АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень Дело № A70-12673/2013
31 декабря 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 31 декабря 2013 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Соловьева К.Л., рассмотрев дело по заявлению
закрытого акционерного общества Акционерный коммерческий банк «Приполярный»
к Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Тюменской области
об оспаривании постановления №71-13-Ю/0063/3110 от 15.11.2013г., представления №71-13-Ю/0063/3130 от 15.11.2013г.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО2, на основании доверенности от 14.06.2013г. №12,
от ответчика: ФИО3, на основании доверенности от 17.12.2013г., ФИО4, на основании доверенности от 17.12.2013г.
установил:
ЗАО «Приполяркомбанк» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Тюменской области (далее – ответчик, Управление) об оспаривании постановления №71-13-Ю/0063/3110 о наложении штрафа от 15.11.2013г., в соответствии с которым заявитель привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 15.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и представления №71-13-Ю/0063/3130 от 15.11.2013г.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, изложенные в заявлении (т.1л.д.6-22).
Представители ответчика возражали против заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве (т.2л.д.53-60).
Согласно статье 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с АПК РФ требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
На основании изложенного, суд, принимая во внимание отсутствие возражений относительно рассмотрения дела, считает возможным завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции для рассмотрения спора по существу.
Поскольку копия оспариваемого постановления получена заявителем 15.11.2013г., а настоящее заявление поступило в 22.11.2013г, суд, учитывая положения части 3 статьи 113, части 2 статьи 208 АПК РФ, в совокупности с выводами, изложенными в пункте 13 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, считает, что в данном случае соблюдён 10-дневный срок подачи заявления в арбитражный суд, установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Согласно заявленным требованиям, Общество просит оспариваемое постановление отменить, ссылаясь на отсутствие состава правонарушения.
В ходе производства по делу от ответчика поступил отзыв на заявление, а также материалы административного дела.
Согласно поступившему отзыву ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, считает, что при вынесении оспариваемого постановления Управлением выяснены все необходимые обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения Общества к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон и представленные доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица, ему присвоен ОГРН <***> (т.2л.д.46-47), он осуществляет свою деятельность в сфере банковских операций на основании лицензии №507, выданной Центральным банком России 01.08.2011г. (т.2л.д.48-49).
В соответствии с письмом Управления от 30.08.2013г. №15-1-10/2164 Обществом был представлен в Банк комплект документов: правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма ЗАО «Приполяркомбанк» (далее по тексту- Правила контроля); порядок обеспечения контроля за наличием, полнотой, передачей в составе расчетных документов или иным способом, сведений, имеющихся в распоряжении Банка о физических и юридических лицах, а также хранения соответствующей информации; порядок получения от юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), открывающих расчётные счета в банке, подтверждения о их местонахождении; регламент передачи филиалами в головной банк сведений в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»; регламент взаимодействия сотрудников Банка при формировании сообщений для представления в уполномоченный орган, содержащих сведения об операциях, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».
В результате анализа Правил контроля установлены нарушения Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», Положения Банка России от 02.03.2012г. №375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», Указания Банка России от 09.08.2004г. №1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитной организации».
01.11.2013г. должностным лицом Управления был составлен протокол №71-13-Ю/0063/1020 об административном правонарушении от 01.11.2013г. (т.2л.д.92-98).
Согласно данному протоколу, установлено, что в нарушение пункта 4.4 Положения Банка России №375-П в разделе 6 «Программа управления риском легализации (отмывания) управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма в ЗАО «Приполяркомбанк»» Правил контроля не предусмотрены в качестве факторов, влияющих на оценку риска клиента в категории «риск по типу клиента», следующие факторы: отсутствие информации о хозяйственной деятельности клиента в открытых источниках информации; регистрация клиента по адресу, по которому зарегистрировано другое юридическое лицо;
в нарушение пункта 7.2 Положения Банка России №375-П в разделе 9 «Программа организации работы в ЗАО «Приполяркомбанк» по взаимодействию с лицами, которым поручено проведение идентификации» Правил контроля не предусмотрены: перечень должностных лиц кредитной организации, уполномоченных заключать договоры с лицами, которым поручено проведение идентификации; порядок и сроки принятия кредитной организацией решения об одностороннем отказе от исполнения договора с лицами, которым поручено проведение идентификации, в случае несоблюдения ими требований по идентификации, в том числе порядок, сроки и полноту передачи кредитной организации полученных сведений, а также перечень должностных лиц кредитной организации,
уполномоченных принимать такое решение;
в нарушение пункта 2.5.1 Указания Банка России от 09.08.2004г. №1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях» в разделе 11 «Программа подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ в ЗАО «Приполяркомбанк»» Правил контроля предусмотрено проведение первичной проверки и оценки уровня знаний в сфере ПОД/ФТ (первичная аттестация) не позднее 30 дней с даты приёма (перевода) сотрудника в подразделение, включенное в перечень подразделений, вместо по истечении одного месяца с даты вводного (первичного) инструктажа;
в нарушение пункта 2.3 Положения Банка России №375-П в Правилах контроля не предусмотрено информирование в письменной форме территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за его деятельностью, о назначении (освобождении) другого сотрудника кредитной организации исполняющим обязанности ответственного сотрудника;
в соответствии с пунктом 2.5 Положения Банка России №375-П в Программу организации системы ПОД/ФТ включается порядок информирования сотрудниками кредитной организации, в том числе ответственным сотрудником, руководителя кредитной организации и службы внутреннего контроля о ставших им известных фактах нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ, допущенных сотрудниками кредитной организации;
в соответствии с абзацем 4 пункта 5.2 Положения Банка России №375-П в программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма включаются особенности выявления операций, осуществляемых с использованием современных технологий, создающих для клиента возможность распоряжаться денежными средствами дистанционно, в том числе, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли;
в соответствии с пунктом 6.4.3. «Программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» Правил контроля «уровень риска подлежит пересмотру не реже одного раза в три года в отношении клиентов с присвоенным «низким» уровнем риска», что не соответствует подпункту 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», который обязывает обновлять информацию о клиентах, представителях клиента, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год;
в нарушение требований пункта 2.6 Положения Банка России №375-П в разделе 2 «Программы организация системы ПОД/ФТ в Банке» не определена следующая функция ответственного сотрудника Общества- принятие решений при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе при возникновении сомнений в части правомерности квалификации операции как операции, подлежащей обязательному контролю, об отнесении операции клиента к операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, о действиях Общества в отношении операции клиента, по которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, а также в отношении клиента, совершающего такую операцию.
По результатам рассмотрения административного дела Управлением принято оспариваемое постановление от 15.11.2013г. №71-13-Ю/0063, в соответствии с которым заявитель был привлечён к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Полагая, что указанное постановление нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в суд.
В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Привлечение заявителя к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.27 КоАП РФ осуществлено ответчиком в рамках полномочий, предоставленных ему статьёй 23.74 и частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ, а также с соблюдением порядка и сроков давности привлечения к ответственности, предусмотренных главами 28 и 29, статьями 4.5 и 29.6 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.
Субъектом ответственности являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу положений пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 г. №60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» в случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо виновно в его совершении.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон от 07.08.2001г. №115-ФЗ) внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма.
Под организацией внутреннего контроля в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ следует понимать совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а под осуществлением внутреннего контроля - реализацию организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
При этом, в силу статьи 4 упомянутого закона к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, отнесены организация и осуществление внутреннего контроля; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счёта (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать должностных лиц, ответственных за реализацию указанных правил, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В свою очередь, правила внутреннего контроля разрабатываются с учётом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и утверждаются руководителем организации.
Таким образом, в организации не достаточно формально иметь правила внутреннего контроля, независимо от их соответствия действующим нормативным актам, изменение законодательства влечёт внесение изменений в правила внутреннего контроля, и, соответственно, порядка осуществления внутреннего контроля, независимо от меняющихся со временем общественных отношений.
Требования к правилам внутреннего контроля, утверждены Положением Банка России от 02.03.2012г. №375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее - Положение Банка России №375-П).
Как установлено пунктами 2.1. и 2.3. Положения Банка России №375-П для обеспечения реализации кредитной организацией противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПВК по ПОД/ФТ) орган управления кредитной организации, уполномоченный на то внутренним документом кредитной организации, принимает решение о создании самостоятельного подразделения по ПОД/ФТ либо об определении входящего в структуру кредитной организации подразделения, в компетенцию которого будут входить вопросы ПОД/ФТ (далее - подразделение по ПОД/ФТ)
Подразделение по ПОД/ФТ возглавляет специальное должностное лицо, ответственное за реализацию ПВК по ПОД/ФТ (далее - ответственный сотрудник), соответствующее квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России от 09.08.2004г. №1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 03.09.2004г. №6003, 02.11.2011г. №22194 («Вестник Банка России» от 10.09.2004г. №54, от 09.11.2011г. №61).
