ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-11629/20 от 19.03.2021 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-11629/2020

26 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 26 марта 2021 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Белоусовым Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ТСЖ «Январь» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

к Управлению Росреестра по Тюменской области (ОРГН 104720990891, ИНН <***>),

к ФГБУ «ФКП Росреестра» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области

об оспаривании действий Управления Росреестра по Тюменской области по постановке 29.06.2018 на государственный кадастровый учет земельных участков с к/н 72:23:0219002:6771 и 72:23:0219002:6772;

об оспаривании действий Управления Росреестра по Тюменской области по государственной регистрации 31.07.2020 права общей долевой собственности ФИО1 на земельный участок с к/н 72:23:0219002:6771;

об оспаривании действий ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области по постановке 18.12.2013 на государственный кадастровый учет многоквартирного жилого дома с к/н 72:23:0219002:6209;

об оспаривании действий Управления Росреестра по Тюменской области по остановке 29.06.2020 на государственный кадастровый учет помещений с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998 и по государственной регистрации 29.07.2020 права общей долевой собственности ФИО1 на помещения с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998;

об обязании совершить действия

третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент имущественных отношений Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), ЗАО «ПСФ «СТАР» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), ФИО1,

при участии представителей лиц, участвующих в деле:

от заявителя - ФИО2 на основании протокола от 06.04.2015 ( до объявления перерыва 16.03.2021); ФИО3 на основании доверенности от 03.04.2020;

от Управления Росреестра по Тюменской области - ФИО4 по доверенности от 18.05.2020 (до объявления перерыва 16.03.2021); ФИО5  по доверенности от 16.12.2020

от ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области -  не явились,  извещены;

от третьего лица Департамента имущественных отношений Тюменской области - не явились, извещены;

от третьего лица ФИО1 - ФИО6 по доверенности от 04.02.2020;

от третьего лица ЗАО «ПСФ «СТАР» - ФИО7 по доверенности от 29.12.2020; ФИО6 по доверенности от 29.12.2020.

установил:

ТСЖ «Январь»  обратилось в Арбитражный суд  Тюменской  области с заявлением к  Управлению Росреестра по Тюменской области  (далее по тесту также -Управление) о признании незаконными действий  по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами  72:23:0219002:6771 и 72:23:0219002:6772 и многоквартирного жилого дома с кадастровым номером  72:23:0219002:449.

В ходе производства по  делу предмет заявленные требований неоднократно  изменялся.

Определением от 12.10.2020 к участию в деле в качестве ответчика было привлечено  ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент имущественных отношений Тюменской области, ЗАО «ПСФ «СТАР», ФИО1.

В окончательной редакции заявленные требования и меры, направленные на восстановление нарушенных прав заявителя сформулированы ТСЖ «Январь» в заявлении об уточнении иска с письменными пояснениями от 15.01.2021 (т. 14, л.д. 130-136).

С учетом указанного уточнения ТСЖ «Январь» просит суд признать незаконными  действия Управления Росреестра по Тюменской области по постановке 29.06.2018 на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровым номером 72:23:0219002:6771 и 72:23:0219002:6772; признать незаконными  действия Управления Росреестра по Тюменской области по государственной регистрации 31.07.2020 права общей долевой собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:6771; признать незаконными действия  ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области по постановке 18.12.2013 на государственный кадастровый учет объекта с кадастровым номером 72:23:0219002:6209 как многоквартирный жилой дом; признать незаконными  действия Управления Росреестра по Тюменской области по остановке 29.06.2020 на государственный кадастровый учет помещений с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998 и по государственной регистрации 29.07.2020 права общей долевой собственности ФИО1 на помещения с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержал в полном объеме по доводам заявления, дополнений к нему и письменных пояснений.

Представители Управления Росреестра по Тюменской области, третьих лиц ЗАО «ПСФ «СТАР», ФИО1 против удовлетворения заявленных требований возражали по доводам отзывов и письменных пояснений.

Как следует из отзыва ФГБУ «ФКП Росреестра» указанное лицо заявленные требования не признает.

Третьи лицом Департаментом имущественных отношений Тюменской области в материалы дела представлен отзыв, однако позиция по существу спора не выражена.

