АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-14984/2023 |
19 октября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2023 года. Полный текст решения изготовлен 19 октября 2023 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Акционерного общества «Мессояханефтегаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене Акта о рассмотрении жалобы на нарушение порядка предоставления государственной услуги от 27.07.2023, вынесенного по корректировки сведений по объекту НВОС; признании недействительным свидетельства об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду в отношении эксплуатируемого объекта - объекта ПСП Пякяхинского лицензионного участка, код объекта: 71-0189-000509-П; обязании Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов Общества путем изменения категории объекта ПСП Пякяхинского лицензионного участка, код объекта: 71-0189-000509-П,
при участии
от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 22.05.2023 № Д-126,
от ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 04.04.2023 № 02-8580, ФИО3 на основании доверенности от 23.08.2023 №02-20153,
установил:
Акционерное общество «Мессояханефтегаз» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Северо-Уральскому Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене Акта о рассмотрении жалобы на нарушение порядка предоставления государственной услуги от 27.07.2023, вынесенного по корректировки сведений по объекту НВОС; признании недействительным свидетельства об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду в отношении эксплуатируемого объекта - объекта ПСП Пякяхинского лицензионного участка, код объекта: 71-0189-000509-П; обязании Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов Общества путем изменения категории объекта ПСП Пякяхинского лицензионного участка, код объекта: 71-0189-000509-П.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, с учетом уточнения и письменных возражений.
Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях.
В судебном заседании 05.10.2023 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом объявлен перерыв до 12.10.2023.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС) Общество эксплуатирует три объекта НВОС, поставленных на учет в государственном реестре:
- «Западно-Мессояхский лицензионный участок» (код объекта 71-0172-002978-П) I категории негативного воздействия (вид деятельности - добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа);
- «Восточно-Мессояхский лицензионный участок» (код объекта 71-0189-000508-П) I категории негативного воздействия (вид деятельности - добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа);
- приемно-сдаточный пункт (далее – ПСП) (код объекта 71-0189-000509-П) II категории негативного воздействия (вид деятельности - добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа).
Управлением было принято решение о корректировке учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре и изменении категории объекта НВОС (код объекта №71-01 39-000509-П).
В досудебном порядке Общество обратилось в Управление с жалобой на решение и действия (бездействия) Управления, по результатам рассмотрения которой составлен оспариваемый Акт от 27.07.2023.
Согласно выводам, содержащимся в указанном Акте, на объекте НВОС «ПСП» (код объекта 71-0189-000509-П) осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по выполнению комплекса операций, необходимых для приема, хранения, учета количества, оценки качества нефти и ее сдачи. В связи с чем, объект НВОС «ПСП» (код объекта №71-01 39-000509-П) не является объектом хозяйственной и (или) иной деятельности по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа, не соответствует подпункту 2 пункта 1 Критериев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2398, и не относится к объекту I категории.
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, Общество выражает несогласие выводами Управления, полагая, что они нарушают его права и законные интересы.
Требования заявителя мотивированы тем, что определение категории объекта НВОС осуществляется при его постановке на государственный учет. ПСП был поставлен на учет как объект НВОС I категории, в отсутствии каких-либо изменений в объекте и учетных сведений по нему, основания для изменения категории объекта у Управления отсутствовали. Осуществляемая Обществом деятельность на ПСП не изменилась с момента постановки объекта на учет в качестве объекта НВОС I категории, в связи с чем, определение Управлением иной деятельности на объекте в качестве критерия отнесения объекта ко II категории безосновательны. Заявителю неясно, что послужило основанием для изменения Управлением категории объекта, в отсутствие изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды. ПСП соответствует критериям объекта НВОС I категории. ПСП является частью единого объекта, на котором ведется деятельность по добыче сырой нефти и (или) природного газа Восточно-Мессояхского месторождения, и неразрывно связан физически и технологически с процессом добычи нефти и газа. Заявитель также отметил, что границей магистрального трубопровода, предназначенного для транспортировки подготовленных жидких или газообразных углеводородов от ПСП до пунктов сдачи потребителям и (или) передачи в распределительные газопроводы, является ПСП, при этом собственно ПСП не является составной частью магистрального трубопровода.
В письменных уточнениях Обществом также сделан вывод о том, что процедура корректировки сведений не предусматривает вынесение решения или какого-то специального акта, порядок корректировки установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830.
Возражая против заявленных требований, Управление в отзыве пояснило обстоятельства произведенной корректировки сведений объекта, а также поддержало выводы и позицию оспариваемого акта.
От заявителя дополнительно поступили письменные возражения, в которых указано на необоснованность доводов ответчика. Заявитель полагает, что ПСП соответствует критерию «деятельность по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа», а также пояснил, какие операции осуществляются на площадки ПСП. Приведенные Управлением стандарты не могут являться основанием для изменения критериев отнесения объекта к той или иной категории. Напорный нефтепровод является внутрипромысловым, не относится к межпромысловым.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В силу пункта 1 статьи 4.2 Закона №7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. Объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории.
Как следует из материалов дела, ПСП был поставлен на учет 06.03.2017 как объект НВОС I категории, что подтверждается выданным Обществу соответствующим свидетельством.
При постановке объекта НВОС на государственный учет ПСП критерием отнесения его к I категории объекта НВОС явилась деятельность по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа (подпункт «б» пункта 1 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 №1029 (действовавших до 01.01.2021).
Заявитель пояснил, что Общество неоднократно актуализировало сведения о спорном объекте. Последняя актуализация подтверждается Свидетельством №ЕОWL2NМ6 от 28.12.2020.
При этом как следует из пояснений Общества, с момента указанной актуализации объект не подвергался изменениям, не были изменены характеристики технологического процесса, не изменились сведения, отраженные в реестре объектов НВОС.
В связи с чем, суд находит обоснованным вывод Общества о том, что обстоятельств, указанных в пункте 6 статьи 69.2 Закона №7-ФЗ, влекущих изменение категории объекта НВОС, с момента постановки ПСП на учет и актуализации сведений фактически не возникло.
Поскольку Управлением доказательств обратного не представлено, суд приходит к выводу о том, что основания для изменения категории объекта у Управления отсутствовали.
Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 №830 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС (далее – Правила №830), которые определяют порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС.
В пункте 42 Правил №830 перечислены случаи осуществления корректировки сведений об объектах по заявлению хозяйствующего субъекта или по инициативе органа Росприроднадзора:
- изменение критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий;
- выявление фактов внесения в государственный реестр учетных сведений об одном и том же объекте 2 раза и более;
- утрата объектом единства назначения и (или) неразрывной физической или технологической связанности либо объединения объектов по единому назначению и (или) установлению неразрывной физической или технологической связанности;
- исправление допущенных описок, опечаток, арифметических ошибок в сведениях, содержащихся в государственном реестре.
Указанный выше перечень является закрытым.
Судом установлено, что в результате проведенной корректировки сведений об объекте НВОС, Управление самостоятельно изменило критерий отнесения объекта, указав, что на нем осуществляется деятельность по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях (подпункт 17 пункта 2 Критериев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398).
Вместе с тем, как установлено судом и отмечено выше, при постановке объекта НВОС на государственный учет ПСП критерием отнесения его к I категории объекта НВОС явилась деятельность по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа.
Содержание критерия, ставшего основанием для отнесения объекта НВОС к I категории при постановке на учет, аналогично подпункту 2 пункта 1 Критериев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2398.
Таким образом, основания для пересмотра соответствия объекта критериям объекта I категории отсутствовали.
При удовлетворении заявленных требований, судом также учтено, что ПСП является частью единого объекта, на котором ведется деятельность по добыче сырой нефти и (или) природного газа Восточно-Мессояхского месторождения, и неразрывно связан физически и технологически с процессом добычи нефти и газа, так как такой процесс включает следующие этапы:
- движение нефти и газа по пласту к скважинам, благодаря искусственно создаваемой разности давлений в пласте и на забоях скважин;
- движение нефти и газа от забоев скважин до их устьев на поверхности;
- сбор продукции скважин и подготовка нефти и газа к транспортированию потребителям.
Согласно СП 231.1311500.2015 «Свод правил. Обустройство нефтяных и газовых месторождений. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 231.1311500.2015) к объектам обустройства нефтяных и газовых месторождений относятся наземные объекты технологического комплекса добычи, сбора, транспорта и подготовки нефти и газа, идентифицируемые в соответствии со следующим перечнем:
- кустовая площадка;
- одиночная добывающая скважина;
- нефтегазосборный трубопровод;
- участок закачки рабочего агента для поддержания пластового давления, в том числе кустовая насосная станция;
- участок, установка комплексной или предварительной подготовки газа и конденсата, а также технологически связанные с ними объекты: дожимная компрессорная станция, установка диэтанизации конденсата и т.п.;
- участок закачки рабочего агента для поддержания пластового давления, в том числе кустовая насосная станция;
- участок, установка комплексной или предварительной подготовки газа и конденсата, а также технологически связанные с ними объекты: дожимная компрессорная станция, установка диэтанизации конденсата и т.п.;
- промысловый трубопровод транспорта нефти, газа и конденсата от площадок до врезок в магистральные трубопроводы (или до других площадок подготовки);
- вспомогательные объекты, технологически связанные с перечисленными выше: замерные установки, растворные узлы, нефтешламонакопители, объекты систем пожаротушения, водоснабжения и водоотведения и другие технологические сооружения, необходимые для функционирования объектов обустройства.
