АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-14055/2021 |
03 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 03 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Буравцовой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шипуновой Э.В. (до перерыва), секретарем судебного заседания Морозовой М.С. (после перерыва), рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
ООО «Газпром межрегионгаз Север»
к АО «УСТЭК»
о взыскании 487 786 руб. 55 коп.,
при участии:
от истца: ФИО1, представитель на основании доверенности ГМС-34/311/20 от 17.12.2020г.; ФИО2, представитель на основании довернности № ГМС-34/253/21 от 06.12.2021г.;
ответчика: ФИО3, представитель на основании довернности № 296 от 02.06.2021г.; ФИО4, представитель на основании доверенности № 488 от 25.11.2021г.;
установил:
ООО «Газпром межрегионгаз Север» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к АО «УСТЭК» (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее - ответчик) о взыскании задолженности за поставленный газ за апрель 2021 года в размере 486 570 руб. 12 коп., пени в размере 1 216 руб. 43 коп.
Определением суда от 02.08.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В отзыве на исковое заявление ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований. Сумма разногласий возникла в результате необоснованного применения истцом повышающих коэффициентов на принятый объем газа для коммунально-бытовых нужд, в отношении которого такие коэффициенты не могут быть применены. (С03-130218).
Определением от 20.09.2021г. суд перешел к рассмотрению по общим правилам искового производства.
Через электронный прием Мой арбитр от истца поступили возражения на отзыв, в которых истец указывает, что возможность изменения договорного объема газа предусмотрена условиями договора. АО «УСТЭК» не относится к лицам, к которым правило пункта 17 Правил поставки газа не применяется (вх. от 12.10.2021г.).
Через электронный прием Мой арбитр от истца поступили письменные пояснения в порядке статьи 81 АПК РФ (вх. С04-200953 от 08.12.2021г.).
Через электронный прием Мой арбитр от ответчика поступили дополнения к отзыву (вх. С04-200983 от 08.12.2021г.).
Через электронный прием Мой арбитр от ответчика поступили возражения на письменные объяснения истца (вх. С04-3692 от 12.01.2022г.).
Представители истца поддержали исковые требования в полном объеме, представители ответчика исковые требования не признали.
В судебном заседании 13 января 2022 года объявлялся перерыв до 20 января 2002 года, после перерыва заседание продолжено.
Через электронный прием Мой арбитр от истца поступили дополнительные документы (вх. С04-7483 от 18.01.2022г.).
Через электронный прием Мой арбитр от ответчика поступили возражения на справочный расчет истца (вх. С04-9910 от 20.01.2022г.).
Представитель истца после перерыва заявил ходатайство о приобщении к материалам дела справочной таблицы. Суд приобщил.
В судебном заседании 20 января 2022 года объявлялся перерыв до 27 января 2002 года, после перерыва заседание продолжено.
Через электронный прием Мой арбитр от истца поступили дополнительные пояснения (вх. С04-14579 от 26.01.2022г.).
Представители истца поддержали исковые требования в полном объеме, представители ответчика исковые требования не признали.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, всесторонне исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу, суд считает, что рассматриваемые требования подлежатудовлетворению по указанным ниже основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.03.2021г. между истцом (Поставщик) и ответчиком (Покупатель)заключён договор поставки газа № 63-5-56-5570/21 от 01.01.2021г., с учетом протокола согласования разногласий, согласно которого поставщик обязуется поставлять с 01.01.2021г. по 31.12.2021г. газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, а покупатель обязуется принимать газ на сертифицированное газоиспользующее оборудование, принадлежащее ему на законном основании, подключённое в соответствии с техническими условиями на присоединение к газораспределительной системе, техническими условиями по эффективному использованию газа и соответствующее проекту газоснабжения; выполнять и соблюдать все требования нормативно-технической документации для получения газа; современно оплачивать поставляемый газ (пункт 2.1) (далее –договор) (т.1 л.д. 13-21, 44-54,56).
