ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-1255/2007 от 02.04.2007 АС Тюменской области

Арбитражный суд Тюменской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тюмень                                                                                                 Дело № А-70-1255/8-07

9 апреля 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 2 апреля 2007 года. Решение изготовлено в полном объеме 9 апреля 2007 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Коряковцевой О.В. при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в  открытом  судебном  заседании дело, возбужденное по заявлению

Прокурора Омутинского района Тюменской области

к МУП ЖКХ «Вагайский комхозсервис»

о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ,

при участии:

представитель заявителя – ФИО1 по удостоверению № 141920, 

установил:

Прокурор Омутинского района Тюменской области (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении МУП ЖКХ «Вагайский комхозсервис» к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта (газовых котельных) без  специального разрешения (лицензии).

В порядке ст.205 АПК РФ арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте разбирательства спора.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Ответчик Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Вагайский комхозсервис» является юридическим лицом и имеетОГРН <***>.

Прокуратурой Омутинского района Тюменской области проведена проверка, в ходе которой выявлен факт эксплуатации ответчиком газовых котельных без лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов (л.д.14, 22-28).

По результатам проверки прокурором Омутинского района Тюменской области 28 февраля 2007 года вынесено постановление о возбуждении в отношении МУП ЖКХ «Вагайский комхозсервис» дела об административном правонарушении по признакам ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (л.д.11-13).

Постановление от 28 февраля 2007 года вынесено заявителем с соблюдением требований к порядку и срокам его вынесения, установленными главой 28 КоАП РФ. Полномочия прокурора по вынесению постановления о возбуждении дела об административном правонарушении предоставлены ему статьей 28.4 КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно п.28 ч.1 ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывоопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Подпунктами «а», «б»  п. 1 Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов (утв. постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 №18) установлено, что под взрывоопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом (горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, пылеобразующие вещества), вещества, способные к самопроизвольному разложению со взрывом; используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

В нарушение указанных требований МУП ЖКХ «Вагайский комхозсервис» эксплуатирует газовые котельные, не имея лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, арбитражный суд считает, что в данном случае отсутствуют основания для привлечения МУП ЖКХ «Вагайский комхозсервис» к административной ответственности  по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Из материалов дела усматривается, что ответчик является муниципальным унитарным предприятием.

В силу ст.ст.2 и 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальным унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию. Решение об учреждении муниципального предприятия принимается уполномоченным органом местного самоуправления. Муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач.

При этом статьями 9 и 20 того же закона установлено, что собственник имущества предприятия (соответствующее муниципальное образование в лице своих органов) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, утверждает устав унитарного предприятия, а также определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия.

Ответчик МУП ЖКХ «Вагайский комхозсервис» создано распоряжением администрации Омутинского муниципального района от 26 октября 2006 г. № 1070-Р, во исполнение которого данному предприятию передано в хозяйственное ведение имущество, находящееся в собственности муниципального образования Омутинский муниципальный район (л.д.15).

Согласно утвержденному главой местной администрации Уставу ответчик создан в целях обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами, содержания и эксплуатации объектов коммунального хозяйства; для достижения данных целей ответчик эксплуатирует, в том числе, газовые котельные (л.д.16-21).

В соответствии со ст.2 так же Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая юридическим лицом.

Согласно свидетельству о государственной регистрации ответчик создан как юридическое лицо 21 ноября 2006 года (л.д.27).

В целях соблюдения требований Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"  и Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утв. постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1371) переданная ответчику и эксплуатируемая им система теплоснабжения (Омутинский район) внесена в государственный реестр опасных производственных объектов с выдачей свидетельства о регистрации от 9 февраля 2007 года (л.д.19).

Согласно письменным объяснениям представителя ответчика в целях получения лицензии, а именно для представления в лицензирующий орган положительного заключение экспертизы промышленной безопасности, ответчиком представлены в экспертную организацию необходимые для экспертизы документы  (л.д.14).

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что после создания в качестве юридического лица ответчиком предпринимались все зависящие от него меры по получению необходимой лицензии.

При этом проверка заявителем была проведена уже в процессе получения ответчиком лицензии и, следовательно, кроме констатации факта эксплуатации котельных без лицензии, не имела никаких последствий в плане активизации деятельности ответчика по получению лицензии.

В этой связи арбитражный суд считает, что в действиях ответчика отсутствует вина в совершенном правонарушении, в том виде как она определена п.2 ст.2.1 КоАП РФ.

Более того, из материалов дела усматривается, что МУП ЖКХ «Вагайский комхозсервис» создано в качестве юридического лица во время отопительного сезона, в связи с чем, эксплуатируя котельные, ответчик действовал в состоянии крайней необходимости, поскольку в силу возложенных на него задач обязан был  обеспечивать население теплом.

Следовательно, в силу ст. 2.7 КоАП РФ  МУП ЖКХ «Вагайский комхозсервис» не может быть привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Данный вывод соответствует судебной практике (постановление Федерального Арбитражного суда  Западно-Сибирского округа от 3 марта 2004 г. по делу № Ф04/1008-246/А45-2004).

На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований о привлечении МУП ЖКХ «Вагайский комхозсервис» к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ за эксплуатацию газовых котельных без лицензии следует отказать.

Руководствуясь статьями 168-170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Тюменской области.

Судья                                                         О.В. Коряковцева