АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тюмень Дело № A70-1589/2013
20 мая 2013 года.
Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 20 мая 2013 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамовой О.В., рассмотрев в судебном заседании заявление
Федерального бюджетного учреждения «Администрация Обь-Иртышское бассейна внутренних водных путей» в лице начальника Тобольского района водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Обь-Иртышводпуть» ФИО1
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
об оспаривании отказов от 08.11.2012 в сообщениях №№ 04/066/2012-185/653, 04/066/2012-183/654, 04/066/2012-186/655, 04/066/2012-179/656 в государственной регистрации перехода права оперативного управления на объекты недвижимости – административное здание (контора), гараж, котельная и склад, расположенные по адресу: <...>,
при участии
от заявителя – ФИО2 на основании доверенности от 21.06.2012,
от ответчика – ФИО3 на основании доверенности № 71 от 15.11.2012,
установил:
Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Обь-Иртышское бассейна внутренних водных путей» в лице начальника Тобольского района водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Обь-Иртышводпуть» ФИО1 (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области о признании недействительными отказов от 08.11.2012 в сообщениях №№ 04/066/2012-185/653, 04/066/2012-183/654, 04/066/2012-186/655, 04/066/2012-179/656 в государственной регистрации перехода права оперативного управления на объекты недвижимости – административное здание (контора), гараж, котельная и склад, расположенные по адресу: <...>.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, 18.09.2012 Тобольский РВПиС - филиал ФБУ «Обь-Иртышводпуть» обратился в Тобольский отдел Управления Росреестра по Тюменской области с заявлениями о государственной регистрации перехода права - принятии недвижимого имущества на праве оперативного управления на следующие объекты: административное здание конторы, гараж, котельная и склад, расположенных по адресу: <...> и приобретенных по договору купли-продажи недвижимости №01-42 от 18.10.2001 года, т.к. переход права собственности на недвижимость и иных вещных прав, в том числе, право оперативного управления, подлежит государственной регистрации.
Управление 08.11.2012 сообщениями №№04/066/2012-185/653, 04/066/2012-183/654, 04/066/2012-186/655 и 04/066/2012-179/656 отказало в государственной регистрации права оперативного управления на указанные объекты недвижимости в соответствии с абзацами 4, 9 и 10 п.1 ст.20 Федерального закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
При этом основанием для отказов послужили выводы о том, что в ЕГРП отсутствуют сведения о собственниках вышеуказанных объектов, заявления о регистрации ранее возникших прав ОАО «Тюменьлес» с приложением правоустанавливающих документов. В соответствии со статьей 551 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. В нарушение данных норм не представлено заявление о государственной регистрации перехода права от ОАО «Тюменьлес». Заявителем не представлен документ, подтверждающий полномочия ФИО4 на представление интересов ОАО «Тюменьлес», связанные с подписание договора купли-продажи № 01-42 от 18.10.2001, учредительные документы ОАО «Тюменьлес». В нарушение норм статьи 554 Гражданского кодекса РФ в договоре купли-продажи от 18.10.2001 не указаны данные, определяющие расположение данных объектов на соответствующем земельном участке.
Полагая, что оспариваемые отказы являются недействительными, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Свою позицию обосновывает представлением всех необходимых для государственной регистрации документов, при этом ссылается на положение пункта 62 Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29.04.2010.
Представитель ответчика, возражая против заявленных требований, ссылается на основания, изложенные в оспариваемых отказах, полагает, что указанный пункт совместного постановления № 10/22 от 29.04.2010 к спорным правоотношениям применению не подлежит.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 25.05.1998 между ОАО «Тобольскдрев» и ОАО «Тюменьлес» был заключен договор № 06/09 об исполнении обязательств передачей имущества, в соответствии с которым к последнему перешло недвижимое имущество: административное здание по ул.Пушкина, 23 в городе Тобольске, в том числе, гараж, котельная, складские помещения. Что подтверждается, в том числе, актом приема-передачи от 04.01.1999, письмом ОАО «Тобольскдрев» от 29.04.1998 и самим договором.
Договор был зарегистрирован 25.01.1999 за № 376 Муниципальным предприятием Бюро технической инвентаризации и регистрации, свидетельство о государственной регистрации права собственности серия ТО № 002254 от 25.01.1999.
18.10.2001 между ОАО «Тюменьлес» и Учреждением «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» заключен договор № 01-42 купли-продажи недвижимости, в соответствии с которым последнее приобрело недвижимость, находящуюся по адресу: <...>, а именно, имущественный комплекс состоящий из административного здания (конторы), гаража, котельной, склада.
25.03.2002 между сторонами подписан акт приемки-передачи основных средств.
Договор от имени ОАО «Тюменьлес» подписан генеральным директором ФИО4, действующим на основании Устава и протокола № 4 заседания Совета директоров ОАО «Тюменьлес» по вопросу продажи части имущества Общества.
Оплата по договору произведена платежными поручениями № 22 от 25.01.2002 в сумме 1 500 000 руб., № 73 от 21.03.2002 в сумме 1 500 000 руб., № 137 от 30.04.2002 в сумме 1 500 000 руб., № 175 от 27.05.2002 в сумме 250 000 руб.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.03.2012 № 24671 ОАО «Тюменьлес» (ОГРН <***>, ИНН <***>) ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (банкротом), о чем 16.11.2006 в реестр внесена запись.