22.03.2021г. сторонами подписано Дополнительное соглашение № 6-01 от 01.01.2021г. с протоколом согласования разногласий к договору, которым внесли изменения в пункт 2.1.2 в отношении договорных объемов газа, так договорной объем газа в апреле 2021 года составляет 6 527,413 тыс .куб.м. , в том числе газ на промышленные цели – 4,080; газ на коммунально-бытовые нужды – 6 523,333 (л.д. 55, 57-58)
На основании пункта 2.7 договора изменение месячных объемов газа, поставляемых по настоящему Договору, оформляется Дополнительными соглашениями к настоящему договору,
за исключением случаев, предусмотренных Договором и (или) законодательством Российской Федерации. Заявка на изменение объемов (Приложение № 2) может быть представлена Покупателем не более 1 раза в месяц не позднее 15 числа месяца, предшествующего месяцу поставки газа.
Согласно пункта 2.8 договора, заявки на изменение договорных объемов газа (приложение № 2), направленные Покупателем с нарушением сроков, установленных пунктом 2.7 договора, поставщик вправе оставить без рассмотрения, уведомляя при этом покупателя.
В соответствии с пунктом 3.1 договора поставщик поставляет, а покупатель выбирает в любые сутки поставки газ в объеме от минимального суточного объема, который составляет восемьдесят процентов 80%) от соответствующего суточного договорного объема, до максимального суточного объема, который составляет сто десять процентов (110%) от соответствующего суточного договорного объема. Объем газа, выбранный покупателем в сутки поставки, не должен превышать максимальный суточный объем. Объем газа, выбранный покупателем в течение месяца поставки, не может превышать месячный договорной объем газа. Предоставленное покупателю право выбирать в сутки поставки как максимальный, так и минимальный суточный объем газа направленно на недопущение им нарушений договорных обязательств по выборке месячного договорного объема газа.
При перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх максимального суточного договорного объема за каждые сутки с применением коэффициента, предусмотренного пунктом 17 Правил поставки газа (пункт 5.3 Договора).
Цена на газ по договору (без НДС) на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя, добытый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами формируется из регулируемой оптовой цены на газ, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) или определённой по формуле цены газа, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО (с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих в связи с введением специальной надбавки), определённых в порядке установленном Правительством Российской Федерации. Кроме того, сверх цены на газ по договору к оплате предъявляется НДС по ставке, установленной законодательством Российской Федерации. В случае изменения оптовых цен на газ, расчеты за газ производятся по новой цене с момента вступления в силу Приказа уполномоченного органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 5.1 договора).
Пунктом 5.4 договора предусмотрено, что фактическая стоимость газа, выбранного по настоящему договору в месяце поставки газа, отражается в товарной накладной на отпуск газа, конденсата оформленной по форме ТОРГ-12.
В возражениях на отзыв, ООО «Газпром межрегионгаз Север» указывает, что в связи с корректировкой объемов газа в соответствии с проектом прогнозного плана распределения газа ПАО «Газпром» на II квартал 2021 года, на основании письма от 30.03.2021г. № 04-01-05Э/4422 «О плановых показателях на II квартал 2021 года» истец подготовил и направил в адрес АО «УСТЭК» Дополнительное соглашение № 5-13 от 01.04.2021г. к договору, а также подписанный договор поставки газа № 63-5-56-5570/21Д от 22.03.2021г. (т.1 л.д. 61-89, 108-110).
Как следует из искового заявления, в нарушение условий договора у АО «УСТЭК» образовалась непогашенная задолженность за апрель 2021 года в размере 486 570 руб. 12 коп. (т.1 л.д. 7,12)
Поскольку оплата произведена не в полном объеме, истец обратился с настоящим иском в суд.
Возражая против исковых требований, ответчик указывает, что в нарушение условий заключённого и действующего договора, истец в адрес АО «УСТЭК» направил Акты сдачи-приемки газа и Приложение к нему за апрель 2021 года, в соответствии с которыми при расчете цены за газ за апрель 2021 года применен заниженный объем поставки газа на коммунально-бытовые нужды. Так согласно Приложения к акту сдачи-приемки газа за апрель 2021 года суточный (среднесуточный) объем поставки газа (суточная норма) рассчитан из необоснованного значения, равного 5, 618, 000 тыс. куб.м (объем поставщик газа на апрель 2021 года согласно неподписанного АО «УСТЭК» дополнительного соглашения), вместо согласованного Дополнительным соглашением № 6-01 объема поставки газа на коммунально-бытовые нужды 6 523,333 куб.м. Кроме того, АО «УСТЭК» выступает как коммунально-бытовой потребитель, приравненный к исполнителю коммунальных услуг, в связи с чем, повышающий коэффициент к расчетам стоимости потребленного сверх установленного условиями заключённого сторонами договора объема газа применению не подлежит.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Правилами поставки газа, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее –Правила поставки газа), Правилами учета газа, утвержденными Приказом Минэнерго России 30.12.2013 № 961 (далее - Правила учета газа), условиями заключенного сторонами договора.
