АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-11621/2020 |
25 ноября 2020 года
Резолютивная часть решения оглашена 18 ноября 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 25 ноября 2020 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Бадрызловой М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению
Администрации Ялуторовского района
к АО «Тюменьхлебопродукт»
о понуждении к совершению действий
третье лицо: Управление ветеринарии Тюменской области
при участии представителей:
от истца: ФИО1 по доверенности №2 от 09.01.2020, ФИО2 по доверенности №60 от 31.08.2020,
от ответчика: ФИО3 по доверенности от 01.04.2020,
от третьего лица: ФИО4 по доверенности №15 от 19.10.2020, ФИО5 по доверенности №16 от 19.10.2020,
установил:
Администрация Ялуторовского района (далее по тексту – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49АПК РФ, к акционерному обществу «Тюменьхлебопродукт» (далее по тексту – ответчик, Общество) об обязании:
- надлежащим образом оформить и зарегистрировать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области скотомогильник, расположенный на земельном участке с координатами № 56.695954°, Е 66.306065° на территории д. Анисимовка Памятнинского сельского поселения,
- привести в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г., № 13-7-2/469), скотомогильник расположенный на земельном участке с координатами № 56.695954°, Е 66.306065° на территории д. Анисимовка Памятнинского сельского поселения,
- территорию скотомогильника огородить глухим забором высотой не менее двух метров с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0.8-1.4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.
Исковые требования со ссылкой на п 5.6, п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469) (ред. от 16.08.2007) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.01.1996 № 1005), ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), мотивированы невыполнением ответчиком требования Администрации о приведении в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г., № 13-7-2/469), скотомогильника расположенного на принадлежащем Ответчику, согласно государственного акта на право собственности на землю № ТЮ2-21-000148, земельном участке с координатами № 56.695954°, Е 66.306065° на территории д. Анисимовка Памятнинского сельского поселения Ялуторовского района, а именно территорию скотомогильника необходимо огородить глухим забором высотой не менее двух метров с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0.8-1.4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта, а также провести иные мероприятия в соответствии с Правилами и поставить на государственный кадастровый учет соответствующий земельный участок.
От ответчика в материалы дела поступил отзыв, согласно которому ответчик считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, указывает, что указанное истцом место не является скотомогильником, географическое местоположение данного объекта не соответствует координатам расположения земельного участка Общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, определением от 02.09.2020 привлечено Управление ветеринарии Тюменской области.
Третьим лицом представлен отзыв, из которого усматривается, что с доводами, изложенными АО «Тюменьхлебопродукт» в отзыве на исковое заявление, Управление ветеринарии Тюменской области не согласно. Управление указывает, что скотомогильник, расположенный на территории с. Анисимовка Памятнинского сельского поселения Ялуторовского района (координаты 56.695954° 66.306065°) на земельном участке с кадастровым номером 72:21:0000000:17, принадлежит АО «Тюменьхлебопродукт» на основании свидетельства о государственной регистрации права 72 НМ № 433338 от 12.07.2013. По мнению третьего лица, факт наличия скотомогильника на территории с. Анисимовка подтверждается ветеринарно-санитарной карточкой на скотомогильник (биотермическую яму) №3, оформленной в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469 (далее — ветеринарные правила), в котором указывается дата проведения осмотра скотомогильника, а именно - 22.11.2016.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и уточнениях.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал по доводам отзыва.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал позицию истца, представил копию перечня скотомогильников (в том числе сибиреязвенных), расположенных на территории Российской Федерации Уральский федеральный округ часть 3, составленный Департаментом ветеринарии Минсельхоза России, изданный ФГБНУ «Росинформагротех», 2012 года на 22 листах.
Исследовав представленные доказательства и оценив обстоятельства дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из искового заявления, 27.04.2020 Администрация Ялуторовского района обратилась к Ответчику с просьбой привести в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995, № 13-7-2/469) (далее – ветеринарные правила), скотомогильник, расположенный на принадлежащем Ответчику, согласно государственного акта на право собственности на землю № ТЮ2-21-000148, земельном участке с координатами № 56.695954°, Е 66.306065° на территории д. Анисимовка Памятнинского сельского поселения Ялуторовского района, а именно территорию скотомогильника необходимо огородить глухим забором высотой не менее двух метров с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта, а также провести иные мероприятия в соответствии с Правилами и поставить на государственный кадастровый учет соответствующий земельный участок.
