АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-15100/2019 |
01 марта 2021 года
Резолютивная часть решения оглашена 19 февраля 2021 года
Полный текст решения изготовлен 01 марта 2021 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Мингалевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Захаровой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента культуры Тюменской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 18.11.2005) к Тюменской областной общественной организации «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата регистрации: 13.04.2007) о взыскании денежных средств по договору о предоставлении субсидии на реализацию проекта «развитие любительских творческих коллективов Финно-Угорской культуры» Тюменской областной общественной организации «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» от 22.06.2018 № 131 в размере 519 000 рублей,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца: представитель ФИО1 на основании доверенности от 20.07.2019, удостоверение № 16/21;
от ответчика: представитель ФИО2 на основании доверенности от 18.01.2021, диплом № 0293735, представитель ФИО3 на основании доверенности от 18.01.2021,
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
установил:
Департамент культуры Тюменской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Тюменской областной общественной организации «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» (далее - ответчик) о взыскании денежных средств по договору о предоставлении субсидии на реализацию проекта «развитие любительских творческих коллективов Финно-Угорской культуры» Тюменской областной общественной организации «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» от 22.06.2018 № 131 в размере 519 000 рублей.
Исковые требования со ссылками на ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Правительства Тюменской области от 17.10.2011 № 363-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Тюменской области социально ориентированным некоммерческим организациям», мотивированы нарушением ответчиком условий предоставления субсидии, предоставленной в рамках договора о предоставлении субсидии на реализацию проекта «развитие любительских творческих коллективов Финно-Угорской культуры» Тюменской областной общественной организации «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» от 22.06.2018 № 131.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора судом в порядке ст. 51 АПК РФ привлечено Тюменскую областную общественную организацию коренных малочисленных народов «КЕДР».
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика в удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица, не явился, извещен, при этом суд принимает во внимание представленный в материалы дела отзыв на заявление, который приобщен судом к материалам дела.
На основании части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с доводами сторон, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что 22.06.2018 между Департаментом культуры Тюменской области (далее – орган власти) и Тюменской областной общественной организацией «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» (далее – получатель субсидии) заключен договор о взыскании денежных средств по договору о предоставлении субсидии на реализацию проекта «развитие любительских творческих коллективов Финно-Угорской культуры» Тюменской областной общественной организации «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» от 22.06.2018 № 131 (далее - договор), согласно которому получателю субсидии была предоставлена субсидия из областного бюджета на финансовое обеспечение расходов, возникающих при реализации получателем субсидии в 2018 году проекта – «Развитие любительских творческих коллективов финно-угорской культуры» (п. 1.1. договора).
Срок реализации проекта устанавливается со дня подписания настоящего договора по 31.12.2018 (п. 1.2. договора).
Размер предоставляемой на реализацию проекта субсидии составляет 519 000 рублей (п. 1.3. договора).
В соответствии с п.п. 2.2.1 договора получатель субсидии обязан использовать субсидию на реализацию проекта, указанного в п. 1.1 настоящего договора. Использовать субсидию на осуществление расходов, связанных с реализацией проекта в срок до 31.12.2018 (п.п. 2.2.2 договора). Предоставлять органу власти отчеты о мероприятиях, выполненных в соответствии с техническим заданием на реализацию проекта, в сроки, предусмотренные настоящим договором (п.п. 2.2.4 договора).
Согласно разделу 3 договора сторонами предусмотрены сроки предоставления и рассмотрения отчетности: получатель субсидии не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в орган власти отчет об этапах реализации программы (проекта) и использовании субсидии по форме, установленной органом власти. Отчетный период в соответствии с настоящим договором – ежемесячно (п. 3.1. договора). Получатель субсидии по истечении срока действия настоящего договора, но не позднее 30.01.2019 предоставляет в орган власти итоговый отчет о реализации программы (проекта) и использования субсидии в виде акта выполненных работ (п. 3.2. договора).
Пунктом 4.1. договора определено, что перечисление субсидии на расчетный счет получателя субсидии осуществляется органом власти в течение 140 рабочих дней со дня подписания настоящего договора в соответствии с графиком перечисления субсидии, согласно приложению № 3 к настоящему договору.
