АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.
Тюмень
Дело №
А70-11825/2016
15 ноября 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2016 года. Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО2
к Администрации города Тюмени
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта, выраженного в письме от 23.06.2016 №38-147-615; обязании выдать разрешение на строительство (реконструкцию),
при участии
от заявителя – ФИО3 на основании доверенности от 06.10.2016,
от ответчика – ФИО4 на основании доверенности № 646/15 от 28.10.2015,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – заявитель, ИП ФИО2) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Тюмени (далее – ответчик, Администрация, уполномоченный орган) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта, выраженного в письме от 23.06.2016 №38-147-615; обязании выдать разрешение на строительство (реконструкцию).
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных возражениях на отзыв.
Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях к отзыву.
Как следует из материалов дела, ИП ФИО2 принадлежит на праве собственности трехэтажное нежилое строение по адресу: <...>, площадью 1063,4 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0218005:211, который также принадлежит заявителю на праве собственности.
В целях проведения реконструкции объекта, заявитель обратился с соответствующим заявлением в Администрацию, а также представил необходимые документы.
По результатам рассмотрения заявления Администрация в письме от 23.06.2016 №38-147-615 отказала ИП ФИО2 в выдаче разрешения на строительство.
Основанием для отказа послужило несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка от 15.05.2015 «RU72304000-523».
Позиция Администрации мотивирована ссылками на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а также подпункт «б» пункта 2.22 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утв. постановление Администрации г. Тюмени от 03.10.2011 №101-пк, Правила землепользования и застройки города Тюмени.
Из оспариваемого отказа следует, что реконструкция объекта заключается, в том числе, в увеличении его общей площади более чем на 10 %, что возможно только в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории города Тюмени. Проектом планировки территории в месте расположения объекта не предусмотрено размещение объектов образования.
Полагая, что отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта нарушает права и законные интересы ИП ФИО2, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленных требований, заявитель ссылается на то, что земельный участок, на котором расположен планируемый к реконструкции объект, находится в зоне сложившейся застройки многоэтажными жилыми домами Ж-4. По мнению заявителя, разработанный проект реконструкции полностью соответствует требованиям действующего законодательства, а реконструкции объекта предполагается осуществлять в полном соответствии с действующим градостроительным регламентом.
В письменных возражениях заявителем поддержана изложенная позиция, а также указано на то, что объект реконструкции (здание) введен в эксплуатацию в 1970 году и в настоящее время используется как учебная лаборатория. Предусмотренное проектом реконструкции изменение параметров здания и его частей соответствует предельным значениям, установленным градостроительным регламентом зоны сложившейся застройки многоэтажными жилыми домами Ж-4. Ответчик полагает, что при разработке проектной документации были выполнены требования Правил землепользования и застройки города Тюмени.
Как полагает заявитель, уполномоченным органом не учтено, что проект планировки территории планировочного района № 6 не соответствует статье 20 Правил землепользования и застройки города Тюмени в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:211 (вид разрешенного использования «под нежилое строение (учебный корпус)») к зоне планируемого размещения объектов капитального строительства административно-делового назначения.
Возражая против заявленных требований, Администрацией приведены доводы о том, что требования документации по планировке территории являются обязательными для исполнения всеми участниками градостроительных правоотношений.
Из отзыва Администрации следует, что реконструкция уже построенных объектов (точечное строительство) на территории города в рамках сложившейся застройки микрорайонов города и применительно к которым на момент подготовки проектной документации и обращения заявителя, утверждены проекты планировки, ограничивается как видами разрешенного использования земельного участка, так проектами планировки территории планировочного района.
В дополнительных пояснениях ответчиком поддержана изложенная позиция. Ответчик пояснил, что проект планировки района в месте проектируемого объекта соответствует зоне планируемого размещения объектов административно-делового назначения, которая не предусматривает размещение объектов образования. Точечная застройка является недопустимой, вследствие чего, отсутствует возможность выдачи разрешения на реконструкцию.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по нижеследующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению застройщика, указаны в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, руководствуясь приведенными правовыми нормами, в целях проверки законности и обоснованности оспариваемого Обществом отказа в выдаче разрешения на строительство следует установить соответствие правового обоснования отказа действующему законодательству.
Как следует из оспариваемого отказа в выдаче разрешения, изложенного в письме от 23.06.2016 №38-147-615, основанием его принятия послужил вывод Администрации о несоответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ) (пункт 2.2.4.1) в части выполнения требований Правил землепользования и застройки города Тюмени, утв. Решением Тюменской городской думы от 30.10.2008 №154, предусматривающих необходимость учета требований разработанной и утвержденной документации по планировке территории (а именно, проектов планировки).
Решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 №154 утверждены Правила землепользования и застройки города Тюмени (далее – ПЗЗ г. Тюмени), которые являются документом градостроительного зонирования муниципального образования городской округ город Тюмень и устанавливают территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения и внесения изменений в ПЗЗ г. Тюмени.