Срок для проведения вышеперечисленных действий был установлен до 01.06.2020.
Неисполнение ответчиком требования истца послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
В соответствии частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
АО «Тюменьхлебопродукт» полагает, что в с. Анисимовка Памятнинского сельского поселения Ялуторовского района (координаты 56.695954 66.306065) на земельном участке с кадастровым номером 72:21:0000000:17, принадлежащем ОАО «Тюменьхлебопродукт» на основании свидетельства о государственной регистрации права 72 НМ № 433338 от 12.07.2013, отсутствует скотомогильник.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно требованиям, содержащимся в ветеринарных правила, места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.
Выбор и отвод земельных участков под строительство скотомогильника в соответствии с п. 5.1 ветеринарных правил проводят органы местного самоуправления.
В материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о проведении Администрацией соответствующих мероприятий.
В соответствии с актом осмотра от 22.11.2016, подписанным начальником АПК Ялуторовского района, главным государственным ветеринарным инспектором г. Ялуторовска и Ялуторовского района, и.о. заведующего отделом противоэпизоотических и лечебно-профилактических мероприятий по Ялуторовскому району, главой Памятнинского сельского поселения, на месте старой силосной ямы была вкопана металлическая емкость, куда впоследствии утилизировались трупы животных. На момент осмотра территория огорожена глухим забором высотой не менее двух метров.
Впоследствии обследование скотомогильника производилось 02.06.2020, данный факт зафиксирован в соответствующем акте (л.д. 60).
В материалах дела также имеется акт осмотра (биотермической ямы) несанкционированного скотомогильника и земельного участка в районе д.Анисимовка Ялуторовского района Тюменской области от 06.09.2020, составленного должностными лицами Администрации Ялуторовского района и представителем ОАО «Тюменьхлебопродукт». В обозначенном акте указано, что произведен визуальный осмотр (с использованием средстав фото съемки) с целью установления фактического использования земельного участка, наличия объекта строительства на земельном участке. В акте отражено, что на земельном участке присутствует глухой забор высотой 1м. 85 см. до 1 м. 95 см. прямоугольной формы, размер – длина 13 м., ширина 10,50м. Двери/ворота для доступа на территорию отсутствуют. Признаки недавних захоронений биологических отходов на момент осмотра не установлены. Расстояние объекта до существующего капитального строения – животноводческого помещения составляет 91 метр.
В соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») по организации работы в отношении скотомогильников (биотермических ям) в Тюменской области, в том числе по их содержанию, приведению в нормативное состояние и ликвидации, а также по оформлению бесхозяйных скотомогильников в муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2019 № 158-рп, Управление ветеринарии Тюменской области ведет реестр скотомогильником Тюменской области.
Согласно данному реестру на территории с.Анисимовка Памятнинского сельского поселения находится скотомогильник (биотермическая яма с координатами № 56.695954°, Е 66.306065°).
В деле имеется копия перечня скотомогильников (в том числе сибиреязвенных), расположенных на территории Российской Федерации Уральский федеральный округ часть 3, составленного Департаментом ветеринарии Минсельхоза России, изданного ФГБНУ «Росинформагротех» 2012 год. В соответствии с пунктом 307 на странице 21 вышеуказанного Перечня, на территории с. Анисимовка Памятнинского сельского поселения Ялуторовского района расположен скотомогильник площадью 400 м², находящийся, на момент составления данного перечня, в хозяйственном ведении СПК «Криволукский» в Тюменской области на территории пос. Анисимовка Памятинского с/п Ялуторовского района.
Также суду представлена копия регистрационной ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник (биотермическая яма) № 24, составленная в 2003 году МВУ «Ветцентр», из которой следует, что на расстоянии 1 000 м. от д.Анисимовка Тюменской области, имеется скотомогильник.
Третьим лицом суду представлена копия ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник (биотермическая яма) № 3 от 22.11.2016, расположенный по адресу: <...> м на северо-восток от северных ворот ООО «Сапфир» на земельном участке с координатами № 56.695954°, Е 66.306065° (л.д.56-57).
Как указало Управление ветеринарии, захоронение биологических отходов на указанном скотомогильнике не производится длительный период времени. Случаев несанкционированного сброса биологических отходов в скотомогильник не зарегистрировано.
При указанных обстоятельствах, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что на земельном участке с координатами № 56.695954°, Е 66.306065° имеется скотомогильник.
Пунктом 5.6 ветеринарных правил устанавливаются требования к скотомогильнику. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост.
В соответствии с п. 6.10 ветеринарных правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Обращаясь в суд с рассматриваемым иском, истец указал, что именно ответчик является лицом, ответственным за содержание скотомогильника, в обоснование своих доводов представил суду копию государственного акта № ТЮ2-21-000148, подтверждающего право бессрочного (постоянного) пользования подсобного сельскохозяйственного предприятия «Анисимовка» Ялуторовского района на земельный участок площадью 875 га.
В судебном заседании представители истца пояснили, что вышеуказанный земельный участок в настоящее время принадлежит ответчику.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.07.2013 ОАО «Тюменьхлебопродукт» на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 8 750 000 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Тюменская область, Ялуторовский район, ПСП «Анисимовка», кадастровый номер 72:21:0000000:17.
В отзыве третье лицо указало, что спорный скотомогильник расположен на земельном участке с кадастровым номером 72:21:0000000:17.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что спорный скотомогильник расположен в границах указанного земельного участка, в материалы дела не представлено.
Представитель ответчика данный факт отрицает.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. При этом, исходя из положений статей 130 и 131 ГК РФ, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.
В силу статей 68, 70 ЗК РФ формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
В материалы дела представлено уведомление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), составленное Ялуторовским отделом по Тюменской области, от 21.05.2019 № КУВД-001/2019-1592417/2 об отказе в государственном кадастровом учете.
В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который Обществом представлено заявление в Росреестр, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. По результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов, проведенной в соответствии с Законом № 218-ФЗ, одна из границ земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ учтенного земельного участка. В государственном кадастровом учете на земельный участок с кадастровым номером 72:21:0000000:17, расположенный по адресу: Тюменская область, Ялуторовский район, ПСП «Анисимовка», Обществу отказано.
Как следует из ответа Администрации Ялуторовского района от 17.11.2020 № 2-09/3967, информация о соответствии или о несоответствии межевого плана, предоставленного АО «Тюменьхлебопродукт» фактическому расположению земельного участка, предоставленного в соответствии с гос.актом ТК2-21-000148 в Администрации Ялуторовского района отсутствует. Для подтверждения соответствия или несоответствия межевого плана фактическому расположению участка необходимо проведение судебной землеустроительной экспертизы.
Согласно части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Судом выносился на обсуждение сторон вопрос о необходимости назначения соответствующей судебной экспертизы.
Между тем, ни одной из сторон ходатайств о назначении экспертизы не заявлено, инициатива суда не поддержана.
Таким образом, определить, находится ли скотомогильник с координатами № 56.695954°, Е 66.306065° в границе земельного участка с кадастровым номером 72:21:0000000:17 по адресу: Тюменская область, Ялуторовский район, ПСП «Анисимовка», не представляется возможным в рамках рассматриваемого спора при объеме и совокупности доказательств, представленных сторонами по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Как следует из части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (статья 71 Кодекса).
Между тем, при рассмотрении настоящего иска достаточных доказательств, подтверждающих принадлежность спорного скотомогильника ответчику, не представлено, как и не представлено доказательств, что объект находится на земельном участке, принадлежащем Обществу, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
В силу подп.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно абз.2 п.12 Постановления Пленума ВАС от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 176, 181 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Бадрызлова М.М. |