Судебное разбирательство произведено в отсутствие представителей ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» и третьего лица Департамента имущественных отношений Тюменской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

В  ходе судебного заседания ЗАО «ПСФ «СТАР» ходатайство об  истребовании доказательств. В удовлетворении указанного ходатайства судом было отказано су четом возможности рассмотрения дела по имеющимся  доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

На основании распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 27.02.2004 №384/14-з  территориальному  управлению Администрации города Тюмени по Ленинскому административному округу для завершения строительства жилого дома ГП-1 был предоставлен в аренду земельный участок 72:23:0219002:50. На основании распоряжения заключен договор от 11.03.2004 №23-10/300.

Строительство многоквартирного  жилого дома осуществлялось ЗАО «ПСФ «Стар» на основании распоряжения на строительство от 27.02.2004.

Впоследствии из земельного участка 72:23:0219002:50 был образован земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:142 площадью 5596 кв.м. с разрешенным использованием «для завершения строительства 7-этажного 24-квартирного жилого дома ГП-1 с нежилыми помещениями на первом этаже».

На земельном участке с кадастровым номером располагается многоквартирный жилой дом с адресным описанием: <...>..

ТСЖ «Январь» создано на основании решения собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <...> корпус 1 в целях управления многоквартирным домом и зарегистрировано в качестве юридического лица 02.06.2005.

Согласно выписке из ЕГРН (т. 1 л.д. 30-32), составленной по состоянию на 14.04.2020, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:142 был поставлен на кадастровый учет 20.08.2007.

18.03.2009 было зарегистрировано право общей долевой собственности  первого собственника помещений в многоквартирном доме на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:142, что также следует из указанной выписки из ЕГРН.

Как указывалось выше, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:142 определен как для завершения строительства 7-этажного 24-квартирного жилого дома.

Таким образом, за собственниками помещений в многоквартирном доме было зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:142.

Из материалов дела также следует, что 29.06.2018 на основании заявления собственника помещения в многоквартирном доме ФИО1 и межевого плана, подготовленного кадастровым инженером, осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771, 72:23:0219002:6772, образованных при перераспределении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:142 и земель.

Согласно сведениям ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0219002:6771 расположен многоквартирный жилой дом.

Согласно сведениям ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0219002:6772 многоквартирный дом не располагается.

В состав межевого плана, представленного для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771, 72:23:0219002:6772, включено распоряжение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 12.09.2007 № 1434/20-пг.

Согласно распоряжению от 12.09.2007 № 1434/20-пг, вынесенному  на основании заявления ФИО8 (уполномоченное лицо), протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 27.02.2007 №6, проекта границ земельного участка от 04.05.2007,  был утвержден проект границ земельного участка от 04.05.2007 под многоквартирный дом.

В соответствии с распоряжением от 12.09.2007  № 1434/20-пг после установления границ земельного участка в соответствии с утвержденным проектом границ собственникам многоквартирного дома  необходимо обратиться в орган регистрации прав для оформления прав на земельный участок.

ТСЖ «Январь» считает незаконными действия Управления Росреестра по Тюменской области по постановке 29.06.2018 на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771 и 72:23:0219002:6772, а также действия по государственной регистрации 31.07.2020 права общей долевой собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:6771.

Заявленные требования мотивированы доводами о том, что регистрационные действия по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771, 72:23:0219002:6772 произведены без надлежащего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме ранее уже зарегистрировали за  собой право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:142. Воля на межевание земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:142, образование  из него новых земельных участков  не выражалась.

Оспариваемые  действия Управления повлекли за собой лишение собственников помещений части  общего имущества (ныне земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:6772).

ФИО1 не уполномочен в установленном порядке на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме.

По мнению заявителя, ФИО1, являющийся близким родственником   директора ЗАО ПСФ «Стар» ФИО9,  обратился с заявлением о государственной регистрации в интересах ЗАО ПСФ «Стар» в целях последующего оформления земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:6772 в интересах ЗАО ПСФ «Стар».

