ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-13428/17 от 30.11.2017 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-13428/2017

07 декабря 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена 30 ноября 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 07 декабря 2017 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Я.В.Авдеевой, рассмотрев единолично дело по иску

Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области

к ООО Агрофирма «Новоселезнево»

о взыскании денежных средств,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болтуновой А.Г.,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: ФИО1 подов отт21.12.2016 № 14/5615-16, личность установлена по паспорту,

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 31.10.2017, личность установлена по паспорту, ФИО3, личность установлена по паспорту, директор, протокол от 04.05.2016, ФИО4 по доверенности от 31.10.2017, личность установлена по паспорту,

установил:

Заявлен иск Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области к ООО Агрофирма «Новоселезнево» о взыскании 704 000 рублей.

Исковые требования со ссылками на пункт 3 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положение о порядке предоставления субсидий из средств федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 08.12.2016 № 535-п, пункты 2.3.2., 3.3. договора от 16.12.2016 № 25/472-16 мотивированы тем, что ответчик нарушил условие о предоставлении субсидии.

Ответчик с иском не согласен по основаниям отзыва на иск, указывает, что предоставлял истцу сведения о причинах недосева сельскохозяйственных культур в период проведения весенне-полевых работ по форме, утвержденной в приложении № 3 к договору, а также предоставлял заключение Тюменского ЦГСМ филиала ФГБУ «Обь-Иртышского УГМС» от 25.05.2017 №51-10-28/69 по факту затопления полей с приложением картографических материалов.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворениюпо следующим основаниям.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что 16.12.2016 ООО Агрофирма «Новоселезнево» обратилось в Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент) с заявкой на получение субсидии из средств федерального и областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта.

16.12.2016 Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (Департамент) и ООО Агрофирма «Новоселезнево» (получатель) подписали договор о предоставлении субсидии № 25/472-16 (далее – договор).

Предметом указанного Договора является предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в пределах размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий, а также в пределах размера субсидий, предусмотренной в Тюменской области за счет средств федерального бюджета.

Как следует из пункта 1.5. договора, Департамент предоставляет Получателю субсидию в размере 704 000 рублей путем перечисления на расчетный счет Получателя, указанный в пункте 8 Договора.

Во исполнение обязательств по договору истец перечислил ответчику денежные средства в сумме 704 000 рублей платежными поручениями от 21.12.2016 № 117152 и от 21.12.2016 № 572424.

В силу положений пункта 2.3.2. договора получатель обязан обеспечить достижение показателей результативности использования субсидии нулем неснижения посевной площади в 2017 году к 2016 году, указанной в приложении № 1 к настоящему договору, за исключением случаев снижения посевной площади в 2017 году к 2016 году по причине изъятия пашни дли государственных и муниципальных нужд, одностороннего отказа арендодателя от договора аренды земельного участка либо уменьшения размера посевной площади по природно-климатическим условиям.

Согласно Приложению № 1 к договору у ООО Агрофирма «Новоселезнево посевная площадь под урожай 2016 года составляла 10160 га.

По неоспоренной позиции истца, согласно отчету о достижении показателей результативности использования субсидии на оказание поддержки в отрасли растениеводства посевная площадь под урожай 2017 года составила 9 058 га.

В пункте 2.3.3. договора установлено, что в случае снижении посевной площади в 2017 году к 2016 году по причине изъятия пашни для государственных и муниципальных нужд, одностороннего отказа арендодателя от договора аренды земельного участка либо уменьшения размера посевной площади по природно-климатическим условиям предоставить в Департамент: - по изъятию пашни для государственных и муниципальных нужд - решение органа государственной власти или органа местного самоуправления, решение суда, соглашение органа государственной власти или органа местного самоуправления с собственником земельного участка; - по уменьшению размера посевной площади при одностороннем отказе арендодателя от договора аренды земельного участка с сельскохозяйственным товаропроизводителем - копию договора аренды, заключенного на срок более одного года и зарегистрированного в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имуществе и сделок с ним», уведомление арендодателя об одностороннем отказе от договора аренды земельного участка, в случае, если право на односторонний отказ предусмотрено договором, и-(или) решение суда; - по уменьшению размера посевной площади по природно-климатическим условиям - сведения о причинах недосева сельскохозяйственных культур в период проведения весенних полевых работ по природно-климатическим условиям по форме, установленной приложением № 3 к настоящему договору, с приложением акта обследования, составленного внутрихозяйственной комиссией, в состав которой включаются представители органа местного самоуправления, по форме, установленной приложением № 4 к настоящему договору, и документов, подтверждающих гидрометеорологические явления, оказавшие воздействие на проведение работ.

По данным предоставленного ООО Агрофирма «Новоселезнево» «Отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидии при оказании поддержки в отрасли растениеводства» посевная площадь в 2016 году составила 10160 га, в 2017 году – 9058 га.

В соответствии с пунктом 2.45. Положения о Департаменте агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 18.05.2005 № 27-п, Департамент организует отраслевой контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств в пределах полномочий Департамента.

