ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-14791/17 от 05.02.2018 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-14791/2017

05 февраля 2018 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению

ООО «АРСИ плюс»

к Департаменту потребительского рынка и туризма Тюменской области

об оспаривании постановления от 11.10.2017 о назначении административного наказания (дело № 184-Ю-14.16/2017),

установил:

ООО «АРСИ плюс» (далее – заявитель, Общество) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту потребительского рынка и туризма Тюменской области (далее - ответчик, Департамент) об оспаривании постановления от 11.10.2017 о назначении административного наказания (дело № 184-Ю-14.16/2017).

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 20.11.2017 вышеуказанное заявление принято к производству в упрощенном порядке.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.01.2018 по делу № А70-14791/2017, составленным в виде резолютивной части, заявленные требования оставлены без удовлетворения.

29.01.2018 от заявителя поступило заявление о составлении мотивированного решения.

В силу положений ч. 3 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой. Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Рассмотрев заявления о подготовке мотивированного решения по настоящему делу, суд считает названное заявление подлежащим удовлетворению.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, размещенному на официальном портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ФС РАР), по адресу: <...>, ООО «АРСИ плюс» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии от 12.12.2013 г. № 72РПО0000409, сроком действия - по 11.12.2018.

На основании поступившей в Департамент жалобы гражданина ФИО1 по факту реализации алкогольной продукции (разливное пиво «Чешское светлое нефильтрованное», объемом 1,5 л. по цене 148,50 руб.) в магазине Общества по адресу: <...>, в отношении ООО «АРСИ плюс» административным органом 19.07.2017 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ.

В ходе административного расследования Департаментом было установлен факт реализации в вышеуказанном магазине ответчика алкогольной продукции 05.07.2017, что является нарушением запрета, установленного пп.1 п. 1 Постановления Правительства Тюменской области № 575-п (далее – Постановление № 575-П).

18.09.2017 Департаментом по данному факту в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

11.10.2017 Департаментом в отношении Общества вынесено постановление по делу № 184-Ю-14.16/2017 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Заявитель не согласен с постановлением от 11.10.2017 по делу № 184-Ю-14.16/2017, полагает, что событие вменяемого ему административного правонарушения административным органом не доказано. Заявитель также ссылается на процессуальные нарушения, а именно, что процессуальные действия должностным лицом Департамента проводились без уведомления Общества, а возбуждение дела об административном правонарушении необоснованно

Департамент против доводов Общества возражает, считает доказанным событие и состав административного правонарушения.

Исследовав материалы дела, представленные доказательства и позиции сторон, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению ввиду нижеследующего.

Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ являются общественные отношения, урегулированные Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила продажи алкогольной продукции.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, заключается в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не указанных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Законом № 171-ФЗ.

В соответствии с пунктом 12 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 названного Федерального закона; нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

Под розничной продажей алкогольной продукции понимается такой вид деятельности, который связан с закупкой, хранением алкогольной продукции и ее дальнейшей реализацией покупателям для личного потребления.

В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 16 Закона № 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Так, согласно пункту 9 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

На основании указанной нормы закона вынесено постановление Правительства Тюменской области от 27.12.2013 № 575-п «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Тюменской области» (далее — Постановление Правительства Тюменской области № 575-п).

Статья 8 Закона Тюменской области от 26.12.2014 № 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области полномочия органов государственной власти Тюменской области по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в дни проведения массовых мероприятий, установленные муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Тюменской области № 575-п установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в Тюменской области в дни проведения массовых мероприятий, установленные правовыми актами органов местного самоуправления, в случае наделения органов местного самоуправления государственным полномочием по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.

Постановлением Администрации Тюменского муниципального района от 30.12.2013 № 3656 «Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции в дни проведения массовых мероприятий" определено, что массовыми мероприятиями в Тюменском муниципальном районе, в дни проведения которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, считаются посвященные празднованию: дней проведения массовых мероприятий, организуемых в соответствии с нормативными правовыми актами администраций муниципальных образований Тюменского муниципального района, в том числе: - дня проведения выпускных балов (вечеров). Данный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, не распространяется на розничную продажу/алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, при условии продажи алкогольной продукции для употребления на месте оказания таких услуг.

Распоряжением администрации муниципального образования поселок Боровский от 09.06.2017 № 23305 определен день проведения выпускных вечеров для выпускников 11-х и 9-х классов- 29 июня и 05 июля 2017 соответственно.

