13/2023-153759(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-12439/2023
02 октября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2023 года. Полный текст решения изготовлен 02 октября 2023 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гонтарь Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Заместителя прокурора Тюменской области
к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Правительству Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента оказания государственной услуги по утверждению проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда, подлежащих предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с ч. 3 ст. 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации), безвозмездное пользование; обязании Департамент лесного комплекса Тюменской области в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать административный регламент оказания государственной услуги по утверждению проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда, подлежащих предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с ч. 3 ст. 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации), безвозмездное пользование; обязании Правительства Тюменской области в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда утвердить административный регламент оказания государственной услуги по утверждению проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда, подлежащих предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с ч. 3 ст. 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации), безвозмездное пользование,
при участии
от заявителя – ФИО1 на основании служебного удостоверения,
от Департамента лесного комплекса Тюменской области – ФИО2 на основании доверенности от 10.04.2023 № 8,
от Правительства Тюменской области и Департамента лесного комплекса Тюменской области – ФИО3 на основании доверенностей от 21.06.2022 № 94, от 30.06.2023 № 13,
установил:
Заместитель прокурора Тюменской области (далее – заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее – ответчик, Департамент), к Правительству Тюменской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента оказания государственной услуги по утверждению проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда, подлежащих предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора
аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации), безвозмездное пользование; обязании Департамент лесного комплекса Тюменской области в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать административный регламент оказания государственной услуги по утверждению проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда, подлежащих предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации), безвозмездное пользование; обязании Правительства Тюменской области в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда утвердить административный регламент оказания государственной услуги по утверждению проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда, подлежащих предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации), безвозмездное пользование.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных возражениях.
Представители ответчиков возражают против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах.
Как следует из материалов дела, прокурором проведены надзорные мероприятия в области соблюдения требований законодательства о предоставлении государственных услуг.
Заявитель ссылается на установленный в ходе надзорных мероприятий факт бездействия Департамента и Правительства Тюменской области, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление государственной услуги по утверждению проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда, подлежащих предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ), безвозмездное пользование.
Прокурором установлено, что Правительством Тюменской области функции по реализации переданных Российской Федерацией полномочий закреплены за Департаментом путем принятия Постановления Правительства Тюменской области от 09.07.2007 № 153-п «Об утверждении Положения о Департаменте лесного комплекса Тюменской области» (далее - Положение).
Согласно материалам проверки за 2022 год в Департамент поступило 690 проектных документации лесных участков, из которых отказано в утверждении по 286 проектов, утверждено295.
В 2023 году в Департамент поступило 39 проектных документации лесных участков, из которых отказано в утверждении 10 проектов, утверждено - 7.
Заявитель пояснил, что органами прокуратуры в 2022 году выявлены многочисленные нарушения Департаментом требований законодательства при рассмотрении заявлений по утверждению проектной документации лесных участков.
Так, в связи с многочисленными фактами нарушения сроков оказания данной государственной услуги Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой в Департамент внесено представление об устранении нарушений закона от 07.11.2022, которое рассмотрено и удовлетворено.
Заявителем сделан вывод о том, что реализация полномочий по утверждению проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда, подлежащих предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ), безвозмездное пользование, является государственной услугой. За органом государственной власти, осуществляющим оказание государственной услуги, закреплена обязанность по разработке соответствующего административного регламента.
Принимая во внимание, что до настоящего времени Административный регламент предоставления государственной услуги по утверждению проектной документации в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда, подлежащих предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ), безвозмездное пользование не разработан, не утвержден, прокурор обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По мнению прокурора, полномочия по разработке административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений возложены на Департамент, полномочия по реализации государственных функций по утверждению таких административных регламентов - на Правительство Тюменской области.
В письменных возражениях прокурором поддержана изложенная позиция, а также указано на необоснованность доводов ответчиков.