По основаниям указанным ТСЖ «Январь» ниже также считает незаконными  действия Управления Росреестра по Тюменской области по остановке 29.06.2020 на государственный кадастровый учет помещений с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998 и по государственной регистрации 29.07.2020 права общей долевой собственности ФИО1 на помещения с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998, а также действия ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области по постановке 18.12.2013 на государственный кадастровый учет многоквартирного жилого дома с к/н 72:23:0219002:6209.

Третье лицо ЗАО ПСФ «Стар» считает, что спор не подсуден арбитражному суду, поскольку не связан с осуществлением заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.  

Доводы ЗАО ПСФ «Стар» отклоняются судом последующим основаниям.

В силу ст. 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ (ст. 4 АПК РФ).

Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

В силу положений ст. 291 Гражданского кодекса РФ,  п. 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Пунктом 1 ч. 2  ст. 152 Жилищного кодекса РФ  установлено, что товарищество собственников жилья наделено правом осуществлять обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Согласно выписки в отношении ТСЖ «Январь» основным видом деятельности товарищества является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или договорной основе (код 68.32.1 ОКВЭД ОК 029-2019).

К подведомственности арбитражных судов относятся экономические споры,  в том числе связанные с осуществлением юридическими лицами не только предпринимательской, но и иной экономической деятельности.

Исходя из данной нормы права, для рассмотрения спора в арбитражном суде необходимо наличие субъектного состава и характера возникших правоотношений (предмет спора). Рассматриваемые отношения имеют экономическое содержание, поскольку связан с осуществлением ТСЖ «Январь» экономической деятельности по поводу управления общим имуществом.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом изложенного, спор подлежит разрешению в арбитражном суде.

В соответствии с ч. 4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

ЗАО ПСФ «Стар» также считает, что ТСЖ «Январь» обратилось  в суд  с заявлением по настоящему делу с нарушением установленного срока. По мнению  третьего лица, о нарушении своих прав фактом постановки кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771, 72:23:0219002:6772 ТСЖ «Январь» должно  было узнать  при получении  04.02.2020 от ЗАО ПСФ «Стар» копии  постановления суда кассационной инстанции от 29.10.2019 № А70-18708/2018, в котором содержались  сведения о формировании  земельных участков  с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771, 72:23:0219002:6772. Третье  лицо  исчисляет срок на  обращение в суд с 04.02.2020.

Заявитель с указанными доводами не согласен

Из материалов дела следует, что 04.02.2020 от ЗАО  ПСФ «Стар» в  адрес  заявителя  поступила поступили сведения (выписка из ЕГРН от 23.12.2019) о регистрации права собственности объекта незавершенного строительства (теплотрасса) на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0219002:6771 с требованием принять меры по ранее направленному письму о переносе детской площадки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0219002:6772.

17.04.2020 в адрес заявителя также поступило очередное требование о переносе детской площадки.

В целях проверки правомерности и обоснованности притязаний ЗАО  ПСФ «Стар» были получены выписки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 72:23:0219002:6771, 72:23:0219002:6772, 72:23:0219002:142.

Согласно полученным выпискам о земельных участках, по данным ЕГРН и Публичной кадастровой карте г.Тюмени, наряду с земельным участком с кадастровым номером 72:23:0219002:142 в отношении которого было зарегистрировано право общей долевой собственности собственников помещений (домовладельцев), расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>, на кадастровый учет без одновременной регистрации прав поставлены новые земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6772, 72:23:0219002:6771.

Получив указанную информацию, 17.04.2020 ТСЖ «Январь» обратилось в Управление с заявлении о разъяснении сложившейся ситуации

Письмом от 12.05.2020 Управление сообщило об основаниях обстоятельствах постановки земельных участков на кадастровый учет.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что о нарушении своих прав и законных интересов ТСЖ «Январь» стало известно по результатам получения всей необходимой информации относительно порядка образования указанных  выше земельных  участков. Такая  информация содержалась именно в письме Управления  от 12.05.2020 (получено 20.05.2020). Сведения, изложенные в указанном письме относительно порядка образования указанных выше земельных участков в судебном акте, на который ссылается третье лицо, не содержались. Таким образом, несмотря  на получение 04.02.2020 от ЗАО  ПСФ «Стар» судебного акта № А70-18708/2018   заявителю стало известно о нарушении его прав только по результатам  установления всех значимых обстоятельств, касающихся причин и оснований постановки земельных участков  на кадастровый  учет.

