ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-13852/2005 от 02.05.2006 АС Тюменской области

Арбитражный суд Тюменской области

          625000, г. Тюмень, ул. Хохрякова, 77

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тюмень

Дело № А-70-13852/26-2005

«22» мая 2006 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 мая 2006 года.

Полный текст решения изготовлен 22 мая 2006 года.

          Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Южакова Ю.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Южаковым Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Прокурора Тюменской области

к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Тюмени,

к МУ «Тюменское городское  имущественное казначейство»,

к ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр»

о признании сделки недействительной

Третье лицо: Администрация города Тюмени.

при участии:

          от истца: начальник отдела ФИО1 (служебное удостоверение №97974/05);

          от ответчика (Департамент ЖКХ Администрации г.Тюмени): ФИО2 по доверенности от 05.09.2005г. №И-1997/05;

          от ответчика (МУ «Тюменское городское имущественное казначейство») не явились;

          от ответчик (ОАО «ТРИЦ»): Орёл Д.Е. по доверенности от 19.01.2006г. №4;

          от третьего лица: ФИО3 по доверенности от 08.02.2006г. №81/06,

установил:

          Прокурор Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Тюмени (далее – Департамент),  МУ «Тюменское городское  имущественное казначейство» (далее – МУ «ТГИК»), ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр»(далее – ОАО «ТРИЦ»)о признании недействительным муниципального контракта №МК ПК-216 от 10.08.2005г.

          МУ «ТГИК» о времени и месте судебного заседания извещено, возражений не заявило. Отзыв и иные документы МУ «ТГИК» в материалы дела не представлены.
          Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело по существу по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие надлежаще извещенного МУ «ТГИК», а также в отсутствие отзыва МУ «ТГИК».

          В качестве основания для признания контракта недействительным Прокурор ссылается на следующие обстоятельства и доводы.

10 августа 2005 года между Департаментом координации систем жизнеобеспечения администрации г.Тюмени (в настоящее время - Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Тюмени), МУ «ТГИК» и ОАО «ТРИЦ» заключен муниципальный контракт №МК ПК-216 на оказание услуг по хранению и ведению архива поквартирных карточек и карточек регистрации по домам муниципального жилищного фонда (далее – контракт).

Заключению контракта предшествовало издание администрацией г.Тюмени распоряжения от 10.06.2005г., №3193 «О размещении муниципального заказа на оказание услуг по хранению и ведению архива поквартирных карточек регистрации по домам муниципального жилищного фонда, находящегося на балансе МУ «ТГИК» по способу закупки у единственного поставщика с ОАО «ТРИЦ».

В соответствии с п. 1.1. контракта ОАО «ТРИЦ» приняло на себя обязательства по хранению и ведению архива поквартирных карточек и карточек регистрации по домам муниципального жилищного фонда, находящегося на балансе МУ «ТГИК», в том числе по приему для первичной обработки документов от граждан, проверке правильности их оформления и своевременному учету, для принятия компетентными органами решений о регистрации и снятию с регистрационного учета граждан по местужительства и месту пребывания, а Департамент и МУ «ТГИК» обязались оплачивать оказываемые ОАО «ТРИЦ» услуги в размере и порядке, предусмотренном контрактом.

