ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-14684/15 от 15.01.2016 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-14684/2015

04 февраля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 04 февраля 2016 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Токмаковой Е.С. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «ЭСАБ Тюмень»

к УФМС России по Тюменской области

об оспаривании постановления от 06.11.2015г. № 0505928 по делу об административном правонарушении,

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 11.01.2016г. №1;

от ответчика: ФИО2 на основании доверенности от 30.12.2015г. №1;

установил:

ООО «ЭСАБ Тюмень» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к УФМС России по Тюменской области (далее – Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 06.11.2015г. № 0505928 по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Управления выразил несогласие с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Распоряжением (приказом) от 03.11.2015г. № 684 в отношении Общества было назначено проведение внеплановой документарной проверки на предмет соблюдения требований законодательства в области миграционного учета и использования труда иностранных работников, по итогам проверки составлен акт от 06.11.2015г. №684.

Проверкой установлено, что 22.09.2015г. в отдел оформления виз, разрешений, приглашений и регистрации иностранных граждан УФМС России по Тюменской области обратился с заявлением о выдаче транзитной визы гражданин Швеции ФИО3 Рагнар, у которого 02.09.2015г. истек срок действия многократной визы (21 № 8990190 срок действия с 26.01.2015г. по 02.09.2015г.).

Управлением установлено, что гражданин Швеции ФИО3 Рагнар после 02.09.2015г. из Российской Федерации не убыл. Принимающей стороной (Обществом) в УФМС России по Тюменской области не были представлены документы, необходимые для получения новой визы, а также не были предприняты меры, содействующие выезду иностранного гражданина из Российской Федерации по истечении срока действия визы.

Установив указанные обстоятельства 06.11.2015г. в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч.1 ст. 18.9 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

06.11.2015г. Управлением в отношении Общества было вынесено постановление № 0505928 по делу об административном правонарушении (с учетом определения от 09.11.2015г. об исправлении опечатки (опечатки, распечатки, арифметической ошибки) в постановлении по делу об административном правонарушении). В соответствии с постановлением от 06.11.2015г. № 0505928 Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением от 06.11.2015г. № 0505928, Общество обратилось в суд с заявлением по настоящему делу. Заявленные требования мотивированы тем, что Общество не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.

Как следует из отзыва, Управление считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, а событие и состав административного правонарушения - доказанными.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2).

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (п. 4.1).

Протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица составляется в присутствии его законного представителя и должен быть им подписан (часть 5).

В силу изложенных выше требований административный орган обязан принимать меры по извещению законного представителя лица, в отношении которого должен быть составлен протокол об административном правонарушении, о времени и месте его составления для обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу указанной нормы административный орган обязан известить законного представителя лица, привлекаемого к ответственности о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Согласно ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Законным представителем ООО «ЭСАБ Тюмень» является генеральный директор ФИО4

Судом истребованы материалы административного дела. Судом установлено, что в материалах административного дела имеется письмо Управления от 05.11.2015г. №5/124, направленное в адрес генерального директора Общества. Из указанного письма усматривается, что генеральному директору или иному представителю Общества необходимо явиться 06.11.2015г. в 12 час. 30 мин. в отдел иммиграционного контроля Управления для рассмотрения административного протокола в отношении Общества по ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ. Из названного письма также следует, что в случае неявки без уважительной причины протокол об административном правонарушении может быть рассмотрен в отсутствие генерального директора или законного представителя Общества (указанное письмо получено представителем ФИО1)

Таким образом, из содержания указанного письма следует, что директор Общества уведомлялся Управлением только о рассмотрении административного дела, о чем свидетельствует указание в письме «для рассмотрения административного протокола». При этом суд учитывает, что рассмотрению административного протокола прошествует процедура составления протокола об административном правонарушении, предусмотренная ст.28.2 КоАП РФ.

Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о том, что законный представитель Общества был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется. Письмо от 05.11.2015г. №5/124 является единственным доказательством извещения законного представителя Общества (генерального директора) о проведении процедур, связанных с привлечением заявителя к ответственности на основании ч.1 ст. 18.9 КоАП РФ. Названное письмо суд расценивает как доказательство извещения законного представителя Общества о рассмотрении дела об административном правонарушении.

При указанных обстоятельствах суд считает, что законный представитель Общества не был извещен Управлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении был составлен 06.11.2016г. Рассмотрение административного дела состоялось также 06.11.2016. При составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела присутствовал представитель Общества по доверенности ФИО1

При этом суд учитывает, что действующее законодательство не исключает возможности составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении в один и тот же день, что однако не исключает обязанности Управления по надлежащему извещению законного представителя Общества как о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии с п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ), при этом, доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле; наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Судом исследована представленная в материалы дела доверенность от 27.10.2015г. №48, выданная Обществом на имя ФИО1 Судом установлено, что указанная доверенность является общей, следовательно, не может являться доказательством извещения законного представителя Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

В силу положений ч. 4.1 ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие законного представителя лица привлекаемого к административной ответственности только при условии извещения законного представителя о времени и месте составления такого протокола. Материалами дела факт извещения законного представителя Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не подтверждается.

Учитывая изложенное выше, суд считает, что в нарушение указанных выше требований КоАП РФ протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законного представителя Общества, который не был извещен надлежащим образом о времени и месте совершения названного процессуального действия.

Указанные выше требования КоАП РФ являются императивными, направлены на защиту законных прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено и ведется дело об административном правонарушении. Выявленные нарушения является существенными нарушениями норм процессуального права и носит неустранимый характер.

Согласно п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003г. № 2 суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение (постановление ВАС РФ от 03.02.2004г. № 12133/03).

Поскольку указанные выше нарушения порядка привлечения к административной ответственности является самостоятельным и достаточным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и подлежащим отмене, суд не дает оценку доводам заявителя, касающимся события и существа выявленного нарушения.

Таким образом, исследовав материалы дела, суд считает, что оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и полностью отменить постановление от 06.11.2015г. № 0505928 по делу об административном правонарушении, вынесенное Врио начальника УФМС России по Тюменской области ФИО5 о привлечении ООО «ЭСАБ Тюмень» к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья Сидорова О.В.