ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-14679/19 от 12.09.2019 АС Тюменской области

34/2019-98820(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ  Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-14679/2019 

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 13 сентября 2019 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Ли Э.Г., при ведении  протокола помощником судьи Кликушиной А.С., рассмотрев в открытом судебном  заседании в помещении суда заявление Прокуратуры Калининского административного  округа г. Тюмени к Акционерному обществу «Тюменское пассажирское автотранспортное  предприятие № 1» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к  административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 (личность представителя удостоверена служебным  удостоверением); 

от ответчика: не явился, уведомлен надлежащим образом;

установил:

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 21.08.2019 по делу № А70- 14679/2019 указанное заявление принято судом к производству, назначено судебное  заседание на 12.09.2019. 

До судебного заседания ответчик отзыва на заявление Прокуратуры не представил. 

Судебное разбирательство осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 123  Арбитражного процессуального кодекса РФ, в соответствии с которой, лица, участвующие  в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим  образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального  действия, арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом  направленной ему копии судебного акта, что подтверждается уведомлением. 

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования,  ходатайствовала о привлечении ответчика к административной ответственности за  совершение административного правонарушения в порядке части 4 статьи 14.1 КоАП РФ

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела и оценив  представленные доказательства, арбитражным судом установлено следующее. 


Прокуратурой по поручению прокуратуры Тюменской области проведена проверка  соблюдения законодательства в сфере осуществления пассажирских перевозок  автомобильным транспортом. 

По результатам проверки установлено, что АО «ТПАТП № 1», допускаются грубые  нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при  осуществлении перевозки пассажиров по городскому маршруту № 39. 

Дата и место действий, послуживших основанием для составления постановления:  09.07.2019, городской маршрут № 39 - «СК Здоровье - ул.Созидателей». 

Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях установлена ответственность за осуществление предпринимательской  деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением  (лицензией). 

В силу подпункта 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка пассажиров  автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек подлежит  лицензированию. 

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать  лицензионные требования, то есть совокупность требований, которые установлены  положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанные на  соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленные  на обеспечение достижения целей лицензирования (статья 3 и 8 Федерального закона «О  лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ). 

Как следует из положений подпункта «к» пункта 7 Положения о лицензировании  деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации 27.02.2019 № 195, лицензиат  обязан соблюдать установленные Министерством транспорта Российской Федерации в  соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации особенности  режима рабочего времени и времени отдыха водителей. 

В соответствии частью 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного  движения» от 10.12.1995 (в ред. от 28.07.2012) № 196-ФЗ, юридические лица и  индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской  Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны  организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими  безопасность дорожного движения, а также соблюдать установленный законодательством  Российской Федерации режим труда и отдыха водителей. 

Согласно пунктам 9, 11 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от  20.08.2004 № 15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени  отдыха водителей автомобилей», при суммированном учете рабочего времени  продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.  Продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов  по согласованию с представительным органом работников. 

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей  установлены Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 № 15,  утвердившим соответствующее Положение (далее-Положение). 

В соответствии с пунктом 9 Положения при суммированном учете рабочего времени  продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов,  за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения. 

Согласно подпунктами 11, 24 указанного Положения при суммированном учете  рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных  автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть  увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом 


работников. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания  продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены. 

В соответствии с пунктом 15 Положения рабочее время водителя состоит из  следующих периодов: а) время управления автомобилем; б) время специальных перерывов  для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; в) подготовительно- заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после  возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения  работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания  смены; г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию  (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования  от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно; д) время стоянки  в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах  использования специальных автомобилей; е) время простоев не по вине водителя; ж)  время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии  эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки  механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при  отсутствии технической помощи; з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на  конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае,  если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с  водителем; и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет  автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей; к) время в других случаях,  предусмотренных законодательством Российской Федерации. 

Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией  источников повышенной опасности, то при её осуществлении субъект перевозочной деятельности  обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия. 

В нарушение указанных требований 09.07.2019 водитель ФИО2 выехал на линию  (городской маршрут № 39) на транспортном средстве ЛиАЗ 529265 государственный номер АК 565  72 регион в 6 часов 18 минут (путевой лист № 00000055614 от 09.07.2019) и вернулся с линии в 20  часов 55 минут. 

Таким образом, 09.07.2019 продолжительность рабочей смены водителя ФИО2  составила за вычетом двух обедов общей продолжительностью 1 час 23 минуты, а также  пересменки продолжительностью 30 минут – более 12 часов. 

Факт нарушения вышеуказанных требований закона подтверждается копией путевого  листа, информацией МКУ «Тюменьгортранс» о движении транспортного средства согласно  данным автоматической системы диспетчеризации для городского пассажирского  транспорта, рапортом старшего помощника прокурора Калининского АО г.Тюмени ФИО3, пояснениями представителя АО «ТПАТП № 1», другими материалами проверки. 

Согласно пункта 5. Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным  транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, осуществление деятельности по  перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных  требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской  Федерации. 

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным  в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась  возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом  или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная  ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их  соблюдению. 