Срок действия договора определен в п. 5.1. договора, настоящий договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами обязательств, предусмотренных условиями настоящего договора, но не позднее 30.01.2019.
Между сторонами подписано приложение № 1 к договору, в котором стороны согласовали техническое задание на предоставление субсидий по приоритетному направлению «Деятельность в области культуры, искусства и содействия указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности» (т.1л.д.30).
Также между сторонами подписано приложение № 2 к договору, в котором стороны согласовали смету на реализацию проекта «Развитие любительских творческих коллективов финно-угорской культуры», направления расходования средств – оплата труда (с начислениями), финансирование (тыс. руб.) за счет субсидии – 467,00, финансирование (тыс.руб.) за счет собственных средств – 2,044; направления расходования средств – прочие расходы, финансирование (тыс. руб.) за счет субсидии – 52,00, финансирование (тыс.руб.) за счет собственных средств – 2,960. Итого - финансирование (тыс. руб.) за счет субсидии – 519,00, финансирование (тыс.руб.) за счет собственных средств – 5,004 (т.1л.д.31).
Далее между сторонами согласован график перечисления субсидии на реализацию проекта «Развитие любительских творческих коллективов финно-угорской культуры», что является приложением № 3 к договору: срок перечисления субсидии – не позднее 30.06.2018, сумма, руб. – 86 500; срок перечисления субсидии – не позднее 30.07.2018, сумма, руб. – 86 500; срок перечисления субсидии – не позднее 30.08.2018, сумма, руб. – 86 500; срок перечисления субсидии – не позднее 30.09.2018, сумма, руб. – 86 500; срок перечисления субсидии – не позднее 30.10.2018, сумма, руб. – 86 500; срок перечисления субсидии – не позднее 30.11.2018, сумма, руб. – 86 500. Итого – 519 000 рублей (т.1л.д.32).
Во исполнение условий договора Департамент перечислил ответчику субсидию в общем размере 519 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 25.06.2018 № 317574, от 26.07.2018 № 389958, от 28.08.2018 № 452865, от 26.09.2018 № 515535, от 26.11.2018 № 653130 (т.2.л.д.100-104).
В последующем, 05.03.2019 истцом в отношении ответчика была проведена камеральная проверка соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления субсидии в соответствии с договором за период с 22.06.2018-30.01.2018, в ходе которой было установлено, что в нарушение п.2.2.2. договора часть расходов в рамках предоставленной субсидии, использована ответчиком позднее установленного договором срока – после 31.12.2018, что подтверждается банковскими выписками с лицевого счета с 10.01.2019 до 10.01.2019 на общую сумму 58 922 рубля 58 копеек, с 15.01.2019 по 15.01.2019 на общую сумму 18 911 рублей 68 копеек. Также было выявлено нарушение требований технического задания, выразившееся в непредставлении отчета за июнь 2018 года; в отчетных документах за июль – ноябрь 2018 года получателем не представлены отзывы и ссылки на статьи (публикации) в СМИ (не указаны наименования СМИ, дата и место публикации, подтверждающие реализацию проекта); в представленных получателем отчетах за июль-декабрь 2018 года отсутствуют документы и (или) информация, подтверждающие выполнение пунктов 1, 2, 3, 4, 11 технического задания; не подтверждена информация о самостоятельной (вне рамок государственного задания ДНК «Строитель» организации деятельности группы ХЭС) в рамках проекта; получателем осуществлены расходы на оплату труда руководителя ансамбля танца народов Севера «Югряночка» (ФИО4), месте с тем документы и (или) информация, подтверждающие организацию деятельности данного коллектива в рамках проекта, получателем в ходе проверки не представлены.
По утверждению истца, поскольку ответчиком не соблюдены условия и порядок предоставления субсидии; нарушен срок использования субсидии; не подтверждена информация о самостоятельной (вне рамок государственного задания ДНК «Строитель» организации деятельности группы ХЭС) в рамках проекта; осуществлены расходы на оплату труда руководителя ансамбля танца народов Севера «Югряночка» (ФИО4), вместе с тем документы и (или) информация, подтверждающие организацию деятельности данного коллектива в рамках проекта, ответчиком в ходе проверки не представлены, поэтому субсидия подлежит возврату из федерального бюджета в полном объеме.
