ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-14755/19 от 30.10.2019 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-14755/2019

06 ноября 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 06 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Мингалевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Растегаевой В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ДЕПАРТАМЕНТА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата регистрации: 01.07.2005) к СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОМУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ КООПЕРАТИВУ «ИНГАЛ» (ИНН: <***>, ОГРН: <***> , дата регистрации: 05.08.2015) о взыскании денежных средств в рамках соглашения о предоставлении гранта для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива от 14.12.2016 № 29/007-16,

при участи в судебном заседании представителей сторон:

от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 18.12.2018, диплом ВСА0943333,

от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 28.10.2019, диплом ВСГ3908025,

установил:

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Снабженческо-Сбытовому Сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «ИНГАЛ» (ИНН: <***>, ОГРН: <***> , дата регистрации: 05.08.2015) о взыскании денежных средств в рамках соглашения о предоставлении гранта для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива от 14.12.2016 № 29/007-16.

Исковые требования со ссылками на ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Положение о порядке оказания государственной поддержки на предоставление грантов на развитие материально-технической базы, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 № 638-п, мотивированы нарушением ответчиком условий предоставления гранта, предоставленного в рамках соглашения о предоставлении гранта для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива от 14.12.2016 № 29/007-16

В судебном заседании представитель истца поддерживает исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика в удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с доводами сторон, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в силу нижеследующего.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что 14.12.2016 между Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент) и ФИО3 Сельскохозяйственным потребительским кооперативом «ИНГАЛ» (далее – кооператив) заключено соглашение о предоставлении гранта для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива от 14.12.2016 № 29/007-16 (далее - соглашение), согласно которому департамент безвозмездно передает бюджетные средства (далее - грант) для целевого использования кооперативом, а кооператив обязуется принять грант и распорядиться им исключительно в соответствии с целями, условиями и в порядке, закрепленными настоящим соглашением (п. 1.2. соглашения).

Грант предоставляется с целью развития материально-технической базы кооператива в соответствии с утвержденным планом расходов (приложение № 1 к настоящему соглашению) (п. 1.3. соглашения).

Затраты кооператива, произведенные за счет средств гранта для развития материально-технической базы, не возмещаются в рамках иных направлений государственной поддержки (п. 1.4. соглашения).

Настоящее соглашение заключено в соответствии с Законом Тюменской области от 08.12.2015 № 142 «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», Положением о порядке предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам Тюменской области для развития материально-технической базы, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 № 638-п (п. 1.1. соглашения).

Согласно разделу 2 соглашения сторонами определен размер гранта и порядок выплаты: размер средств областного и федерального бюджета, предоставляемых по соглашению, составляет: грант – 2 529 000 рублей, в том числе: средства областного бюджета – 2 529 000 рублей; средства федерального бюджета – 0 рублей (п. 2.1. договора). Предоставление бюджетных средств осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет кооператива в течение 20 рабочих дней со дня подписания приказа о выделении средств на предоставление гранта (п. 2.2. договора).

Пунктом 4.1.15 соглашения определено, что при реализации настоящего соглашения кооператив обязуется обеспечить прирост реализации молока, собранного у сельскохозяйственных товаропроизводителей не менее чем на 1% в год.

В пункте 5.1. соглашения стороны предусмотрели возврат гранта: в случае если кооперативом допущены нарушения условий предоставления гранта или выявления недостоверных сведений в предоставленных документах, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме, а в случае выявления факта использования средств на цели, не предусмотренные соглашением – в части использования на цели, не предусмотренные настоящим соглашением.

Между сторонами подписан без замечаний и претензий план расходов гранта, направляемого для развития материально-технической базы, что является приложением № 1 к соглашению, в котором сторонами согласовано наименование приобретаемого имущества, выполняемых работ – охладители молока открытого типа, серия «ColdPoolVertical 600», количество – 4 (ед.), цена  (тыс. руб.) – 279, общая стоимость (тыс.руб.) – 1 116, собственные средства (тыс.руб.) – 447, средства гранта (тыс.руб.) – 669; пищевая автоцистерна на шасси МАЗ-5340В2-485-000 (4х2, 9,0 м.куб., 3 секции, нерж./нерж.), количество – 1 (ед.), цена  (тыс. руб.) – 3 100, общая стоимость (тыс.руб.) – 3 100, собственные средства (тыс.руб.) – 1 420, средства гранта (тыс.руб.) – 1 860. Итого общая стоимость (тыс.руб.) – 4 216, собственные средства (тыс.руб.) – 1 687, средства гранта (тыс.руб.) – 2 529 (л.д.13).

Во исполнение условий соглашения департамент перечислил ответчику субсидию в размере 2 529 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 21.12.2016 № 572376 (л.д.16).

