ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-14858/18 от 22.01.2019 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-14858/2018

29 января 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2019 года. Полный текст решения изготовлен 29 января 2019 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Ямал»

к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области 

о признании недействительным предписания № ТО-08-49 от 05.07.2018,

при участии

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 01.01.2019,

от ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 03.10.2018, ФИО3 на основании доверенности от 26.11.2018

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Ямал» (далее – заявитель, Общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (далее – Инспекция, ответчик) о признании недействительным предписания № ТО-08-49 от 05.07.2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ответчика возражают против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву. 

Как следует из материалов дела, в связи с поступившими обращениями, на основании приказа начальника Инспекции от 27.06.2018 №01-27-1624/18, в отношении Общества была проведена внеплановая документарная  проверка.

В ходе проверки выявлен факт нарушения порядка определения размера платы за жилое помещение в части начисления платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по ул.Малыгина, д.82 г.Тюмени.

В частности, Обществом произведен перерасчет размера платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества платы с 01.01.2017 по май 2018 года путем доначисления платы исходя из норматива потребления, установленного Департаментов тарифной и ценовой политики Тюменской области, с учетом площадей подвальных помещений, мусорокамеры и чердака многоквартирного дома.

По  результатам проверки Инспекцией составлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица №ТО-08-107 от 05.07.2018, а также заявителю выдано Предписание № ТО-08-49 от 05.07.2018 об устранении нарушений лицензионных требований, со сроком исполнения - 10.08.2018.

Согласно выданному предписанию Обществу надлежит вернуть собственникам помещений излишне начисленные в ходе перерасчета суммы платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества.

Посчитав вынесенное Инспекцией предписание № ТО-08-49 от 05.07.2018 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В заявлении Обществом сделан вывод о том, что оспариваемое предписание не соответствует нормам Жилищного кодекса РФ, а также Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Правила №306).

По мнению заявителя, предписание Инспекции возлагает на Общество не предусмотренные действующим законодательством обязанности, и соответственно нарушает права заявителя в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Подробно доводы Общества изложены в заявлении.

Возражая против заявленных требований, Инспекцией в отзыве сделан вывод о том, что   в период с 01.01.2017 по май 2018 года в Тюменской области были установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Из отзыва следует, что с учетом частей 9.2, 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ должен применяться норматив, установленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации, кроме исключительных случаев, предусмотренных частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ.

Доводы заявителя Инспекция находит несостоятельными, указывая на то, что положения Правил № 306 регулируют отношения, связанные с определением нормативов потребления коммунальных услуг, в то время как в оспариваемом предписании речь идет о нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, которая отнесена законодателем к расходам на содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В дополнениях к отзыву Инспекция также пояснила, что при расчете нормативов Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области уже учтены площади подвалов и чердаков. Применение при расчете размера платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, площадей подвальных помещений и чердака не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами.

Инспекцией также приведен расчет платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, произведенный Обществом.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования  удовлетворению не подлежат  по нижеследующим основаниям.

В силу частей 9.2, 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ норматив потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

По   состоянию   на  01.01.2017  действовали   нормативы   потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденные приказом Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 20.08.2012 №183/01-05-ос.

Согласно пункту 5 Примечаний к Приложению № 2 указанного приказа, при определении нормативов потребления электрической энергии содержания общего имущества в многоквартирном доме учтены площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.

Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 21.08.2017 № 290/01-21 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению, нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Тюменской области.

Указанное  распоряжение вступило в силу с 1 сентября 2017 года.

Согласно данного распоряжения, при определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме также учтены площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.

Таким образом, суд разделяет вывод Инспекции о том, что в период с 01.01.2017 по май 2018 года в Тюменской были установлены нормативы потребления коммунальной слуги по электроснабжению в целях содержания общего имущей многоквартирном доме.

Следовательно, в силу изложенных выше норм жилищного законодательства, подлежит применению норматив, установленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Суд отклоняет ссылки заявителя на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.04.2017 № 12368-АЧ/04, поскольку указанный документ не является нормативно-правовым актом.

Судом приняты во внимание доводы Инспекции о том, что в ходе проведения проверки в отношении Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области было представлено экспертное заключение «Об установлении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Тюменской области», согласно которому в пункте 5.2 указано, что расчет нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производился в соответствии с Правилами № 306, с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества.

В связи с чем, суд разделяет вывод ответчика о том, что при расчете указанных нормативов Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области уже учтены площади подвалов и чердаков.

В соответствии с пунктом 37 Правил №306 установлено, что величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме  определяется по формуле 34 Приложения №1 к Правилам №306, включающей показатель - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При этом составляющие указанной площади в формуле 34 Правил №306 не раскрыты.

В пункте 5 Примечаний к Приложению № 2 распоряжения Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 21.08.2017 № 290/01-21 содержится ссылка, согласно которой при определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учтены площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.

Таким образом, при определении размера платы за электроснабжение в целях содержания общего имущества не должны учитываться площади подвалов и чердаков, поскольку они уже учтены в нормативе.

Материалами дела подтверждено, что Обществом произведено доначисление платы с учетом площадей подвала, чердака и мусорокамеры.

Вместе с тем, с учетом изложенных выше норм, площадь подвальных помещений и чердака не используется при определении размера платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества.

Исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд  находит обоснованными выводы Инспекции о том, что Обществом нарушен порядок определения размера платы за жилое помещение в части платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества.

На основании вышеизложенного, оспариваемое предписание № ТО-08-49 от 05.07.2018 вынесено в рамках предоставленных полномочий, законно и обоснованно и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела относятся на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Безиков О.А.