ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-1393/2022 от 22.03.2022 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-1393/2022

29 марта 2022 года

резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2022 года

решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2022 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев  в  судебном  заседании  дело по  заявлению

акционерного общества «ЮТЭйр-инжиниринг» (625025, Тюменская область, город Тюмень, аэропорт Плеханово, ИНН <***>, ОГРН <***>,)

к Уральской электронной таможне (620014, <...> строение 11, ИНН <***>, ОГРН <***>,)

об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10511000-528/2021 от 29.12.2021 и признании незаконным определения об отказе в удовлетворении ходатайства по делу об административном правонарушении от 28.12.2021,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя –  ФИО1, на основании доверенности от 01.01.2022;

от ответчика – ФИО2, на основании доверенности №39 от 13.12.2021 (посредством онлайн-заседания);

установил:

акционерное общество «ЮТЭйр-инжиниринг» (далее – заявитель, Общество, АО «ЮТэйр-Инжиниринг», декларант) обратилось в суд с заявлением к Уральской электронной таможне (далее – ответчик, таможенный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10511000-528/2021 от 29.12.2021 и признании незаконным определения об отказе в удовлетворении ходатайства по делу об административном правонарушении от 28.12.2021.

   Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

   Представитель ответчика заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Исследовав материалы  дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующее.

Постановлением от 29.12.2020 года № 10511000529/2021 (далее - Постановление). вынесенным таможенным органом общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15. КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 8 000 рублей.

16.12.2020 декларантом АО «ЮТэйр-Инжиниринг» на Уральский таможенный пост (ЦЭД) Уральской электронной таможни в качестве документа об условиях переработки вне таможенной территории с применением электронной формы декларирования была подана декларация на товары № 10511010/161220/0226857 с заявленной таможенной процедурой переработки вне таможенной территории в отношении товаров:

-  «авиагоризонт ч/н Н140ВМ2 № 6767, 5256, 8608», в кол-ве 3 шт., ТН ВЭД ЕАС -9014208009, вывозятся с целью ремонта;

- «стартер-генератор ч/н 515-030 № 2032Е, 1407Е, 1340Е», в кол-ве - 3 шт., код ТН ВЭД ЕАЭС - 8511400008, вывозятся с целью ремонта;

- стартер-генератор ч/н 524-062 № 1238, 1244, 1168, 1169» в кол-ве - 4 шт., код ТН ВЭД ЕАЭС - 8511400008, вывозятся с целью ремонта.

На основании сведений, содержащихся в графе «С/2 таможенный контроль» ДТ N 10511010/161220/0226857 решение о выпуске товара принято 18.12.2020.

При помещении товаров, заявленных по ДТ N 10511010/161220/0226857 под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории в графе 44 под кодом «10013» срок действия таможенной процедуры был установлен до 18.12.2021.

В соответствии со статьей 184 (Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) с целью завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории по разрешению на переработку N 10511010/161220/0226857:

-  авиагоризонт ч/н Н140ВНМ2 N 5256, 8608, в количестве 2 шт., помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ № 10005030/280821/0432291;

-   стартер-генератор ч/н 515-030 N 1407Е, в количестве 1 шт., помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ № 10005030/120721/0338437;

-   стартер-генератор ч/н 515-030 N 1340Е, в количестве 1 шт., помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ' № 10005030/190521/0233232;

- стартер-генератор ч/н 524-062 N 1238, в количестве 1 шт., помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ № 10005030/100721/0336307;

- стартер-генератор ч/н 524-062 N 1244, 1168,1169, в количестве 3 шт., помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ № 10005030/030921/0443798.

В соответствии с информационном письмом декларанта, представленным при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, товары (авиагоризонт ч/н Н140ВМ2 № 6767; стартер-генератор ч/н 515-030 N 2032Е) признаны не пригодными к ремонту, в связи с этим, данные товары по ДТ №10005030/091221/3028273 помещены под таможенную процедуру экспорта.

10.12.2021 с сопроводительным письмом от 10.12.2021 исх. №33.1.3-527/21 АО «ЮТэйр-Инжиниринг» предоставило в Уральскую электронную таможню отчетность об окончательной выверке количества продуктов переработки, указанного в разрешении на переработку товаров вне таможенной территории ДТ № 10511010/161220/0226857.

При проведении проверки данной отчетности было выявлено следующее:примечанием к таблице № 2 «Продукты переработки» указанном в приложении № 2 к приказу ФТС России от 13.04.2011 № 778, формы отчетности об окончательной выверке количества продуктов переработки, указанного в разрешении на переработку товаров вне таможенной территории, предусмотрено, что в графе 2 указываются номера деклараций на товары, по которым продукты переработки были помещены под таможенные процедуры реимпорта или выпуска для внутреннего потребления.

