ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-120/14 от 11.03.2014 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень Дело № A70-120/2014

11 марта 2014 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Бадрызловой М.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

ООО «Крылья Сибири»

к ИФНС России по г. Тюмени № 2

об оспаривании постановления от 30.12.2013г. № 14-07/30 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «Крылья Сибири» к административной ответственности,

об оспаривании постановления от 30.12.2013г. № 14-07/29 по делу об административном правонарушении о привлечении директора ООО «Крылья Сибири» ФИО1 к административной ответственности,

установил:

ООО «Крылья Сибири» (далее по тексту – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к ИФНС России по г. Тюмени № 2 (далее по тексту – Инспекция, ответчик) об оспаривании постановления от 30.12.2013г. № 14-07/30 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «Крылья Сибири» к административной ответственности, об оспаривании постановления от 30.12.2013г. № 14-07/29 по делу об административном правонарушении о привлечении директора ООО «Крылья Сибири» ФИО1 к административной ответственности.

С учетом разъяснения сторонам в определении суда от 17.01.2014г. возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, учитывая отсутствие возражений сторон, надлежащее извещение заявителя и ответчика, суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с ч. 5 ст. 228 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, на основании поручения от 04.12.2013г. № 14-18/28 Инспекцией, за период с 04.10.2013г. по 03.12.2013г., проведена проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Проверкой установлено, что Общество (Субагент) на основании субагентского соглашения от 01.07.2009г. № 1, заключенного с ООО «ПИЛИГРИМ-94» (Агент) за вознаграждение производит на территории Российской Федерации бронирование, выписку и продажу пассажирских авиаперевозок на рейсы перевозчиков, заключивших договор с Агентом (ООО «ПИЛИГРИМ-94») от своего имени и за счет Агента, для чего получает от Агента все необходимые документы и информацию.

На основании анализа условий субагентского соглашения от 01.07.2009г. № 1 Инспекцией сделан вывод, что Общество является платежным агентом, в связи с чем, в соответствии с ч.ч. 14, 15 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ, обязано использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов; обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.

Вместе с тем, проверкой установлено, что у Общества отсутствует специальный банковский счет платежного агента.

Согласно сведениям об открытых счетах в кредитных организациях, у ООО «Крылья Сибири» имеется расчетный счет № <***> (тип счета – счета негосударственных организаций (коммерческие организации)), открытый в ОАО «Запсибкомбанк» 07.02.2008г., который не является специальным банковским счетом платежного агента.

Соответствующие выводы отражены в акте проверки от 27.12.2013г. № 14-16/32.

27.12.2013г. Инспекцией в отношении Общества и директора ФИО1 были составлены протоколы об административном правонарушении № 14-19/34 и 14-19/35, в соответствии с которыми установлено, что в действиях (бездействии) Общества и его директора усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов административного дела Инспекцией вынесены оспариваемые постановления по делу об административном правонарушении от 30.12.2013г. № 14-07/30 и 14-07/29, согласно которым Общество привлечено к ответственности на основании ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб., а генеральный директор Общества ФИО1 привлечен к ответственности на основании ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.

Общество не согласно с указанными постановлениями, поскольку не считает себя платежным агентом или платежным субагентом, в связи с чем на его деятельность не распространяются требования Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ.

Инспекция не согласна с заявленными требованиями, по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, всесторонне исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу, суд считает, что производство по делу в части требования об оспаривании постановления от 30.12.2013г. № 14-07/29 по делу об административном правонарушении о привлечении генерального директора ООО «Крылья Сибири» ФИО1 к административной ответственности подлежит прекращению по следующим основаниям.

Правила подведомственности дел арбитражному суду установлены параграфом 1 главы 4 АПК РФ.

Согласно ч.1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу п. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В соответствии с ч.3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Определении от 11.07.2006г. № 262-О, ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из совокупности приведенных норм, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспариваемое постановление от 30.12.2013г. № 14-07/29 вынесено в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Крылья Сибири» ФИО1.

Часть 2 статьи 15.1 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Субъектом ответственности может быть как должностное лицо, так и юридическое лицо, допустившее вышеуказанное правонарушение.

Выступая работодателем ООО «Крылья Сибири» состоит с ФИО2 в трудовых отношениях, нарушение работником законодательства не связано с осуществлением заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно, ФИО2 привлечена к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как должностное лицо, допустившее правонарушение.

