ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-13086/09 от 12.01.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07,

http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

12 января 2010 г.                                                                                              Дело № А70-13086/2009

Арбитражный суд Тюменской области в составе  судьи Тихомирова В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ЗАО «Тюменьподводречстрой»  к

Департаменту имущественных отношений Тюменской области,

об оспаривании действий,

при ведении протокола судебного заседания  судьёй Тихомировым В.В.,

при участии представителей:

заявителя –  ФИО1 по дов. от 21.04.09,

ответчика –  ФИО2 по дов. от 28.12.09 г.,

установил:

Закрытое акционерное общество Тюменьподводречстрой» обратилось с заявлением об оспаривании действий Департамента имущественных отношений Тюменской области, выраженные в приостановке рассмотрения заявления о предоставлении ЗАО «Тюменьподводречстрой» в собственность за плату  земельного участка с кадастровым номером  72:23:0217002:68, расположенного по адресу: <...>.

Заявитель в судебном заседании поддержал требования по основаниям, указанным в письменном заявлении. В частности, ссылается на  отсутствие  необходимости повторного подтверждения  прав на самовольно реконструированное нежилое помещения,  а также  ввода его в эксплуатацию после реконструкции при решении вопроса о предоставлении земельного участка. Заявитель считает, что оспариваемыми действиями нарушены его права и  интересы, так как  он в результате оспариваемого бездействия лишён возможности получить в собственность земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимости.

Ответчик с требованиями не согласен, изложил возражения согласно представленного письменного отзыва. В частности, ссылается на незаконность проведённой реконструкции здания, которое расположено на указанном выше земельном участке и принадлежит на праве собственности заявителю.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по указанным ниже основаниям.

Из материалов дела следует, что заявитель 20.08.2009 г. подал в Департамент имущественных отношений  Тюменской области  заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка, на котором по определённому адресу (<...>)  расположено принадлежащее ему  здание (л.д. 12).  Письмом от 17.09.2009 сообщено, что  (л.д.19) работа по указанному заявлению приостановлен в связи с самовольной реконструкцией нежилого строения и необходимостью  представления документов,  подтверждающих право собственности  на объект недвижимости после его реконструкции.

Заявителем представлены документы, подтверждающие право собственности на  здание (л.д.22-23),  расположенное на земельном участке с кадастровым номером  72:23:0217002:68 по адресу: <...>,   в связи с которым было подано заявление о предоставлении его  в собственность за плату. В деле имеются также документы, которые подтверждают тот факт, что ранее ответчик заключал договора аренды по поводу указанного земельного участка (л.д.  14-16)

В связи с обозначенным суд не усматривает как правовых, так и фактических оснований для оспариваемых действий. При этом  следует исходить из того, что самовольная реконструкция, проведение которой не отрицается заявителем и вытекает из представленных документов органа технической инвентаризации, находится за рамками  неблагоприятных последствий, обусловленных положениями земельного законодательства. В частности, выраженных в приостановлении или в нерассмотрении по существу заявления о предоставлении земельного участка, на котором находится незаконно реконструированный объект недвижимости.

Ответчик, обосновывая свои возражения,  ссылается на необходимость применения  п. 1 ст. 2 Федерального закона  от 25.01.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статью 51, 1 Градостроительного кодекса  Российской Федерации. В силу  указанных выше причин суд не может принять доводы о необходимости применения соответствующих норм права, в частности, связанных с необходимостью получения разрешения на реконструкцию объекта капитального строения.

Действительно, в ст. 51 Градостроительного кодекса  Российской Федерации говорится о необходимости  получения разрешения на строительство, но при условии, что это затрагивает конструктивные и иные  характеристики надёжности и безопасности объектов. Вместе с тем, наличие последнего условия ответчиком не доказано и не следует из представленных документов.

Необходимо также отметить, что гражданское  законодательство не содержит   таких положений, которое бы позволяли подвергать сомнению или  повторно подтверждать уже ранее возникшее и  подтверждённое в установленном порядке право собственности на  нежилое строение. В связи с этим также следует принять ссылку заявителя на отсутствие соответствующего основания для прекращения права собственности в ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того,  следует также учесть отсутствие данных о том, что после реконструкции здания оно стало занимать бо́льшую площадь отведённого под него земельного участка. Соответствующие сведения не вытекают также из представленных   документов технической инвентаризации и результатов обследования определённого объекта недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом; если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений; указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с частью 5 указанной статьи  для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта; перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений; исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Пунктом 6 указанной статьи определён месячный срок рассмотрения указанного  заявления исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренным статьей 29 настоящего Кодекса, а также обязанность  принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

По существу Департамент от исполнения обозначенной обязанности уклонился и в связи с этим обозначил позицию, связанную с представлением документов, непредусмотренных земельным законодательством применительно к рассматриваемому случаю реконструкции расположенного на земельном участке объекта (нежилого здания), принадлежащего  собственнику – ЗАО «Тюменьподводречстрой». Однако содержание представленных документов и  имеющиеся доводы недостаточны для вывода о доказанности  обоснованности и правомерности оспариваемых действий.

В соответствии с ч. 5 ст.  200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения, наличие надлежащих полномочий на принятие такого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на соответствующий орган.

Суд считает обоснованными и правомерными заявленные требования,  а основания и законность  вынесения оспариваемого решения – недоказанными.

Согласно ч. 4 ст. 201 АПК РФ суд обязан принять меры для восстановления нарушенных прав и интересов заявителя. В данном случае целесообразно обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и интересов  ЗАО «Тюменьподводречстрой», в том числе  принять предусмотренные законодательством меры по предоставлению соответствующего земельного участка.

На основании изложенного, заявленные требования надлежит удовлетворить. Судебные расходы, связанные с  оплатой государственной пошлины, подлежат взысканию с  ответчика.

Руководствуясь ст. ст.   110, 167 – 170, 176, 201 АПК РФ,   суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные  требования удовлетворить.

Признать незаконными и несоответствующим Земельному кодексу Российской Федерации действия Департамента имущественных отношений Тюменской области, выраженные в приостановке рассмотрения заявления о предоставлении ЗАО «Тюменьподводречстрой» в собственность за плату  земельного участка с кадастровым номером  72:23:0217002:68, расположенного по адресу: <...>.  

Обязать указанный орган устранить допущенные нарушения прав и интересов  ЗАО «Тюменьподводречстрой»,   принять предусмотренные законодательством меры по предоставлению соответствующего земельного участка.

       Взыскать с Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу ЗАО «Тюменьподводречстрой» 2000 рублей государственной пошлины. Выдать исполнительный лист.

Решение может быть обжаловано в месячный  срок  со  дня его  принятия (изготовления в полном объёме)   в  Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                           Тихомиров В.В.