Кредитная организация информирует в письменной форме территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за её деятельностью, о назначении ответственного сотрудника, а также о назначении (освобождении) другого сотрудника кредитной организации исполняющим обязанности ответственного сотрудника в случае, указанном в абзаце четвертом пункта 2.1 настоящего Положения, в течение трёх рабочих дней со дня назначения (освобождения) с указанием фамилий, имен, отчеств (если имеются) и контактных данных таких сотрудников.
Управлением установлено, что в нарушение пункта 2.3 Положения Банка России №375-П в Правилах контроля не предусмотрено информирование в письменной форме территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за его деятельностью, о назначении (освобождении) другого сотрудника кредитной организации исполняющим обязанности ответственного сотрудника.
Пунктом 2.5 Положения Банка России №375-П определено, что в программу организации системы ПОД/ФТ включаются:
описание общей структуры системы ПОД/ФТ, её элементов (уровней), включая подразделение по ПОД/ФТ (статус (подчиненность), структура, задачи, функции, права и обязанности, порядок организации работы), принципы и механизмы взаимодействия элементов системы;
положения о статусе, функциях, правах и обязанностях ответственного сотрудника, принципах и порядке его взаимодействия с руководителем кредитной организации;
порядок (схема) взаимодействия ответственного сотрудника, сотрудников подразделения по ПОД/ФТ с сотрудниками иных подразделений кредитной организации;
перечень специальных электронных технологий, специального программного обеспечения (программных средств, продуктов), используемых кредитной организацией исключительно для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе сведения об их разработчиках (в случаях их использования);
порядок взаимодействия с клиентами, в том числе обслуживаемыми с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания;
порядок документального фиксирования информации (документов), полученных кредитной организацией при реализации ПВК по ПОД/ФТ;
порядок хранения информации (документов), полученной (полученных) кредитной организацией в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ;
порядок участия в реализации ПВК по ПОД/ФТ обособленных и внутренних структурных подразделений кредитной организации (при их наличии), расположенных на территории Российской Федерации, порядок взаимодействия кредитной организации с ними при реализации ПВК по ПОД/ФТ;
порядок взаимодействия кредитной организации с дочерними организациями, филиалами и представительствами, расположенными за пределами территории Российской Федерации (при их наличии), по вопросам ПОД/ФТ;
порядок информирования сотрудниками кредитной организации, в том числе ответственным сотрудником, руководителя кредитной организации и службы внутреннего контроля о ставших им известными фактах нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, допущенных сотрудниками кредитной организации.
В программу организации системы ПОД/ФТ дополнительно могут включаться иные положения по усмотрению кредитной организации.
«Программа организации системы ПОД/ФТ» Правил контроля заявителя, как установлено Управлением, не содержит порядка информирования сотрудниками кредитной организации руководителя кредитной организации о ставших им известных фактах нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ, что не соответствует абзацу 10 пункта 2.5 Положения № 375-П.
Пунктом 2.6. Положения Банка России №375-П определено, что программой организации системы ПОД/ФТ должны быть определены следующие функции ответственного сотрудника:
организация разработки и представления ПВК по ПОД/ФТ на утверждение единоличному исполнительному органу кредитной организации;
принятие решений при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе при возникновении сомнений в части правомерности квалификации операции как операции, подлежащей обязательному контролю, об отнесении операции клиента к операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, о действиях кредитной организации в отношении операции клиента, по которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, а также в отношении клиента, совершающего такую операцию (указанные функции могут выполняться сотрудниками подразделения по ПОД/ФТ при предоставлении им соответствующих полномочий в соответствии с внутренними документами кредитной организации);
организация представления и контроль за представлением сведений в уполномоченный орган;
подготовка и представление не реже одного раза в год совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации письменного отчета, согласованного с руководителем кредитной организации, о результатах реализации ПВК по ПОД/ФТ, рекомендуемых мерах по улучшению системы ПОД/ФТ, представление руководителю кредитной организации текущей отчетности в сроки и в порядке, которые определяются внутренними документами кредитной организации;
иные функции в соответствии с внутренними документами кредитной организации.
В нарушение указанных требований пункта 2.6 в разделе 2 «Программы организация системы ПОД/ФТ в Банке» не определена следующая функция ответственного сотрудника Общества - принятие решений при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе при возникновении сомнений в части правомерности квалификации операции как операции, подлежащей обязательному контролю, об отнесении операции клиента к операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, о действиях Общества в отношении операции клиента, по которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, а также в отношении клиента, совершающего такую операцию.