При таких обстоятельствах, спор о признании незаконным постановления от 30.12.2013г. № 14-07/29 по делу об административном правонарушении о привлечении генерального директора ООО «Крылья Сибири» ФИО1 к административной ответственности в силу положений статей 27 и 29 АПК РФ неподведомственен арбитражному суду.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Учитывая вышеизложенное, суд прекращает производство по делу № А70-120/2014 в части требования о признании незаконным постановления от 30.12.2013г. № 14-07/29 по делу об административном правонарушении о привлечении генерального директора ООО «Крылья Сибири» ФИО1 к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, доводы заявления, отзыва, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что заявленные требования о признании незаконным постановления от 30.12.2013г. № 14-07/30 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «Крылья Сибири» к административной ответственности подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом«О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученныхот плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов -влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

При этом субъектами правонарушения являются платежные агенты.

В ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ даны определения основных понятий используемых в данном законе:

1) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

Из п. 14 ст. 4Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ следует, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Согласно п. 15 ст. 4Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, не допускается (п. 4 ст. 8Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ).

Указанные выше нормы Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗпозволяют сделать вывод, что платежный агент это тот, кто принимает платежи от физических лиц в пользу поставщика и больше ничего не делает для того, чтобы физическое лицо эти товары (работы, услуги) получило или у физического лица возникло право получить товары (работы, услуги) от поставщика.

Суд считает, что Инспекцией сделан ошибочный вывод о том, что Общество в рамках субагентского соглашения от 01.07.2009г. № 1 выполняет функции платежного агента.

В соответствии с п. 1.1. субагентского соглашения от 01.07.2009г. № 1 Субагент производит на территории Российской Федерации бронирование, выписку и продажу пассажирских авиаперевозок на рейсы перевозчиков, заключивших договор с Агентом (ООО «ПИЛИГРИМ-94») от своего имени и за счет Агента, для чего получает от Агента все необходимые документы и информацию.

В соответствии с вышеуказанным соглашением Общество приняло на себя, в том числе, следующие обязательства:

- производить поиск потенциальных пассажиров (п. 2.1.);

- сообщать необходимую для пассажира информацию, касающуюся: своевременного прибытия в аэропорт для прохождения предполетных формальностей; паспортного контроля; валюты; иммиграционной службы; и др. необходимых формальностей (п. 2.2);

- разъяснять пассажиру правила и условия выбранного тарифа, установленные авиакомпанией: класс бронирования, временные ограничения по тарифу; штрафы при возврате или переоформлении билета, о нормах и правилах провоза сверхнормативного багажа (п. 2.3);

- производить бронирование, выписку, продажу, возврат авиаперевозок, в строгом соответствии с резолюциями, инструкциями, правилами, условиями тарифов и примененных льгот (п. п. 2.5);

- своевременно и в полном объеме переводить все денежные суммы, полученные от продажи авиаперевозок, за вычетом причитающегося вознаграждения (п. 2.7);

Своевременно оплачивать штрафные санкции и возмещение убытков Агента, вызванные нарушением Субагентом правил бронирования, оформления БСО или их утеря, а также иные нарушения, влекущие убытки Агента (п. 2.11);

- письменно информировать пассажира о необходимости своевременного оформления визы и иных разрешений на въезд в страну пункта назначения или пункта трансфера, если это требуется иммиграционными правилами страны пункта назначения или пункта трансфера с предупреждением об ответственности пассажира в случае его депортации(п. 2.12).

В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Согласно п. 1 ст. 1009 ГК РФ (если иное не установлено агентским договором) агент может заключить субагентский договор с другим лицом. При этом ответственность за действия субагента перед принципалом несет он сам. Агентским договором может быть предусмотрена обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без его конкретных условий.

Принимая во внимание положения ст.ст. 1005, 1009 ГК РФ, учитывая условия субагентского соглашения от 01.07.2009г. № 1, суд считает, что Общество осуществляет прием платежей от физических лиц, как результат продажи пассажирских перевозок и оказания туристических услуг. То есть, Общество, оказывая услуги, действует от своего имени.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют, что прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность Общества, прописанную в соглашении с ООО «ПИЛИГРИМ-94».

При этих обстоятельствах отсутствуют основания считать, что Общество является платежным агентом и, соответственно, деятельность Общества не подпадает под действие Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ.

Указанные выводы суда согласуются с позицией Восьмого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 30.01.2014г. по делу № А70-10200/2013 и направлены на формирование принципа единообразия судебной практики.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно п.1 ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения.

Суд считает, что административным органом не доказано наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, по указанным выше основаниям.

Отсутствие события административного правонарушения, согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, при установлении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 АПК РФ арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Прекратить производство по делу № А70-120/2014 в части требования о признании незаконным постановления от 30.12.2013г. № 14-07/29 по делу об административном правонарушении о привлечении генерального директора ООО «Крылья Сибири» ФИО1 к административной ответственности.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 30.12.2013г. № 04-07/30, вынесенное и.о. начальника ИФНС России по г. Тюмени № 2 ФИО3, о привлечении к административной ответственности ООО «Крылья Сибири» на основании ч. 2 ст. 15.1Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.

Судья М.М. Бадрызлова