С учетом того, что заявление в суд  по настоящему делу направлено 15.07.2020, срок на  обращение в суд, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ не пропущен.

Управление, третьи лица ЗАО ПСФ «Стар», ФИО1 возражают против  удовлетворения заявленных требований, считают правомерной постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6772, 72:23:0219002:6771.

Управление указывает, что документы, представленные ФИО1 соответствовали установленным требованиям, в связи с чем были совершены оспариваемые действия.

ЗАО ПСФ «Стар», ФИО1 возражают против удовлетворения заявленных  требований, считают, что ФИО1 правомерно  обратился  с  заявлением о постановке на государственный кадастровый учет  земельных участков  с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771, 72:23:0219002:6772.

Третьи лица считают, что образование  земельных  участков с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771, 72:23:0219002:6772 в полной мере соответствует требованиям  законодательства.

Земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:142, на котором расположен многоквартирный дом ул. Пржевальского 41 корпус 1, не был сформирован для целей эксплуатации до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем к земельному участку с кадастровым номером 72:23:0219002:142 нормы Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в части установления права общей долевой собственности не применяются.

Именно  обращение ФИО1  является формированием  земельного участка  для  целей  эксплуатации многоквартирного  жилого дома.

Установленные границы и размер земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:142 не соответствуют требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности в части определения границ и размеров участка для эксплуатации многоквартирного  дома, что подтверждается материалами дела

Обращение ФИО1 по постановке земельных участков на кадастровый  учет произведено на основании действующего распоряжения Департамента  от 12.09.2007 № 1434/20-пг, котором определена площадь земельного участка, необходима для эксплуатации многоквартирного дома.

Границы земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771, 72:23:0219002:6772 в полной мере соответствуют  требованиям  законодательства.

По мнению указанных третьих лиц, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление вопроса о том, является  ли земельный  участок с кадастровым номером 72:23:0219002:142 земельным участком, границы и размер которого определены для целей эксплуатации многоквартирного дома в соответствии требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Собственникам помещений в многоквартирном доме не вправе произвольно определять границы земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома, которые должны определяться с учетом фактического землепользования.

В отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:142  собственниками помещений в  многоквартирном доме не были предприняты меры по его формированию в соответствии с требованиями законодательства. До момента совершения оспариваемых действий видом разрешенного использования земельного участка являлось «для завершения строительства», следовательно,  указанный земельный участок не был сформирован для целей эксплуатации многоквартирного дома.

Обращение ФИО1 направлено на формирование земельного участка  для целей именно эксплуатации многоквартирного дома. Размеры земельных участков определены в соответствии с требованиями действующего  законодательства.

Распоряжение от 12.09.2007 № 1434/20-пг, которым определена площадь земельного участка, вынесено Департаментом, как лицом, уполномоченным на распоряжение государственной собственностью, соответствует способу и порядку определения границ и площади земельного участка в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771, 72:23:0219002:6772 соответствует документам-основаниям, следовательно, произведена правомерно.

По мнению ЗАО ПСФ «Стар», учитывая, что Управлению в 2009 не было известно о проекте границ от 04.05.2007, утвержденного 12.09.2007 регистрационный № 07/э-121, и распоряжении Департамента имущественных отношений Тюменской области от 12.09.2007 №1434/20-пг, орган государственной регистрации не смог установить в 2009г. наличие оснований для отказа в государственной регистрации прав, что привело к возникновению ошибки в сведениях ЕГРП в виде регистрации прав отдельных собственников помещений  в  многоквартирном доме на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:142.

При этом третье лицо указывает, что не оспаривает тот факт, что в той части земельного участка, из которой впоследствии сформирован земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:6771, в силу закона возникло право общей долевой собственности собственников МКД. Указанный правовой подход подтверждается разъяснениями п.67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, согласно которому, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Третье лицо ФИО1 также указывает, что согласно ч. 3 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В п. 4.3. Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П суд разъяснил, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Действия ответчика по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:6771, образованного в соответствии с требованиями земельного, градостроительного и жилищного законодательства не могут нарушать права собственников многоквартирного дома.

