АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.aгbitг.гu, E-mail: info@tumen.aгbitг.гu
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-15501/2022 |
28 сентября 2022 года
резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2022 года
решение в полном объеме изготовлено 28 сентября 2022 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, адрес: 627757, <...>)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тюменской области (627756, <...>)
о признании недействительным решения от 31.03.2022 №2.6-15/356 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
о возмещении излишне уплаченного налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2021
года в сумме 258 673 рублей,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО2, на основании доверенности 25.08.2022,
от ответчика – ФИО3, по доверенности от 21.12.2021, ФИО4, по доверенности от 12.09.2022, ФИО5, на основании доверенности от 12.01.2022,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1, налогоплательщик») обратилась в суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тюменской области (далее – ответчик, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 31.03.2022 №2.6-15/356 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, о возмещении излишне уплаченного налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2021 года в сумме 258 673 рублей.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.
Представители ответчика исковые требования не признают на основании изложенных в отзыве на заявление доводов.
Как следует из материалов дела, в отношении ИП ФИО1 была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой вынесено Решение Межрайонной ИФНС России №12 по Тюменской области от 31.03.2022 № 2.6-15/356 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Оспариваемым решением №2.6-15/356, налоговым органом доначислен Заявителю НДС в размере 258 673,00 руб., соответствующие пени в размере 12276, 91 руб., кроме того, ИП ФИО1 привлечена к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 25867,50 руб.
Не согласившись с вынесенным решением Инспекции, Налогоплательщик, воспользовавшись правом на подачу апелляционной жалобы, предусмотренным ст. и ст. 137-140 НК РФ, 25.04.2022 представил апелляционную жалобу. Решением УФНС России по Тюменской области № 564 от 30.05.2022 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, оспариваемое решение №2.6-15/356 - без изменений
С решением инспекции от 31.03.2022 № 2.6-15/356 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения заявитель не согласен, считает его незаконным и необоснованным, в связи с чем, предприниматель обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, пояснения сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является необходимым наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 05.08.2020 с основным видом деятельности - Код 45.32 «Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями» и дополнительным - Код 45.31.1 «Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов».
В соответствие с п. 2 ст. 346.13 НК РФ, 06.08.2020 налогоплательщиком подано уведомление о переходе на УСН с объектом налогообложения - «Доходы».
Согласно п. 3 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено ст. 346.13 НК РФ.
При этом указанной статьей предусмотрено, что переход с УСН на иной режим налогообложения возможен в обязательном порядке в случае нарушения применения УСН (п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ), и в добровольном.
ИП ФИО1 право на применение УСН в порядке, установленном в части 4 ст. 346.13 НК РФ не утрачивала.
В соответствие с п. 6 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
Указанное уведомление представляется в налоговый орган по Форме по КНД 1150002, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения».
Уведомление об отказе в применении УСН с 01.01.2021 в установленный названной статьей сроки в Межрайонную ИФНС России №12 по Тюменской области от ИП ФИО1 не поступало, иного налогоплательщиком не доказано.
Как следует из представленных суду письменных доказательств, основанием для проведения камеральной налоговой проверки явилось представление 21.10.2021 по ТКС Налогоплательщиком первичной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2021 года (per. №1320699991) (Приложение №15 к исковому заявлению). В связи с представлением 28.10.2021 по ТКС уточненной налоговой декларации №1 (per. №1326728679), в соответствие с п. 9.1 ст. 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка первичной декларации прекращена, комплекс мероприятий перенесен на уточненную налоговую декларацию №1 по НДС.
В ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом установлено, что в налоговой декларации по НДС за 3 кв. 2021 в разделе 3 по строке 190 «Общая сумма налога, подлежащая вычету по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 НК РФ» неправомерно заявлены вычеты в сумме 258 673 руб., поскольку ИП ФИО1 является налогоплательщиком, применяющим УСН с 06.08.2020, при этом, сообщение об утрате права на применение УСН и переходе на иной режим налогообложения не представляла.
Кроме того, материалами проверки установлено что, Уведомление об отказе от применения УСН в налоговый орган представлено 01.12.2021, при этом, как ранее указывалось, налогоплательщики, применяющие УСН не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения (п. 3 ст.346.13 НК РФ)(налоговый период, согласно п. 1 ст. 346.19 НК РФ - календарный год), а, следовательно, и заявлять вычеты в декларации по НДС она не вправе в силу п. 3 ст. 346.11, пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.
