ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-11740/12 от 16.01.2013 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Тюмень Дело № A70-11740/2012

18 января 2013 года.

Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2013 года. Полный текст решения изготовлен 18 января 2013 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ярославцевой С.В., рассмотрев в судебном заседании заявление

Общества с ограниченной ответственностью «Ремстрой-2000»

к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени

об оспаривании решения № 44-06-3848 от 04.09.2012,

при участии

от заявителя – Пуртова Н.А. на основании доверенности от 11.01.2012,

от ответчика –Низамова А.В. на основании доверенности № 154 от 28.12.2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Ремстрой-2000» (далее по тексту – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени (далее по тексту – Департамент, ответчик) о признании недействительным решения № 44-06-3848 от 04.09.2012 об отказе в реализации преимущественного права на приобретение в собственность 60/100 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение общей площадью 67,7 кв.м., расположенного по адресу: г.Тюмень, проезд Геологоразведчиков, 55/4.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. При этом в предварительном судебном заседании пояснил суду, что в просительной части заявления допущена опечатка, неправильно указан номер оспариваемого решения, следует читать решение № 44-06-3848 от 04.09.2012.

Представитель Департамента с заявленными требованиями не согласен, по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, 18 декабря 2003 года между ООО «Ремстрой-2000» (Арендатор), Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени (Арендодатель) и МУ Тюменское городское имущественное казначейство (Балансодержатель) был заключен Договор № 228 (л.д. 38-40), в соответствии с которым Стороны объединили свои усилия в целях реконструкции и дальнейшего использования на правах общей долевой собственности нежилого помещения общей площадью 67,7 кв.м., расположенного по адресу: город Тюмень, проезд Геологоразведчиков. 55/4. Срок действия Договора в соответствии с пунктом 1.2. установлен Сторонами с 29.10.2003 года по 27.10.2004 года.

Вышеуказанное помещение передано Балансодержателем Обществу по Акту приема-передачи от 29.10.2003 года (л.д. 55), при расторжении Договора помещение возвращено Обществом Балансодержателю по Акту приема-передачи от 27.10.2004 года (л.д. 61).

08 декабря 2004 года между ООО «Ремстрой-2000» (Арендатор), Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени (Арендодатель) и МУ Тюменское городское имущественное казначейство (Балансодержатель) был заключен Договор аренды № 12417898 (л.д. 56-59), в соответствии с которым Обществом принято в аренду нежилое помещение, расположенное, по адресу город Тюмень, проезд Геологоразведчиков, 55/4. Срок действия Договора в соответствии с пунктом 1.2. установлен Сторонами с 28.10.2004 года по 26.10.2005 года.

Указанное помещение передано Балансодержателем Обществу по Акту приема-передачи от 28.10.2004 года (л.д. 60), при расторжении Договора возвращено Обществом Балансодержателю по Акту приема-передачи 26.10.2005 года (л.д. 66).

29 декабря 2005 года между ООО «Ремстрой-2000» (Арендатор), Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени (Арендодатель) и МУ Тюменское городское имущественное казначейство (Балансодержатель) был заключен Договор аренды № 12520573 (л.д. 62-64), в соответствии с которым Обществом принято в аренду нежилое помещение, расположенное, по адресу город Тюмень, проезд Геологоразведчиков, 55/4. Срок действия Договора в соответствии с пунктом 1.2. установлен Сторонами с 27.10.2005 года по 25.10.2006 года.

Помещение передано Балансодержателем Обществу 27.10.2005 года по Акту приема-передачи (л.д. 65), при расторжении Договора возвращено Обществом Балансодержателю по Акту приема-передачи 25.10.2006 года (л.д. 71).

27 декабря 2006 года между ООО «Ремстрой-2000» (Арендатор), Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени (Арендодатель) и МУ Тюменское городское имущественное казначейство (Балансодержатель) был заключен Договор аренды № 12622698 (л.д. 67-70), в соответствии с которым Обществом принято в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: город Тюмень, пр. Геологоразведчиков, 55/4. Срок действия Договора в соответствии с пунктом 1.2. установлен Сторонами с 26.10.2006 года по 24.10.2007 года.

Означенное в договоре помещение передано Балансодержателем Заявителю по Акту приема-передачи от 26.10.2006 года (л.д. 72). По окончании срока действия Договора № 12622698 заявителем Балансодержателю спорное помещение не передавалось, новых договоров аренды не заключалось, между тем заявитель продолжал пользоваться спорным помещением и уплачивать арендные платежи.

13 августа 2012 года ООО «Ремстрой-2000» обратилось в Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени с заявлением о передаче в собственность нежилого помещения, расположенного по адресу: город Тюмень, проезд Геологоразведчиков, 55/4, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ«Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ).

Решением Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № 44-06-3848 от 04.09.2012 года в продаже муниципального имущества Заявителю было отказано.

Отказ мотивирован тем, что осуществить продажу имущества в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ, не возможно, поскольку на момент вступления в силу данного закона Общество не являлось арендатором испрашиваемого нежилого помещения, Департаментом в адрес Общества 27.09.2007 года направлялось уведомление об окончании срока аренды, в связи с чем, Общество не соответствует требованиям пункта 1 статьи 3 названного закона.

Кроме того, по мнению Департамента, продажа доли в праве общей долевой собственности не может быть осуществлена в порядке, определенном Федеральным законом от 22.07.2008 года № 159-ФЗ, поскольку данным законом предусмотрен порядок продажи недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого предпринимательства, отношения между сторонами с 07.11.2011 и по настоящее время Соглашением о порядке пользования общей долевой собственностью № 011228561 от 25.01.2012

Считая отказ Департамента в реализации преимущественного права на приобретение вышеуказанного недвижимого имущества незаконным, Общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд. По мнению заявителя, отказ Департамента в продаже помещения не имеет под собой правовых оснований, так как Общество соответствует установленным Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ критериям. Заявитель считает, что данное помещение может быть приобретено им в собственность на основании положений Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ.