В силу указанных положений законодательства ФИО1 считает себя лицом, уполномоченным на обращение с заявлением о постановке земельных участков на кадастровый учет.

Отклоняя доводы ответчика и третьих лиц, суд учитывает следующее.

Согласно ч.2. ч. 3,  ч. 5ст. ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно  п. 4 ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу указанных положений законодательства собственники помещений  имеют  право только на ту часть земельного участка, которая  занята  домом и необходима для его эксплуатации

Регистрация права собственности на указанный земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:142 произведена с нарушением указанных  требований законодательства.  Площадь земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:142 превышает площадь, необходимую для  эксплуатации многоквартирного дома.

По мнению третьи лиц, на основании ч. 3. ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» ФИО1 правомерно обратился с заявлением формировании земельного участка с учетом площади, необходимой для его эксплуатации. При регистрации права общей долевой собственности Управлением не было учтено распоряжение Департамента от 12.09.2007 № 1434/20-пг, которым границы земельного участка, занятого многоквартирным  домом, были сформированы с учетом площадей, необходимым для его эксплуатации.

 Указанные  доводы отклоняются  с учетом следующего.

Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Зарегистрированные право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном жилом доме на земельный участок с кадастровым номером за  72:23:0219002:142 площадью 5596 кв. м. не оспорено в установленном законом порядке.

Таким образом, в настоящее время именно собственникам помещений в многоквартирном жилом принадлежит право долевой собственности на указанный земельный участок кадастровым номером за 72:23:0219002:142. Площадь указанного участка по данным ЕГРН составляет  5596 кв. м.

В установленном законом порядке заинтересованные лица не  обращались с исковыми требованиями об оспаривании регистрации права право долевой собственности на указанный земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:142.

С учетом изложенного выше, суд исходит из того, земельный участок кадастровым номером за 72:23:0219002:142 площадью 5596 кв. м. находится в долевой собственности собственников помещений  в многоквартирном доме.

Согласно  ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно  п. 1 ст. 246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Согласно ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ рассмотрение и принятие вопроса о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, в силу указанных норм законодательства распоряжение земельным участком осуществляется общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу положений ч. 8 ст. 138 Жилищного кодекса РФ законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в доме, представляют товарищества собственников жилья.

Согласно ст. 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно пп. 2, пп. 5 п. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Судом установлено, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме не принималось решение о проведении межевания земельного участка и об уменьшении площади земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:142, занимаемого многоквартирным  домом.

ФИО1 также не был уполномочен собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение межевания земельного участка с  последующим обращением в Управление с заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771, 72:23:0219002:6772, образованных за счет земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:142.

Таким образом, при обращении с заявлением о постановке земельных участков на государственный  кадастровый  учет в нарушение требований пп. 2, пп. 5 п. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ не  было представлено решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об уменьшении площади земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:142, а также  документы. подтверждающие полномочия ФИО1  на такое  обращение.

С учетом изложенного выше действия Управления по постановке 29.06.2018 на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771 и 72:23:0219002:6772 не соответствуют указанным выше  положениям законодательства.

Таким образом, суд признает незаконными действия Управления Росреестра по Тюменской области по постановке 29.06.2018 на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771 и 72:23:0219002:6772.

С учетом незаконности действий Управления по осуществлению  кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771 и 72:23:0219002:6772 суд также приходит к выводу о незаконности действий Управления по регистрации права общей долевой собственности  ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:6771 ввиду незаконности постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:6771.

Общество также просит признать незаконными действия Управления Росреестра по Тюменской области по остановке 29.06.2020 на государственный кадастровый учет помещений с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998 и по государственной регистрации 29.07.2020 права общей долевой собственности ФИО1 на помещения с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998;

Завяленные требования мотивированы доводами о том, что состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме определен, что следует из объекта с кадастровым номером 72:23:0219002:6209 и включает в себя тепловой пункт, служебные помещения, машинное отделение. Объект с кадастровым номером 72:23:0219002:6998 представляет собой  тепловой пункт, следовательно, уже поставлен на кадастровый учет в составе объекта с кадастровым номером 72:23:0219002:6209

Объекты с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997 представляют собой совокупность лестничных клеток многоквартирного дома, которые по мнению заявителя, не  обладают признаками объекта  недвижимости.