Как следует из материалов дела, в нарушение требований пункта 9 статьи 16 и пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ 05.07.2017 в 20 часов 50 минут в магазине Общества «Пиватория», расположенном по адресу: <...>, гражданину ФИО1 была реализована алкогольная продукция – разливное пиво «Чешское светлое нефильтрованное», объемом 1,5 л. по цене 148,50 руб.

Факт приобретения алкогольной продукции подтверждается, в частности, копией кассового чека от 05.07.2017 (л.д.128), показаниями ФИО1 (л.д.101).

Таким образом, материалами дела подтверждается, что 05.07.2017, то есть в день запрета на розничную продажу алкогольной продукции, Обществом допустило такую реализацию.

Доказательств, опровергающих наличие события административного правонарушения, Обществом ни на рассмотрение дела административным органом, ни при рассмотрении дела судом не представлено.

Довод заявителя о том, что Общество является предприятием общественного питания в связи с чем запрет по реализации алкогольной продукции на него не распространится, отклоняется судом.

Пунктом 4 статьи 16 Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в редакции действующей на момент совершения административного правонарушения) установлено, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания допускается только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные), с условием вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

В ходе проведения административного расследования должностным лицом Департамента был проведен осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, о чем составлен протокол от 20.07.2017 с приложением видеозаписи и фотографического материала.

По результатам такого осмотра, Департаментом было установлено, что на торговом объекте Общества отсутствуют какие-либо признаки заведения, оказывающего услуги общественного питания. На входной группе проверяемого торгового объекта Общества имеется надпись «Магазин», а также рекламных баннерах, информирующих об ассортименте магазина.

Указанные обстоятельства подтверждаются видеозаписью, приложенной к протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20.07.2017, исследованной судом в ходе производства по делу.

Кроме того, в реестре уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, по состоянию на 09.08.2017, также отсутствует информация об уведомлении Обществом о начале оказания услуг общественного питания.

В решении комиссии по вопросам лицензирования Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 01.07.2016 № 478, указано, что обособленное подразделение по адресу Тюменская область. Тюменский р-н. Боровский <...>., заявлено Обществом именно как магазин.

Кроме того, как следует из приложенного к протоколу осмотра от 20.07.2017 фотоматериала (л.д. 109, 110) покупатели информируются об ассортименте магазина.

Таким образом, в материалы дела представлены достаточные доказательства, указывающие, что ООО «АРСИ плюс» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в магазине, не подпадающем под признаки заведений, указанных в п. 4 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исследовав материалы дела, суд считает у Общества имелась возможность для соблюдения указанных выше требований законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств невозможности соблюдения Обществом названных требований из материалов дела не усматривается, в связи с чем суд считает, что заявителем доказана вина Общества в совершенном правонарушении.

Таким образом, арбитражным судом установлено событие административного правонарушения, совершение его Обществом, его вина, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении Общества к требованиям законодательства об обороте алкогольной продукции.

Привлечение Общества к административной ответственности осуществлено административным органом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для отказа в удовлетворении требования управления о привлечении Общества к административной ответственности, в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" судом не установлено.

Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, времени и месте рассмотрения административного дела Общество было извещено надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Довод Общества об отсутствии у административного органа законных оснований для проведения административного расследования отклоняется судом.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, обращение физического лица является достаточным основанием для проведения заинтересованным лицом проверки представленной информации и возбуждения административного дела по факту установленного нарушения.

В рассматриваемом случае, поводом для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования послужило обращение гражданина ФИО1 с жалобой на нарушение правил розничной торговли алкогольной продукцией в магазине, принадлежащем Обществу.

Согласно ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Судом установлено, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследовании от 19.07.2017 было направлено заказным письмом с уведомлением (номер отправления 62500412014966), и возвращено адресату 24.08.2017 по причине истечения срока хранения, что свидетельствует о том, что Обществом не обеспечивается должным образом получение почтовой корреспонденции.

Как следует из оспариваемого постановления, Обществу назначено наказание в виде штрафа в минимальном размере 50 000 руб., что соответствует санкции части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (действующей на момент совершения правонарушения).

Исследовав материалы дела, суд считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Руководствуясь статьями 226-229, ст. 211 АПК РФ арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

По заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Мотивированное решение изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня принятия резолютивной части решения в Восьмой арбитражный апелляционный суд, а в случае составления мотивированного решения - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья

Сидорова О.В.