Разногласия у сторон возникли относительно применения в расчете стоимости потребленного ресурса цены на газ и повышающих коэффициентов.
Ответчик в расчете исходил из объема газа, согласованного сторонами в договоре с учетом Дополнительного соглашения от 22.03.2021г. № 6-01.
Истец считает, что в связи с изменением (уменьшением) объемов газа, в соответствии с проектом прогнозного плана распределения ПАО «Газпром» на II квартал 20221 года, поставляемого истцу по Основным договорам, после проведения истцом корректировок, базовый объем газа в апреле 2021 года для АО «УСТЭК» составил 5 618 тыс. куб.м.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
Согласно пункта 29 Правил поставки газа, цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения) цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям на территории Российской Федерации, подлежат государственному регулированию.
В силу пункта 3 Основных положений цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Пункт 11 Основных положений предусматривает, что государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на газ и розничные цены на сжиженный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней.
Органом, осуществляющим правовое регулирование и установление цен на газ, а также тарифов на услуги по транспортировке газа и платы за оказываемые поставщиками газа снабженческо-сбытовые услуги, является Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ).
В силу пункта 15.1 Основных положений, оптовые цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):
а) потребители газа, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г. (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами);
б) потребители газа, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
Таким образом, законодатель определяет понятие оптовой цены на газ через договорные отношения. При этом к обязанностям ФСТ относится установление пределов максимального и минимального уровней цены на газ, с одной стороны, а стороны договора поставки газа устанавливают договорную цену на газ в этих пределах, с другой стороны.
В соответствии с пунктом 15.2 Основных положений в качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ используются регулируемые оптовые цены на газ, устанавливаемые исходя из определяемых Правительством Российской Федерации средних темпов роста оптовых цен.
Пунктом 15.3 Основных положений предусмотрено, что поставщики реализуют газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон в соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 Основных положений, при условии обеспечения ежегодного выполнения обязательств по договорам поставки этого газа в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
Принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, применяются к объемам поставки газа сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам) с учетом предусмотренного договором календарного графика поставки газа (пункт 3 Приказа ФСТ от 05.07.2007г. № 155-э «Об утверждении Положения об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021»).
Таким образом, порядок ценообразования в рассматриваемый период включает два способа формирования цены:
- регулируемая оптовая цена на газ (определяется уполномоченным в области регулирования цен органом для определенных категорий потребителей), применяемая в отношении объемов газа, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год;
- оптовая цена на газ, определяемая по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, применяемая в отношении объемов газа, приобретаемых конечными потребителями сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год.
Из системного толкования пунктов 15.1 - 15.3 Основных положений следует, что конечные потребители, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год, покупают газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон. По регулируемым ценам потребители приобретают газ только в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год.
В соответствии с условиями договора поставки газа № 63-5-56-5570/21 от 22.03.2021г., в редакции дополнительного соглашения № 6-01 объемы поставки газа за апрель 2021 года из ресурсов организаций, не являющихся аффилированными лицами ПАО «Газпром», составляют 6 527, 413 тыс. куб.м.
При этом, годовой базовый объем газа, реализуемого по регулируемым оптовым ценам, размеры и сроки действия которых утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) (аффилированный ресурс), переданный АО «УСТЭК» с согласия «Тепло Тюмени» -филиал ПАО «СУЭНКО» (письмо от 21.06.2017г. № 3847) составляет 68 818, 646 тыс куб.м (в соответствии с календарным планом поставок объем в договоре 2007 года на апрель составлял 5 618 тыс.куб.м (т.2 л.д. 7).
Согласно пункта 3.4 договора, оперативные распоряжения ЦПДД ПАО «Газпром» о режиме поставки, транспортировки и отборки газа являются обязательными для выполнения Сторонами. В случае, если распоряжения ЦПДД ПАО «Газпром» влекут изменение объема поставки или выборки газа Покупателем, суточный договорный и месячный договорный объем поставки газа изменяются на соответствующую величину. Изменённые суточные нормы Поставщик письменно доводит до Покупателя не позднее суток до их изменения по факсимильной связи.