В представленных отзывах ответчиками сделан вывод о том, что утверждение проектной документации лесных участков не содержится ни в одном из перечней государственных услуг, что свидетельствует о том, что данное действие не относится к государственным услугам, а является государственной функцией. Поскольку полномочие по утверждению проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда, подлежащих предоставлению в постоянное бессрочное пользование, аренду, осуществляется в случае заключения договора аренды лесного участка, данная функция осуществляется Департаментом при рассмотрении обращений граждан и не является государственной услугой, т.к. не включена в перечень государственных услуг. Федеральными органами исполнительной власти утверждение проектной документации лесных участков не отнесено к государственным услугам. В федеральном законодательстве, включая Лесной кодекс РФ, а также областном законодательстве отсутствует обязанность органов власти субъектов РФ по принятию административного регламента по утверждению проектной документации лесных участков. В пункте 4 части 12 статьи 83 Лесного кодекса РФ предусмотрено право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации до утверждения административных регламентов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждать регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий. В федеральном законодательстве не установлен срок утверждения проектной документации.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по нижеследующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона № 210-ФЗ государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (пункт 1 статьи 11 Закона № 210-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 210-ФЗ федеральный реестр государственных услуг содержит сведения:
Согласно пункту 4 статьи 11 Закона № 210-ФЗ реестр государственных услуг субъекта Российской Федерации содержит сведения:
Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 № 1228 утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг (далее – Правила), которые устанавливают порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос».
Согласно пункту 3 Правил административные регламенты разрабатываются в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с единым стандартом предоставления государственной услуги (при его наличии) после внесения сведений о государственной услуге в федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».
Правила ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» утверждены Постановлением
Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 (далее - Правила ведения ФГИС), которые устанавливают порядок ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».
Согласно пункту 5 Правил ведения ФГИС размещение и публикация в федеральном реестре сведений осуществляется: б) в отношении услуг, предусмотренных подпунктом «а» пункта 2 Положения, предоставляемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в рамках реализации государственного полномочия Российской Федерации, переданного на основании федерального закона, - федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление регулирования в соответствующей сфере деятельности.
Статья 9 Закона № 210-ФЗ содержит требования к оказанию услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 210-ФЗ перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона № 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг, утверждается:
Перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона № 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг (пункт 4 статьи 9 Закона № 210-ФЗ).
Таким образом, учитывая, что в данном случае реализуются федеральные полномочия, отнесение соответствующих действий органа власти к государственной услуге и включение государственной услуги в реестр государственных услуг осуществляется Федеральным органом исполнительной власти.
Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 № 2113-р (в редакции от 20.06.2023) утвержден Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, согласно которому в перечень включены следующие государственные услуги, предоставление которых осуществляется в сфере лесных отношений:
- предоставление выписки из государственного лесного реестра (пункт 77); - государственная или муниципальная экспертиза проектов освоения лесов (пункт 78);
- прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов (пункт 83);
- выдача разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда (пункт 84);
- предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в аренду (пункт 175);
- предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в безвозмездное пользование без проведения торгов (пункт 175 (1));
- предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 175 (2));
- заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенные на землях лесного фонда, гражданами для собственных нужд без проведения торгов (пункт 182).
Постановлением Правительства РФ от 13.12.2021 № 2280 «О размещении сведений об отдельных государственных и муниципальных услугах в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и обеспечении возможности их предоставления с использованием указанной информационной системы» (в редакции от 20.06.2023) утверждены:
- перечень государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных услуг, предоставляемых через региональный портал государственных и муниципальных услуг, в отношении которых высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе принять решение об обеспечении возможности их предоставления через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
- перечень отдельных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме посредством обращения заявителей через официальные сайты органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в отношении которых должна быть обеспечена равноценная возможность их предоставления в электронной форме посредством обращения заявителей через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
- перечень отдельных государственных и муниципальных услуг, предоставление которых должно быть обеспечено через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в связи с отсутствием возможности их предоставления в электронной форме посредством обращения заявителей через региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
В Перечень № 1 включены следующие государственные услуги в сфере лесных отношений:
- прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов (пункт 16); - предоставление выписки из государственного лесного реестра (пункт 29);
- предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в аренду (пункт 67);
- предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в безвозмездное пользование без проведения торгов (пункт 67 (1));
- предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 67 (2));
- заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, гражданами для собственных нужд без проведения торгов (пункт 70).
