ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-1281/2021 от 20.05.2021 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625052, тел: (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-1281/2021

27 мая 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 27 мая 2021 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Скачковой О.А., рассмотрев в судебном заседании заявление

общества с ограниченной ответственностью «УватКарьерСтрой» (ОГРН: <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 16.07.2012, адрес: 344000, <...>)

к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 15.07.2005, адрес: 625004, <...>)

о признании недействительным приказа от 29.10.2020 № 1167-ОД,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,

при участии в судебном заседании до перерыва:

от заявителя – ФИО2 доверенность от 09.12.2020,

от заинтересованного лица  – ФИО3 доверенность от 31.12.2020,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «УватКарьерСтрой» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (далее – заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным приказа от 29.10.2020 № 1167-ОД.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении,  ив возражениях на отзыв департамента.

Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела, департаментом обществу выдана лицензия ТЮМ80387ТР на пользование недрами с целевым назначением и видами работ геологическое изучение, разведка и добыча песка на участке недр «Ломайковский» на участке недр, расположенного в Тобольском районе Тюменской области 2,5 км восточнее д. Ломаева.

Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании поручения прокуратуры Тюменской области проведена проверка по обращению ФИО4 к Президенту Российской Федерации по вопросу разработки месторождений: «Ломайковское», «Ломаево-2», «Ломаево-3», «Дикий», «Западно-Сибирский-5», «Менделеевские» и использование лесных участков.

Тюменская межрайонная природоохранная прокуратура письмом от 09.09.2020 № 325ж-2020 поручила Тобольскому межрайонному прокурору организовать и провести проверку соблюдения законодательства при разработке месторождений: «Ломайковское», «Ломаево-2», «Ломаево-3», «Дикий», «Западно-Сибирский-5», «Менделеевские» и использование лесных участков.

14.09.2020 Тобольским межрайонным прокурором вынесено решение о проведении проверки № 253/2020 от 14.09.2020 в отношении ООО «УватКарьерСтрой» по соблюдению требований законодательства о недрах.

Государственным инспектором Тюменской области в области охраны окружающей среды департамента совместно с Тюменской межрайонной прокуратурой с 14.09.2020 по 15.09.2020 проведена проверка по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о недрах в отношении общества.

По результатам проверки выявлены нарушения условий пользования недрами по лицензиям ТЮМ 80387 TP, ТЮМ 80566 ТЮ и ТЮМ 80602 ТЭ.

С учетом выявленных нарушений департаментом принят, в том числе приказ от 29.10.2020 № 1167-ОД о приостановлении права пользования недрами по лицензии ТЮМ 80387 TP ООО «УватКарьерСтрой».

Не согласившись с приказом 29.10.2020 № 1167-ОД, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон
№ 2395-1) регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

В силу части 2 статьи 20 Закона № 2395-1 право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: 1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; 2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; 4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; 6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; 7) по инициативе владельца лицензии; 8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения); 9) по инициативе недропользователя по его заявлению.

При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке (часть 4 статьи 20 Закона № 2395-1).

В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона № 2395-1 в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

На основании пункта 10 статьи 22 Закона № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Как указано в пункте 1.5 Условий пользования недрами Приложения № 1 к лицензии ТЮМ80387ТР (далее – Условия пользования недрами) право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено распорядителем недр в соответствии с Законом № 2395-1, в том числе если владелец лицензии нарушает существенные условия лицензии.

Существенными условиями лицензии являются требования к владельцу лицензии, указанные в статьях 3, 7, пункте 5.2 статьи 5 настоящих Условий пользования недрами.

В пункте 3.3 Условий пользования недрами приведены требования по работам по добыче песка, которые необходимо осуществлять на основании: - оформленного земельного отвода на участок работ; - государственной экспертизы запасов полезных ископаемых; - рабочего проекта; утвержденных нормативов потерь; - горноотводного акта.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки по соблюдению
ООО «УватКарьерСтрой» требований законодательства Российской Федерации о недрах, проведенной 14-15 сентября 2020 года Тобольской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов департамента, проверяющими установлены следующие нарушения рабочего проекта:

- добыча ОПИ ведется не в соответствии с согласованным календарным планом разработки карьера, блоки разработки 2016, 2017 годов на участке недр «Ломайковский» разработаны не в полном объеме;

- не соблюдается ширина зоны рекультивации. Согласно пункту 3.6 корректировки проектно-технической документации «разработка и рекультивация участка недр «Ломайковский» в Тобольском муниципальном районе Тюменской области» ширина полосы для рекультивации карьера принимается равной 30 м. При осмотре обнаружено, что ширина зоны рекультивации не соблюдена, что является нарушением технического проекта.

- на территории размещены две промплощадки - одна с южной стороны участка недр, другая с западной стороны участка недр. На промплощадках расположены вагончики и техника. Информация о размещении промплощадки с западной стороны лицензионного участка в техническом проекте отсутствует.

Технический проект предусматривает текстовую часть и графическую. В текстовой части технического проекта участка недр «Ломайковский» указано, что промплощадку рекомендуется разместить в южной части лицензионного участка. В графической части размещение данной площадки также отражено.

Допущенные в ходе разработки карьера нарушения технического проекта  обществом не опровергнуты соответствующими доказательствами в порядке статьи 65 АПК РФ, соответственно, в силу части 2 статьи 20 Закона № 2395-1 у контролирующего органа возникло право на приостановление пользования недрами соответствующего пользователя.

Суд отклоняет ссылки общества на указание в приложении к протоколу заседания комиссии по рассмотрению материалов лицензирования на пункт 4.1 Раздела 4 Условий пользования недрами по лицензии ТЮМ 80387 TP, поскольку протокол от 15.10.2020
№ 25Л-20 носит организационный характер, и ошибочное указание в нем данного пункта не свидетельствует об отсутствии допущенных обществом нарушений Условий пользования недрами, как и не является основанием для признания оспариваемого приказа недействительным.

Кроме того, из материалов дела следует, что основания для приостановления права пользования недрами и возбуждения процедуры досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии ТЮМ 80387 TP указаны в приложениях к приказам департамента от 29.10.2020 №№1167-ОД, 1170-ОД, прямо указано на нарушение пункта 3.3 Раздела 3 Условий пользования недрами по лицензии ТЮМ 80387 TP.

Оценивая иные доводы заявителя применительно к изложенным выше обстоятельствам суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемого приказа и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов заявления обоснованными. Доказательств, полученных департаментом с нарушением требований действующего законодательства и не соответствующих положениям статей 67, 68 АПК РФ, судом не выявлено.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ). Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.

С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы заявления и отзыва на него по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что из материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого приказа положениям действующего законодательства, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении доводы, в арбитражный суд не представлено.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оснований для вывода о несоответствии оспариваемого приказа департамента требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов у суда не имеется.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При обращении в арбитражный суд от заявителя поступили платежные поручения от 24.02.2021 № 61 и 10.02.2021 № 103 об оплате государственной пошлины на сумму по 3000 руб. соответственно.

В соответствии со статей 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 3 000 рублей.

В соответствии со статьями 104, 110 АПК РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб. по платежному поручению от 10.02.2021 № 103 подлежит возврату подателю заявления из федерального бюджета.

В связи с отказом в удовлетворении требований судебные расходы по делу в сумме 3000 руб. относятся на заявителя.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что в соответствии со статьей 177 АПК РФ настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявления о признании недействительным приказа от 29.10.2020 № 1167-ОД отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «УватКарьерСтрой»  из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб., уплаченную по платежному поручению от 10.02.2021 № 103.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Скачкова О.А.