ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-1514/2007 от 20.04.2007 АС Тюменской области

Арбитражный суд Тюменской области

625000, г. Тюмень, ул. Хохрякова, 77

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тюмень

Дело № А-70-1514/26-2007

«27» апреля 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 27 апреля 2007 года.

          Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Южакова Ю.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Южаковым Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Первого заместителя Прокурора Тюменской области

к Отделу жилищно-коммунального хозяйства, строительства, газификации, транспорта и связи Администрации Омутинского муниципального района,

к Автономной некоммерческой организации «Центр социального обслуживания Омутинского района»

о признании договора недействительным,

при участии:

от прокурора: прокурор отдела ФИО1 (служебное удостоверение №125937);

от ответчика (Отделу жилищно-коммунального хозяйства, строительства, газификации, транспорта и связи Администрации Омутинского муниципального района): ФИО2 по доверенности Администрации Омутинского муниципального района от 18.04.2007г. №11,

от ответчика (АНО «Центр социального обслуживания Омутинского района»): ФИО2 по доверенности от 03.04.2007г. №8,

установил:

Первый заместитель прокурора Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Отделу жилищно-коммунального хозяйства, строительства, газификации, транспорта и связи Администрации Омутинского муниципального района и к Автономной некоммерческой организации «Центр социального обслуживания Омутинского района» о признании недействительным муниципального контракта 10.06.02 о предоставлении услуг, заключенного 20.12.2006г.  по результатам размещения заказа на оказание услуг по организации и содержанию службы начисления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Омутинского района в I квартале 2007 года.

В качестве основания для удовлетворения заявленных требований прокурор в исковом заявлении ссылался на следующие обстоятельства и доводы.

08 декабря 2006 года отделом экономики и прогнозирования администрации Омутинского муниципального района способом запроса котировки цен был размещен заказ на оказание услуг по организации и содержанию службы начисления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Омутинского района в I квартале 2007 года.

Согласно протоколу заседания единой комиссии по рассмотрению и оценке котировочных заявок от 18.12.2006г. №22 (К22-12/06) котировочные заявки были поданы автономной некоммерческой организацией «Центр социального обслуживания Омутинского района» и муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Тепловик». По результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок победителем запроса котировок на оказание услуг по организации и содержанию службы начисления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Омутинского района в I квартале 2007 года была признана АНО «Центр социального обслуживания Омутинского района».

На основании результатов проведенного размещения заказа 20.12.2006г. отделом жилищно-коммунального хозяйства, строительства, газификации, транспорта и связи администрации Омутинского муниципального района (заказчик) и автономной некоммерческой организацией «Центр социального обслуживания Омутинского района» (исполнитель) заключен муниципальный контракт 10.06.02 о предоставлении услуг.

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 указанного контракта заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по предоставлению заказчику следующих услуг: организовать и содержать службу начисления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Омутинского района; исполнитель обязуется оказывать названные услуги в течение I квартала 2007 года.

По условиям контракта 2.1.3, 2.1.5 исполнитель обязан оказать услуги лично, если иное не будет дополнительно согласовано сторонами; в период оказания услуги специалисты службы субсидий должны владеть знаниями законодательной базы по начислению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению, следить за изменениями в законодательстве, своевременно применять в работе. В соответствии с пунктом 2.2.1 заказчик принимает на себя обязательства оплатить услуги, а также компенсировать расходы исполнителя, связанные выполнением заказа.

Необходимо отметить, что деятельность АНО «Центр социального обслуживания Омутинского района» по начислению гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг осуществляется в соответствии с Положением об отделении начисления льгот и субсидий, утвержденным директором 01.07.2005г. Из раздела III указанного Положения усматривается, что к числу функций отделения относятся прием документов от граждан на предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, ведение и формирование базы данных получателей субсидий, начисление субсидий и отчетность.

Вместе с тем, размещение муниципального заказа на оказание услуг по организации и содержанию службы начисления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Омутинского района в I квартале 2007 года и заключенный по его результатам муниципальный контракт 10.06.02 о предоставлении услуг от 20.12.2006г. не соответствуют требованиям закона исходя из следующего.

Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено статьей 159 Жилищного кодекса РФ.

На основании пункта 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ субсидии предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

В соответствии с пунктом 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. №761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, согласно пункту 7 которых решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Согласно пункту 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения коммунальных услуг для получения субсидий граждане и члены их семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидий с приложением необходимых документов.

В силу статьи 42 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренными пунктами 8 и 9 настоящих Правил.

Из анализа приведенных норм следует, что полномочия по решению вопросов о предоставлении гражданам субсидий, включая прием документов, необходимых для начисления субсидий, определение ее размера, вправе осуществлять лишь органы местного самоуправления или уполномоченные ими муниципальные учреждения. Передача органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов о предоставлении гражданам субсидий иным учреждениям, кроме муниципальных, действующим законодательством не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 1 ст.42 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Согласно пункту 2 ст.42 указанного закона заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает двести пятьдесят тысяч рублей либо аукцион признан несостоявшимся и начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает двести пятьдесят тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи и главой 5 настоящего Федерального закона.

Из анализа приведенных положений статьи 42 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» следует, что осуществление котировок возможно только в случае, когда по планируемым к закупкам товарам (работам, услугам) существует функционирующий рынок и данные товары (работы, услуги) могут быть поставлены (выполнены, оказаны) любому лицу.

Услуги по организации и содержанию службы начисления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Омутинского района, не могут быть оказаны любому лицу, более того, по такому виду услуг не существует функционирующего рынка. Следовательно, уполномоченным органом на размещение заказов для муниципальных нужд - отделом экономики и прогнозирования администрации Омутинского района необоснованно избран такой способ размещения заказа как запрос котировок цен.

Согласно пункту 1.4 Устава «Центр социального обслуживания Омутинского района» является некоммерческой организацией.

В силу статьи 120 ГК РФ учреждением является организация, созданная собственником для осуществления управленченских, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Автономная некоммерческая организация «Комплексный центр социального обслуживания Омутинского района» на основании статьи 120 ГК РФ и статьи 10 ФЗ от 12.01.1996г. № 7-ФЗ (ред. от 02.02.2006г.) «О некоммерческих организациях» не является муниципальным учреждением.

Кроме того, в силу пункта 2 ст. 10 ФЗ «О некоммерческих организациях» автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

В связи с указанным обстоятельством и в соответствии с пунктом 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» центр является хозяйствующим объектом.

Согласно части 3 ст. 15 указанного закона запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Таким образом, размещение муниципального заказа на оказание услуг по организации и содержанию службы начисления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Омутинского района в I квартале 2007 года произведено необоснованно, заключенный по его результатам муниципальный контракт 10.06.02 о предоставлении услуг от 20.12.2006г. не соответствует требованиям закона и в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ является недействительной (ничтожной) сделкой.

Представитель ответчиков письменно заявил о признании иска полностью.

Суд находит заявленное признание иска не противоречащим закону и не нарушающим права других лиц. Руководствуясь частями 3 и 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает признание иска.

Изучив материалы дела, принимая во внимание признание иска представителем ответчиков, суд находит исковое требование подлежащим удовлетворению.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2 000 рублей.

В соответствии со статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд относит расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 000 рублей на каждого из ответчиков.

          Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.
Признать недействительным муниципальный контракт 10.06.02 о предоставлении услуг, заключенный 20 декабря 2006 года Отделом жилищно-коммунального хозяйства, строительства, газификации, транспорта и связи Администрации Омутинского муниципального района и Автономной некоммерческой организацией «Центр социального обслуживания Омутинского района».

Взыскать с Отдела жилищно-коммунального хозяйства, строительства, газификации, транспорта и связи Администрации Омутинского муниципального района в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.

Взыскать с Автономной некоммерческой организации «Центр социального обслуживания Омутинского района» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Тюменской области.

Судья                                                                        Южаков Ю.А.