ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-12453/14 от 24.12.2014 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-12453/2014

30 декабря 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 30 декабря 2014 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Я.В.Авдеевой, рассмотрев единолично в открытом судебном заседании, дело по иску

Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области

к ООО «Агропром»

о взыскании 605 828 рублей 26 копеек,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бураковой А.Ю.,

при участии в заседании представителей:

от истца: ФИО1 по доверенности № 14/4990 от 18.12.2014 года, личность установлена по паспорту, ФИО2 по доверенности № 14/491-14 от 07.02.2014 года, личность установлена по паспорту,

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 28.11.2014 года, личность установлена по паспорту,

установил:

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к ООО «Агропром» о взыскании задолженности в размере 605 828 рублей 26 копеек на основании заявки на получение субсидии от 12.06.2014 года.

Исковые требования со ссылками статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пункт 5.2. Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 года № 180-п, мотивированы тем, что ответчик не является сельскохозяйственным производителем и при подаче заявки на получение субсидии предоставил в Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области недостоверные сведения о посевных площадях.

01.12.2014 года от ответчика поступил отзыв на иск, с требованиями не согласен, считает, что ответчик полностью удовлетворяет требованиям отнесения предприятия к сельскохозяйственному производителю, установленным частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

В судебном заседании в материалы дела истец представил письменные возражения на отзыв ответчика, настаивает на исковых требованиях.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав пояснения представителя истца, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что 12.06.2014 года в Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (Департамент) от ООО «Агропром» поступила заявка на получение субсидии в размере 700 000 рублей. Вместе с заявкой в Департамент были предоставлены сведения об итогах сева под урожай 2014 года, сведения об уборке сельско-хозяйственных культур в 2013 году, справка о предоставлении отчета о финансово-экономическом состоянии, справа-расчет, справка о предоставлении рабочего плана, копии первичных документов, подтверждающие расходы: протокол испытания семян 230/237 от 06.05.2014 года, протокол испытания семян 204/207 от 26.04.2014 года, акт расхода семян и посадочного материала № 1, бухгалтерский баланс на 31.12.2013 года.

В пункте 3 указанной заявки на получение субсидии ООО «Агропром» выразило согласие га осуществление Департаментом и органами финансового государственного контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства осуществляется в соответствии с Положением о порядке предоставления субсидий из средств федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 года № 180-п (далее-Положение).

Платежными поручением № 238063 от 25.06.2014 года на сумму 302 914 рублей 13 копеек, № 267522 от 25.06.2014 года на сумму 302 914 рублей 13 копеек Департамент перечислил субсидию в размере 605 828 рублей 26 копеек на расчетный счет ООО «Агропром» (л.д.24-25).

В соответствии с пунктом 2.44. Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 18.05.2005 года № 27-п Департамент организует отраслевой контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств в пределах полномочий Департамента.

Для обеспечения соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий Департамент осуществляет проведение обязательных проверок в соответствии с Порядком проведения обязательных проверок по соблюдению Получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 года № 180-п (далее-Порядок).

Руководствуясь данным Порядком Департамент провел проверку в отношении ООО «Агропром» на соблюдение условий получения и использования средств, выделенных в виде субсидии из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки ООО «Агропром» в 2014 году.

По результатам проверки был составлен Акт от 16.09.2014 соблюдения условий получения и использования средств, выделенных в виде субсидий из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки ООО «Агропром» Ярковского района в области растениеводства в 2014 года (л.д.27-29). Проверкой установлено, что ООО «Агропром» не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, т.к. доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции к общему доходу от реализации товаров, работ, услуг за 2013 год составляет 24,6%. Как следует из позиции истца, представленная ранее при подаче заявки ООО «Агропром» отчетность о финансово-хозяйственной деятельности предприятия содержит не достоверные сведения.

Кроме того, ООО «Агропром» в нарушение пункта 2.1.1. Положения представлены недостоверные сведения о площади посева сельскохозяйственных культур (ф.№ 9-АПК) за 2013 год.