В соответствии с пунктом 2.7 договора, изменение месячных объемов газа, поставляемых по настоящему договору, оформляется дополнительными соглашениями к настоящему договору, за исключением случаев, предусмотренных настоящим договором и/или законодательством РФ.
Дополнительные объемы газа, превышающие договорные объемы 2007 года (без учета дополнительных объемов газа предусмотренных дополнительными соглашениями с учётом предусмотренного договором календарного графика поставки) выделяются поставщиком по отдельному договору, заключаемому сторонами по ценам, в отношении которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1-25.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021.
Перераспределением и увеличение объемов возможно при наличии совокупности следующих условий: ресурсов газа у поставщика; технологических возможностей системы газоснабжения; отсутствии нарушений условий договора в части оплаты за газ. На уменьшение объемов – при этом уменьшение производится с даты указанной в заявке, но не ранее даты подачи заявки.
В связи с корректировкой объемов газа в соответствии с проектом прогнозного плана распределения ПАО «Газпром» на II квартал 2021 года, на основании письма от 30.03.2021г. № 04-01-05Э/4422 «О плановых показателях на II квартал 2021 года» ООО «Газпром межрегионгаз» (т.1 л.д. 112), ООО «Газпром межрегионгаз Север» подготовил и направил в адрес АО «УСТЭК» Дополнительное соглашение № 5-13 от 01.04.2021г. к договору, а также подписанный проект договора поставки газа № 63-5-56-5570/21Д от 22.03.2021г.
Дополнительное соглашение № 5-13 от 01.04.2021г. и проект договора поставки газа № 63-5-56-5570/21Д от 22.03.2021г. оставлены АО «УСТЭК» без рассмотрения.
В соответствии пунктом 2.1.2. Дополнительного соглашения № 5-13 от 01.04.2021г. договорной объем газа в апреле 2021 года составляет 5 618,000 тыс .куб.м. , в том числе газ на промышленные цели – 4,080; газ на коммунально-бытовые нужды – 5 613,920 (т.1 л.д. 56-60, 86-89).
В силу пункта 2.1.2 договора № 63-5-56-5570/21Д договорной объем газа в апреле 2021 года составляет 909,413 тыс .куб.м. , в том числе газ на промышленные цели – 4,080; газ на коммунально-бытовые нужды – 905, 333 (т.1 л.д. 61-68, 70-85).
Пунктом 5.1 договора № 63-5-56-5570/21Д, предусмотрено, что цена на газ по договору (без НДС) на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя, добытый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами формируется из регулируемой оптовой цены на газ, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) или определённой по формуле цены газа, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО (с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих в связи с введением специальной надбавки), определённых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Оптовые цены на газ, определяемые в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен, согласованы сторонами на уровне предельной максимальной оптовой цены. Кроме того, сверх цены на газ по договору к оплате предъявляется НДС по ставке, установленной законодательством Российской Федерации. В случае изменения оптовых цен на газ, расчеты за газ производятся по новой цене с момента вступления в силу Приказа уполномоченного органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в связи с изменением (уменьшением) объемов газа, в соответствии с проектом прогнозного плана распределения ПАО «Газпром» на II квартал 2021 года, на основании письма от 30.03.2021г. № 04-01-05Э/4422 «О плановых показателях на II квартал 2021 года» ООО «Газпром межрегионгаз», поставляемого ООО «Газпром межрегионгаз Север», после проведения ООО «Газпром межрегионгаз Север» корректировок, базовый объем газа в апреле 2021 года для АО «УСТЭК» составил 5 618 тыс. куб.м (плановый объем поставки в договоре 2007 года на апрель).
Согласно пункту 3.1 договора, поставщик поставляет, а покупатель выбирает в любые сутки поставки газа в объеме от минимального суточного объеме, который составляет восемьдесят процентов (80%) от соответствующего суточного договорного объёма, до максимального суточного объема, который составляет сто десять процентов (100%) от соответствующего суточного договорного объема. Объем газа, выбранный в сутки поставки, не должен превышать максимальный суточный объем.
В силу пункта 12 Правил поставки газа, Поставщик обязан поставлять, а Покупатель - отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.
На основании пункта 12.1 Правил поставки газа в договоре поставки газа определяются месячные, квартальные и годовые объемы поставки газа и (или) порядок их согласования, а также порядок изменения определенных договором объемов поставки газа.