В последующем, 13.11.2018 истцом в отношении ответчика была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения условий получения и использования гранта для развития материально-технической базы СССПК «Ингал» Исетского района за 2017 год, в ходе проверки установлено, что в 2017 году у ответчика по сравнению с 2016 годом снижен объем реализованного молока на 1 061,938 тонн, в связи с чем, ответчиком нарушено условие п. 2.1.11. приложения № 1 к Постановлению № 638-п, п. 4.1.15. соглашения № 29/007-16 кооперативом в 2017 году не обеспечен прирост реализации молока, следовательно средства гранта в сумме 2 529 000 рублей, полученные кооперативом в 2016 году за счет средств областного бюджета для развития материально-технической базы, подлежат возврату в областной бюджет.

В порядке досудебного урегулирования спора Департамент направил в адрес ответчика уведомление о возврате гранта от 05.07.2019 № 13/2745-19, в котором уведомил ответчика о необходимости возврата гранта в размере 2 529 000 рублей, полученного по соглашению в течение 30 календарных дней со дня направления настоящего уведомления (л.д.29-30). Уведомление оставлено без ответа и удовлетворения.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).

На момент заключения соглашения №  29/007-16 порядок предоставления субсидий определялся на территории Тюменской области Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 N 638-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления государственной поддержки отдельных направлений развития сельского хозяйства Тюменской области, источником финансового обеспечения которой являются субсидии из федерального бюджета" (далее - Положение N 638-п) в редакции от 21.06.2016.

Так, разделом II "Условия предоставления грантов" пунктом 2.1.11 в редакции Положения N 638-п от 21.06.2016 предусмотрено, что кооператив, занимающийся заготовкой, хранением, переработкой и сбытом молока, должен обеспечить прирост реализации молока, собранного у сельскохозяйственных товаропроизводителей, не менее чем на один процент в год.

Разделом VI "Порядок возврата грантов" пунктом 6.1 установлено, что в случае нарушения кооперативом условий предоставления гранта, установленных разделом 2 настоящего Положения (за исключением условий, установленных пунктом 2.1.7) или выявления недостоверных сведений в документах, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме, а в случае выявления факта использования средств на цели, не предусмотренные настоящим Положением, - в части использования на цели, не предусмотренные настоящим Положением.

В случае неиспользования средств гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет неделимого фонда Кооператива полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в части неиспользованных средств.

Таким образом, Положение N 638-п (в редакции от 21.06.2016) предусматривает возврат полученных денежных средств, в частности, в случае нарушения кооперативом условий прироста реализации молока не менее чем на один процент в год.

Судом установлено, что пункт 4.1.15 Соглашения № 29/007-16 предусматривает, что кооператив должен обеспечить прирост реализации молока, собранного у сельскохозяйственных товаропроизводителей, не менее чем на один процент в год.

Между тем, в ходе внеплановой камеральной проверки установлено, что кооператив в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизил объем реализованного молока на 1 061,938 тонн (3 537,007 тонн-2 475,069 тонн), что по существу ответчиком не оспаривается.

В соответствии с пунктом 5.1 Соглашения № 29/007-16 в случае нарушения кооперативом условий предоставления гранта или выявления недостоверных сведений в предоставленных документах, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме, а в случае выявления факта использования средств на цели, не предусмотренные соглашением, - в части использования на цели, не предусмотренные настоящим соглашением.

Как было отмечено выше, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий определяется действовавшим на момент заключения договора нормативный правовым актом, в свою очередь, ответчик нарушил предусмотренные условия предоставления субсидии, что, по мнению суда первой инстанции, влечет возврат предоставленных кооперативу денежных средств в полном объеме. Вывод суда согласуется с судебной практикой, изложенной в постановлении от 10.10.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-18804/2018.

При этом не принимается во внимание доводы ответчика о непредставлении истцом доказательств того, что ответчиком нарушены условия получения субсидии, а также непредставление доказательств, подтверждающих использование предоставленного гранта не по целевому назначению не представлено, а также довод ответчика об отсутствии вины истца, поскольку как уже было отмечено ранее, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая непредставление ответчиком доказательств, подтверждающих возврат гранта, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Принимая во внимание удовлетворение исковых требований, а также освобождение истца от уплаты государственной пошлины в силу Закона, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в размере 35 645 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 16, 101, 110, 106, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                      Р Е Ш И Л:

исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА «ИНГАЛ» (ИНН: <***>, ОГРН: <***> , дата регистрации: 05.08.2015) в пользу ДЕПАРТАМЕНТА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) 2 529 000 рублей основного долга.

Взыскать с СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА «ИНГАЛ» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата регистрации: 05.08.2015) в доход федерального бюджета 35 645 рублей государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Мингалева Е.А.