Департамент возражает против удовлетворения заявленных требований. Ссылаясь на положения пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ Департамент указывает, что арендуемое имущество должно находиться во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу названного федерального закона (05.08.2008) в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; между тем, на момент вступления в силу Федерального закона 22.07.2008 № 159-ФЗ отношения между сторонами были урегулированы соглашением о порядке пользования общей долевой собственностью. При этом соглашение о порядке пользования общей долевой собственностью не является по своей правовой природе договором аренды.

Исследовав материалы дела, доводы заявления, отзыва, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона 22.07.2008 №159-ФЗ названный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов РФ или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

Условия реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества установлены статьей 3 Федерального закона 22.07.2008 № 159-ФЗ.

Согласно указанной норме субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее - Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ»). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Из материалов дела следует, что Общество в период с 18 декабря 2003 года по 24.10.2007 года пользовалось нежилым помещением площадью 67,7кв.м., расположенным по адресу: г. Тюмень, пр. Геологоразведчиков55/4, на основании вышеуказанных договоров аренды.

В период с 24.10.2007 Общество фактически непрерывно пользовалось арендованным имуществом, а с 07.11.2011 и по настоящее время продолжает пользоваться вышеуказанным помещением на основании Соглашения о порядке пользования общей долевой собственностью № 011228561 от 25.01.2012.

Пользование 60/100 части данного объекта недвижимости, принадлежащей муниципальному образованию городской округ г. Тюмень, в течение всего периода пользования осуществлялось Обществом возмездно. Департамент получал компенсацию в виде арендных платежей, задолженности по арендной плате Общество не имеет, данный факт ответчиком не отрицается.

Таким образом, отношения между Обществом и Департаментом по пользованию Обществом вышеозначенным нежилым помещением, принадлежащим муниципальному образованию городской округ г. Тюмень, фактически являлись арендными.

Доводы Департамента о различной правовой природе договора аренды и соглашения о порядке пользования общей долевой собственностью суд считает обоснованными. Однако доводы о невозможности применения Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ в данном случае суд не принимает.

Учитывая специфику сложившихся правоотношений между Департаментом и Обществом, последнее не может быть лишено преимущественного права на приобретение доли в недвижимом имуществе из муниципальной собственности. При этом суд исходит из разъяснений, содержащихся в пунктах 6, 9 Информационного письма ВАС РФ № 134 от 05.11.2009, согласно которым субъекты малого или среднего предпринимательства, пользующиеся на основании возмездных договоров в течение двух и более лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ частями нежилого здания (помещения), и не имеющие задолженности по оплате за пользование этим имуществом, неустойкам (штрафам, пеням), вправе приобрести указанную часть здания (помещения) в собственность.

В связи с изложенным, суд считает, что, Общество соответствует требованиям пункта 1 статьи 3 названного Федерального закона.

Таким образом, суд считает, что у Департамента не имелось правовых оснований для отказа Обществу в реализации преимущественного права на приобретение недвижимого имущества.

Учитывая изложенное, суд признает незаконным и противоречащим статьям 3, 4, 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ решение об отказе, сформулированное в письме Департамента «О продаже муниципального имущества по пр. Геологоразведчиков, 55/4», от 04.09.2012 № 44-06-3848 в реализации Обществом преимущественного права выкупа нежилого помещения площадью 67,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Тюмень, пр. Геологоразведчиков, 55/4.

В силу положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд не связан предложенной заявителем формулировкой меры, направленной на восстановление нарушенных прав, в связи с чем, вправе самостоятельно избрать такую меру.

В порядке восстановления нарушенных прав заявителя суд обязывает Департамент выполнить необходимые действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, направленные на реализацию Обществом преимущественного права выкупа нежилого помещения площадью 67,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Тюмень, пр. Геологоразведчиков, 55/4 , в соответствии с заявлением Общества. Оснований для обязания Департамент заключить с Обществом договор купли продажи спорного имущества у суда в силу действующего законодательства не имеется.

В связи с удовлетворением заявленных требований, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с Департамента в пользу Общества подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлина в размере 2 000 руб., понесенные последним в связи с обращением в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным противоречащим статьям 3,4,9 Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение № 44-06-3848 от 04.09.2012 Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени об отказе в реализации ООО «Ремстрой-2000» преимущественного права на приобретение 60/100 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение общей площадью 67,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Тюмень, проезд Геологоразведчиков, 55/4.

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени выполнить необходимые действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленные на реализацию ООО «Ремстрой-2000» преимущественного права выкупа 60/100 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение общей площадью 67,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Тюмень, проезд Геологоразведчиков, 55/4.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени (625036, г. Тюмень, ул. Первомайская, 20; зарегистрирован 19.12.2002 ИФНС России по г. Тюмени № 3 ОГРН 1027200867231; ИНН 7201000204) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ремстрой-2000» (625022, г. Тюмень, проезд Заречный, 2, 148; зарегистрировано 21.08.2000 Регистрационной палатой г. Тюмени за № 1819; ОГРН 1027200827015; ИНН 7204032444) судебные расходы в сумме 2 000 (две тысячи) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Ремстрой-2000» (625022, г. Тюмень, проезд Заречный, 2, 148; зарегистрировано 21.08.2000 Регистрационной палатой г. Тюмени за № 1819; ОГРН 1027200827015; ИНН 7204032444) из федерального бюджета 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной платежным поручением № 46 от 19.10.2012 на сумму 4000 руб. Выдать справку на возврат.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья Безиков О.А.