01.12.2021 налоговым органом направлено требование №8885 о предоставлении пояснений по факту неправомерно заявленных в декларации по НДС вычетов.
Налогоплательщиком 01.12.2021 представлено уведомление об отказе от применения УСН в соответствии с п. 6 ст. 346.13 НК РФ с 01.01.2022.
Также 09.12.2021 (вх. №021803/В21 от 09.12.2021) представлены пояснения, что налоговые вычеты заявлены в связи с тем, что с 01.01.2021 налогоплательщик не стал применять УСН, а остался на Общей системе налогообложения.
28.12.2021 налоговым органом направлено требование от 28.12.2021 № 9217, в котором ИП ФИО1 в связи с неправомерно заявленными вычетами по НДС предложено представить необходимые пояснения или уточненную налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2021 года, в ответ на которое налогоплательщиком представлены документы для подтверждения налоговых вычетов (с/ф. ТТН).
Уточненная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2021 года ИП ФИО1 не представлена.
Учитывая изложенное и принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, ИП ФИО1 не произведены действия, предусмотренные п. 6 ст. 346.13 НК РФ в срок до 15.01.2021, следовательно, в 2021 году она правомерно является и признается плательщиком УСН в силу п. 1 ст. 346.12, п. 2 и 3 ст. 346.13 НК РФ.
Заявитель указывает, что с 06.08.2020 по 31.12.2020 она действительно являлась налогоплательщиком по УСН, но с 01.01.2021 в связи с необходимостью взаимодействия с контрагентами, применяющими НДС, произвела переход на общую систему налогообложения (далее - ОСНО), который возможен в обязательном или добровольном порядке. ИП ФИО1 право на применение УСН не теряла. Налогоплательщик свободен в выборе системы налогообложения из числа тех, которые подходят для его организационно-правовой формы и вида деятельности, исходя из этого, а также из расчета совокупной налоговой нагрузки и условий ведения бизнеса (работа с контрагентами, применяющими ОСНО, работающими с НДС), ФИО1 произвела добровольный переход с УСН на ОСНО с 01.01.2021. Таким образом, заявитель полагает, что ИП ФИО1 добровольно и правомерно изменен режим налогообложения с УСН на ОСНО с начала нового календарного года в согласно п.3ст.346.13 НК РФ.
Судом указанные доводы оценены критически ввиду следующего.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 Гражданского Кодекса РФ).
Так индивидуальный предприниматель, без указания и рекомендаций налогового органа, самостоятельно выбирает оптимальный режим налогообложения, при условии соответствия требованиям, предъявляемым к налогоплательщику соответствующими главами НК РФ и Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Однако это не означает, что налогоплательщик в произвольном порядке и без уведомления налогового органа может переходить с одного режима (системы) налогообложения на другой.
Налоговое законодательство устанавливает правила выбора налогоплательщиком определенных систем налогообложения в зависимости от условий осуществления им хозяйственной деятельности, определяя критерии соответствия налогоплательщиков определенным системам налогообложения и последствия несоблюдения этих критериев. Реализация налогоплательщиком своего права на выбор системы налогообложения осуществляется по собственному усмотрению, но в пределах установленных законодательством критериев.
Так, ОСНО могут применять все ИП независимо от вида и масштаба своей деятельности. ОСНО применяется автоматически, с самого момента регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя, при условии, если предприниматель не выбрал другой режим или не может применять другой режим в силу ограничений.
Перейти на УСН ИП может добровольно (п. п. 1, 2 ст. 346.13, п. 2 ст. 346.44, п. п. 5, 6 ст. 346.45 НК РФ, ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 25.02.2022 N 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения):
-с момента регистрации ИП;
-с начала очередного года;
-в течение года, если переходит на УСН с патентной системы или АУСН.
Для перехода на УСН, необходимо соблюдение ограничений по видам деятельности и численности работников на момент начала применения УСН и своевременно подать в инспекцию уведомление о переходе на УСН, согласно положений налогового законодательства (пп. 8, 13, 15, 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
05.08.2020 ФИО1 поставлена на налоговый учет в качестве ИП.
06.08.2020 ИП ФИО1 лично подано в инспекцию уведомление о переходе на УСН (peг. № 1037121652), налогоплательщик выразил свое волеизъявление использовать УСН посредством направления соответствующего.