В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 30.05.2019 № 532/08-85 с требованием о возврате субсидии в полном объеме в течение 10 календарных дней со дня получения претензии (т.2л.д.120). Претензия оставлена ответчиком без внимания и удовлетворения.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.12.2019 исковые требования были удовлетворены в полном объеме. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020, решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.12.2019 по делу А70-15100/2019 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.08.2020, решение суда и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направленно на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на следующее: судами не дана оценка доводам департамента о неправомерном расходовании средств субсидии на оплату труда руководителя вокальной группы "ХЭС" ФИО5, а также об отсутствии доказательств самостоятельной деятельности данной группы, в обоснование которых истец указал на существование в 2018 году двух одноименных творческих коллективов: ансамбля "ХЭС", действовавшего на базе ГАУК ТО "Дворец национальных культур "Строитель" в рамках государственного задания, и группы "ХЭС", деятельность которой финансировалась ответчиком, в том числе за счет средств субсидии, сославшись на идентичность их руководителей, списочного состава, а также проведение занятий ансамбля и группы в одно время, но на отличия в творческих отчетах ансамбля и группы; в целях исключения использования субсидии для оплаты мероприятий, финансируемых в рамках государственного задания ГАУК ТО "Дворец национальных культур "Строитель", судам следовало исследовать и сопоставить перечень мероприятий, предусмотренных программой группы "ХЭС" и государственным заданием ГАУК ТО "Дворец национальных культур "Строитель" для ансамбля "ХЭС", а также документы о составе ансамбля и группы "ХЭС" в 2018 году, их репетиционных занятиях; судам надлежало исследовать обстоятельства фактического исполнения ФИО4 обязанностей руководителя ансамбля танцев народов Севера "Велес" при подготовке и проведении творческих мероприятий, по итогам которых ансамблю выданы дипломы; судами не исследованы позиции сторон об отклонении от сметы расходов на реализацию проекта, установленного договором, не установлены причины отклонения, в том числе не дана оценка доводам ответчика о неверном отражении операций в бухгалтерской отчетности, при рассмотрении вопроса о превышении суммы субсидии над расходами суды не дали оценку приведенным в отзыве доводам ответчика о наличии в балансе описки технического характера о сумме использованной субсидии при ее фактическом расходовании в полном объеме. Также суд кассационной инстанции указал на необходимость выяснения вопроса о фактическом прекращении отношений по субсидированию после направления Центру претензии об одностороннем прекращении договора от 26.10.2018 с учетом фактического продолжения субсидирования (направления субсидии 26.11.2018), поскольку данное обстоятельство является существенным при проверке соблюдения процедуры возврата субсидии, установленной пунктом 57 Порядка N 363-п (в редакции от 17.09.2018).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с доводами сторон в порядке ст. 71 АПК РФ, во исполнение указания суда кассационной инстанции, суд пришел к следующим выводам.
Право на получение субсидии социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Тюменской области по итогам конкурса предусмотрено статьей 78.1 БК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям", Законом Тюменской области от 18.02.2016 N 2 "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Тюменской области".
Основания, цели, условия и порядок предоставления субсидий из бюджета Тюменской области социально ориентированным некоммерческим организациям и их возврата определены Порядком N 363-п. К рассматриваемым правоотношениям данный Порядок подлежит применению в редакциях от 14.04.2017 и от 17.09.2018, действовавших в 2018 году в период заключения договора о предоставлении субсидии и его исполнения.
По смыслу пункта 57 Порядка N 363-п (в редакции от 17.09.2018, действовавшей в период завершения отношений субсидирования, проведения проверки, обращения в суд), пункта 6.2. договора основанием для возврата субсидии является не любое нарушение условий договора о ее предоставлении, а нарушение условий, целей либо порядка предоставления субсидии, либо недостижение показателей результативности использования субсидии.