Департамент провел выездную проверку соблюдения ООО Агрофирма «Новоселезнево» условий договора о предоставлении субсидии от 16.12.2016 № 25/472-16, период проверки 2016 - 1 полугодие 2017 года и по результатам проверки составил акт выездной проверки от 09.08.2017.

В материалы дела представлен акт выездной проверки выполнения ООО Агрофирма «Новоселезнево» Казанского района условий договора о предоставлении субсидии от 16.12.2016 № 25/472-16, согласно которому в результате снижения посевных площадей сельскохозяйственных культур в 2017 году (9 058 га) по сравнению с 2016 годов (10160 га) сумма субсидии, подлежащая возврату в бюджет составляет 704 000 рубля, в том числе: в федеральный бюджет в сумме 394 496 рублей, в областной бюджет в сумме 309 504 рубля.

Из материалов дела следует, что ООО Агрофирма «Новоселезнево» 21.08.2017 возразило по акту выездной проверки, указав на исключительность случая недосева – причине затопления полей в связи с чем, заявило об отсутствии оснований для возврата субсидии.

24.08.2017 Департамент направил в адрес ООО Агрофирма «Новоселезнево» уведомление о возврате субсидии № 13/3408-17 от 23.08.2017. Согласно уведомлению 62500412007104, указанное почтовое отправление получено адресатом 30.08.2017.

Согласно позиции истца в установленный в уведомлении срок (30 календарных дней со дня направления уведомления) ООО Агрофирма «Новоселезнево» не возвратило субсидии в полном объеме Департаменту, что явилось основанием для обращения с настоящим иском.

Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг относятся к бюджетным ассигнованиям.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

Пунктом 2.24., подпунктом в) пункта 2.24.1. Положения о порядке предоставления субсидий из средств федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта (далее – Положение) (действовавшего на момент заключения договора между сторонами), утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 08.12.2016 № 535-п предусмотрено, что показатели результативности использования субсидии устанавливаются в договоре о предоставлении субсидии в зависимости от направления предоставления субсидии: неснижение размера посевной площади в 2017 году к 2016 году (для получения поддержки в области растениеводства), за исключением случаев: уменьшения размера посевной площади по природно-климатическим условиям.

Из пункта 2.3.2. договора следует, что получатель обязан обеспечить достижение показателей результативности использования субсидии путем неснижения посевной площади в 2017 году к 2016 году, указанной в приложении № 1 к настоящему договору, за исключением случаев снижения посевной площади в 2017 году к 2016 году по причине изъятия пашни дли государственных и муниципальных нужд, одностороннего отказа арендодателя от договора аренды земельного участка либо уменьшения размера посевной площади по природно-климатическим условиям.

Ответчик не оспаривает факт снижения посевной площади в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Вместе с тем ответчик, ссылаясь на заключение Тюменского ЦГСМ филиала ФГБУ «Обь-Иртышского УГМС» от 25.05.2017 № 51-10-28/69, считает, что у него имеются основания просить суд отказать в иске, поскольку посевная площадь уменьшилась по независимым от ответчика причинам, а именно: в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями, что свидетельствует о том, что данные обстоятельства исключают возможность квалифицировать факт снижения посевных площадей в качестве обстоятельства, свидетельствующего о необеспечении ответчиком достижения показателей результативности использования субсидии путем неснижения посевной площади в 2017 году к 2016 году.

Изучив представленное ответчиком заключение Тюменского ЦГСМ филиала ФГБУ «Обь-Иртышского УГМС» от 25.05.2017 № 51-10-28/69, суд установил, что из-за подъема уровня воды на реке Ишим произошел выход воды на пойму, следствием чего является процесс затопления полей, на день обследования полей – 20.05.2017 – вода находится на пойме 29 дней, предположительно сход воды с поймы реки Ишим в районе полей ООО Агрофирма «Новоселезнево» произойдет в конце второй – середине третьей декады июня, проезд спецтехники на поля невозможен из-за разрушения и затопления, подъездных полей; уровни воды на полях ООО Агрофирма «Новоселезнево» представлены в таблице.

Обстоятельства, изложенные в заключении Тюменского ЦГСМ филиала ФГБУ «Обь-Иртышского УГМС» от 25.05.2017 № 51-10-28/69, истец не оспорил. При таких обстоятельствах суд полагает, что довод ответчика об уменьшении посевной площади по независимым от ответчика причинам документально подтвержден, что исключает в силу условий договора и положений действующего в период заключения договора Положения, возможность квалифицировать факт снижения посевных площадей, как неисполнение ответчиком обязательства по обеспечению ответчиком достижения показателей результативности использования субсидии путем неснижения посевной площади в 2017 году к 2016 году. Доказательств наличия иных оснований для возврата субсидии, материалы дела не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 65, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает требования Департамента агропромышленного комплекса Тюменской областио взыскании с ответчика полученной субсидии в размере 704 000 рублей 00 копеек не подлежащими удовлетворению.

Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 16, 101, 110, 106, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья

Авдеева Я.В.