Добровольный переход с УСН на ОСНО также осуществляется в определенном законодательством о налогах и сборах порядке, при этом должны быть соблюдены следующие критерии:
-перейти можно только с начала нового календарного года - с 1 января (п. 3 ст. 346.13, п. 1 ст. 346.19 НК РФ);
-в инспекцию необходимо подать уведомление об отказе от УСН в срок - не позднее 15 января года, в котором планируется применять ОСНО (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).
ИП ФИО1 настивает на том, что ею осуществлен переход с УСН на ОСНО с начала нового календарного года (с 01.01.2021), т.е. п. 3 ст. 346.13 НК РФ соблюден, однако посредством чего было выражено ее волеизъявление смены системы налогообложения, каким образом осуществлен этот переход, Заявителем не уточняется, доказательств не представлено.
Таким образом, налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать наиболее благоприятный для него режим налогообложения, при этом переход на выбранный режим (систему) должен осуществляться в установленном законом порядке.
Суд также отклоняет довод Заявителя, о том, что согласно НК РФ, процедура перехода субъектами малого и среднего предпринимательства с УСН на ОСНО носит уведомительный, а не разрешительный характер, а определяющим фактором в данном случае является фактическое ведение налогоплательщиком хозяйственной деятельности в соответствии с выбранным режимом налогообложения с начала налогового периода.
Между тем, правовое значение уведомления о переходе с УСН на ОСНО состоит не в получении согласия налогового органа, а в выражении волеизъявлении субъектов предпринимательства на добровольное применение налогового режима и в обеспечении надлежащего администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты.
При этом волеизъявление ИП ФИО1 на добровольное применение с 01.01.2021 ОСНО выражено не было, что затрудняет надлежащее администрирование налога, полноты и своевременности его уплаты, поскольку налоговый орган рассматривал Заявителя как плательщика УСН.
Утверждение об отсутствии в НК РФ прямо прописанной ответственности за пропуск срока подачи уведомления о переходе с УСН на ОСНО, а соответственно, по мнению Заявителя, об отсутствии запрета на применение в данном случае ОСНО, является необоснованным ввиду следующего.
Статья 346.13 НК РФ содержит порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения, т.е. критерии, при которых применение УСН и его прекращение допустимо, соответственно при их нарушении, несоблюдении, как в рассматриваемом случае, переход с УСН на иной режим налогообложения не может считаться правомерным.
Согласно п. 6 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения. Таким образом, указанная норма содержит два условия перехода с УСН на иной режим налогообложения:
-смена режима возможна только с начала нового календарного года - с 1 января;
-в срок - не позднее 15 января года, в котором планируется применять иной режим налогообложения, в инспекцию необходимо подать уведомление об отказе от УСН.
О последствиях несвоевременного представления в налоговый орган уведомления о переходе на иной режим налогообложения в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 346.13 НК РФ, даны разъяснения Минфин России в Письмах от 03.07.2015 N 03-11-11/38553, от 14.07.2015 N 03-11-09/40378 (доведенное письмом ФНС России от 12.08.2015 N ГД-4-3/14234), согласно которым в таком случае налогоплательщик применять иной режим налогообложения не вправе.
В том числе, в письме ФНС от 19.07.2011 N ЕД-4-3/11587 указано, что налогоплательщику предоставлено право добровольно принимать решение о переходе с УСН на иной налоговый режим, при обязательном соблюдении условий такого перехода. В связи с чем, положениями главы 26.2 НК РФ установлены четкие сроки для реализации налогоплательщиком своего решения о переходе с УСН на иной режим налогообложения посредством направления в налоговый орган соответствующего уведомления.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Налоговые органы, в рамках возложенных на них функций и полномочий, вправе требовать от налогоплательщиков исполнения обязанностей, связанных с соблюдением налогового законодательства в соответствии с добровольно выбранным режимом налогообложения.
Так отказ от применения УСН (п. 6 ст. 346.13 НК РФ) требует от налогоплательщика выполнения определенной процедуры, а именно подачи в инспекцию соответствующего уведомления.
Таким образом, выбор режима (системы) налогообложения - это право налогоплательщика, которое осуществляется им самостоятельно и добровольно (за исключением предусмотренных НК РФ случаев), а ведение деятельности в соответствии с выбранным режимом, в том числе представление соответствующего уведомления в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, является обязанностью налогоплательщика.
