АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-15100/2019 |
23 декабря 2019 года
Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Мингалевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Туз П.А. (до перерыва), секретарем судебного заседания Растегаевой В.О. (после перерыва), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента культуры Тюменской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 18.11.2005) к Тюменской областной общественной организации «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата регистрации: 13.04.2007) о взыскании денежных средств по договору о предоставлении субсидии на реализацию проекта «развитие любительских творческих коллективов Финно-Угорской культуры» Тюменской областной общественной организации «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» от 22.06.2018 № 131 в размере 519 000 рублей,
при участи в судебном заседании представителей сторон:
от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 14.10.2019 № 02, представитель ФИО2 по доверенности от 20.07.2019 № 01, удостоверение от 25.02.2011 № 16/21 (до и после перерыва),
от ответчика: представитель ФИО3 по доверенности от 01.10.2019 (до и после перерыва),
установил:
Департамент культуры Тюменской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Тюменской областной общественной организации «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» (далее - ответчик) о взыскании денежных средств по договору о предоставлении субсидии на реализацию проекта «развитие любительских творческих коллективов Финно-Угорской культуры» Тюменской областной общественной организации «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» от 22.06.2018 № 131 в размере 519 000 рублей.
Исковые требования со ссылками на ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Правительства Тюменской области от 17.10.2011 № 363-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Тюменской области социально ориентированным некоммерческим организациям», мотивированы нарушением ответчиком условий предоставления субсидии, предоставленной в рамках договора о предоставлении субсидии на реализацию проекта «развитие любительских творческих коллективов Финно-Угорской культуры» Тюменской областной общественной организации «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» от 22.06.2018 № 131.
В судебном заседании, назначенном на 09.12.2019, представитель истца на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
В судебном заседании, назначенном на 09.12.2019, представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании, открытом 09.12.2019, в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 16.12.2019, информация о котором была размещена в карточке дела № А70-15100/2019 в сервисе «Картотека арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: http://kad.arbitr.ru/.
После перерыва судебное заседание продолжено 16.12.2019 в назначенное время, в том же составе суда, изменилось лицо, ведущее протокол судебного заседания секретарь судебного заседания Растегаева В.О., отводов составу суда, лицу, ведущему протокол судебного заседания не заявлено.
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с доводами сторон, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления в силу нижеследующего.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что 22.06.2018 между Департаментом культуры Тюменской области (далее – орган власти) и Тюменской областной общественной организацией «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» (далее – получатель субсидии) заключен договор о взыскании денежных средств по договору о предоставлении субсидии на реализацию проекта «развитие любительских творческих коллективов Финно-Угорской культуры» Тюменской областной общественной организации «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» от 22.06.2018 № 131 (далее - договор), согласно которому получателю субсидии была предоставлена субсидия из областного бюджета на финансовое обеспечение расходов, возникающих при реализации получателем субсидии в 2018 году проекта – «Развитие любительских творческих коллективов финно-угорской культуры» (п. 1.1. договора).
Срок реализации проекта устанавливается со дня подписания настоящего договора по 31.12.2018 (п. 1.2. договора).
Размер предоставляемой на реализацию проекта субсидии составляет 519 000 рублей (п. 1.3. договора).
В соответствии с п.п. 2.2.1 договора получатель субсидии обязан использовать субсидию на реализацию проекта, указанного в п. 1.1 настоящего договора. Использовать субсидию на осуществление расходов, связанных с реализацией проекта в срок до 31.12.2018 (п.п. 2.2.2 договора). Предоставлять органу власти отчеты о мероприятиях, выполненных в соответствии с техническим заданием на реализацию проекта, в сроки, предусмотренные настоящим договором (п.п. 2.2.4 договора).
Согласно разделу 3 договора сторонами предусмотрены сроки предоставления и рассмотрения отчетности: получатель субсидии не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в орган власти отчет об этапах реализации программы (проекта) и использовании субсидии по форме, установленной органом власти. Отчетный период в соответствии с настоящим договором – ежемесячно (п. 3.1. договора). Получатель субсидии по истечении срока действия настоящего договора, но не позднее 30.01.2019 предоставляет в орган власти итоговый отчет о реализации программы (проекта) и использования субсидии в виде акта выполненных работ (п. 3.2. договора).
Пунктом 4.1. договора определено, что перечисление субсидии на расчетный счет получателя субсидии осуществляется органом власти в течение 140 рабочих дней со дня подписания настоящего договора в соответствии с графиком перечисления субсидии, согласно приложению № 3 к настоящему договору.
Срок действия договора определен в п. 5.1. договора, настоящий договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами обязательств, предусмотренных условиями настоящего договора, но не позднее 30.01.2019.