Цели предоставления субсидии установлены пунктами 2, 3, 4 Порядка N 363-п (в редакции от 14.04.2017, действовавшей на дату заключения договора и начала его исполнения), согласно которым субсидии предоставляются в рамках осуществления подпрограммы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы Тюменской области "Развитие отрасли "Социальная политика" до 2020 года за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе Тюменской области об областном бюджете в пределах лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год на исполнение соответствующих расходных обязательств, а также субсидий из федерального бюджета (пункт 2), по итогам конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения в текущем финансовом году субсидий из бюджета Тюменской области, проведенного в соответствии с настоящим Порядком (пункт 3), на реализацию программ (проектов) социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках осуществления их уставной деятельности, соответствующей положениям пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Под программой (проектом) социально ориентированной некоммерческой организации понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, соответствующих учредительным документам социально ориентированной некоммерческой организации и видам деятельности, предусмотренным пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (пункт 4).
Порядком N 363-п установлен порядок предоставления субсидии на конкурсной основе, определены условия и правила проведения конкурса.
Условия предоставления субсидии на момент заключения договора были определены пунктом 36 Порядка N 363-П (в редакции от 14.04.2017), к ним относились: соответствие социально ориентированной некоммерческой организации требованиям к участникам конкурса, установленным настоящим Порядком; включение социально ориентированной некоммерческой организации в список победителей конкурса, утвержденный уполномоченным органом, соисполнителем подпрограммы; обязательство социально ориентированной некоммерческой организации по целевому использованию субсидии; обязательство социально ориентированной некоммерческой организации по финансированию программы (проекта), указанной в пункте 4 настоящего Порядка, за счет средств из внебюджетных источников в размере, указанном в техническом задании; согласие на осуществление уполномоченным органом или соисполнителем подпрограммы и органами государственного финансового контроля Тюменской области проверок соблюдения социально ориентированной некоммерческой организацией порядка, целей и условий предоставления субсидий; заключение социально ориентированной некоммерческой организации договора о предоставлении субсидий, указанного в пункте 35 настоящего Порядка.
Впоследствии данные условия воспроизведены в пункте 43 Порядка N 363-П (в редакции от 17.09.2018).
Обязанность по целевому использованию средств субсидии и запрет на их использование для осуществления расходов, связанных с осуществлением деятельности, напрямую не связанной с программами (проектами), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, установлены пунктом 38 Порядка N 363-п (в редакции от 14.04.2017), пунктом 46 Порядка N 363-П (в редакции от 17.09.2018).
В соответствии с пунктом 39 Порядка N 363-П (в редакции от 14.04.2017), пунктом 47 Порядка N 363-П (в редакции от 17.09.2018) предоставленные субсидии должны быть использованы в сроки, предусмотренные договором о предоставлении субсидий. Сроки использования субсидий не ограничиваются финансовым годом, в котором предоставлены эти субсидии, при этом максимальный срок использования субсидии не может быть более 12 месяцев со дня получения субсидии.
Условиями пункта 2.2.2 договора предусмотрена обязанность получателя субсидии использовать ее на осуществление расходов, связанных с реализацией проекта, до 31.12.2018.
Процедура возврата субсидии в период завершения договорных отношений по субсидированию была установлена пунктом 57 Порядка N 363-п (в редакции от 17.09.2018), предусматривала поэтапное совершение следующих действий: прекращение оказания государственной услуги путем расторжения договора в одностороннем порядке; направление получателю уведомления о возврате субсидии в полном объеме не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения нарушений, в том числе в случае недостижения показателей результативности (целевых показателей) (подписания соответствующего документа по результатам проверки, проведенной уполномоченным органом, соисполнителем региональной программы или органом государственного финансового контроля); взыскание средств уполномоченным органом или соисполнителем региональной программы в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что договор о предоставлении субсидии заключен с Центром как с победителем конкурса на предоставление субсидии, соответствующим установленным требованиям.
Во исполнение условий договора и для подтверждения целевого расходования средств субсидии ответчиком истцу были представлены ежемесячные отчеты за июнь - декабрь 2018 года о реализации проекта с указанием проведенных мероприятий, направлений расходования средств субсидии (оплата труда (с начислениями), прочие расходы), с приложением фотографий, пояснительных записок, документов, подтверждающих фактическое использование денежных средств субсидии; по итогам использования субсидии представлена информация о деятельности творческих коллективов (ансамбля танцев "Велес" (до переименования - "Югряночка") и вокально-инструментального ансамбля (группы) финно-угорских песен "ХЭС"), с указанием состава участников, проведенных мероприятий (национальных праздников, выставок, мастер-классов, фестивалей), дат, времени и места их проведения, описания осуществленных действий, количества участников и посетителей по каждому ансамблю отдельно. Отчет за июнь был представлен, но не принят истцом в связи с отсутствием в нем необходимых сведений.
По смыслу пункта 38 Порядка N 363-п (в редакции от 14.04.2017), пункта 46 Порядка N 363-П (в редакции от 17.09.2018), пункта 6.1 договора нарушение сроков представления отчетов, несоблюдение формы их представления, а также отсутствие или неполнота приложенных к отчетам документов само по себе не является основанием для возврата субсидии в том случае, если судом будет установлено, что указанные в отчетах сведения достоверны, субсидия потрачена по целевому назначению, цели субсидируемой программы достигнуты, а расходы - документально подтверждены.
Недостоверность содержащихся в отчетах сведений судом первой инстанции при новом рассмотрении спора не установлена.
Как следует из материалов дела, в подтверждение реализации проекта в соответствии с техническим заданием к договору (организации репетиционного процесса, участия в культурно-досуговых мероприятиях, обеспечения мероприятий и исполнения проекта кадрами необходимой квалификации, привлечения волонтеров, обеспечения информационной кампании о мероприятии), а также самостоятельного характера деятельности в рамках субсидируемого проекта двух творческих коллективов (ансамбля танцев народов Севера "Велес" (до переименования - "Югряночка") и вокальной группы "ХЭС") в материалы проверки и при рассмотрении спора в суде Центром были представлены приказы о приеме на работу, привлечении волонтеров, изменении оклада, переименовании ансамбля танцев, штатные расписания, трудовые договоры, договоры подряда, акты выполненных работ, анонсы и пресс-релизы творческих мероприятий, список репетиционных занятий вокальной группы "ХЭС" (с указанием темы, времени и количества, часов), график репетиций ансамбля танца "Велес" (с указанием темы и количества часов), дипломы, выданные ансамблю танца "Велес" и творческому коллективу "ХЭС", информация об освещении выступлений творческих коллективов финно-угорской культуры в СМИ, фотографии и публикации в печатных средствах массовой информации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ в совокупности с доводами сторон, а также во исполнение указаний суда кассационной инстанции, суд установил, что в соответствии со штатным расписанием ТООО «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» от 29.06.2018 № 2 в структурном подразделении значится: председатель 0,50 штатных единиц, с окладом 20 400 рублей, главный бухгалтер 0,25 штатных единиц, с окладом 7 600 рублей, руководитель вокального ансамбля финно-угорских песен «ХЭС» 025 штатных единиц, с окладом 8 100 рублей, руководитель ансамбля танца народов Севера «Югряночка», 025 штатных единиц, с окладом 4 400 рублей, методист (ведущая) 0,25 штатных единиц, с окладом 5 400 рублей, преподаватель по музыке 0,25 штатных единиц, с окладом 5 400 рублей, итого в штате ответчика 1,75 штатных единиц, на общую сумму окладов 51 300 рублей (т.1, л.д. 112), согласно приказа (распоряжения) об изменении оклада ТООО «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» от 02.07.2018 № 1 председателю ФИО6 изменили оклад тарифная ставка (оклад) 20 400 рублей, надбавка районный коэффициент 3 060 рублей (т. 1, л.