Заявитель также считает, что  постановка на кадастровый учет  указанных выше объектов произведена помимо волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме,  в связи с чем также просит признать незаконной регистрацию  права общей долевой собственности  ФИО1 на указанные  объекты.

Управление против указанных доводы возражает, считает что постановка лестничных клеток на учет возможна и не противоречит требованиям законодательства, считает  ФИО1 уполномоченным лицом на обращение с  заявлением о постановке  объектов на кадастровый учет.

Удовлетворяя заявленные требования, суд учитывает, что в силу пп. «а» п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных этим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно п. 1 ст. 246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Согласно п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

В силу указанных положений состав общего имущества собственников  помещений в многоквартирном домеподлежит определению всеми собственниками помещений  в многоквартирном  доме.

В силу положений ч. 8 ст. 138 Жилищного кодекса РФ законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в доме, представляют товарищества собственников жилья.

Согласно ст. 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно пп. 2, пп. 5 п. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Из материалов дела следует, что собственниками помещений в многоквартирном доме не принималось решение об изменение состава объектов  общего имущества, ФИО1 также не был уполномочен собственниками помещений в многоквартирном доме на обращение в Управление с заявлением о постановке на кадастровый учет объектов с кадастровыми номерами72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998

Таким образом, суд признает незаконными действия Управления Росреестра по Тюменской области по постановке 29.06.2020 на государственный кадастровый учет помещений с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998.

С учетом незаконности действий Управления по осуществлению  кадастрового учета помещений с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998, суд также приходит к выводу о незаконности действий Управления по регистрации права общей долевой собственности  ФИО1 на помещения с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998.

Обращаясь в суд с заявлением по настоящему делу Общество просит суд признать незаконными действия  ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области по постановке 18.12.2013 на государственный кадастровый учет объекта с кадастровым номером 72:23:0219002:6209 как многоквартирный жилой дом.

Из материалов дела следует, что Общество первоначально обратилось в суд с заявлением о незаконности постановки на кадастровый учет многоквартирного жилого  дома с Кадастровым номером 72:23:0219002:449.

Обращаясь в суд с указанным требованием заявитель исходил из того, что на кадастровый учет многоквартирный жилом дом был поставлен дважды (с кадастровым номерами 72:23:0219002:6209 и 72:23:0219002:449).

В ходе производства по делу позиция заявителя изменилась  с учетом поступивших документов и пояснений. Заявитель признает, что «задвоение» постановки на кадастровый учет многоквартирного дома отсутствует.

Кадастровый номер 72:23:0219002:449 присвоен многоквартирному дому, расположенному по адресу: <...>. Кадастровый номерам 72:23:0219002:6209 присвоен сложной вещи тепловой пункт, служебные помещения, машинное отделение, которые представляют собой общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Однако при этом  в выписке указано в графе «назначение» указан  многоквартирный  дом, указана его площадь 5382.7кв.м..

По мнению заявителя, действия ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области по постановке 18.12.2013 на государственный кадастровый учет объекта с кадастровым номером 72:23:0219002:6209 как многоквартирный жилой дом не соответствуют законодательству, поскольку  посят недостоверный характер, вводят пользователей выписки в заблуждение.

ФГБУ «ФКП Росреестра» указанные требования не признает по доводам, изложенным в отзыве (т. 15, л.д. 50-51).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в данной  части суд учитывает следующее.

В отношении объекта с кадастровым номером 72:23:0219002:6209 имеется адресное указание - <...>; статус сведений- актуальный, ранее учтенный; дата постановки на учтет 18.12.2013, вид  объекта недвижимости здание, назначение- многоквартирный  жилой  дом; наименование  жилой  дом, площадь - 5 382, 7  кв.м.; сведения о правах – общая долевая собственность; особые отметки – состав сложной вещи: тепловой пункт, служебные помещения, машинное отделение.

Таким образом, объект с кадастровым номером 72:23:0219002:6209 представляет собой общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме с кадастровым номером 72:23:0219002:142 и состоит из теплового пункта, служебных помещений, машинного отделения.

Характеристики указанного объекта внесены в ЕГРН на основании протокола общего собрания собственников жилых и нежилых помещений жилого дома от 19.01.2009 № 9, технического паспорта на здание.