Пункт 5.1. Положения Банка России №375-П указывает, что программа выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма (далее - программа выявления операций), должна содержать процедуры в отношении установленных Федеральным законом операций, подлежащих обязательному контролю, а также операций, в отношении которых при реализации кредитной организацией ПВК по ПОД/ФТ возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма
В соответствии с абзацем 4 пункта 5.2 Положения Банка России № 375-П в вышеназванную программу выявления операций, включаются особенности выявления операций, осуществляемых с использованием современных технологий, создающих для клиента возможность распоряжаться денежными средствами дистанционно, в том числе используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли.
В соответствии с пунктом 7.4. «Программы выявления в деятельности Клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма» Правил контроля Общества выявление операций, подлежащих обязательному контролю, либо необычных сделок среди операций, проведенных клиентами с использованием дистанционного банковского обслуживания, осуществляется сотрудниками Общества на общих основаниях в соответствии с Программой выявления.
Таким образом «Программа выявления в деятельности Клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма» Правил фактически не содержит вышеуказанных особенностей, что не соответствует пункту 5.2 Положения Банка России № 375-П.
Согласно главе 4 Положения Банка России №375-П кредитная организация в целях осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ разрабатывает программу управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма.
Для целей настоящего Положения под управлением риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма следует понимать совокупность предпринимаемых кредитной организацией действий, направленных на оценку такого риска и его минимизацию посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также договором с клиентом мер, в частности, запроса дополнительных документов, их анализа, в том числе путём сопоставления содержащейся в них информации с информацией, имеющейся в распоряжении кредитной организации, отказа от заключения договора банковского счёта (вклада), отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
Пунктом 4.4 Положения Банка России №375-П установлено, что факторами, влияющими на оценку риска клиента в категории «риск по типу клиента», являются: наличие у клиента статуса иностранного публичного должностного лица или иного лица, указанного в подпункте 5 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона; наличие оснований полагать, что представленные клиентом в целях идентификации документы и информация являются недостоверными; ранее принятое в отношении клиента решение об отказе в выполнении его распоряжения о совершении операции либо об отказе от заключения с ним договора банковского счёта (вклада); отсутствие информации о хозяйственной деятельности клиента в открытых источниках информации; регистрация клиента по адресу, по которому зарегистрировано другое юридическое лицо; наличие информации о представлении клиентом бухгалтерской отчетности с нулевыми показателями при условии проведения операций по счетам, открытым в кредитной организации, связанных с зачислением или списанием денежных средств; иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией
Как установлено проверкой Управления в нарушение вышеназванного пункта 4.4 в разделе 6 «Программа управления риском легализации (отмывания) управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма в ЗАО «Приполяркомбанк»» Правил контроля не предусмотрены в качестве факторов, влияющих на оценку риска клиента в категории «риск по типу клиента», следующие факторы: отсутствие информации о хозяйственной деятельности клиента в открытых источниках информации; регистрация клиента по адресу, по которому зарегистрировано другое юридическое лицо.
Пунктом 7.2. Положения Банка России №375-П определено, что в программу, определяющую порядок взаимодействия кредитной организации с лицами, которым поручено проведение идентификации, включаются: порядок заключения кредитной организацией договоров с лицами, которым поручено проведение идентификации, а также перечень должностных лиц кредитной организации, уполномоченных заключать такие договоры; процедура идентификации клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя в соответствии с договорами между кредитной организацией и лицами, которым поручено проведение идентификации; порядок и сроки передачи кредитной организации сведений, полученных при проведении идентификации, лицами, которым поручено проведение идентификации; порядок осуществления кредитной организацией контроля за соблюдением лицами, которым поручено проведение идентификации, требований по идентификации, включая порядок, сроки и полноту передачи кредитной организации полученных сведений, а также меры, принимаемые кредитной организацией по устранению выявленных нарушений; основания, порядок и сроки принятия кредитной организацией решения об одностороннем отказе от исполнения договора с лицами, которым поручено проведение идентификации, в случае несоблюдения ими требований по идентификации, в том числе порядок, сроки и полноту передачи кредитной организации полученных сведений, а также перечень должностных лиц кредитной организации, уполномоченных принимать такое решение; положения об ответственности лиц, которым кредитная организация поручила проведение идентификации, за несоблюдение ими требований по идентификации, включая порядок, сроки и полноту передачи кредитной организации полученных сведений; порядок взаимодействия кредитной организации с лицами, которым поручено проведение идентификации, по вопросам оказания им методологической помощи в целях выполнения требований по идентификации.
В программу, определяющую порядок взаимодействия кредитной организации с лицами, которым поручено проведение идентификации, могут включаться иные положения по усмотрению кредитной организации.