д.113), на основании приказа (распоряжения) о приеме работника на работу ТООО «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» от 02.07.2018 № 3 на работу с 02.07.2018 по 31.12.2018 принята ФИО7 на должность главный бухгалтер с тарифной ставкой (окладом) 7 600 рублей, надбавкой районный коэффициент 1 140 рублей (т. 1, л.д. 114), на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу ТООО «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» от 02.07.2018 № 6 в период с 02.07.2018 по 31.12.2018 принят ФИО5 в должности руководителя вокального ансамбля финно-угорских песен «ХЭС», с тарифной ставкой (окладом) в размере 8 100 рублей, с надбавкой районный коэффициент 1 215 рублей (т. 1, л.д. 115), на основании приказа ТООО «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» (распоряжения) о приеме работника на работу от 02.07.2018 № 2 на работу принята ФИО4 на должность руководителя танца народов Севера «Югряночка» с тарифной ставкой (окладом) 4 400 рублей, надбавкой районный коэффициент 660 рублей на период с 02.07.2018 по 31.12.2018 (т. 1, л.д. 116), на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу работника ТООО «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» на работу принята ФИО8 на должность методиста (ведущая) с тарифной ставкой (окладом) 5 400 рублей, надбавкой районный коэффициент 810 руб. на период с 02.07.2018 по 31.12.2018 (т. 1, л.д. 117), на основании приказа (распоряжения) о приеме работника на работу ТООО «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов» на работу принята ФИО9 на должность преподавателя по музыке на период с 02.07.2018 по 31.12.2018 (т. 1, л.д. 118)
Из изложенного следует, что ФИО5 занимающий должность руководителя вокального ансамбля финно-угорских песен «ХЭС» и ФИО4 занимающая должность руководителя танца народов Севера «Югряночка» согласно штатного расписания являлись работниками на основании трудовых договоров ТООО «Центр культуры и творчества Финно-Угорских народов».
Проанализировав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ в соответствии с указаниями суда кассационной инстанции списочные составы ансамбля и группы, суд установил, ансамбль группа «Велес», руководителем которого является ФИО4, состоит из следующих участников: ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, итого 23 человека. (т.2, л.д. 45-52.)
Проанализировав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ списочный состав участников вокальной группы финно-угорской песни «ХЭС», руководителем которого является ФИО5, суд установил, что в состав участников входят следующие лица: ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО9, ФИО39, ФИО40, ФИО41, всего 9 человек (т.2, л.д. 61-64).
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что списочный состав участников ансамбля группа «Велес» и списочный состав вокальной группы финно-угорской песни «ХЭС» различен.
Проанализировав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ график занятий вокальной группы «ХЭС» за период с июля по декабрь 2018 года, суд установил, время занятий у данной группы в период с 16-00 по 18 00, тема занятий различна, связана, в том числе с работой над песнями, над нотным материалом, работай с национальными инструментами (т. 2, л.д. 57-68), проанализировав график репетиций ансамбля танца «Велес», суд установил, что в ансамбле определен следующий график по дням: понедельник с 1000-1100 младшая группа, 1100-1200 средняя группа, четверг 1000-1100 младшая группа, 1100-1200 средняя группа, суббота 1700-1800 младшая группа, 19-00-2000 средняя группа, тематика занятий за период июль связана с изучением основных движений северного танца, работой над техникой исполнения (т. 2, л.д. 43-44).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что график занятий, а также тематика занятий, различны.