ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-12970/13 от 13.05.2014 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-12970/2013

20 мая 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена  13 мая 2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 20 мая 2014 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Партнерсервис»

к Администрации города Тюмени

о признании недействительным Постановления № 89 от 30.07.2013 «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по улице Красина»,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой Н.А.,

при участии в заседании:

от заявителя - Трухин Н.В., на основании доверенности;

от ответчика - Ерохина М.Ю., на основании доверенности;

специалист - Минулин И.Г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Партнерсервис» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Тюменио признании недействительным Постановления № 89 от 30.07.2013 «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по улице Красина».

По ходатайству заявителя к участию в деле в качестве специалиста для дачи консультаций по касающимся рассматриваемого дела вопросам судом был привлечен Минулин И.Г., обладающий необходимыми знаниями в области архитектуры.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

Представитель  ответчика  требования не признала на основании изложенных в отзыве и дополнениях к нему доводов. Представитель ответчика также заявил о пропуске заявителем срока подачи заявления в арбитражный суд.

Как следует из материалов дела, Распоряжением Администрации города Тюмени вынесено №1496 17.12.2010 Обществу предоставлен в аренду земельный участок для строительства гостиницы в г.Тюмени, ул.Красина, д.2 общей площадью 1226 кв.м., с кадастровым номером 72:23:0217001:0055.

В связи с тем, что часть предоставленного земельного участка оказалась занятой набережной, 06.06.2012 Администрацией города Тюмени было вынесено Распоряжение №296 о внесении изменений в Распоряжение №1496 от 17.12.2010. Обществу предоставлен в аренду земельный участок меньшей площади - 1032 кв.м. и с другим кадастровым номером - 72:23:0217001:3028.

06.06.2012 с заявителем заключен договор №37/10-м аренды земельного участка, составлен акт приема-передачи в аренду земельного участка.

Приказом Департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени №706-гпзу от 22.10.2012 был утвержден градостроительный план земельного участка №RU72304000-706 (кадастровый номер участка 72:23:0217001:3028 от 19.03.2012) по адресу: г.Тюмень, ул.Красина.

В градостроительном плане указана территориальная зона застройки - ОД-2. Весь земельный участок находится в:

-санитарно-защитной зоне объектов производственной инфраструктуры (ТЗБ 000 «Сибирь-96»;

-зоне охраны объектов культурного наследия (охранные зоны памятников, зона групповой охраны);

-водоохранной зоне;

-зоне ограничения 5-ти и 9-ти этажной застройки.

Назначением объекта капитального строительства указано строительство гостиницы.

В связи с изменением площади предоставленного в аренду земельного участка, 01.03.2013 было заключено дополнительное соглашение №1 к договору №103 от 14.01.2010 на корректировку научно-технической продукции. Предметом договора указаны: корректировка эскизного проекта и расчета нагрузок в связи с изменением задания по объекту «Гостиница по ул.Красина в г.Тюмени».

20.03.2013   во исполнение договора №103 от 14.01.2010 с учетом дополнительного
соглашения №1 от 01.03.2013 подписаны акты приема-передачи разработанной
проектной документации.

Также, по причине уменьшения участка и усложнения проекта 20.03.2013 заявителем заключено дополнительное соглашение №2 к договору №103 от 14.01.2010, увеличивающее стоимость   проектной   документации,   разработаны   новый календарный план и техническое задание на производство инженерно-геологических изысканий к договору.

31.10.2012     Обществом подано заявление о предоставлении разрешения на
отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. По данному заявлению 07.12.2012 проведены публичные слушания.

30.07.2013 Администрацией города Тюмени принято постановление №89 «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по улице Красина». В соответствии с указанным постановлением Обществу с ограниченной ответственностью «Партнерсервис» было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по улице Красина.

Основанием для вынесения постановления об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства явился вывод органа местного самоуправления о том, что в соответствии со статьей 82 Правил землепользования и застройки города Тюмени на территории групповой охранной зоны объектов культурного наследия запрещено новое строительство.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями о признании его недействительным.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования  подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации  правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса.

Аналогичные правила содержатся в статье 17 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных Решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154.

Вместе с тем, указанными нормами не закреплены основания для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства земельных участков.

Сложная конфигурация земельного участка, принадлежащего заявителю, а также ширина менее установленной градостроительными регламентами, не являются безусловными основаниями для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров для данного конкретного земельного участка.

Указанные несоответствия, в силу части 1 статьи 40 ГрК РФ, являются лишь основанием для обращения заявителя в названный орган для решения вопроса о предоставлении ему разрешения на отклонение в отношении этого земельного участка.

Согласно п.3 ст.40 ГрК РФ заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки заявление о предоставлении такого разрешения.

Заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства от заявителя поступило в Комиссию 31.10.2012.

В   соответствии   с   распоряжением   Администрации   от   03.12.2012   №   665-рк 07.12.2012 состоялись публичные слушания по вопросам предоставления разрешений на
условно разрешенный вид использования земельных участков и отклонение от
предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов
капитального строительства.