Объект с кадастровым номером72:23:0219002:6209 является ранее учтенным объектом недвижимого имущества

Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1 утвержден  Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

Порядок устанавливает сроки и правила включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства (далее - объекты недвижимости), государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, а также объектов недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера (далее - ранее учтенные объекты недвижимости) в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соотвесвтии с п. 5 названного порядка источниками для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе сведения и содержащие данные сведения документы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» указывает, что сведения об объекте с кадастровым номером,  в том  числе о назначении объекта (многоквартирный дом) были внесены в ГКН на основании сведений из ЕГРП, переданных Управлением Росреестра по  Тюменской  области.

Судом установлено, что указанные действия ответчика соответствуют положениям п. 5 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1.

Кроме того, ответчик незаконных действий по постановке на кадастровый учет объекта с кадастровым номером 72:23:0219002:6209 не совершал, поскольку решений о постановке указанного объекта на кадастровый учет не принимал.

В нарушение требований ст. 65 АПК РФ заявителем не указано, какие именно  требования законодательства были нарушены  при внесении  в ГКН  указанных выше сведений.

Исследовав материалы дела суд считает, что требования к ФГБУ «ФКП Росреестра» удовлетворению  не подлежат.

С учетом изложенного выше заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. Суд  признает незаконными  действия Управления Росреестра по Тюменской области по постановке 29.06.2018 на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771 и 72:23:0219002:6772, действия Управления Росреестра по Тюменской области по государственной регистрации 31.07.2020 права общей долевой собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:6771, а также признает незаконными действия по постановке 29.06.2020 на государственный кадастровый учет помещений с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998 и по государственной регистрации 29.07.2020 права общей долевой собственности ФИО1 на помещения с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998.

В остальной части заявленные требования удовлетворению  не подлежат.

В порядке восстановления нарушенных прав заявителя суд обязывает Управление принять меры к восстановлению сведений в данных кадастрового учета, ЕГРН в состоянии, существовавшем до момента совершения действий по постановке 29.06.2018 на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771 и 72:23:0219002:6772; до государственной регистрации 31.07.2020 права общей долевой собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:6771; до постановки 29.06.2020 на государственный кадастровый учет помещений с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998 и до государственной регистрации 29.07.2020 права общей долевой собственности ФИО1 на помещения с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998.

При обращении в суд с заявлением по настоящему делу заявителем была  оплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб.

В связи с удовлетворением заявленных требований к Управлению Росреестра по Тюменской области с указанного лица в пользу  заявителя подлежат  взысканию судебные расходы  в размере 6000 руб.

В связи с отказом в удовлетворении требований ко второму  ответчику с заявителя в доход  федерального бюджета подлежит взысканию  государственная пошлина  в размере 3000 руб.

 Вопреки позиции третьего  лица  основания для  применения положений  ст. 11 АПК РФ судом не усматриваются.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные  требования удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Управления Росреестра по Тюменской области по постановке 29.06.2018 на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771 и 72:23:0219002:6772.

Признать незаконными действия Управления Росреестра по Тюменской области по государственной регистрации 31.07.2020 права общей долевой собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:6771.

Признать незаконными действия Управления Росреестра по Тюменской области по постановке 29.06.2020 на государственный кадастровый учет помещений с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998 и по государственной регистрации 29.07.2020 права общей долевой собственности ФИО1 на помещения с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998.

Обязать Управление Росреестра по Тюменской области принять меры к восстановлению сведений в данных кадастрового учета, ЕГРН в состоянии, существовавшем до момента совершения действий по постановке 29.06.2018 на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771 и 72:23:0219002:6772; до государственной регистрации 31.07.2020 права общей долевой собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:6771; до постановки 29.06.2020 на государственный кадастровый учет помещений с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998 и до государственной регистрации 29.07.2020 права общей долевой собственности ФИО1 на помещения с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6996, 72:23:0219002:6997, 72:23:0219002:6998.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Управления Росреестра по Тюменской области в пользу ТСЖ «Январь» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.

Взыскать с ТСЖ «Январь» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья                                                                                                                        Сидорова О.В.