АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-14033/2016
25 января 2017 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению
Департамента образования и науки Тюменской области
к Частному учреждению дополнительного профессионального образования «Центр Пожарной безопасности»
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол об административном правонарушении от 10.11.2016 № 17)
установил:
Департамент образования и науки Тюменской области (далее – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении Частного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр Пожарной безопасности» (далее – Учреждение, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Дело № А70-14033/2016 рассмотрено судом в порядке упрощенного производства. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.01.2017 по делу № А70-14033/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
18.01.2017 от заявителя и ответчика поступили заявления о составлении мотивированного решения.
В силу положений ч. 3 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой. Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
Рассмотрев заявления о подготовке мотивированного решения по настоящему делу, суд считает названные заявления подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с приказом от 03.10.2016 № 506-п должностным лицом Департамента в отношении Учреждения была проведена плановая выездная проверка по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
В ходе проверки было установлено, что Учреждением осуществлялась образовательная деятельность без разработанных и утверждённых организацией, осуществляющих образовательную деятельность, образовательных программ, что нарушает требования пп. «г» п.4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ).
07.11.2016 по результатам проверки Департаментом составлен акт проверки № 521, выдано предписание № 92 об устранении выявленных нарушений.
10.11.2016 в присутствии представителя Учреждения должностным лицом Департамента по указанному выше факту в отношении Учреждения был составлен протокол об административном правонарушении № 17 по признакам нарушения ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Учитывая, что в соответствии с п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, заявитель обратился в суд с заявлением о привлечении Учреждения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективная сторона правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ состоит в нарушении условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Субъектом правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ является лицо, осуществляющее деятельность на основании имеющегося специального разрешения (лицензии).
Согласно п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования образовательной деятельности осуществляется в соответствии с "Положением о лицензировании образовательной деятельности", утвержден постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (далее – Положение № 966).
Так, в соответствии с пунктом 1 Положения № 966 данное положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Согласно пп. «г» п. 4 Положения № 966 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия), является, в том числе, наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Закона №273-ФЗ.
Пунктом 6 Положения № 966 установлены лицензионными требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности. В соответствии с пп. 6 п. 6 Положения № 966 к таким требованиям относится, в том числе, наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 вышеуказанного Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 21.03.2016 № 082 на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии.
В соответствии с приложением № 1 к лицензии от 21.03.2016 № 082 Учреждение осуществляет дополнительное образование, подвид - «дополнительное профессиональное образование».
В соответствии с пунктами 2.4, 2.6 Устава Частного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр Пожарной безопасности» Учреждение наделено правом осуществлять приносящую доход деятельность, осуществляет образовательную деятельность за счёт средств физических и (или юридических лиц) по договорам об образовании.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 10.11.2016 № 17 и заявления по настоящему делу, заявитель указывает, что ответчиком в сентябре и октябре 2016 года было осуществлено обучение 1 группы по программе «Пожарно-технический минимум» («пожароопасные работы»), обучение 4- х групп - по программе «Пожарно-технический минимум по обучению должностных лиц, работников мерам пожарной безопасности». Обучение осуществлялось на платной основе в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг (л.д.59-64), а также без заключения соответствующих договоров согласно приказам о зачислении слушателей (т.1. л.д.68-77).
Данная деятельность по обучению мерам пожарной безопасности проводилась ответчиком в отсутствие разработанных и утвержденных организацией образовательных программ, что является нарушением пп. «г» п. 4 Положения № 966 и п.9 ст. 2 Закона № 273-ФЗ.
При этом Департамент исходил из того, что обучение пожарно-техническому минимуму осуществляться в рамках подлежащей лицензированию образовательной деятельности по реализации дополнительных профессиональных программ.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, указывает, что обучение по программам «Пожарно-технический минимум» («пожароопасные работы»), «Пожарно-технический минимум по обучению должностных лиц, работников организаций мерам пожарной безопасности» не является образовательной деятельностью, в связи с чем Учреждение не обязано соблюдать лицензионные требования, в том числе те, нарушение которых вменяется ответчику.
Исследовав материалы дела, доводы сторон суд считает, что заявленные требования о привлечения Учреждения к административной ответственности не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 2 Закона № 273-ФЗ образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ; образовательная программа - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Согласно ч. 1 ст. 91 Закона № 273-ФЗ лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Пунктами 2, 3, 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ определено, что в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Согласно п.14 ст.2 Закона № 273-ФЗ под дополнительным образованием понимается вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 75 Закона № 273-ФЗ дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
Как указывалось выше, в соответствии с лицензией от 21.03.2016 № 082 Учреждение осуществляет дополнительное образование, подвид «дополнительное профессиональное образование».
Согласно ст. 76 Закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ч.1).
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (ч. 2).
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ч. 3).
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (часть 4).
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. 5).
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 15).
С учетом указанных выше положений законодательства дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится по программам противопожарного инструктажа и (или) пожарно-технического минимума.
Порядок, виды, сроки обучения работников организаций мерам пожарной безопасности, а также требования к содержанию программ профессионального обучения, порядок их утверждения и согласования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Во исполнение указанной нормы приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 были утверждены нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (далее - Приказ № 645).
В соответствии с п. 4 Приказа № 645 основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум).
Согласно п. 5 Приказа № 645 противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.
В соответствии с п. 31 Приказа № 645 руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
С учетом указанных выше положений законодательства суд приходит к выводу о том, что обучение пожарно-техническому минимуму не является программой дополнительного профессионального образования, поскольку обучение не направлено на повышение квалификации, профессиональную переподготовку, как это определено в соответствии с ч.4, ч. 5 ст. 76 Закона № 273-ФЗ (не связано с совершенствованием и (или) получением новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации; не связано с получением компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации).
В связи с изложенным выше, обучение работников организаций пожарно-техническому минимуму не относится к реализации программ дополнительного профессионального образования, следовательно, не является образовательной деятельностью, при осуществлении которой требуется соблюдение лицензионных требований и условий.
Таким образом, утверждение Департамента о том, что программы пожарно-технического минимума относятся к программам дополнительного профессионального образования судом не принимается.
Суд отклоняет ссылки Департамента на положения договора от 01.09.2016 № 18 ПТМ, из которого усматривается, что Учреждение осуществляет обучение по программам дополнительного профессионального образования (в соответствии с приложением № 1 к указанному договор осуществляется обучение пожарно-техническому минимуму). Указание в названном договоре на осуществление Учреждением обучения работников организаций по программам дополнительного профессионального образования не опровергает изложенных выше выводов суда.
Поскольку обучение пожарно-техническому минимуму не является образовательной программой, следовательно, не осуществляется в рамках лицензируемого вида деятельности «образовательная деятельность», суд приходит к выводу о том, что на ответчика не может быть возложена обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением № 966. При указанных обстоятельствах в действиях Учреждения отсутствует событие правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, основания для привлечения ответчика к административной ответственности отсутствует.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения и его состава.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 226 - 229, 206 АПК РФ арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
По заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Мотивированное решение изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня принятия резолютивной части решения в Восьмой арбитражный апелляционный суд, а в случае составления мотивированного решения - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья
Сидорова О.В.