Согласно разделу 3 контакта ОАО «ТРИЦ» взялона себя следующие обязательства: содержание абонентских пунктов для обращения граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде, по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учета (п.п. 3.1.1.); хранение принятых от МУ «ТГИК» поквартирных карточек и карточек регистрации муниципального жилищного фонда, находящегося на балансе МУ «ТГИК», а также следующих документов по каждой муниципальной квартире указанного жилищного фонда: ордер (если имеется); заявление на выдачу ордера (если имеется); решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (с 01.03.2005г.) (п.п. 3.1.2.); систематизация принятых от МУ «ТГИК» документов и создание архива поквартирных карточек и карточек регистрации по домам муниципального жилищного фонда, находящегося на балансе МУ «ТГИК» (п.п. 3.1.3.); хранение и ведение архива поквартирных карточек и карточек регистрации по домам муниципального жилищного фонда, находящегося на балансе у МУ «ТГИК» (п.п. 3.1.4.); осуществление выдачи из архива копий поквартирных карточек, карточек регистрации, ордеров лицам, имеющим право на их получение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. 3.1.5.); прием для первичной обработки, проверки правильности их оформления и своевременного учета от граждан документов, необходимых гражданам для регистрации гражданина по месту жительства, снятия гражданина с регистрационного учета, временной регистрации гражданина по месту пребывания в соответствии с требованиями правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту требования и по месту жительства в пределах Российской Федерации, инструкции о применении данных правил, иными нормативными документами (п.п. 3.1.6.); доставка обработанных документов в соответствующие компетентные органы для принятия решений о регистрации и снятию с регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания и получение их обратно (п.п. 3.1.7.); печать для исполнения контракта необходимых бланков и документов (п.п. 3.1.8.); выдача гражданам необходимых справок (п.п. 3.1.9.); консультация граждан по телефону и в абонентских пунктах ОАО «ТРИЦ» по вопросам регистрации по месту жительства, снятия с регистрационного учета, временной регистрации по месту пребывания, замены или выдачи паспорта, выдачи различных справок в соответствии с действующим законодательством.

Разделом 4 контракта предусмотрены права и обязанности МУ «ТГИК» и Департамента: МУ «ТГИК» обязано передать ОАО «ТРИЦ» по акту приема-передачи документы, указанные в п.3.1.2. контракта; своевременно предоставлять ОАО «ТРИЦ»  необходимую нормативно - правовую и иную документацию; своевременно оплачивать услуги ОАО «ТРИЦ» (п.п.4.1.1.-4.1.3.), Департамент обязан: своевременно оплачивать услуги ОАО «ТРИЦ»; осуществлять финансовый контроль за использованием МУ «ТГИК» бюджетных средств по целевому назначению (п.п.4.3.1.-4.3.2.).

Согласно п.п.5.5. контракта стороны несут ответственность за соблюдение режима защиты, обработки и порядка использования информации, ставшей им известной при реализации контракта, в соответствии с ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 №24-ФЗ,а также за нарушение ограничений на доступ к архивным документам, установленным законодательством об архивном деле Российской Федерации.

По мнению Прокурора, муниципальный контракт заключен в нарушение действующего законодательства и является недействительным по следующим основаниям.

Статьей 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28.08.1995 №154-ФЗ установлены полномочия, которыми могут быть наделены органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 19 ч.2 ст. 6 указанного закона организация и содержание муниципальных архивов относится к вопросам местного значения.

Согласно п.22 ч.1 ст.8 Устава г.Тюмени формирование и содержание муниципального архива относится к вопросам местного значения г.Тюмени.

Таким образом, ведение архива поквартирных карточек и карточек регистрации по домам муниципального жилищного фонда г.Тюмени находится в ведении именно органа местного самоуправления.

Следовательно, передача ОАО «ТРИЦ» функций по содержанию и хранению архива поквартирных карточек и карточек регистрации по домам муниципального жилищного фонда г.Тюмени противоречит требованиям действующего законодательства.

Порядок регистрационного учета граждан Российской Федерации регулируется Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 №5242-1.

Согласно статье 4 указанного Закона в городах, в которых имеются органы внутренних дел, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации являются органы внутренних дел.