В нарушение пункта 7.2 Положения Банка России №375-П в разделе 9 «Программа организации работы в ЗАО «Приполяркомбанк» по взаимодействию с лицами, которым поручено проведение идентификации» Правил контроля не предусмотрены: перечень должностных лиц кредитной организации, уполномоченных заключать договоры с лицами, которым поручено проведение идентификации; порядок и сроки принятия кредитной организацией решения об одностороннем отказе от исполнения договора с лицами, которым поручено проведение идентификации, в случае несоблюдения ими требований по идентификации, в том числе порядок, сроки и полноту передачи кредитной организации полученных сведений, а также перечень должностных лиц кредитной организации,
уполномоченных принимать такое решение.
Согласно пункту 1.1 Указания Банка России от 09.08.2004г. №1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях» в кредитной организации с учётом требований настоящего Указания и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), а также особенностей её деятельности, особенностей деятельности её клиентов и степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма должна быть разработана программа подготовки и обучения кадров по ПОД/ФТ (далее - программа обучения по ПОД/ФТ).
Разработанная в кредитной организации программа обучения по ПОД/ФТ утверждается руководителем кредитной организации.
Как указано в пункте 2.5.1. проверка знаний сотрудников кредитной организации по ПОД/ФТ должна проводиться на регулярной основе, но не реже одного раза в год.
Первичная проверка знаний сотрудников кредитной организации по ПОД/ФТ проводится по истечении одного месяца с даты вводного (первичного) инструктажа. Периодическая и внеплановая проверки знаний по ПОД/ФТ проводятся в процессе работы.
Как установлено Управлением в нарушение пункта 2.5.1 Указания Банка России от 09.08.2004г. №1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях» в разделе 11 «Программа подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ в ЗАО «Приполяркомбанк»» Правил контроля предусмотрено проведение первичной проверки и оценки уровня знаний в сфере ПОД/ФТ (первичная аттестация) не позднее 30 дней с даты приёма (перевода) сотрудника в подразделение, включенное в перечень подразделений, вместо по истечении одного месяца с даты вводного (первичного) инструктажа.
Кроме того Управлением установлено, что в соответствии с пунктом 6.4.3. «Программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» Правил контроля Общества «уровень риска подлежит пересмотру не реже одного раза в три года в отношении клиентов с присвоенным «низким» уровнем риска», что не соответствует подпункту 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ, который обязывает обновлять информацию о клиентах, представителях клиента, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год.
Вышеустановленные факты свидетельствуют о неисполнении Обществом законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, а именно, абзацев 1, 10 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ, выразившееся в разработке, утверждении и использовании заявителем Правил внутреннего контроля, несоответствующих установленным законодательством требованиям.
Действия заявителя образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства дела подтверждаются заключением Управления финансового мониторинга и валютного контроля ГУ Банка России по Тюменской области от 04.10.2013г. №ВН-15-1-4/24898 о результатах рассмотрения Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма Общества, утверждённых приказом председателя правления ЗАО «Приполяркомбанк» №40 то 02.09.2013, представленного заявителем комплекта документов, а также письменными объяснениями заявителя от 28.10.2013г. №2.2/1116 (т.2л.д.117-124,101-102), протоколом №71-13-Ю/0063/1020 об административном правонарушении от 01.11.2013г. (т.2л.д.92-98).
На основании изложенного суд считает, что административным органом собраны достаточные доказательства, свидетельствующие о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Суд учитывает, что заявитель зарегистрирован в форме закрытого акционерного общества, а соответственно, в силу статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, является коммерческой организацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Осуществление юридическим лицом предпринимательской деятельности, не только даёт возможность данному субъекту права пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению действующего законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Согласно пункту 16.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены. Доказательств невозможности соблюдения Обществом приведённых правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В связи с этим суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения и виновности заявителя.
Доводы общества, изложенные в заявлении об оспаривании постановления, судом не принимаются во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», Положения Банка России от 02.03.2012г. №375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», Указаний Банка России от 09.08.2004г. №1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитной организации».
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд считает, что размер административного штрафа, назначенного оспариваемым постановлением, определён Управлением обоснованно в нижнем пределе санкции части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
В соответствии со статьёй 29.13 КоАП РФ орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
С учётом изложенных выводов относительно законности и обоснованности вынесенного в отношении заявителя постановления №71-13-Ю/0063/3110 от 15.11.2013г., требование Управления в оспариваемом представлении №71-13-Ю/0063/3130 от 15.11.2013г. принять меры к устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, недопущению подобных нарушений в дальнейшем, является законным и не создаёт препятствий для осуществления Обществом предпринимательской или иной экономической деятельности
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.
Судья Соловьев К.Л.