ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-11691/09 от 05.11.2009 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  город Тюмень

Дело № А70-11691/2009

05 ноября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05.11.2009 г.

Решение в полном объеме изготовлено 05.11.2009 г.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Крюковой Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мектипбаевой А.К., рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению ООО «Контакт-А»

к Управлению государственной жилищной инспекции Тюменской области

о признании незаконным и отмене постановления от 09.10.2009 г. № 44

при участии:

от заявителя: Бухов А.Г., директор (приказ № 1 от 08.08.2008 г.), Ярков С.А., представитель (доверенность от 06.05.2009 г. № 151),

от ответчика: Парфенова И.Н., представитель (доверенность от 15.06.2009 г. № «б/н»),

установил:

23.10.2009 г. ООО «Контакт-А» (далее- заявитель) обратилось в арбитражный суд к Управлению государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее- ответчик) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 09.10.2009 г. № 44.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на отсутствие вины заявителя во вменяемом ему правонарушении.

Ответчик в отзыве на заявление требования заявителя не признал (т.1л.д.60).

В судебном заседании представители заявителя и ответчика поддержали заявленные требования и возражения по основаниям, изложенным в заявлении и в отзыве на заявление.

Заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

На основании жалобы жильца дома № 23 по ул. Авторемонтная в г. Тюмени, ответчиком в отношении заявителя на основании приказа от 31.08.2009 г. № 247-ОД проведена внеплановая проверка, по результатам которой в присутствии представителя заявителя составлен акт проверки от 02.09.2009 г. № ТО-11-96 (т.1 л.д.76- 82).

В ходе проверки ответчиком установлено, что заявителем при обслуживании жилого дома по адресу: г. Тюмень, ул. Авторемонтная 23, допущено подтопление помещения подвала в результате чего на стене квартиры № 4, смежной с подвальной, имеются следы сырости; входная дверь в подвал отсутствует; отсутствует электроснабжение в подвале; повреждена кирпичная кладка стены при входе в подвал; наличие бытового мусора в подвале.

10.09.2009 г. должностным лицом ответчика в присутствии представителя заявителя составлен протокол об административном правонарушении по признакам наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) (т.1 л.д.83 - 85).

Полномочия должностных лиц ответчика на проведение вышеуказанных мероприятий по контролю предусмотрены п. 1, 4, 5 Положения о Государственной жилищной инспекциив РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г. № 1086, п. 2.1., 2.4.4., 3.1.1. Положения об управлении государственной жилищной инспекцииТюменской области, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 18.05.2005 г. № 31-П.

09.10.2009 г. ответчиком в присутствии представителей заявителя рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление № 44 о привлечении заявителя к административной ответственности в виде штрафа в сумме 40 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ (т. 1 л.д.6, т.2 л.д.10).

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель в пределах срока, установленного ст. 208 АПК РФ, обратился в суд с настоящими заявлениями.

В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Согласно материалам дела заявителю по договору управления многоквартирным домом от 01.06.2009 г. передан многоквартирный муниципальный жилой дом, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Авторемонтная, 23. (т.1 л.д.20, 38, 104).

Между тем, судом установлено, что статусом управляющей компании заявитель не обладает, поскольку ни одна из предусмотренных ст. 161 ЖК РФ процедур выбора управляющей компании ни на момент заключения договора от 01.06.2009 г., ни на момент вынесения оспариваемого постановления не проведена. Данный факт подтвержден и сторонами в судебном заседании.

Однако в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявитель, заключив договор от 01.06.2009 г. и указав в нем на то, что при исполнении договора стороны обязуются руководствоваться, в том числе, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (далее- Правила содержания общего имущества), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2003 г. № 170 (далее- Правила технической эксплуатации) принял на себя добровольные обязательства по содержанию жилого дома № 23 по ул. Авторемонтная в г. Тюмени в соответствии с Правилами содержания общего имущества и Правилами технической эксплуатации.

В соответствии с п. 1, 10, 42 Правил содержания общего имущества управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

В соответствии с п. 3.1.2, 3.4.5, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5., 4.7.1, 4.1.15 Правил технической эксплуатации помещения необходимо содержать в чистоте при температуре, влажности воздуха и кратности воздухообмена в соответствии с установленными требованиями. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери. Не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения.

Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе а) осмотр общего имущества; б) освещение помещений общего пользования; в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил (в том числе межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов, лифтовых и иных шахт, коридоров, колясочных, чердаков, технических этажей и технических подвалов, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

В соответствии с п. 1.1, 1.7 договора от 01.06.2009 г., заявитель принял на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления (т.1 л.д.38, 104).

Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22. КоАП РФ.

Суд считает, что в действиях заявителя, допустившего наличие бытового мусора в подвале, подтопление помещения подвала в доме № 23 по ул. Авторемонтная в г. Тюмени, сырость на стене квартиры жилого дома, не обеспечившего наличие входной двери в подвал, электроснабжение в подвале, не принявшего меры к восстановлению кирпичной кладки стены при входе в подвал, имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно ч. 1 ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд считает, что административным органом при привлечении заявителя к административной ответственности не установлена и не подтверждена соответствующими доказательствами вина заявителя в понятиях ст. 2.1. КоАП РФ в подтоплении помещения подвала в доме № 23 по ул. Авторемонтная в г. Тюмени, в наличии сырости на стене квартиры жилого дома, отсутствии входной двери в подвал, электроснабжения в подвале, в непринятии мер к восстановлению кирпичной кладки стены при входе в подвал. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 28- 30, 34 Правил содержания общего имущества собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.

Иных источников финансирования текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах действующее законодательство не предусматривает.

Судом установлено, что внесенная жильцами дома № 23 по ул. Авторемонтная в г. Тюмени плата за ремонт жилья за период с 01.06.2009 г. по 30.09.2009 г. (л.д.17, 19) израсходована заявителем в полном объеме на ремонт общего имущества (т.1 л.д.9-23, 26-37).

Судом также установлено, что заявителем предпринимались меры по получению муниципальных субсидий для капитального ремонта жилого дома № 23 по ул. Авторемонтная в г. Тюмени (т.1 л.д.24, 25).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявителем предприняты все зависящие от него меры для обеспечения текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме № 23 по ул. Авторемонтная в г. Тюмени, а, следовательно оснований для привлечения заявителя к административной ответственности по данным эпизодам не имеется.

Между тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства осуществления заявителем работ по устранению бытового мусора в подвальном помещении, тогда как плата за содержание общего имущества жильцами дома № 23 по ул. Авторемонтная в г. Тюмени за период с 01.06.2009 г. по 30.09.2009 г. вносилась, обязанность по уборке мест общего пользования установлена подп. «г» п. 11 Правил содержания общего имущества.

Таким образом, арбитражным судом установлено наличие события административного правонарушения, совершение его заявителем, вина заявителя в совершении правонарушения, обоснованность и правомерность составления протокола об административном правонарушении, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения заявителя к административной ответственности по ст. 7.22. КоАП РФ.

Таким образом, оспариваемое постановление от 09.10.2009 г. № 44 является законным и обоснованным, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 168-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований ООО «Контакт-А» к Управлению государственной жилищной инспекции Тюменской области о признании незаконным и отмене постановления от 09.10.2009 г. № 44 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд Тюменской области.

Судья Л.А. Крюкова