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, принимая во внимание указания суда кассационной инстанции, суд установил, что согласно технического отчета, вокальной группы «ХЭС» приняла участие в следующих мероприятиях: 08.05 в 10-00 посвященному 9 мая в Гимназии Российской культуры с художественными номерами, 03.11 в 11-00 солистки фокальной группы «ХЭС» приняли участие в митинге на цветном бульваре, посвященному Дню народного Единства, 08.11. участие ансамбля танца «Велес» в концерте, посвященному Дню Сибири в Тюменской филармонии в рамках Дня народного единства, 04.09. вокальная группа финно-угорских народов «ХЭС» и хореографический ансамбль «Велес» приняли участие с художественными номерами в фестивале «Тюменская осень» на 4 школьных площадках, вокальная группа финно-угорских народов «ХЭС» принял участие с 19 по 20 октября в торжественном открытии Дней культуры финно-угорских народов в городе Сургуте, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, с концертной программой, также приняли участие на встрече с финно-угорскими писателями и исследователями этнокультуры «Роль СМИ» в деле сохранения и развития родных языков».; 26.07.2018 финальный международный конкурс детских, юношеских, взрослых и профессиональных творческих коллективов «Гранд-премия 2017-2018» в рамках проекта «Берега надежды» г. Саки республика Крым-Ансамбль танца «Велес»: номер «Мы поедем, мы помчимся» лауреат 3 степени, 15 участников, 18.11.2018 92 Международный фестиваль-конкурс хореографических коллективов и исполнителей «Танец-как жизнь» в рамках творческого проекта «Адмиралтейская звезда», г. Тюмень, Ансамбль танца «Велес»: номер «Мы поедем, мы помчимся» - Лауреат 1 степени; 01.12.2019 XX Региональный фестиваль – конкурс «Золотой микрофон, Ансамбль танца «Велес»: номер «Мы поедем, мы помчимся» - Лауреат 1 степени; 01.11.2018 участие в ежегодном школьном фестивале национальных культур «Чаша дружбы» МАУ ДО «ДШИ им. В.В. Знаменского», ансамбль танца «Велес»; в проекте были вовлечены кадры: по обучению игре на национальном инструменте «Нарс-юх» и «Санквылтап» ФИО9, которая обучает участников вокальной группы «ЖЭС» (по договору), ФИО42, пишет фонограммы (минусовки) для вокальной группы «ХЭС» (по договору), ФИО4, руководитель ансамбля «Велес», являются участниками всех проводимых мероприятий общественной организации (по договору), ФИО5, руководитель вокальной группы «ХЭС» (по договору). В информации к техническому заданию также указано на то, что в мероприятиях, проводимые Тюменской областной общественной организацией «Центр культуры и творчества» в анонсах указывалось «При поддержке Департамента культуры Тюменской области», также ведущие зачитывали в начале открытия мероприятий, в рамках проекта самостоятельно были привлечены зрители на мероприятия Тюменской областной общественной организацией «Центр культуры и творчества финно-угорских народов» 1 470 человек. (т. 2, л.д. 39-41).
В соответствии с творческим отчетом коллектива о мероприятиях, в которых принимал участие и (или) сам организовал (проводил) ансамбль танца «Веелес» были проведены следующие мероприятия: 09.08.2018 в 14-00 Литературная встреча с ханты мансийским сказителем ФИО43 «Корнями могуч человеческий род», в рамках празднования Дня коренных народов мира, место проведения – Областная детская библиотека им. К.Я. Лагунова 30, 50 человек в презентации приняли участие вокальная группа «ХЭС» и ансамбль «Велес» выступили на открытии с художественными номерами, 09.08.2018 в 15-00 в Музейном комплексе им. Н.Я. Словцова, было проведено мероприятие – презентация этнографической выставки «Открытый чум» в Музейном комплексе им. Н.Я. Словцова – 23 человека – 100 ? приняли участие в презентации этнографической выставки «Открытый чум» коллективы «ХЭС», «Велес» с художественными номерами, 04.09.2018 Фестиваль «Тюменская осень», выступление коллективов в школах города Тюмени, вокальная группа финно-угорских народов, 17.11.2018 концертный зал Тюменского государственного Института культуры., 5.12.2018 МАУ СОШ № 22, , 26.07.2018 г. Саки, Республика Крым, 18.111.2018 г. Тюмень, 01.12.2018 г. Тюмень, 05.10.2018 г. Тюмень, ДШИ им. В.В. Знаменского., 05.10.2018 ДК Строитель, 03.11.2018 концертный зал ТРИК, 01.11.2018 МАУ ДО ДШИ ИМ. ВВ ЗНАМЕНСКОГО, 08.11.2018 Тюменская филармония, 14.11.2018, 16.12.2018 ДК Строитель, 21.12.2018 студия «Регион Тюмень», 25.12.2018 ДК Нефтянник (т. 2, л.д. 45-49).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что наименования мероприятий, даты и время проведения, места проведения, а также количество участников различны.