В соответствии с заключением о результатах публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства от 07.12.2012 комиссией по подготовке правил землепользования и застройки города Тюмени принято решение о рекомендации Главе Администрации города Тюмени предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства - гостиница со встроено-пристроенной подземной автостоянкой на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0217001:3028 площадью 1032 кв.м, расположенном в территориальной зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, по адресу: г. Тюмень, ул. Красина (далее - Объект). Максимальный процент застройки в границах земельного участка - 64%; максимальный отступ от границы земельного участка - в точках: 1-2, 3-6-15, 17-18 - О м, 2-3 - 1,5 м. Несоблюдения требований технических регламентов не выявлено.

Согласно пункту 5 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

В соответствии с приведенной нормой ГрК РФ 24.07.2013 Главе Администрации города Тюмени направлена рекомендация о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по улице Красина.

В соответствии с частью 6 статьи 40 ГрК РФ Главой Администрации города Тюмени было принято решение об отказе ООО «Партнерсервис» в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства - гостиницы со встроенно-пристроенной подземной автостоянкой на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0217001:3028 площадью 1032 кв.м по адресу: г.Тюмень, ул.Красина, расположенном в территориальной зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, в связи с нарушением ст.82 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утв. решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154 (в редакции от 28.05.2012 № 863), а именно: запрещением нового строительства на территории грунтовой охранной зоны объектов культурного наследия,  о  чем  вынесено  постановление  Администрации  города Тюмени  от 30.07.2013 №89.

Факт нахождения Объекта на территории групповой охранной зоны подтверждается выкопировкой из Правил, градостроительным планом земельного участка № RU72304000-706 утв. Приказом директора департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени от 22.10.2012 № 706-гпзу. Кроме того, Заявителем данное обстоятельство не оспаривается.

Положением от 26.04.2008 N 315 «О зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315, установлены требования к режиму использования земель и градостроительному регламенту в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности такие как:

-ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;

- ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;

- сохранение исторически сложившихся границ земельных участков, в том числе ограничение их изменения при проведении землеустройства, а также разделения земельных участков;

-обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко- градостроительной и природной среде;

-ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения
сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение
размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек,
киосков, навесов и т.п.), а также регулирование проведения работ по озеленению;

-обеспечение пожарной безопасности объекта культурного наследия и его защиты
от динамических воздействий;

- сохранение гидрогеологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия;

- обеспечение сохранности всех исторически ценных градоформирующих объектов;

- иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.

В поданном обществом заявлении о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не указано на применение каких-либо специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды групповой охранной зоны, в которой располагается земельный участок. В поданном в суд заявлении такие меры также не указаны и подтверждающие их доказательства не представлены.

Привлеченный судом специалист в судебном заседании высказался о том, что строительство здания, эскизный проект которого находится в материалах дела, по его профессиональному мнению, украсит городскую архитектурную среду, в том числе вид города со стороны реки Туры во взаимосвязи с построенной набережной.

Однако это мнение не было подтверждено какими-либо документами на момент рассмотрения заявления общества и принятия оспариваемого постановления ответчика.

У должностных лиц Администрации города Тюмени согласно утвержденному административному регламенту не имеется полномочий по истребованию документов, в которых бы содержались сведения о подобных мерах.

В соответствии со ст.7 Устава города Тюмени к вопросам местного значения города Тюмени относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Тюмени, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Тюмени.

Таким образом, при вынесении оспариваемого постановления Главой города Тюмени были осуществлены полномочия по охране объектов культурного значения. Принятие иного решения нарушило бы действующее законодательство, так как предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства означало бы, что строительство на участке, расположенном в групповой охранной зоне разрешено, тогда как это строительство законом ограничено. Доказательства наличия исключительных обстоятельств, при которых допускается строительство в групповой охранной зоне, заявителем в материалы дела не представлены.

О принятии Администрацией города Тюмени постановления №89 «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по улице Красина» Обществу стало известно в августе 2013 года. Однако в суд заявитель обратился лишь 29.11.2013, то есть с пропуском срока, установленного ст.198 АПК РФ.

Согласно ходатайству заявителя, срок был пропущен им в связи с необходимостью достоверного подтверждения факта нахождения предоставленного земельного участка в групповой охранной зоне объектов культурного наследия, для чего он обратился с запросом в Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области. Ответ комитета от 24.09.2013 о предоставлении информации о принадлежности земельного участка, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Красина, д. 2 (кадастровый номер 72:23:0217001:3028) к территории групповой охранной зоны объектов культурного наследия был получен лишь 05.11.2013. С этого момента общество считает, что узнало о нарушении его прав.

Между тем ссылка на нахождение земельного участка в групповой охранной зоне указывается в самом оспариваемом постановлении, отражено на картах градостроительного зонирования и в градостроительных регламентах Правил землепользования и застройки города Тюмени, а также подтверждается полученным заявителем градостроительным планом земельного участка № RU72304000-706 утв. Приказом директора департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени от 22.10.2012 № 706-гпзу.

В связи с этим заявитель объективно мог сделать вывод о нарушении его прав постановлением Администрации города Тюмени от 30.07.2013 №89 «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по улице Красина» в момент получения этого постановления.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает невозможным признать уважительными указанные заявителем причины пропуска срока подачи заявления и удовлетворить в соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ ходатайство заявителя о восстановлении срока.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым отказать заявителю в удовлетворении заявленных  требований.

Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

                                                                 Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может  быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

  Судья

Минеев О.А.  -  25