Налоговый орган, согласно направленному уведомлению, получает возможность контролировать выполнение налогоплательщиком обязанностей, соответствующих именно выбранному режиму.
Между тем, уведомление о намерении перейти с 01.01.2022 на ОСНО представлено налогоплательщиком лишь 01.12.2021, т.е. в установленные п. 6 ст. 346.13 НК РФ сроки, соответственно нарушения порядка перехода с УСН на ОСНО с 01.01.2021 не имеется.
Заявитель указывает, что деятельность ИП ФИО1 с 01.01.2021 велась в соответствии с правилами общего налогового режима, что подтверждается: Ведением налогового учета по правилам ОСНО, а именно: ежеквартальная подача деклараций по НДС, подача деклараций по форме 3-НДФЛ с заполнением приложения 3, которое предоставляют только ИП, применяющие ОСНО.
Однако, как следует из пояснений налогового органа, УСН добровольно избрана ИП ФИО1 в качестве системы налогообложения с 2020 года путем представления в установленный срок соответствующего уведомления, в связи с чем Инспекцией правомерно, на основании имеющейся у нее информации, налогоплательщик признавался плательщиком налога по УСН. При этом действия налогового органа по принятию представленных ИП ФИО1 указанных выше налоговых деклараций по ОСНО не изменяет действующего порядка перехода на иной режим налогообложения и не освобождает налогоплательщика от обязанности соблюдать такой порядок, поскольку в силу п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком.
Кроме того, определение учетной политики, подача налоговых деклараций, заявление налоговых вычетов является прерогативой налогоплательщика и сами по себе не являются доказательством осуществления деятельности не по УСН, равно как и не могут подтверждать довод об отказе от перехода на УСН с 01.01.2021.
При этом, даже при выполнении всех формальных условий (наличие «первички», счетов-фактур, принятие на учет покупки, ведение раздельного учета и т.п.) «упрощенец» не может заявить к вычету «входной» налог - в противном случае ему грозят доначисления и штрафы (аналогичная позиция отражена в Постановлении АС ПО от 21.12.2017 по делу N А72-6475/2017, поддержанном Определением ВС РФ от 17.04.2018 N 306-КГ18-844).
Согласно п. 4 ст. 174 Ж РФ, уплата налога лицами, указанными в п. 5 ст. 173 НК РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 163 НК РФ, налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал.
Таким образом, срок уплаты НДС по основаниям, предусмотренным п. 5 ст. 173 НК РФ, за 1 квартал 2021 года - не позднее 26.04.2021, за 2 квартал 2021 года - не позднее 26.07.2021, за 3 квартал 2021 года - не позднее 25.10.2021, за 4 квартал 2021 года - не позднее 25.01.2022.
В соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ, уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями.
Таким образом, налогоплательщики, находящиеся на ОСНО, уплачивают НДС не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, а лица, не являющиеся плательщиками НДС, но уплачивающие его по основаниям, предусмотренным п. 5 ст. 173 НК РФ - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Фактическая же уплата НДС в 2021 году ИП ФИО1 осуществлялась в следующем порядке: 26.04.2021 - 1176 руб. (№723 от 26.04.2021), 29.07.2021 - 9246 руб. (№1417 от 23.07.2021),27.10.2021- 30975 руб. (№720591617 от 27.10.2021), 15.02.2022- - 7363 руб. (№431 от 15.02.2022).
При таких обстоятельствах, есть основания полагать, что ИП ФИО1 уплачивала НДС в порядке, предусмотренном не как для плательщиков ОСНО, а как для плательщика НДС в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ.
Судом также критически оценен довод предпринимателя о том, что деятельность по режиму УСН не ведется, налог по УСН за 2021 год не исчисляется и не уплачивался. Предоставленная декларация 21.05.2021 по УСН является расчетом за 2020 год и не подтверждает осуществления реальной деятельности по УСН за 2021 год.
Так ,как указывалось выше, 06.08.2020 ИП ФИО1 самостоятельно и добровольно представлено в налоговый орган уведомление о переходе на УСН, с указанной даты предприниматель стал применять УСН, что подтверждается представленной 21.05.2021 декларацией по УСН за 2020 год и не опровергается самим налогоплательщиком.
Право на применение УСН в соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ ИП ФИО1 не утратила.
Уведомление об отказе от применения УСН с 01.01.2021 в налоговый орган не представлялось, ИП ФИО1 выразила желание перейти на ОСНО только с 01.01.2022, представив соответствующие уведомление 01.12.2021.
Таким образом, налоговый орган, обладая данными сведениями, обоснованно рассматривал ИП ФИО1 как плательщика УСН в 2020- 2021гг.
Непредставление же декларации по УСН за 2021 год ИП ФИО1 в установленные п. 1 ст. 346.23 НК РФ сроки является налоговым правонарушением, которое в рамках настоящего дела не рассматривается.
Кроме того, срок по представлению налоговой декларации по УСН за 2021 год истек 04.05.2022, а оспариваемое решение вынесено 31.03.2022, таким образом, момент совершения налогового правонарушения, на момент вынесения оспариваемого решения еще не наступил.
Предприниматели на УСН сдают декларацию по УСН по общему правилу не позднее 30 апреля следующего года, если продолжают применять УСН (п. 1 ст. 346.19, пп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
Декларация за 2020 год по УСН представлена ИП ФИО1 с опозданием 21.05.2021, за что она была привлечена к ответственности решением Межрайонной ИФНС России №12 по Тюменской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 2039 от 14.10.2021.
Срок представления декларации по УСН за 2021 год для ИП - не позднее 04.05.2021 (пп. 2 п. 1 ст. 346.23, п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Соответственно, требовать от налогоплательщика представления отчетности до наступления сроков, установленных законодательством, неправомерно.
При установлении, что после 04.05.2022 декларации по УСН за 2021 год, не представлена, налоговым органом приняты соответствующие меры, в соответствии со ст. 76 НК РФ, а именно вынесены решения №1231, 1232 от 06.06.2022 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств, которые направлены ИП ФИО1 по почте 08.06.2022.
Для применения таких мер как принудительное взыскание недоимки, приостановление операций по счетам в отношении не внесенных «упрощенцем» авансовых платежей по налогу необходимы сведения о размере недоимки. При отсутствии такой информации ни одна из этих мер не может быть применена в отношении налогоплательщика, находящегося на УСН. Таким образом, до представления декларации по УСН у налогового органа отсутствует возможность определить размер авансовых платежей, подлежащих уплате, а, следовательно, принять соответствующие меры.
Относительно предпринятых Инспекцией в личном кабинете мерах по предупреждению об уплате НДС 1/3 суммы налога за 4 квартал 2021 года до 25 марта, налоговый орган пояснил, что ввиду того, что ИП ФИО1 неверно заполнена декларация по НДС за 4 квартал 2021 года, а именно как плательщиком ОСНО, то в информационном ресурсе налогового органа автоматически отражены сроки уплаты, указанные им в отчетности.
Срок проведения камеральной проверки декларации по НДС - 2 месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). Поскольку первичная декларация представлена 23.01.2022, уточненная №1 - 15.02.2022, уточненная №2 - 15.04.2022, то в соответствии с п. 9.1 камеральная проверка была перенесена на уточненную №2 и окончена 15.06.2022, соответственно по состоянию на 15.03.2022 данные по срокам уплаты НДС за 4 квартал 2021 года не были скорректированы налоговым органом.
В личном кабинете ИП, согласно Приказу ФНС России от 26.05.2015 N ММВ-7-6/216@ «О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы «Личный кабинет» налогоплательщика индивидуального предпринимателя», можно получить актуальную информацию из налоговых органов в режиме он-лайн, в том числе и сведения о применяемой системе налогообложения.
Таким образом, информация о том на каком режиме налогообложения ИП ФИО1 находится, была доступна налогоплательщику и до направления налоговым органом информационных писем от 01.12.2021 № 2.6-46/009181, 2.6- 46/00912 и требований от 01.12.2021 № 8885, от 28.12.2021 № 9217.
В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ, ИП, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 161 и 174.1 НК РФ.
ИП, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).
Пунктом 5 ст. 173 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
1)лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
2)налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
В случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС необходимо представить налоговые декларации по НДС за соответствующие налоговые периоды.
Пунктом 5.1 ст. 174 НК РФ установлено, что лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, включают в налоговую декларацию по НДС сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах.
В пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками НДС, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет.
Однако, возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов, (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N33).
На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания п.5 ст. 173 НК РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю.
Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21 НК РФ не предусмотрена.
В ходе судебного заседания, представитель Заявителя также пояснила, что ИП ФИО1 предпринимательскую деятельность по общей системе налогообложения начала применять с 01.01.2021 и была уверена, что правомерно находилась на ОСНО, поскольку налоговым органом при проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС за 1 и 2 кварталы 2022, нарушений не установлено.
Между тем, документального подтвержденного факта о переходе с УСН на иной режим налогообложения посредством направления в налоговый орган соответствующего уведомления, в нарушении ст. 65 АПК РФ, в материалы дела Заявителем не представлено.
При этом, как следует из материалов дела, Заявителем за 1-2 кварталы 2021 представлены налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость с заполнением раздела 3 декларации и отражением сумм к уплате налога.
Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется, в том числе и лицами, не являющимися налогоплательщиками или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в отсутствие уведомления о переходе на иной вид налогообложения, в связи с чем, у налогового органа противоречий или сомнений относительно предоставления заявителем налоговых деклараций по НДС и нахождения заявителя на УСН не вызвало.
Действия налогового органа по принятию представленных Заявителем налоговых деклараций за 1 и 2 квартал 2021 года по НДС не изменяет действующего порядка перехода на иной режим налогообложения и не освобождает налогоплательщика от обязанности соблюдать такой порядок.
Коме того, в силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком. Также отмечаем, что определение учетной политики, подача налоговых деклараций, заявление налоговых вычетов является прерогативой налогоплательщика и сами по себе не являются доказательством осуществления деятельности не по УСН, равно как и не могут подтверждать довод о переходе на ОСНО с 01.01.2021.
Судом также приняты во внимание доводы налогового органа о том, что согласно приказу ФНС России №ММВ-7- 12/134 от 14.03.2016, в целях систематизации основных подходов к созданию, развитию, сопровождению и использованию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой, утверждено Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3») (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения, АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 (в действующей редакции, далее - Положение о ФНС России), в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.
Согласно пункту 4 Положения, АИС «Налог-3» направлена на решение одних из следующих задач:
- обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику («досье» налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;
- повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;
- снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;
- переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;
В соответствии с п. 7.2.1. инструкции на рабочие места, по декларациям, не требующим проведения мероприятий налогового контроля, в дату окончания КНП в соответствии со сроками, установленными п. 2 ст. 88 НК РФ, применяет режим «Завершить проверку»
В соответствии с п. 7.2.2. инструкции на рабочие места, для деклараций, требующих проведения мероприятий налогового контроля, создает комплекс мероприятий, нажав на кнопку «Начать углубленную камеральную налоговую проверку». Дальнейшие действия производятся в соответствии с пп.7.8 инструкции на рабочие места.
Таким образом, автоматизированный камеральный контроль, осуществляемый отделом камеральных проверок в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов), проводится с использованием внутридокументных и междокументных контрольных соотношений. Протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов и информации, поступающей в налоговые органы, формируются в автоматизированном режиме в АИС "Налог" и используются при проведении проверок.
Следовательно, поступившие в Инспекцию налоговые декларации, не имеющие ошибок по результатам автоматизированного контроля, в отсутствие оснований для углубленной камеральной налоговой проверки, закрываются без разногласий.
В отношении проведенных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС за 1 и 2 квартал 2021 ИП ФИО1, нарушений АИС «ФИО6» не выявил.
Таким образом, документального подтвержденного факта о бездействии налогового органа, выразившегося в проведении камерального контроля деклараций по НДС за 1 и 2 кварталы без нарушений, в нарушении ст. 65 АПК РФ в материалы дела Заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного, суд находит Решение налогового органа от 31.03.2022 № 2.6-15/356 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесено с правильным применением норм материального и процессуального права.
Оценивая доводы заявителя применительно к данному решению, суд с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела и содержания оспариваемого решения, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания решения незаконным по указанным заявителем причинам. Доказательств, полученных налоговым органом с нарушением требований НК РФ и не соответствующих положениям статей 67, 68 АПК РФ, судом не установлено. При рассмотрении настоящего дела судом также не установлено нарушений, которые в соответствии с абзацем первым пункта 14 статьи 101 НК РФ могли бы быть расценены как являющиеся основанием для отмены данного решения налогового органа.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы заявления и отзыва на него по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что из материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого решения инспекции положениям действующего налогового законодательства, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При вышеизложенных обстоятельствах оснований для отмены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.03.2022 № 2.6-15/356, суд не установил.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с отказом в удовлетворении требований судебные расходы по делу относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Минеев О.А. |