Между сторонами подписано приложение № 1 к договору, в котором стороны согласовали техническое задание на предоставление субсидий по приоритетному направлению «Деятельность в области культуры, искусства и содействия указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности» (т.1л.д.30).
Также между сторонами подписано приложение № 2 к договору, в котором стороны согласовали смету на реализацию проекта «Развитие любительских творческих коллективов финно-угорской культуры», направления расходования средств – оплата труда (с начислениями), финансирование (тыс. руб.) за счет субсидии – 467,00, финансирование (тыс.руб.) за счет собственных средств – 2,044; направления расходования средств – прочие расходы, финансирование (тыс. руб.) за счет субсидии – 52,00, финансирование (тыс.руб.) за счет собственных средств – 2,960. Итого - финансирование (тыс. руб.) за счет субсидии – 519,00, финансирование (тыс.руб.) за счет собственных средств – 5,004 (т.1л.д.31).
Далее между сторонами согласован график перечисления субсидии на реализацию проекта «Развитие любительских творческих коллективов финно-угорской культуры», что является приложением № 3 к договору: срок перечисления субсидии – не позднее 30.06.2018, сумма, руб. – 86 500; срок перечисления субсидии – не позднее 30.07.2018, сумма, руб. – 86 500; срок перечисления субсидии – не позднее 30.08.2018, сумма, руб. – 86 500; срок перечисления субсидии – не позднее 30.09.2018, сумма, руб. – 86 500; срок перечисления субсидии – не позднее 30.10.2018, сумма, руб. – 86 500; срок перечисления субсидии – не позднее 30.11.2018, сумма, руб. – 86 500. Итого – 519 000 рублей (т.1л.д.32).
Во исполнение условий договора Департамент перечислил ответчику субсидию в общем размере 519 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 25.06.2018 № 317574, от 26.07.2018 № 389958, от 28.08.2018 № 452865, от 26.09.2018 № 515535, от 26.11.2018 № 653130 (т.2.л.д.100-104).
В последующем, 05.03.2019 истцом в отношении ответчика была проведена камеральная проверка соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления субсидии в соответствии с договором за период с 22.06.2018-30.01.2018, в ходе которой было установлено, что в нарушение п.2.2.2. договора часть расходов в рамках предоставленной субсидии, использована ответчиком позднее установленного договором срока – после 31.12.2018, что подтверждается банковскими выписками с лицевого счета с 10.01.2019 до 10.01.2019 на общую сумму 58 922 рубля 58 копеек, с 15.01.2019 по 15.01.2019 на общую сумму 18 911 рублей 68 копеек. Также было выявлено нарушение требований технического задания, выразившееся в непредставлении отчета за июнь 2018 года; в отчетных документах за июль – ноябрь 2018 года получателем не представлены отзывы и ссылки на статьи (публикации) в СМИ (не указаны наименования СМИ, дата и место публикации, подтверждающие реализацию проекта); в представленных получателем отчетах за июль-декабрь 2018 года отсутствуют документы и (или) информация, подтверждающие выполнение пунктов 1, 2, 3, 4, 11 технического задания; не подтверждена информация о самостоятельной (вне рамок государственного задания ДНК «Строитель» организации деятельности группы ХЭС) в рамках проекта; получателем осуществлены расходы на оплату труда руководителя ансамбля танца народов Севера «Югряночка» (ФИО4), месте с тем документы и (или) информация, подтверждающие организацию деятельности данного коллектива в рамках проекта, получателем в ходе проверки не представлены.
По утверждению истца, поскольку ответчиком не соблюдены условия и порядок предоставления субсидии; нарушен срок использования субсидии; не подтверждена информация о самостоятельной (вне рамок государственного задания ДНК «Строитель» организации деятельности группы ХЭС) в рамках проекта; осуществлены расходы на оплату труда руководителя ансамбля танца народов Севера «Югряночка» (ФИО4), вместе с тем документы и (или) информация, подтверждающие организацию деятельности данного коллектива в рамках проекта, ответчиком в ходе проверки не представлены, поэтому субсидия подлежит возврату из федерального бюджета в полном объеме.
В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 30.05.2019 № 532/08-85 с требованием о возврате субсидии в полном объеме в течение 10 календарных дней со дня получения претензии (т.2л.д.120). Претензия оставлена ответчиком без внимания и удовлетворения.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 28 и статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий. Порядок предоставления данного вида государственной поддержки регламентирован Постановлением Правительства Тюменской области от 17.10.2011 № 363-п.
