ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-12327/15 от 28.01.2016 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-12327/2015

02 марта 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 02 марта 2016 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Добрыниным И.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ГАУ ТО «МФЦ»

к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени

об оспаривании отказа в согласовании паспорта фасадов в отношении здания, расположенного по адресу: <...>, выраженного в сообщении об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 24.06.2015г. № 38-122-45; об обязании совершить действия;

третье лицо не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО «УК «Запад»

при участи представителей сторон:

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 01.01.2016г. №3/16;

от ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 31.12.2015г. №2;

от третьего лица – не явились, извещены.

установил:

ГАУ ТО «МФЦ» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени (далее – Департамент) об оспаривании отказа в согласовании паспорта фасадов в отношении здания, расположенного по адресу: <...>, выраженного в сообщении об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 24.06.2015г. № 38-122-45; об обязании Департамента согласовать паспорт фасадов в отношении здания, расположенного по адресу: <...>.

Определением от 30.11.2015г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО «УК «Запад».

Судебное разбирательство произведено в порядке, установленном ч. 5 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ГАУ ТО «МФЦ» поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Департамента возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Третье лицо представило отзыв на заявленные требования, считает отказ Департамента правомерным.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Учреждению принадлежит на праве оперативного управления нежилое помещение общей площадью 309,4 кв.м на первом этаже здания, расположенного по адресу: <...>.

03.06.2015г. в связи с необходимостью изменить внешний вид части фасада здания, расположенного по адресу: <...>, Учреждение обратилось в Департамент с заявлением о согласовании паспорта фасадов (изменений паспорта фасадов).

24.06.2015г. письмом № 38-122-45 Департамент отказал в согласовании паспорта фасада здания. Отказ мотивирован ссылкой пп. «д» п.2.17 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию паспорта фасадов зданий, сооружений на территории муниципального образования согласно приложению 1 к настоящему постановлению, утвержденного постановлением Администрации г. Тюмени от 14.05.2012г. № 51-пк (далее – Административный регламент), а  именно ГАУ ТО «МФЦ» не были приложены к заявлению решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу согласования изменения внешнего вида фасадов, в соответствии с подготовленным паспортом фасадов многоквартирного дома, и использования при проведении указанных работ общего имущества (в том числе земельного участка) многоквартирного дома, принятого и оформленного в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Сообщение об отказе в предоставлении муниципальной услуги получено заявителем 29.07.2015г. Заявитель считает данное решение, выраженное в сообщении об отказе в предоставлении муниципальной услуги № 38-122-45 от 24.06.2015г., незаконным, не соответствующим действующему законодательству РФ, нарушающим права и законные интересы ГАУ ТО «МФЦ».

Исследовав материалы дела, доводы заявителя и ответчика, третьего лица, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Здание, в котором расположено помещение, находящемся у заявителя в оперативном управлении, представляет собой многоквартирный жилой дом, в котором также расположены помещения, имеющие административное назначение.

Из материалов дела следует, что заявитель просил Департамент  согласовать изменения в фасад здания по адресу: <...>. Изменение фасада выражается в прокладке вентиляционной трубы. Кроме того, паспорт фасада предусматривает цветовизуальное изменение фасада.

Судом по результатам осмотра представленного заявителем паспорта фасада здания по адресу: <...>, установлено, что вентиляционная труба относится к инженерным элементам здания, сама конструкция вентиляционной трубы проходит по стенам многоквартирного здания.

Согласно паспорта фасада, изменение части фасада производится преимущественно с использованием композитных цветных металлических панелей.

Решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008г. № 81 утверждены Правила благоустройства территории города Тюмени.

В соответствии  со ст. 2 Правила благоустройства территории города Тюмени паспорт фасадов - составленный и согласованный в установленном порядке документ, содержащий сведения об объекте (здании, сооружении), а также определяющий единое архитектурное и цветовое решение фасадов и устанавливающий требования к их внешнему оформлению;

В соответствии с п. 8 ст. 9 названных правил, под изменением внешнего вида фасада понимается:

а) создание, изменение или ликвидация крылец, навесов, козырьков, карнизов, балконов, лоджий, веранд, террас, эркеров, декоративных элементов, дверных, витринных, арочных и оконных проемов;

б) замена облицовочного материала;

в) покраска фасада, его частей;

г) изменение конструкции крыши, материала кровли, элементов безопасности крыши, элементов организованного наружного водостока;

д) установка или демонтаж дополнительного оборудования, элементов и устройств (решетки, экраны, жалюзи, ограждения витрин, приямки на окнах подвальных этажей, наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции, маркизы, элементы архитектурно-художественной подсветки, антенны, видеокамеры, почтовые ящики, часы, банкоматы, электрощиты, кабельные линии, флагштоки, вывески).