В целях исполнения указаний суда кассационной инстанции в процессе рассмотрения спора судом было предложено представить письменные пояснения относительно источников финансирования группы «ХЭС», истцом были даны письменные пояснения, основанные на справке ГАУ культуры Тюменской области Дворец Национальных культур от 15.01.2021 № 22, согласно которых, финансовое обеспечение деятельности двух человек из творческого коллектива – вокального ансамбля фино-угорских песен «ХЭС» (ФИО5 и ФИО6) осуществлялось как в рамках государственного задания учредителя учреждению за счет средств областного бюджета, так и за счет средств от внебюджетной деятельности учреждения. Руководитель коллектива ФИО5 отдел творческой самодеятельности учреждения (0,5 ставки) и ФИО6, ведущий специалист по сохранению и развитию культур народов Севера Центра национальных культур учреждения на 1 ставку. Остальные участники коллектива не являются работниками учреждения, так как данный коллектив не профессиональный, а является коллективом творческой самодеятельности, то есть участники творческого вокального ансамбля фино-угорских песен «ХЭС» объединены в творческий коллектив для проведения коллектива совместного досуга в свободное от своей работы время, заработную плату за данный вид своей деятельности они в учреждении не получают.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая то обстоятельство, что списочный состав участников ансамбля группа «Велес» и списочный состав вокальной группы финно-угорской песни «ХЭС» различен, что график занятий, а также тематика занятий, различны, суд приходит к выводу о том, что истцом не доказано неправомерность расходования ответчиком средств субсидии, указанные группы не идентичны.
В судебном заседании представителем ответчика в отношении фактического исполнения ФИО4 обязанностей руководителя ансамбля танцев народов Севера Велес при подготовке и проведению творческих мероприятий, по итогам которых ансамблю были выданы дипломы, пояснил, а также из материалов дела следует, что с руководителем ансамбля Велес ФИО4 был заключен срочный договор по совместительству в рамках проекта № 02/18 от 02.07.2018 года, затем указанное лицо было внесено в штатное расписание под проект 29.06.2018, издан приказ о ее приеме от 02.07.2018 № 2. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО4 фактически исполняла и осуществляла обязанности руководителя ансамбля.
В отношении выяснения обстоятельств по отклонению от сметы расходов на реализацию проекта, установленного договором, сторонами в процессе даны следующие пояснения.
Как следует из материалов дела, в рамках проекта была использована сумма в размере 8 662 рубля, из которых на оплату труда были направлены 497 руб. 26 коп., 8 165 рублей на прочие расходы, сумма превышающая лимиты составила 3 658 рублей 66 копеек.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что денежные средства являются личными средствами ответчика и использовались на проект из внебюджетных средств, отклонение использования денежных средств возникло по вине истца, который, по его мнению, допустил задержку оплаты субсидии на два месяца.
В отношении выяснения обстоятельств относительно фактического прекращения отношений по субсидированию после направления Центру претензии об одностороннем прекращении договора от 26.10.2018 с учетом фактического субсидирования, суд с учетом позиции сторон, а также с учетом указания суда кассационной инстанции приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, во исполнение условий договора департамент перечислил Центру субсидию в общем размере 519 000 руб., что подтверждается платежными поручениями от 25.06.2018 N 317574, от 26.07.2018 N 389958, от 28.08.2018 N 452865, от 26.09.2018 N 515535, от 26.11.2018 N 653130.
26.10.2018 истцом ответчику была направлена претензия о возврате полученной суммы субсидии, содержащая извещение о расторжении договора, мотивированная неисполнением условий технического задания, непредставлением отчета за июнь 2018 года.
В силу статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В рассматриваемом случае письменное уведомление содержащее предложение ответчику возвратить полученную субсидию в связи с неисполнением им обязательств по реализации этапов проекта, по мнению суда, не является актом одностороннего расторжения, поскольку как отмечалось ранее, истец продолжил исполнение обязательств по перечислению субсидии в полном объеме в пределах сроков, установленных спорным договором.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 16, 101, 110, 106, 167, 170-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья | Мингалева Е.А. |