Согласно пунктам 13, 17 Правил поставки газа поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа; в договоре поставки газа, которым предусматривается неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца, должны быть определены минимальные и максимальные суточные объемы поставки газа, при этом минимальный суточный объем поставки газа не должен быть более чем на 20 процентов ниже, а максимальный суточный объем поставки газа не должен быть более чем на 10 процентов выше среднесуточной нормы поставки газа; если иное не предусмотрено соглашением между поставщиком и покупателем, согласованная договором неравномерность поставки газа по суткам не влечет за собой соответствующего изменения месячных договорных объемов поставки газа; неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца допускается в случаях, предусмотренных договором; при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа, сверх установленного договором, и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1, а с 16 сентября по 14 апреля - 1,5 (причем это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями). Обязанность по своевременному предоставлению поставщику документального подтверждения предусмотренных настоящим пунктом оснований для неприменения коэффициентов к стоимости соответствующих объемов газа и его транспортировки возлагается на покупателя.
Суд не принимает ссылку ответчика на то, что АО «УСТЭК» выступает как коммунально-бытовой потребитель, приравненный к исполнителю коммунальных услуг, в связи с чем, повышающий коэффициент к расчетам стоимости потребленного сверх установленного условиями заключённого сторонами договора объема газа применению не подлежит.
В ответе на вопрос № 2 Обзора рассматривалась ситуация, касающаяся применения повышающих коэффициентов, установленных пунктом 17 Правил поставки газа, в случаях, когда без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией ресурсоснабжающая организация осуществила перерасход газа, соответствующие объемы которого потреблены при выработке иного вида ресурса, реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.
В своих разъяснениях Верховный Суд Российской Федерации указал, что положения пункта 17 Правил поставки газа не применяются к объемам газа, израсходованным населением, а также приравненными к населению коммунально-бытовыми потребителями. При этом в круг лиц, к которым правило пункта 17 Правил поставки газа не применяется, не вошли ресурсоснабжающие организации, преобразующие газ в иные коммунальные ресурсы (например, в тепловую энергию), которые в том числе поставляются населению.
В иных случаях Правила поставки газа прямо различают поставку газа для коммунально-бытовых нужд (например, поставку исполнителю коммунальных услуг для использования в крышной котельной) и поставку газа преобразующим его в иной вид коммунального ресурса ресурсоснабжающим организациям.
Именно в связи с этим по смыслу Правил поставки газа в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами, а ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
Этот вывод также подтверждается пунктом 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее - Основные положения № 1021), согласно которому к категории население отнесены лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
Таким образом, повышающие коэффициенты, установленные пункте 17 Правил поставки газа, подлежат применению при определении стоимости газа и его транспортировки в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования с уполномоченным лицом, в том числе в отношении объемов газа, потребленного при производстве иного вида ресурса, реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования о взыскании задолженности в размере 486 570 руб. 12 коп. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку ответчик свои обязательства по своевременной оплате в полном объеме поставленной тепловой энергии по договору не исполнил, истцом заявлено требование о взыскании пени в размере 1 216 руб. 43 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Часть 1 статьи 330 ГК РФ устанавливает, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
При обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК РФ). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.
Согласно абзацу 4 статьи 25 Федеральный закон № 69-ФЗ управляющие организации, приобретающие газ для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа уплачивают поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной сто семидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Суд, рассмотрев расчет пени, представленный истцом, считает его составленным верно.
Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 ГК РФ только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
Ответчик ходатайство о снижении размера неустойки (пени) не заявил, не привел доводы и не представил доказательств в обоснование явной несоразмерности предъявленного к взысканию размера неустойки последствиям нарушения.
На основании вышеизложенного, суд считает требования истца в части взыскания пени в размере 1 216 руб. 43 коп.,. подлежащими удовлетворению.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Излишне оплаченная истцом государственная пошлина в размере 244 руб. подлежат возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ООО «Газпром межрегионгаз Север» удовлетворить.
Взыскать с АО «УСТЭК» в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Север» основной долг в размере 486 570 руб. 12 коп., пени в размере 1 216 руб. 43 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 756 руб., а всего 500 542 руб. 55 коп.
Возвратить ООО «Газпром межрегионгаз Север» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 244 руб. уплаченную по платежному поручению № 9073 от 12.07.2021г.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Буравцова М.А. |