Статьей 6 указанного Закона определено, что на граждан, изменивших место жительства, возлагается обязанность не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением и соответствующими документами для регистрации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

В целях реализации требований статьи 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995г. №713 (ред. от 14.08.2002) утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил ответственными за регистрацию граждан по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями, какими, применительно к государственному и муниципального жилищному фонду, согласно утвержденному Правительством РФ Перечню должностных лиц, являются должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций, а также других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 17.07.1995 №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» приказом МВД РФ от 23.10.1995г. №393 утверждена Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее по тексту - Инструкция). В пункте 1.4. Инструкции также повторен перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Принимая во внимание, что на основании распоряжений Главы г.Тюмени от 29.10.2003г. №4743 «О передаче объектов муниципального жилищного фонда» и №4759 «О наделении функциями по управлению муниципальным жилым фондом и утверждении штатного расписания МУ «Тюменское городское имущественное казначейство» функциями по управлению муниципальным жилым фондом наделено МУ «Тюменское городское имущественное казначейство», объекты муниципального жилищного фонда жилищно-эксплуатационными предприятиями г.Тюмени переданы МУ «ТГИК» на баланс, ответственными за регистрацию граждан по месту жительства в государственном и муниципальном жилищном фонде являются должностные лица МУ «ТГИК».

Действующим законодательством органам местного самоуправления не предоставлено право по установлению дополнительного перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию граждан.

Таким образом, согласно действующему законодательству работники ОАО «ТРИЦ» не могут являться должностными лицами, ответственными за регистрацию и снятие с регистрационного учета граждан по месту жительства в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе за прием для первичной обработки, проверку правильности их оформления и своевременному учету от граждан документов, необходимых гражданам для регистрации гражданина по месту жительства, снятия гражданина с регистрационного учета, временной регистрации гражданина по месту пребывания; доставление обработанных документов в соответствующие компетентные органы для принятия решений о регистрации и снятия с регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания и получения их обратно. На ОАО «ТРИЦ» не могут быть возложены обязанности по организации указанных работ.

В соответствии с п. 4.3. Инструкции должностные лица, ответственные за регистрацию в 3-дневный срок со дня обращения к ним прибывших граждан заполняют карточки регистрации по форме №9, поквартирные карточки по форме №10 или вносят соответствующие сведения в домовые (поквартирные) книги по форме №11, адресные листки прибытия по форме №2, листки статистического учета мигрантов и отрывные талоны к ним по форме №12 - на лиц, подлежащих статистическому наблюдению.

Карточки регистрации по форме №9 и поквартирные карточки по форме №10 оформляются при регистрации граждан в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых и других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Принимая во внимание, что основанием для заключения оспариваемого муниципального контракта послужило распоряжение администрации г.Тюмени от 10.06.2005г. №3193 «О размещении муниципального заказа на оказание услуг по хранению и ведению архива поквартирных карточек регистрации по домам муниципального жилищного фонда, находящегося на балансе МУ «Тюменское городское имущественное казначейство» по способу закупки у единственного поставщика с ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр», указанный ненормативный акт противоречит действующему законодательству.

Департамент и ООО «ТРИЦ» не согласны с исковыми требованиями Прокурора.

В обоснование ответчики излагают следующие доводы.

Поквартирные карточки и карточки регистрации по домам муниципального жилищного фонда не отнесены к документам, входящим в состав муниципального архива; Прокурор не доказал, что поквартирные карточки и карточки регистрационного учета, хранение и ведение которых поручено ОАО «ТРИЦ», являются муниципальной собственностью.

Прокурором не доказана передача функций по организации и содержанию муниципальных архивов, возложенных на органы местного самоуправления, ОАО «ТРИЦ», так как данному юридическому лицу поручено хранение и ведение документов, не являющихся муниципальной собственностью.

Контракт не противоречит ст. 6 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 №5242-1, которая возлагает обязанность на граждан, изменивших место жительства, не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением и соответствующими документами для регистрации, так как пунктом 8.2. контракта предусмотрено, что характер обязанностей ОАО «ТРИЦ», указанных в контракте, не исключает обращения граждан к должностным лицам МУ «ТГИК» ответственным за регистрацию.

Таким образом, должностными лицами, ответственными за регистрацию, согласно заключенному контракту, являются работники МУ «ТГИК».