В соответствии с п. 52 Положения, уполномоченный орган или соисполнитель региональной программы осуществляют обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии ее получателем в форме: а) камеральных проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка их предоставления, которые проводятся без выезда к месту нахождения получателя субсидии в течение 15 рабочих дней со дня получения от получателя субсидии отчета об их использовании, подготовленного по завершении реализации мероприятий программы или по истечении срока договора о предоставлении субсидии, а также документов и материалов, представленных по запросу главного распорядителя бюджетных средств. Результаты камеральной проверки в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее окончания, оформляются заключением, которое подписывается руководителем контрольной группы главного распорядителя бюджетных средств, осуществляющего проверку. Заключение камеральной проверки в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю получателя. Получатель субсидии вправе представить письменные возражения и замечания на заключение, оформленное по результатам камеральной проверки, в течение 5 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения и замечания получателя субсидии приобщаются к материалам проверки; б) выездных проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка их предоставления. Выездные проверки проводятся по месту нахождения получателя субсидии. Срок проведения выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней со дня начала проверки, установленной приказом главного распорядителя бюджетных средств. В ходе выездной проверки проводятся контрольные действия по фактическому изучению документов об использовании субсидии и фактического наличия поставленных товаров, выполненных работ, услуг. Результаты выездной проверки оформляются актом в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня окончания выездной проверки. Акт выездной проверки подписывается руководителем контрольной группы главного распорядителя бюджетных средств, руководителем и главным бухгалтером (либо уполномоченными на это лицами) получателя. Руководитель получателя вправе в течение 5 рабочих дней со дня получения акта проверки направить свои возражения и замечания руководителю контрольной группы, которые приобщаются к акту выездной проверки и являются их неотъемлемой частью. Заключение руководителя контрольной группы главного распорядителя бюджетных средств, осуществившего проверку, на поступившие возражения и замечания направляется руководителю получателя в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных возражений и замечаний.
В соответствии с п. 57 Положения Субсидии, использованные с нарушением условий, целей и порядка их предоставления, в том числе в случае недостижения показателей результативности (целевых показателей), подлежат возврату в бюджет Тюменской области.
В случае возникновения оснований для возврата субсидии уполномоченный орган или соисполнитель региональной программы: прекращает оказание государственной поддержки путем расторжения договора в одностороннем порядке; не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения нарушений, в том числе в случае недостижения показателей результативности (целевых показателей) (подписания соответствующего документа по результатам проверки, проведенной уполномоченным органом, соисполнителем региональной программы или органом государственного финансового контроля), направляет получателю уведомление о возврате субсидии в полном объеме, при этом получатель обязан не позднее 10 календарных дней со дня получения уведомления осуществить возврат субсидии в полном объеме.
В соответствии с п. 2.2.4. договора получатель обязан представить в департамент отчеты о мероприятиях, выполненных в соответствии с техническим заданием на реализацию проекта, в сроки, предусмотренные договором.
В пункте 6.1 договора стороны предусмотрели возврат субсидии: в случае нарушения условий предоставления субсидии получатель субсидии обязан возвратить предоставленную субсидию в полном объеме в срок не позднее 10 календарных дней со дня получения уведомления органа власти о возврате субсидии.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что основанием для обращения истца в суд с настоящим иском послужило несоблюдение ответчиком условий и порядка предоставления субсидии, выразившиеся в нарушении срока использования субсидии; не подтверждением информации о самостоятельной (вне рамок государственного задания ДНК «Строитель» организации деятельности группы ХЭС) в рамках проекта; осуществлением расходов на оплату труда руководителя ансамбля танца народов Севера «Югряночка» (ФИО4), в отсутствие соответствующих документов и (или) информации, подтверждающих организацию деятельности данного коллектива в рамках проекта. При этом доказательств, подтверждающих обратное в материалы дела не представлено (ст. 9, 65 АПК РФ).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для возврата субсидии в полном объеме в заявленном размере.
При этом не принимается во внимание довод ответчика о том, что поскольку субсидия была использована на цели, предусмотренные договором в связи с чем отсутствуют основания для возврата денежных средств из бюджета, поскольку в соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий определяется действовавшим на момент заключения договора нормативный правовым актом, в свою очередь, ответчик нарушил предусмотренные условия предоставления субсидии, что, по убеждению суда первой инстанции, влечет возврат предоставленных обществу денежных средств в полном объеме.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая непредставление ответчиком доказательств, подтверждающих возврат субсидии в заявленном размере, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Принимая во внимание удовлетворение исковых требований, а также освобождение истца от уплаты государственной пошлины в силу Закона, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета РФ в размере 13 380 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 16, 101, 110, 106, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Тюменской областной общественной организации «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» в пользу Департамента культуры Тюменской области 519 000 рублей долга.
Взыскать с Тюменской областной общественной организации «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» в доход федерального бюджета 13 380 рублей государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Мингалева Е.А. |