законченных работ по ремонту объекта субсидирования.

Соответственно, право получателя субсидии может быть реализовано исключительно при исполнении им пункта 9.11 Порядка.

Негативным для него последствием, является отказ в перечислении субсидии, о чем и было сообщено истцом в письмах № 32-06-1124/2019 от 11.04.2019 года, № 32-06-1524/19 от 17.05.2019 года, № 32-63-Вх701/19 от 04.07.2019 года.

Таким образом, ответчик, как имеющий право а не обязанность на получение субсидии, не может быть понужден к его реализации.

В соответствии со ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

По смыслу указанной нормы, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

В данном случае, непредставление ответчиком полного комплекта документов, необходимого для перечисления субсидии, не нарушает каких либо прав истца, а имеет негативные последствия исключительно для ответчика.

Кроме того, из предмета иска следует что истец требует не представления существующих документов, а по сути, просит о понуждении их нового составления, что невозможно в условиях, когда ответчик уже не является управляющей организацией в отношении дома 1а по ул. Ставропольской в городе Тюмени. Все существующие документы: акт о приемке выполненных работ №1 от 15.07.2018 года на сумму 4 014 008 рублей 36 копеек, справка о стоимости выполненных работ на сумму 4 014 008 рублей 36 копеек, в адрес истца направлялись, но были им возвращены.

В результате оценки обстоятельств дела и представленных доказательств,  определения законов и иных нормативных актов, подлежащих применению в данном деле и установления прав и обязанностей лиц участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 16, 101, 110, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления решения в полном объеме.

 Судья

Макаров С.Л.