В Перечень № 2 включены следующие государственные услуги в сфере лесных отношений:
- прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов (пункт 93); - предоставление выписки из государственного лесного реестра (пункт 94);
- предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в аренду (пункт 95);
- предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в безвозмездное пользование без проведения торгов (пункт 95 (1));
- предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 95 (2));
- заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, гражданами для собственных нужд без проведения торгов (пункт 96);
- установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда (пункт 97);
- выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда (пункт 98).
В Перечень № 3 включены следующие государственные услуги в сфере лесных отношений:
- прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (пункт 7);
- прием отчетов об охране лесов от пожаров, о защите лесов, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, о воспроизводстве лесов и лесоразведении (пункт 8);
- прием актов лесопатологического обследования (пункт 9);
- предоставление выписки из государственного лесного реестра (пункт 10); - предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 11);
- предоставление лесных участков в безвозмездное пользование (пункт 12);
- предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в аренду без проведения торгов (пункт 13);
- заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, без проведения торгов (пункт 14);
- установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда (пункт 15);
- выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда (пункт 16).
Постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 № 277 «О направлении в личный кабинет заявителя в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 Закона № 210-ФЗ, а также результатов предоставления государственной и муниципальной услуги, результатов предоставления услуги, указанной в части 3 статьи 1 Закона № 210-ФЗ также обозначены следующие государственные услуги в сфере лесных отношений:
- прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов (пункт 15);
- предоставление выписки из государственного лесного реестра (пункт 29);
- предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в аренду (пункт 59);
- предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в безвозмездное пользование без проведения торгов (пункт 59 (1));
- предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 59 (2));
- заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, гражданами для собственных нужд без проведения торгов (пункт 62).
Учитывая вышеизложенное, суд разделяет вывод ответчиков о том, что утверждение проектной документации лесных участков не содержится в вышеуказанных перечнях государственных услуг, что свидетельствует о том, что данное действие не относится к государственным услугам, а является государственной функцией.
Поскольку полномочие по утверждению проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда, подлежащих предоставлению в постоянное бессрочное пользование, аренду, осуществляется в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ, данная функция осуществляется Департаментом при рассмотрении обращений граждан и не является государственной услугой, т.к. не включена в перечень государственных услуг.
Федеральными органами исполнительной власти утверждение проектной документации лесных участков не отнесено к государственным услугам.
Доказательств обратного заявителем не представлено, позиция ответчиков не опровергнута.
Доводы прокурора о том, что реализация полномочия по утверждению проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда, подлежащих предоставлению в постоянное бессрочное пользование, безвозмездное пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ), является государственной услугой, не соответствует действующему правовому регулированию.
Позиция заявителя о наличии государственной услуги только по признаку наличия соответствующего запроса является ошибочной и противоречит действующему законодательству.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд также исходит из того, что в действующем законодательстве отсутствует обязанность органов власти субъектов РФ по принятию административного регламента по утверждению проектной документации лесных участков.
Так, в пункте 4 части 12 статьи 83 Лесного кодекса РФ предусмотрено право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации до утверждения административных регламентов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждать регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочий.
С учетом вышеизложенного, правовая позиция прокурора о допущенном ответчиками бездействии, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента оказания государственной услуги по утверждению проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда, подлежащих предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ), безвозмездное пользование не нашла своего подтверждения по материалам делам.
По убеждению суда, какого-либо незаконного бездействия органов государственной власти Тюменской области не имеется.
Суд также отмечает, что отсутствие административного регламента не приводит к нарушению чьих-либо прав, поскольку данное обстоятельство само по себе не препятствует реализации заинтересованными лицами возможности обращения в уполномоченный орган, который обязан руководствоваться действующими нормами законодательства при рассмотрении обращения.
При этом судом также учтено, что утверждение проектной документации лесных участков является подготовительным этапом для предоставления государственной услуги по предоставлению лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ) и не является самостоятельной государственной услугой.
Оценивая иные доводы заявителя применительно к изложенным выше обстоятельствам, с учетом доказательств, представленных в материалы настоящего дела, суд также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания таких доводов обоснованными.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования прокурора удовлетворению не подлежат.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В рассматриваемом случае стороны являются государственными органами, освобожденными от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, государственная пошлина судом не взыскивается.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой
арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд
Тюменской области.
Судья Безиков О.А.
Код для входа в режим ограниченного доступа: