ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-15332/15 от 24.02.2016 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-15332/2015

01 марта 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 01 марта 2016 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Добрыниным И.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Водоснабжение Тюмени»

к МИФНС № 14 по Тюменской области

об оспаривании решения МИФНС № 14 по Тюменской области от 03.09.2015г. № 14284А от 03.09.2015г. № 14284А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов»

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились, извещены;

от ответчика – Аношкин А.Ю. по доверенности от 11.02.2016г. №03-11/000923;

установил:

ООО «Водоснабжение Тюмени» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к МИФНС № 14 по Тюменской области (далее – ответчик, регистрирующий орган) об оспаривании решения об отказе в регистрации; об обязании ответчика вынести решение о регистрации по заявлению, поданному 27.08.2015г. Р14001.

В порядке ст. 49 АПК РФ Общество уточнило заявленные требования, просит суд признать незаконным решение МИФНС № 14 по Тюменской области от 03.09.2015г. № 14284А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов».

Уточнение заявленных требований принято судом к рассмотрению.

Судебное разбирательство проведено в порядке ч. 2 ст. 200 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя, извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Присутствовавший в судебном заседании представитель МИФНС № 14 по Тюменской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

27.08.2015г. ООО «Торговый дом «Водянофф» обратилось в Межрайонную ИФНС России № 14 по Тюменской области с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержавшиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме № Р14001.

03.09.2015г. регистрирующим органом принято решение № 14284А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов» об отказе в государственной регистрации.

Как следует из протокола общего собрания участников ООО «Торговый дом «Водянофф» от 26.08.2015г. № 3 общим собранием было принято решение об изменении фирменного наименования ООО «Торговый дом «Водянофф» на ООО «Водоснабжение Тюмени», в связи с чем в ЕГРЮЛ были внесены соответствующие изменения.

ООО «Водоснабжение Тюмени», не согласившись с решением от 03.09.2015г. № 14284А обратилось с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по Тюменской области.

Решением Управления ФНС России по Тюменской области №142 от 15.10.2015г. жалоба заявителя от 30.09.2015 была оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением МИФНС № 14 по Тюменской области от 03.09.2015г. № 14284А, Общество обратился в суд с заявлением по настоящему делу.

Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 этой статьи предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Федеральный закон от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр (юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В заявлении должно подтверждаться, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Из материалов дела следует, что 27.08.2015г. ООО «Торговый дом «Водянофф» обратилось в Межрайонную ИФНС России № 14 по Тюменской области с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержавшиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме № Р14001.

В заявлении по форме № Р14001 содержались, в том числе, сведения о прекращении полномочий Саттарова О.Р. и возложении полномочий единоличного исполнительного органа на управляющую организацию - иностранное юридическое лицо Синтакс Индастри ЛТД.

Ссылаясь на положения п.3 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ, регистрирующий орган установил, что иностранное юридическое лицо Синтакс Индастри ЛТД отсутствует в реестре аккредитованных иностранных филиалов.

По результатам рассмотрения представленных документов, 03.09.2015г. регистрирующим органом, в соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ вынесено решение об отказе в государственной регистрации № 14284А (непредставление необходимых для государственной регистрации документов).

Оспаривая законность решения от 03.09.2015г. № 14284А, Общество указывает, что иностранное юридическое лицо Синтакс Индастри ЛТД будучи назначенным управляющей компанией Общества, не имеет намерения таким образом вести предпринимательскую деятельность на территории РФ. Назначение Синтакс Индастри ЛТД управляющей компанией Общества направлено на избежание затрат на услуги единоличного исполнительного органа. Кроме того, Общество не планирует осуществлять предпринимательскую или какую-либо другую деятельность в период присутствия иностранного юридического лица в качестве управляющей компании Общества, следовательно, Синтакс Индастри ЛТД не будет нести ответственность перед третьими лицами на территории РФ.

Заявитель также ссылается, что регистрирующий орган умышленно ограничил право иностранного юридического лица принимать решения от имени российского общества, участником которого является. Вынося оспариваемое решение, регистрирующий орган поставил иностранное юридическое лицо в менее выгодное положение по отношению к российским юридическим и физическим лицам, умышленно незаконно введя ограничение в виде необходимости аккредитации на территории РФ. Законодательством РФ не предусмотрена обязанность иностранного юридического лица зарегистрировать филиал или представительство на территории РФ для участия в уставном капитале российских обществ.