В силу пункта 1 статьи 3 ПЗЗ г. Тюмени, градостроительная деятельность на территории города Тюмени осуществляется на основании документов территориального планирования, настоящих Правил и документации по планировке территории.
Пунктом 2 статьи 3 ПЗЗ г. Тюмени определено, что точечное строительство, в результате которого на территории города Тюмени могут быть возведены отдельно стоящие и (или) пристроенные объекты капитального строительства, либо может быть осуществлена реконструкция ранее созданных объектов капитального строительства с увеличением общей площади этих объектов более чем на десять процентов, если создание и реконструкция указанных объектов не соответствуют проектам планировки и проектам межевания территории города Тюмени, не допускается.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5).
Системное толкование указанных норм свидетельствует о том, что градостроительный план земельного участка (документация по планировке территории для конкретного земельного участка) и проект планировки (документация по планировке территории для всей территории муниципального образования или конкретного района) являются документацией по планировке территории, требования которой обязательны для исполнения всеми участниками градостроительных правоотношений.
ГПЗУ является одним из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ).
Как верно отмечено ответчиком, при подготовке проектной документации учитываются все положения данного документа, в том числе, необходимость соблюдения пункта 2.2.4.1 ГПЗУ в части выполнения требований ПЗЗ г. Тюмени.
В материалах дела имеется ГПЗУ (кадастровый номер 72:23:0218005:211), пунктом 1 которого предусмотрено, что зона сложившейся застройки многоэтажными жилыми домами Ж-4 выделена для сохранения многоэтажной жилой застройки и создания условий комфортного проживания граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ПЗЗ г.Тюмени точечное строительство, в результате которого на территории города Тюмени могут быть возведены отдельно стоящие и (или) пристроенные объекты капитального строительства, либо может быть осуществлена реконструкция ранее созданных объектов капитального строительства с увеличением общей площади этих объектов более чем на десять процентов, если создание и реконструкция указанных объектов не соответствуют проектам планировки и проектам межевания территории города Тюмени, не допускается.
Обязанность по соблюдению вышеперечисленных положений ПЗЗ является установленной для всех участников градостроительных правоотношений.
Как следует из материалов дела, основная часть проекта планировки территории планировочного района № 6 - Центральный (правый берег р.Тура - ул.Мельникайте - ул.Пермякова по ГП - транссибирская магистраль - лог с руслом р.Тюменка) является утвержденной (ПЗЗ г. Тюмени с учетом протокола публичных слушаний от 25.07.2013).
При этом все земельные участки, входящие в планировочный район № 6 Центральный разделены на зоны с соответствующим назначением.
Так, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0218005:211 по адресу: <...> располагается в зоне планируемого размещения объектов капитального строительства - Административно-делового назначения. Для объектов образования имеется отдельная зона учебно-образовательного назначения. Виды разрешенного использования земельных участков, подходящие конкретной зоне планируемого размещения, в данном случае, зоне административно-делового назначения, выбираются в рамках установленной территориальной зоны для земельного участка (т.е. в рамках зоны Ж-4).
Кроме того, в качестве выбора может быть использован классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, подпадающие под административно-деловое назначение.
Как установлено судом, проектом планировки территории планировочного района № 6 – Центральный, в месте проектируемого объекта капитального строительства, предусмотрена зона планируемого размещения объектов административно-делового назначения, что исключает размещение в данной зоне объектов образования.
Более того, согласно представленной ответчиком выписки из проектной документации следует, что реконструкция здания по ул. Мельникайте, 88 предусматривается в объект образования (учебно-лабораторный корпус 1-2 этажи, учебно-лабораторный корпус 2-4 этажи). При этом общая площадь здания увеличивается на 34%, т.е. больше чем на 10%, что не согласуется с пунктом 2 статьи 3 ПЗЗ г.Тюмени.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что планируемый к реконструкции объект заявителя не соответствует утвержденному проекту планировки. Точечная застройка, согласно пункту 2 статьи 3 ПЗЗ г. Тюмени, является недопустимой.
При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для выдачи уполномоченным органом разрешения на реконструкцию в отношении объекта «Здание по адресу: ул.Мельникайте, д. 88 в городе Тюмени».
Доводы ИП ФИО2, изложенные в заявлении, судом проверены и не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о правомерности позиции заявителя, а равно не опровергают выводы ответчика.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и фактические обстоятельства дела, суд пришел к выводу о том, что отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта по мотивам, изложенным в письме от 23.06.2016 №38-147-615, является обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания судом оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными необходимо наличие двух условий: не соответствие оспариваемых ненормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При вышеизложенных обстоятельствах, требование заявителя о признании незаконным отказа Администрации города Тюмени в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта, выраженного в письме от 23.06.2016 №38-147-615, удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Безиков О.А.