Таким образом, цветовизуальное изменение фасада здания с заменой облицовочного материала, установка вентиляционной  трубы  являются изменением внешнего вида фасада здания.

Порядок предоставления муниципальной услуги по согласованию паспорта фасадов зданий, сооружений на территории г. Тюмени (далее - муниципальная услуга), а также внесение изменений в паспорт фасадов зданий, сооружений и стандарт ее предоставления установлен Административным регламентом.

В соответствии пп. «д» п. 2.17 Административного регламента в согласовании паспорта фасадов (изменений в паспорт фасадов) отказывается, в том числе в  случае непредставления документов, предусмотренных пунктами 2.12, 2.13 настоящего Регламента, в случае, если их представление является обязательным в соответствии с пунктом 2.14 настоящего Регламента или представление данных документов с нарушением требований, указанных в пункте 2.15 настоящего Регламента.

Пунктом 2.12 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для ее оказания для предоставления муниципальной услуги в части согласования паспорта фасадов.

Согласно пп. «з» п.2.12 Административного регламента к числу таких документов отнесено решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме, о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, принятое и оформленное в соответствии с требованиями жилищного законодательства (в случае согласования паспорта фасадов многоквартирного дома).

Оспаривая законность отказа в согласовании изменений в паспорт фасада, заявитель указывает, что изменение цвета фасада и установка вентиляционной трубы не являются ни реконструкцией многоквартирного дома, ни капитальным, ни текущим ремонтом общего имущества в многоквартирном доме и не влечет изменение пределов использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Поскольку ГАУ ТО «МФЦ» владеет нежилым помещением в многоквартирном доме на праве оперативного управления, тем самым осуществляет часть полномочий собственника по владению и пользованию нежилым помещением, то заявитель «иным лицом» не является.

Таким образом, заявитель считает, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренное пп. «з» п.2.12 Административного регламента не подлежало представлению в Департамент.

Указанные доводы заявителя  суд не принимает по следующим основаниям.

По смыслу п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии с п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что в состав общего имущества включаются крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

Таким  образом, фасад многоквартирного дома, образуемый стенами дома, относится к категории общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных названным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно п. 3 ч.2 ст. 44 ЖК РФ, принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из материалов дела, заявитель планирует разметить на фасаде здания вентиляционную трубу. Вентиляционная труба относится к инженерным элементам, которые не были предусмотрены изначально при строительстве дома, сама конструкция вентиляционной трубы проходит по стенам многоквартирного здания. Вентиляционная труба предназначена для  обслуживания помещений, занимаемых Учреждением. С учетом изложенного, суд считает, что размещение на общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме (наружная стена здания) инженерного оборудования, предназначенного для обслуживания помещений заявителя, предполагает пользование общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Заявитель считает, что основания для представления решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отсутствует, поскольку Учреждение, владеет нежилым помещением в многоквартирном доме на праве оперативного управления, тем самым осуществляет часть полномочий собственника по владению и пользованию нежилым помещением, следоавтельно, заявитель «иным лицом» не является.

Указанные доводы судом не принимаются, поскольку по смыслу  положений п. 3 ч.2 ст. 44 ЖК РФ во взаимосвязи с положениями п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса РФ иными  лицами  являются не собственники помещений в многоквартирном доме. Учреждение собственником помещений в многоквартирном доме не является.

Заявитель также указывает, что основания для применения положений пп. «з» п. 2.12 Административного регламента отсутствуют, поскольку изменение цвета фасада не являются ни реконструкцией многоквартирного дома, ни капитальным, ни текущим ремонтом общего имущества в многоквартирном доме и не влечет изменение пределов использования земельного участка.

Указанные доводы суд также не принимает, поскольку изменение фасада задания сопряжено с установлением дополнительного оборудования (вентиляционная труба), использованием металлических цветных панелей, которые подлежат установке на фасад здания. Таким образом, реализация  мероприятий, предусмотренных паспортом фасада здания, влечет за собой ремонтные  работы в отношении общего имущества в многоквартирном доме.

При изложенных выше обстоятельствах, суд считает, что требования действующего законодательства предполагают обязательную процедуру согласования с общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, изменений, касающихся  использования общего имущества.

Учитывая изложенное выше, суд считает, что Департамент правомерно отказал  Учреждению в согласовании паспорта фасада здания, поскольку заявителем не были предоставлены документы, предусмотренные пп. «з» п. 2.12 Административного регламента, что  в силу положений пп. «д» п. 2.17 Административного регламента является   основанием  к отказу в согласовании паспорта фасадов (изменений в паспорт фасадов).

В вязи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по оплате государственной  пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья                                                                                                                Сидорова О.В.