В графу 2 включаются только те декларации на товары, в графе 44 которых указан номер разрешения на переработку такой же, как и в разрешении, по которому заполняется отчетность об окончательной выверке количества продуктов переработки, указанного в разрешении № 10511010/161220/0226857, указаны номера деклараций на товары:

№ 10005030/280821/0432291, № 10005030/120721/0338437, № 10005030/190521/0233232, № 10005030/100721/0336307, № 10005030/030921/0443798 с заявлением таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления»

- № 10005030/091221/3028273 с заявлением таможенной процедуры «экспорт».

Таможенным органом, был сделан вывод о несоответствии информации содержащейся в графе 2, требованию законодательства, поскольку в ней были указаны «излишние сведения»,содержащие информацию ДТ№10005030/091221/3028273 с заявлением таможенной процедуры «экспорт», данная информация была квалифицирована как недостоверная.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для составления таможенным органом в отношении Общества протокола от 17.12.2021 №10511000-528/2021 по признакам нарушений, предусмотренных статьей 16.15 КоАП РФ.

Таможенным органом определением от 28.12.2021 года об отказе в удовлетворении ходатайства не были приняты возражения АО «ЮТэйр-Инжиниринг» на протокол об административном правонарушении №10511000-528/2021, таможенным органом возражения Общества были расценены как ходатайство и поскольку оно поступило не в день рассмотрения дела об административном правонарушении, в удовлетворении ходатайства было отказано.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем начальника Уральской электронной таможни вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10511000-528/2021 от 29.12.2021, в соответствии с которым Обществом привлечено к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 8000 рублей.

            Заявитель, не согласившись с вынесенным таможенным органом постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10511000-528/2021 от 29.12.2021, а также с определением об отказе в удовлетворении ходатайства по делу об административном правонарушении от 28.12.2021 обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) РФ, с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.     

Частью 6 статьи 210 АПК установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

   В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 18 ТК ЕАЭС лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях с учетом абзаца второго настоящего пункта, способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

   В силу части 1 статьи 350 ТК ЕАЭС в целях обеспечения соблюдения требований, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов, таможенные органы проводят проверку: 1) наличия системы учета товаров, соответствующей установленным требованиям, у лиц, претендующих на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и у лиц, включенных в такие реестры; 2) ведения учета товаров лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами и лицами, владеющими и (или) пользующимися товарами, помещенными под таможенные процедуры, предусматривающие ведение учета товаров.

            В соответствии с частью 2 статьи 144 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ

«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ) если продукты переработки ввозятся в Российскую Федерацию несколькими товарными партиями, окончательная выверка количества вывезенных товаров Союза и ввезенных продуктов переработки, указанного в разрешении на переработку товаров вне таможенной территории, производится таможенным органом не позднее тридцати календарных дней со дня представления в таможенный орган отчетности об окончательной выверке количества продуктов переработки.

            Форма и порядок представления в таможенный орган отчетности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела (часть 2 статьи 144 Закона №289-ФЗ).

Приказом Федеральной таможенной службы от 13.04.2011 №778 «Об утверждении форм отчетности, представляемой в таможенный орган при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории, для внутреннего потребления и вне таможенной территории» (далее – Приказ №778), утверждены формы отчетности, представляемой в таможенный орган при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории, для внутреннего потребления и вне таможенной территории, в том числе «Отчетность о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в соответствии с разрешением на переработку» (приложение N 2 к Приказу N 778).

Согласно ст. 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с представлением в таможенный орган отчетности.

Объективная сторона правонарушения выражается в рассматриваемом случае в представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Судом установлено, что 10.12.2021 совместно с сопроводительным письмом от 10.12.2021 №33.1.3-527/21 Общество представило в таможенный орган отчетность об окончательной выверке количества продуктов переработки, указанного в разрешении на переработку товаров вне таможенной территории ДТ №10511010/161220/0226857, при проведении проверки отчетности таможенным органом установлено, что Обществом в графе 2 «Номер декларации на товары» таблицы №2 отчетности об окончательной выверке количества продуктов переработки в соответствии с разрешением на переработку №10511010/161220/0226857 указаны номера деклараций на товары:

- №10005030/280821/0432291, №10005030/120721/0338437, №10005030/190521/0233232, №10005030/100721/0336307, №10005030/030921/0443798 с заявлением таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления»;

            - №10005030/091221/3028273 с заявлением таможенной процедуры «экспорт».