Акт проверки от 16.09.2014 г. подписан со стороны ООО «Агропром» директором и главным бухгалтером без замечаний.

Согласно пункта 5.1. Положения при нарушении условий предоставления субсидий, установленных Положением, полученная субсидия подлежит возврату в полном объеме.

В соответствии с пунктом 5.2. Положения Получатель в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления производит возврат субсидии в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении о возврате субсидии.

Департаментом в адрес ООО «Агропром» было направлено уведомление от 26.09.2014 года № 13/3722-14 о возврате субсидии в размере 605 828 рублей 26 копеек (л.д.31-32). Уведомление о возврате субсидии получено адресатом 30.09.2014 года – почтовое уведомление 62500477065323 (л.д.33).

Согласно позиции истца в установленный в уведомлении срок (10 рабочих дней со дня получения уведомления) и до настоящего времени субсидии Департаменту ООО «Агропром» не возвратило.

Пунктом 5.2. Положения установлено, что в случае невозврата субсидии взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Не урегулировав возникший спор в досудебном порядке, истец обратился в Арбитражный суд Тюменской области с требованием о возврате субсидии.

Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг относятся к бюджетным ассигнованиям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012г. № 180- утверждены Положением о порядке предоставления субсидий из средств федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства

Согласно пункта 1.2. Положения субсидии предоставляются с целью производства продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), признанных таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» по данным отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей за предыдущий финансовый год.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

В пункте 2.1. Положения установлены условия, при соблюдении которых получателям предоставляются субсидии, в том числе указано условие - предоставление достоверных сведений получателем государственной поддержки.

Как следует из пункта 2.3. Положения субсидии выплачиваются за 1 гектар посевных площадей сельскохозяйственных культур с учетом коэффициентов перевода в зерновые единицы сельскохозяйственных культур.

Ставки субсидий указаны в пункте 2.6. Положения: ставка субсидии за 1 гектар посевных площадей зерновых, зернобобовых, технических, масличных культур установлена в размере 500 рублей, кормовые, без кукурузы на корм - 250 рублей.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Ответчик, возражая против доводов истца, указывает на изменение формата гражданско-правовых отношений путем подписания договора совместной деятельности, что повлекло за собой то, что ответчик стал отвечать критериям, позволяющим определить его в качестве товаропроизводителя сельскохозяйственной продукции, а также ссылается на юридическую неграмотность бухгалтера, которая неверно составила отчет «О финансовых результатах». Также ответчик ссылается на ошибочное предоставление к заявке на получение субсидии Отчета о производстве, затратах себестоимости и реализации продукции растениеводства за 2013 года, в котором отражена посевная площадь 2 500 га, согласно позиции ответчика Отчет составлен в отношении другого юридического лица.

Указанные доводы ответчика отклоняются судом, поскольку факт наступления обстоятельств, являющихся основанием для возврата субсидий, материалами дела документально подтвержден.

Оценив представленные в обоснование исковых требований документов в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что ответчик в нарушение условий получения субсидий, предусмотренных Положением, не является сельхозтоваропроизводителем и представил при подаче заявки на получение субсидии недостоверные сведения.

В связи с этим, в соответствии с назваными нормами права и условий договоров, у истца законно и обоснованно возникло право требования от ответчика исполнения прямой обязанности по возврату субсидии в размере 605 828 рублей 26 копеек

На момент рассмотрения дела ответчик полученные субсидии не возвратил.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 65, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает требования Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области о взыскании с ответчика полученной субсидии в размере 605 828 рублей 26 копеек законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 16, 101, 110, 106, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ООО «Агропром» (ИНН:<***>; ОГРН:<***>) в пользу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (ИНН:<***>; ОГРН:<***>) денежные средства в сумме 605 828 рублей 26 копеек.

Взыскать с ООО «Агропром» (ИНН:<***>; ОГРН:<***>) в доход федерального бюджета 15 116 рублей 56 копеек государственной пошлины.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья

Авдеева Я.В.