10.09.2010 Приказами о присвоении административного адреса № А-2484/10, А-2485/10, А-2483/10, А-2482/10 Комитета градостроительной политики Администрации город Тобольска нежилым строениям (административное здание конторы, котельная, склад, гараж) присвоены адреса.
Приобретенное ФБУ «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» по договору купли-продажи от 18.10.2001 недвижимое имущество, расположенное по адресу: <...> включено в реестр федерального имущества и передано Учреждению в оперативное управление, что подтверждается выписками из реестра федерального имущества от 13.07.2012 №№ 490/1, 491/1, 492/1, 493/1.
18.09.2012 заявитель обратился в Тобольский отдел Управления Росреестра по Тюменской области с заявлениями о государственной регистрации права оперативного управления (перехода права) не объекты недвижимого имущества: административное здание конторы, гараж, котельная и склад, расположенное по адресу: <...>, 3и приобретенных по договору купли-продажи недвижимости №01-42 от 18.10.2001 года, что подтверждается расписками с вх.№№ 179, 183, 185, 186.
Уведомлениями от 05.10.2012 №№ 04/066/2012-186/2441, № 04-066/2012-185/2440, № 05.10.2012 № 04/066/2012-183/2439, № 04/066/2012-179/2438 государственная регистрация была приостановлена для устранения заявителем противоречий и представления дополнительных документов.
08.11.2012 Управление сообщениями №№04/066/2012-185/653, 04/066/2012-183/654, 04/066/2012-186/655 и 04/066/2012-179/656 отказало в государственной регистрации права оперативного управления на указанные объекты недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ (статьи 2, 16, 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 551 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса РФ).
Аналогичная норма права содержится в пункте 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Поскольку действующим законодательством не урегулирован порядок регистрации перехода права собственности на основании заявления одной стороны сделки в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о государственной регистрации, на основании пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к таким отношениям подлежат применению нормы права, регулирующие сходные отношения, а именно пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса РФ и пункт 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В пункте 62 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что при ликвидации продавца (юридического лица) покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что Учреждением доказан факт наличия у продавца (ОАО «Тюменский лес») права собственности на спорный объект недвижимости.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения пункта 1 статьи 6 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и правовую позицию, выраженную в пункте 62 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд приходит к выводу о незаконности отказа Управления в государственной регистрации перехода права собственности на том лишь основании, что с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности обратилась лишь одна сторона - Учреждение, а также то, что право собственности ОАО в соответствии с законом на указанный объект не зарегистрировано.
В соответствии со статьей 6 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (пункт 1).
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов, если иные сроки не установлены Федеральным законом (пункт 2).
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины (пункт 3).
Таким образом, отсутствие государственной регистрации права, возникшего до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, не влияет на возможность в полном объеме распоряжаться недвижимым имуществом и в силу установленного Законом правила такая регистрация ранее возникшего права может быть осуществлена регистрирующим органом одновременно с государственной регистрации перехода права собственности.
Соответственно, с учетом взаимосвязанных положений статей 2, 6 и 33 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также при наличии доказательств права собственности ОАО «Тюменьлес» на спорный объект недвижимости в момент заключения с Учреждением договора купли-продажи № 01-42 от 18.10.2001 и доказательств исполнения покупателем обязательств по оплате, отсутствии спора о правах на объект недвижимого имущества и притязаний на него со стороны третьих лиц, регистрации прекращения деятельности продавца спорного недвижимого имущества – ОАО «Тюменьлес», у Управления не имелось законных оснований для отказа в государственной регистрации прав на объекты недвижимости –административное здание (контора), гараж, котельная и склад, расположенные по адресу: <...>.
Довод Управления о невозможности установить тождественность продажи Учреждению именно тех объектов, в отношении которых заявителем заявлены требования, судом отклоняется, как противоречащий представленным в материалы дела доказательствам.
На этом же основании подлежит отклонению довод Управления о том, что генеральный директор ОАО «Тюменьлес» ФИО5 не имел право подписи договора купли-продажи.
При таких обстоятельствах, суд считает оспариваемые отказы Управления в государственной регистрации прав Учреждения противоречащими статье 131 Гражданского кодекса РФ, статьям 17, 18 и 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поэтому требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд полагает необходимым указать Управлению на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В связи с удовлетворением заявленных требований, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с Управления в пользу Учреждения подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлина в размере 8 000 руб., понесенные по уплате государственной пошлины в связи с обращением в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными и несоответствующими Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказы от 08.11.2012 в сообщениях №№ 04/066/2012-185/653, 04/066/2012-183/654, 04/066/2012-186/655, 04/066/2012-179/656 в государственной регистрации перехода права оперативного управления на объекты недвижимости – административное здание (контора), гараж, котельная и склад, расположенные по адресу: <...>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, вынесенные в отношении Федерального бюджетного учреждения «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства».
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в лице Тобольского отдела совершить действия по государственной регистрации прав на объекты недвижимости - административное здание (контора), гараж, котельная и склад, расположенные по адресу: <...>, за заявителем в соответствии с его заявлениями, после получения судебного акта.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (место нахождения: <...>, <...>; зарегистрировано 22.12.2004 ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу Федерального бюджетного учреждения «Администрация Обь-Иртышское бассейна внутренних водных путей» (644024, Омская область, г.Омск, препсект Карла Маркса,3) судебные расходы в сумме 8000 (восемь тысяч) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья Безиков О.А.