ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-15529/19 от 16.10.2019 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-15529/2019

23 октября 2019 года

резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2019 года

решение в полном объеме изготовлено 23 октября 2019 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

департамента образования и науки Тюменской области

о привлечении автономной некоммерческой организации Учебно-методический центр дополнительного профессионального образования «Статус»

к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол об административном правонарушении от 30.08.2019 №30),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Парфенцевой А.А.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Карасева Е.Г. по доверенности от 21.05.2019,

от ответчика – Зарочинцева Ю.С. по доверенности от 04.03.2015,

установил:

Департамент образования и науки Тюменской области  (далее – заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении автономной некоммерческой организации Учебно-методический центр дополнительного профессионального образования «Статус» (далее – ответчик) к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол об административном правонарушении от 30.08.2019 №30).

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика факты нарушения признает, просит освободить от ответственности или применить наказание в виде предупреждения на основании изложенных в отзыве на заявление и дополнении к нему доводов.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Департамента образования и науки Тюменской области от 27.06.2019 № 234-п, главным специалистом отдела государственного контроля (надзора) Департамента образования и науки Тюменской области Карасевой Е.Г. была проведена плановая выездная проверка по лицензионному контролю в отношении Автономной некоммерческой организации Учебно-методического центра Дополнительного Профессионального Образования «Статус» (далее- АНО УМЦ ДПО «Статус»).

В ходе проверки 28.08.2019 в 12.00 по адресам: 636785, Томская область, г. Стрежевой, микрорайон 4-й, д.460, каб. 13, 628284, Ханты-Мансийский округ-Югра, г. Урай, микрорайон Аэропорт, д.20, каб. 12,13 было выявлено следующее.

Согласно подпункту «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966, лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.

Вместе с тем, у АНО УМЦ ДПО «Статус» санитарно-эпидемиологические заключения по адресам 636785, Томская область, г. Стрежевой, микрорайон 4-й, д.460, каб.13 и 628284, Ханты-Мансийский округ-Югра, г.Урай, микрорайон Аэропорт, д.20, каб. 12,13. отсутствуют.

Указанное свидетельствует о том, что образовательная деятельность в АНО УМЦ ДПО «Статус» ведётся без наличия санитарно-эпидемиологическое заключения о соответствии санитарным правилам зданий, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.

Кроме того, согласно пп. «а» п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных, подпунктами «а»-«д», «ж-«к» пункта 6 настоящего Положения.

Согласно пункта 3.6 Устава АНО УМЦ ДПО «Статус» вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.

Обучение осуществлялось на платной основе в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг, т.е. за счёт средств физических лиц, что является деятельностью, приносящей доход АНО УМЦ ДПО «Статус».

Учитывая изложенное, АНО УМЦ ДПО «Статус» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельностью с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Выявленные нарушения зафиксированы актом проверки от 28.08.2019 №255, пояснением руководителя филиала АНО УМЦ ДПО «Статус» в г. Урае, филиала АНО УМЦ ДПО «Статус» в г. Стрежевом.

В связи с выявлением указанных нарушений, главным специалистом отдела государственного контроля (надзора) Департамента образования и науки Тюменской области Карасевой Е.Г. был составлен протокол об административном правонарушении от 30.08.2019 №30 и Департамент обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований к порядку и срокам его составления, установленными главой 28 КоАП РФ.

АНО УМЦ ДПО «Статус» совершение правонарушения признает, при этом указывает, что фактически санитарно-эпидемиологических заключения на те объекты, где ведётся образовательная деятельность на момент проверки имелись, но не в полном объёме указаны номера отсутствующих в заключениях помещений; ответчик впервые привлекается к ответственности за подобное правонарушение и на момент рассмотрения заявления судом все нарушения устранены – получены новые санитарно-эпидемиологические заключения.

Учитывая изложенное, арбитражным судом установлено событие административного правонарушения и совершение его ответчиком.

В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая совершение административного правонарушения впервые, ответчик считает возможным заменить ему как субъекту малого предпринимательства административное наказание в виде штрафа на предупреждение.

Согласно Уставу Автономной некоммерческой организации Учебно-методический центр Дополнительного профессионального образования «Статус» является не имеющей членства некоммерческой организацией, целью деятельности которой является предоставление услуг в сфере дополнительного профессионального образования.

Полученная Организацией прибыль не подлежит распределению между учредителями.

Организационно-правовая форма Организации - автономная некоммерческая организация.

Согласно ст. 50 ГК Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства (малыми предприятиями), в частности в указанной статье определено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Отсюда следует, что это коммерческие организации, отвечающие трем критериям:

- регистрация в необходимой организационно-правовой форме (хозяйственные общества или партнерства; производственные или потребительские кооперативы; крестьянские фермерские хозяйства; индивидуальные предприниматели);

- соответствие численного состава персонала предприятия установленным пределам (не более 100 человек);

- нормированный размер дохода (не более 800 млн. рублей).

Ответчик по критериям своей деятельности соотносим с субъектами малого предпринимательства: среднесписочная численность учреждения по состоянию на 01.01.2019 составляет 54 человека, размер выручки за 2018 год составляет 1873070,00 рублей.

Однако учитывая организационно-правовую форму Ответчика (АНО) в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствует запись об АНО УМЦ ДПО «Статус» независимо от того, осуществляет ли ответчик предпринимательскую деятельность.

В связи с изложенным, ответчику не может быть назначено наказание в порядке ст.4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Между тем, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

Согласно материалам дела, у ответчика имелись санитарно-эпидемиологические заключения на соседние с рассматриваемыми помещения, в которых он осуществлял свою деятельность.

Спорные помещения, по пояснениям ответчика также проверялись при проведении проверки для выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, но ошибочно в эти заключения включены не были.

На момент рассмотрения дела ответчиком представлены новые санитарно-эпидемиологические заключения с включенными в них спорными помещениями.

Представитель заявителя в судебном заседании пояснила, что допущенные нарушения вреда жизни и здоровью людей не нанесли, возникновения угрозы также не повлеки.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что отягчающие обстоятельства не установлены, ранее ответчик за однородные нарушения к административной ответственности не привлекался, суд считает возможным признать совершенное ответчиком правонарушение малозначительным и освободить автономную некоммерческую организацию Учебно-методический центр дополнительного профессионального образования «Статус» от административной ответственности с объявлением ему устного замечания.

Руководствуясь статьями 167-170,176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований департамента образования и науки Тюменской области о привлечении автономной некоммерческой организации Учебно-методический центр дополнительного профессионального образования «Статус» (ОГРН:1078600002315, ИНН:8603146212, дата регистрации:11.07.2007, адрес:625053, г.Тюмень, бульвар Бориса Щербины, дом 18, офис 78) к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Признать совершенное автономной некоммерческой организацией Учебно-методический центр дополнительного профессионального образования «Статус» административное правонарушение малозначительным, освободить его от административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ограничиться в отношении него устным замечанием.

Решение может  быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Минеев О.А.