            С учетом изложенного, в связи с представлением Обществом отчетности об окончательной выверке, с указанием в строке 1 таблицы 2 сведений о ДТ №10005030/091221/3028273, товары которой помещены под таможенную процедуру «экспорт», при этом в соответствии с  Приказом №778 в графе 2 указываются только номера деклараций на товары, по которым продукты переработки были помещены под таможенные процедуры «реимпорта» или «выпуска для внутреннего потребления», таможенный орган квалифицировал данные действия Общества как предоставление отчетности, содержащей недостоверные сведения.

            Суд полагает данный вывод таможенного органа ошибочным.

            С учетом вышеперечисленных норм права, у декларанта существует обязанность учета и отчетности по товарам продукты переработки которых были помещены под таможенные процедуры, в утвержденной форме отчета предусмотрено включение в форму отчета только номера деклараций на товары, по которым продукты переработки были помещены под таможенные процедуры реимпорта или выпуска для внутреннего потребления. Указанное следует из примечания к таблице 2 Приказа №778, при этом приказом не определен порядок заполнения и включения ДТ в том случае, когда на основании выданного разрешения декларируемый товар, неразрывно связанный с выданным разрешением, на переработку товаров вне таможенной территории, попадает под различные таможенные процедуры.

Под недостоверными сведениями следует понимать указание в отчетности информации о товаре, вызывающей сомнения.

Указание же в отчетности Обществом по окончательной выверке товара по разрешению на переработку сведений о товаре, по которому оформлена ТД на экспорт само по себе не является предоставлением недостоверных сведений в связи с тем, что отвечают признакам достоверности, но внесены Обществом в форму отчета  в нарушение примечаний к форме.

Так таможенным органом утверждена форма отчетности только в отношении части товаров, первоначально включенных в разрешение на переработку, и возвращаемых на таможенную территорию после переработки.

В отношении товаров, вывезенных по разрешению на переработку, но в последующем оформленных в таможенном режиме на экспорт, фактически отчетность не предусмотрена, что повлекло неопределенность правового регулирования.

            Общество, стремясь отчитаться в полном объеме по всем без исключения товарам, вывезенным на переработку, включило в форму отчетности все товары, вывезенные по разрешению на переработку, в том числе товар, оформленный в последующем на экспорт.

            При этом общество допустило нарушение  примечания к таблице 2 Приказа №778.

            Но данное нарушение суд считает невозможным квалифицировать по ст.16.15 КоАП РФ, поскольку данная норма предусматривает ответственность за действия лица, направленные на сокрытие от таможенных органов достоверных сведений, чего в рассматриваемом случае не было.

            При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что указание в графе 2 таблицы 2 приложения №2, а именно, ТД №10005030/091221/3028273 в рассматриваемом случае не является предоставлением недостоверных сведений, в связи с чем, не может быть квалифицировано, как представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Изложенное свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ.

В силу ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, заявленные Обществом требования о признании незаконным оспариваемого постановления подлежат удовлетворению.

Относительно заявленных требований об оспаривании определения об отказе в удовлетворении  ходатайства по делу об административном правонарушении от 28.12.2021 суд отмечает, что КоАП РФ не предусмотрена возможность оспаривания в суде промежуточных решений административного органа, принимаемых в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Доводы лица, привлеченного к административной ответственности, о незаконности решений и действий административного органа, совершенных  в ходе производства по делу об административном правонарушении, могут быть учтены при оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.

При этом заявитель реализует свое право на судебную защиту путем оспаривания постановления по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного, в части требований заявителя об оспаривании определения об отказе в удовлетворении ходатайства по делу об административном правонарушении от 28.12.2021 суд полагает производство по делу подлежащим прекращению по основаниям, предусмотренным п. 1 части 1 статьи 150, п. 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ, так как заявление в указанной части не подлежит рассмотрению в суде.

Доводы заявителя о незаконности отклонения возражений Общества определением от 28.12.2021 суд признает обоснованными, в связи с тем, что согласно статьям 25.1, 28.2 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности вправе давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы.

В реализацию вышеуказанных положений КоАП РФ заявителем представлены возражения 28.12.2021 на протокол об административном правонарушении №10511000-528/2021, таможенным органом необоснованно отклонены без рассмотрения по существу отдельным определением и при рассмотрении дела об административном правонарушении не рассматривались, оценка доводам заявителя в оспариваемом постановлении не дана, что является грубым нарушением прав Общества и самостоятельным основанием для признания постановления незаконным.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить частично.

Постановление постановления Уральской электронной таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10511000-528/2021 от 29.12.2021 признать незаконным и отменить полностью.

В части заявленных требований об оспаривании определения об отказе в удовлетворении ходатайства по делу об административном правонарушении от 28.12.2021 производство по делу прекратить.

Решение может  быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.