Заполнение и хранение карточек регистрации по форме №9 и поквартирных карточек по форме №10 должностными лицами, ответственными за регистрацию, предусмотрено Инструкцией, противоречие которой не может повлечь за собой недействительность сделки, так как данный ведомственный нормативный акт не является законом или иным правовым актом, в смысле толкования статьи 168 ГК РФ.

Изучив материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, суд находит требования Прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» №5242-1 от 25.06.1993г. установлена обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В целях реализации требований вышеуказанного Закона, постановлением Правительства РФ №713 от 17.07.1995г. утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. В соответствии с п. 4 Правил, регистрация и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, лицами, ответственными за регистрацию граждан по месту жительства, являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями. Согласно утвержденному постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №713 Перечню должностных лиц, ответственными за регистрацию граждан по месту жительства в муниципальном жилом фонде являются должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций муниципального жилого фонда, других муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.

В связи с тем, что ОАО «ТРИЦ» не входит в Перечень должностных лиц, являющихся должностными лицами жилищно-эксплуатационных организаций, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, на него не могут возлагаться полномочия органов местного самоуправления по осуществлению контроля за соблюдением правил пользования муниципальным и государственным жилищным фондом.

Согласно п. 14 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997г. № 828, граждане для получения или замены паспорта представляют необходимые документы соответствующим должностным лицам жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов, жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения, государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также акционерных обществ и коммерческих организаций, имеющих жилищный фонд.

На ОАО «ТРИЦ» не могут быть возложены функции органов местного самоуправления по осуществлению контроля за соблюдением правил пользования муниципальным и государственным жилищным фондом в связи с тем, что согласно Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» данное общество является хозяйствующим субъектом, наделение которого функциями и правами местного самоуправления запрещается.

Действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок регистрации граждан по месту жительства (пребывания), выдачи и замены паспортов граждан Российской Федерации не предусмотрено взимание с граждан, кроме государственной пошлины, какой-либо платы за выполнение какими-либо должностными лицами или организациями функций паспортного стола, следовательно, установленный оспариваемым контрактом порядок расчетов с ОАО «ТРИЦ» за выполнение работ по организации регистрации и снятию с регистрационного учета граждан не соответствует требованиям законодательства.

Доводы ответчиков о том, что по оспариваемому контракту ОАО «ТРИЦ» не были переданы функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства, снятию граждан с регистрационного учета, регистрации граждан по месту пребывания не соответствуют содержанию контракта.

Аналогичные выводы изложены в решении Арбитражного суда Тюменской области, принятом 16.03.2005г. по делу №А-70-10924/5-2004, и в постановлении апелляционной инстанции от 23.05.2005г. по указанному делу. Предметом рассмотрения в рамках дела №А-70-10924/5-2004 являлся договор №28/04ОД от 12.02.2004г., регулировавший отношения ОАО «ТРИЦ» и МУ «ТГИК» в период, предшествующий заключению оспариваемого контракта.

Сделка, направленная на преодоление прямого установления закона о должном поведении участников соответствующих отношений, обоснованно воспринята Прокурором в качестве ничтожной в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2 000 рублей.

В соответствии со статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд относит расходы по уплате государственной пошлины на ответчиков.

          В соответствии со статьями 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  пунктом 1 части 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации Департаментжилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Тюмени, являясь органом государственной власти, освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

          Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 174, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.
Признать недействительным муниципальный контракт №МК ПК-216 от 10 августа 2005 года, заключенный междуДепартаментом координации систем жизнеобеспечения Администрации г.Тюмени, МУ «Тюменское городское  имущественное казначейство» и ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр».

Взыскать с МУ «Тюменское городское  имущественное казначейство» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 666 рублей 67 копеек.

Взыскать с ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 666 рублей 67 копеек.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Тюменской области.

Судья                                                                        Южаков Ю.А.