Кроме того, заявитель считает, что регистрирующий орган не уполномочен проводить проверку в реестре аккредитованных иностранных филиалов, представительств. По мнению заявителя, отказывая в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ по основанию непредставления необходимых для государственной регистрации документов, при фактическом представлении корректно заполненных документов, ответчиком было совершен служебный подлог.

Исследовав доводы заявления, суд не принимает их по следующим основаниям.

Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ (далее - Федеральный закон № 160-ФЗ) определено, что иностранное юридическое лицо, цель создания и/или деятельности которого имеет коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории РФ обязательствам, имеет право осуществлять деятельность на территории РФ через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами.

Порядок создания филиалов иностранных юридических лиц регулируется ст. 21 Федерального закона № 160-ФЗ, в соответствии с которой государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации, осуществляемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц. Аккредитация филиала иностранного юридического лица рассматривается как процесс, представляющий совокупность юридически значимых действий РФ по рассмотрению вопроса о порядке выдачи разрешения об учреждении подразделений иностранного юридического лица, к которым относятся филиалы и представительства.

Таким образом, нормы Федерального закона № 160-ФЗ устанавливают специальные требования к положению о филиале иностранного юридического лица, его аккредитации, для осуществления деятельности на территории РФ.

Поскольку юридическое лицо Синтакс Индастри ЛТД зарегистрировано за пределами РФ и сведения о данном юридическом лице отсутствуют в реестре аккредитованных иностранных филиалов, представительств, регистрирующий орган считает, что Синтакс Индастри ЛТД не вправе осуществлять коммерческую деятельность на территории РФ до постановки на учет/аккредитации обособленного подразделения в установленном законом порядке.

Рассмотрев доводы заявителя, суд считает, что доводы о том, что Синтакс Индастри ЛТД не будет нести ответственность перед третьими лицами на территории РФ безосновательными и противоречащими нормам гражданского законодательства РФ.

Согласно положениям ст. 53 Гражданского кодекса РФ любое юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с нормами законодательства и учредительными документами общества.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется посредством единоличного исполнительного органа общества (или единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа).

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему.

Общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом общества.

Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрено, что принятие Обществом на себя гражданских обязанностей осуществлялось бы через управляющую организацию.

Согласно ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а равно управляющий несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами. При этом не несут ответственности члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение обществу убытков, или не принимавшие участия в голосовании.

Таким образом, нормы действующего законодательства предусматривают основания ответственности лица, которому были переданы полномочия единоличного исполнительного органа общества.

Учитывая изложенное, суд соглашается, что с доводами регистрирующего органа о том, что управляющая организация (иностранное юридическое лицо) несет имущественную ответственность по принятым на себя обязательствам, о чем свидетельствуют, в том числе положения ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Согласно пп. 2 ч. 2.1 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом. Уставом общества может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся: образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее - управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним.

В силу изложенного передача полномочий единоличного исполнительного органа общества осуществляется коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю. Таким образом, деятельность управляющей организации в соответствии с нормами российского законодательства носит коммерческий характер. Иное из положений названного закона не следует.

В соответствии с п. 3 ст. 51 Гражданского кодекса РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

В силу изложенного, регистрирующий орган вправе предпринимать все необходимые действия, направленные на проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр. Необходимость получения регистрирующим органом каких-либо специальных полномочий по обращению к сведениям, содержащимся в реестре аккредитованных иностранных филиалов и представительств действующим законодательством не предусмотрена.

Согласно п. «а» ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

Согласно ч.2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством РФ требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Таким образом, необходимым условием осуществления государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного Законом № 129-ФЗ, но и достоверность представленной информации. Учитывая изложенные нормы Закона № 129-ФЗ, суд соглашается с доводами ответчика о том, что заявление, содержащее сведения, не соответствующие действующему законодательству, считаются непредставленными регистрирующему органу.

Оспариваемое решение суд считает соответствующим требованиям действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.

На основании ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья Сидорова О.В.