К объектам обустройства нефтяных и газовых месторождений относится, в том числе, объект по выполнению комплекса операций, необходимых для приема, хранения, учета количества, оценки качества нефти и ее сдачи, каким и является спорный объект - ПСП Пякяхинекого лицензионного участка, код объекта: 71-0189-000509-П.
Вопреки ошибочной позиции Управления, ПСП соответствует критерию «деятельность по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа», поскольку является частью единого объекта, на котором ведется такая деятельность на Восточно-Мессояхском месторождении.
ПСП физически и технологически неразрывно связан с процессом добычи нефти и газа, состоящего из следующих этапов: движение нефти и газа по пласту к скважинам, благодаря искусственно создаваемой разности давлений в пласте и на забоях скважин; движение нефти и газа от забоев скважин до их устьев на поверхности; прием, учет количества и оценка качества продукции скважин и подготовка нефти и газа к транспортированию потребителям.
Материалами дела подтверждено, что в Проекте нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для АО «Мессояханефтегаз» Пякяхинский лицензионный участок, Книга 2 указано: ПСП с резервуарным парком предназначен для выполнения комплекса операций, необходимых для приема, хранения, учета количества, оценки качества нефти и ее сдачи.
На площадке ПСП осуществляются следующие операции: очистка нефти на входе ПСП от механических примесей, подогрев поступающей на ПСП нефти, сброс подтоварной воды, коммерческий учет нефти, непрерывный контроль качества нефти (измерение плотности, влагосодержания, вязкости, давления и температуры), регулирование производительности и давления при откачке нефти на ГНПС-1, откачка учтенной нефти в выкидной трубопровод ПСП осуществляется в нефтепровод и др.
В пункте 1.4 Положительного заключения государственной экспертизы №134-14/ОГЭ-3932/02 указано, что ПСП «Мессояха» предназначен для приема, учета количества и оценки качества нефти и представляет собой единый комплекс, обеспечивающий качественный коммерческий учет и отгрузку нефти на ГНПС.
По верному утверждению заявителя, ПСП не попадает под критерий «деятельность по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях».
Кроме того, следует также отметить, что ПСП не является частью магистрального трубопровода.
В связи с чем, суд отклоняет ссылки Управления на стандарты в обоснование корректировки категории объекта.
Так, объекты, которые можно отнести к трубопроводу магистральному начинаются от объектов добычи и (или) пунктов приема.
В данном случае ПСП является таким объектом, после которого (не включительно) начинаются объекты трубопровода магистрального.
Границей магистрального трубопровода, предназначенного для транспортировки подготовленных жидких и газообразных углеводородов от ПСП до пунктов сдачи потребителям и (или) передачи в распределительные газопроводы, является ПСП, при этом собственно ПСП не является составной частью магистрального трубопровода.
Заявитель также указывает на то, что напорный нефтепровод является внутрипромысловым.
ПСП включает в себя напорный нефтепровод, который не является ни магистральным, ни межпромысловым, что подтверждается представленными в материалы дела выкопировками из Положительного заключения государственной экспертизы и Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для АО «Мессояханефтегаз» Пякяхинский лицензионный участок.
В частности, ПСП является внутрипромысловым трубопроводом обслуживает один промысел - Восточно-Мессояхский лицензионной участок, углеводороды ни с каких иных промыслов на ПСП не поступают. Нефть по напорному нефтепроводу с ЦПС Восточно-Мессояхского месторождения поступает на площадку ПСП (стр.7 Проекта нормативов ПДВ).
Напорный нефтепровод не попадает под критерий, с учетом которого Управлением произведена корректировка категории спорного объекта («Деятельность по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов»).
Надлежащие доказательства обратного ответчиком, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований Общества в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с удовлетворением заявленных требований судебные расходы, понесенные заявителем по уплате государственной пошлины при рассмотрении настоящего дела, подлежат взысканию с Управления в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными Акт о рассмотрении жалобы на нарушение порядка предоставления государственной услуги от 27.07.2023, вынесенный по корректировки сведений по объекту НВОС, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду в отношении эксплуатируемого объекта - объекта ПСП Пякяхинского лицензионного участка, код объекта: 71-0189-000509-П Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, принятые в отношении Акционерного общества «Мессояханефтегаз».
Обязать Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем изменения категории объекта ПСП Пякяхинского лицензионного участка, код объекта: 71-0189-000509-П, после вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Северо-Уральского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, <...>; зарегистрировано 17.09.2004 ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Акционерного общества «Мессояханефтегаз» (629303, ЯНАО, <...>; почтовый адрес: 625026, <...>; зарегистрировано 14.10.2002 ОГРН <***>, ИНН <***>,) судебные расходы в сумме 3000 (три тысячи) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Безиков О.А. |