Принимая во внимание вышеизложенное, а также то обстоятельство, что в данном  случае со стороны АО «ТПАТП № 1» не были приняты необходимые меры к соблюдению  требований, регламентирующих продолжительность ежедневной работы (смены) 


водителей, в действиях данного юридического усматриваются признаки состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ

В примечании к данной статье КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения  устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного  лицензируемого вида деятельности. Пунктом 5 Положения установлено, что под грубым  нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных  подпунктами «е», «ж» и «з» (в части требований, установленных абзацами четвертым, седьмым и  восьмым пункта 1 и абзацем шестым пункта 4 статьи 20 Федерального закона «О безопасности  дорожного движения») пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года  либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального  закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». 

К грубым нарушениям лицензионных требований, в том числе относятся нарушения,  повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда  животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и  культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного  характера. 

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного  движения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие на  территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных  средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим  труда и отдыха водителей. 

Несоблюдение вышеуказанных требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О  безопасности дорожного движения» является грубым нарушением лицензионных требований при  условии, если они допущены повторно в течение года либо повлекли за собой возникновение  угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей  среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской  Федерации, а также повлекли возникновение угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного  характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение  средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям,  окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов  Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера,  нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности  государства. 

Нарушение режима труда и отдыха водителей является существенным, всегда влечёт за  собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, в том числе как  водителя и пассажиров транспортного средства, так и иных участников дорожного  движения. 

Возможность возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан при  несоблюдении режима труда и отдыха водителей обусловлена особенностями трудовой  деятельности водителя транспортного средства и высокой степенью риска возникновения  аварийной ситуации на дороге. 

Предприниматель, допуская нарушение режима труда и отдыха водителей, ставит под  угрозу жизнь и здоровье перевозимых пассажиров, а также самих водителей, осуществляющих  свои трудовые обязанности. 

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что действия ответчика  образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи  14.1. КоАП РФ

Дата совершения административного правонарушения: 09.07.2019.

Место совершения административного правонарушения: места прохождения  маршрута № 39 - «СК Здоровье - ул.Созидателей» по территории г.Тюмени Тюменской  области. 


По результатам проверки 30.07.2019 Прокурором вынесено постановление о  возбуждении дела об административном правонарушении 

Согласно статье 28.4 КоАП РФ прокурор при осуществлении надзора за соблюдением  Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории  Российской Федерации, вправе возбудить дело об административном правонарушении,  ответственность за которое предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях  Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. 

В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ - постановление прокурора об  административном правонарушении направляется судье, в орган или должностному лицу,  уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех  суток с момента вынесения постановления об административном правонарушении. 

Положениями части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации предусмотрено, что производство по делам о привлечении к административной  ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц,  уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об  административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к  административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность. 

Таким образом, в действиях ответчика усматриваются признаки административного  правонарушения, предусмотренного части 4 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление  предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий,  предусмотренных специальным разрешением (лицензией). 

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не  установлено. 

Состав административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ  является формальными, поскольку предпринимательская деятельность с нарушением  условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) или с грубым  нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образуют  объективную сторону составов правонарушений независимо от их последствий. 

При этом названные нормы направлены на охрану общественных отношений в сфере  лицензирования и при их применении следует учитывать статью 4 Федерального закона  «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которой к лицензируемым  видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь  за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и  безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и  регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как  лицензированием. 

Таким образом, арбитражным судом установлено наличие события  административного правонарушения, лицо, виновное в его совершении (АО «ТПАТП №  1»), обоснованность и правомерность вынесения 30.07.2019 Прокурором по результатам  проверки соблюдения законодательства при осуществлении пассажирских перевозок  автомобильным транспортом в отношении ответчика постановления о возбуждении дела  об административном правонарушении, а также наличие всех необходимых оснований для  привлечения его к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ

В соответствии с указанной нормой права, осуществление предпринимательской  деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных  специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на  лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического  лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное  приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти 


тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей 

или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании изложенного, заявленные требования о привлечении ответчика к 

административной ответственности подлежат удовлетворению, ответчику подлежит 

назначению административное наказание в пределах санкции, установленной частью 4 

статьи 14.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым подвергнуть АО «ТПАТП № 1» 

административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 

рублей 00 копеек.

Согласно информации заявителя, сумма административного штрафа должна быть 

внесена или перечислена по следующим реквизитам:

Управление федерального казначейства по Тюменской области (прокуратура 

Тюменской области),

Банк: ГРКЦ ГУ Банка России Тюменской области г.Тюмень,  БИК 047102001, 

ИНН <***>,
КПП 720301001,
ОКТМО 71701000
Счет: 4010181030000001005,
Лицевой счет <***>

Код бюджетной классификации: 415 116 900 100 160 00140. 

назначение платежа – административный штраф за осуществление 

предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, 

предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Административный штраф подлежит уплате в добровольном порядке в 

шестидесятидневный срок со дня вступления решения в законную силу. Документ, 

подтверждающий уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд 

Тюменской области.

Руководствуясь статьями 168-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса 

Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь Акционерное общество «Тюменское пассажирское автотранспортное  предприятие № 1» (юридический адрес: 625019, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; зарегистрировано в качестве  юридического лица 02.06.2016 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №  14 по Тюменской области) к административной ответственности, предусмотренной частью 4  статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и  назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей 00 копеек. 

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Восьмой  арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный  суд Тюменской области. 

 Судья Ли Э.Г. 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 17.05.2019 7:34:03

Кому выдана Ли Эдуард Геннадьевич


Код для входа в режим ограниченного доступа: