ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-15950/17 от 07.02.2018 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-15950/2017

13 февраля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2018 года. Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2018 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества «Проектно-строительная фирма «СТАР»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области  

об оспаривании уведомления №72-0-1-86/3701/2017-4385 от 15.11.2017 об отказе в государственном кадастровом учете; об обязании осуществить государственный кадастровый учет по заявлению от 07.08.2017 вх.№72-0-1-86/3701/2017-4385,

при участии

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 30.12.2017,

от ответчика – ФИО2 на основании  доверенности от 15.08.2017 №75,

установил:

Закрытое акционерное общество «Проектно-строительная фирма «СТАР»» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее -   ответчик, Управление, регистрирующий орган) об оспаривании уведомления №72-0-1-86/3701/2017-4385 от 15.11.2017 об отказе в государственном кадастровом учете; об обязании осуществить государственный кадастровый учет по заявлению от 07.08.2017 вх.№72-0-1-86/3701/2017-4385.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным  в заявлении, письменных возражениях и объяснениях по делу.

Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву.

В судебном заседании 05.02.2018, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом был объявлен перерыв до 07.02.2018.

Как следует из материалов дела, 07.08.2017 в Управление поступило заявление Общества об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества - машино-мест №№ 1-50, расположенных в помещении с кадастровым номером 72:23:0430002:11761, обшей площадью 2 595,6 кв.м., принадлежащем заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности запись регистрации №72-72-01/376/2013-330 от 18.09.2013.

Помещение с кадастровым номером 72: 23:0430002:11761, общей площадью 2 595,6 кв.м. расположено в здании автостоянки с кадастровым номером 72:23:0430002:11760 назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 2 755,6 кв.м. по адресу: <...>.

К заявлению от 07.08.2017 об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества Обществом приложен технический план помещения от 01.06.2017.

На основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ) Управлением 29.08.2017 было принято решение о приостановлении государственной регистрации с 15.08.2017 сроком до 14.11.2017, с указанием причин, препятствующих государственной регистрации.

Так, в частности, Управлением установлено, что в Техническом плане указан способ образования – выдел. В Уведомлении о приостановлении государственной регистрации сделан вывод о том, что право собственности на здание с кадастровым номером 72:23:0430002:11760, в котором располагаются помещения (машино-места), не зарегистрировано. Право собственности зарегистрировано на помещение с кадастровым номером 72: 23:0430002:11761, раздел которого предполагается осуществить. В этом случае одновременно подается заявление о прекращении права собственности на исходный объект и регистрации права собственности на разделяемые помещения.

Из Уведомления следует, что заявление на государственный кадастровый учет поступило без одновременной регистрации прав на созданные объекты.

В целях устранения замечаний, указанных в Уведомлении от 15.08.2017 Обществом в Управление были представлены  дополнительные документы от  23.08.2017  №  72-0-1-017-4892 в виде технического плана помещения, в котором исправлен способ образования на раздел.

15.11.2017 Управлением принято решение об отказе в государственном кадастровом учете, на основании  статьи 27 Закона №218-ФЗ.

Полагая, что отказ Управления в государственном кадастровом учете нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В заявлении Общество пояснило, что государственный кадастровый учет здания автостоянки, кадастровый номер 72:2360430002:11760, осуществлен 15.11.2012, что подтверждается кадастровым паспортом здания от 15.11.2012. В этот же период регистрирующим органом осуществлен государственный кадастровый учет помещений, входящих в состав здания автостоянки, в том числе, с кадастровым номером 72:23:0430002:11761. На помещения в здании автостоянки зарегистрированы права собственности, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.

Таким образом, со ссылками на нормы Закона №218-ФЗ, Обществом сделан вывод о том, что регистрирующий орган обязан был осуществить государственный кадастровый учет на основании представленного заявления и без одновременной регистрации права собственности на спорные помещения.

В письменных возражениях и объяснениях Обществом поддержана изложенная позиция, а также указано на то, что факт создания машино-мест в объеме здания автостоянки подтвержден разрешением на ввод в эксплуатацию от 31.07.2014 №RU72304000-105-pB.

Таким образом, доводы ответчика о необходимости осуществления кадастрового учета здания автостоянки, по мнению заявителя, не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, поскольку кадастровый учет здания автостоянки уже осуществлен, факт создания здания подтвержден разрешением на ввод в эксплуатацию объекта. Машино-места созданы на стадии строительства здания автостоянки в помещении с кадастровым номером 72:23:0430002:11761, не образуются после вступления в силу Закона №218-ФЗ, а лишь юридически идентифицируются в исходном помещении.

Возражая против заявленных требований, Управление основывает свою позицию на выводах, изложенных в отзыве и дополнении к отзыву, считает, что отказ в государственном кадастровом учете является законным и обоснованным. В отзыве Управлением полностью поддержаны выводы оспариваемого отказа.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования  подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Законом                         №218-ФЗ.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 21 Закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ).

Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав содержатся в статье 14 Закона №218-ФЗ.

Согласно пунктам 4, 6 части 5 статьи 14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в случаях:

- если он осуществляется в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

- в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком по существу, объект капитального строительства – жилой дом со встроено-пристроенными и отдельно стоящими объектами соцкультбыта, а также крытая автостоянка на 50 автомашин №3.4А по ГП, расположенный по адресу: <...>; ЭП1 – ул. Александра Логунова, 11, строение 2 введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением Администрации города Тюмени от 31.07.2014 №RU72304000-105-pB (л.д.23-24 том 1).

Объект недвижимости - здание с адресным описанием: <...>, кадастровый номер 72:23:0430002:11760, надземная автостоянка поставлено на учет 15.11.2012 в соответствии с принятым решением органа кадастрового учета № 72/12-99227.

В материалах дела имеется кадастровый паспорт здания от 15.11.2012 (л.д.25-26 том 1).

В заявлении Общество пояснило, что кадастровый учет созданных 50 машино- мест не осуществлен 15.11.2012 в составе здания автостоянки по причине отсутствия соответствующих правовых норм, регулирующих кадастровый учет машино-мест в качестве объектов недвижимости.

По указанной причине заявителем, являющимся застройщиком объекта, было оформлено право на помещение с кадастровым номером 72:23:0430002:11761 в собственность с целью обеспечения возможности участникам строительства пользоваться машино-местами.

До 01.01.2017 машино-места самостоятельными объектами недвижимости по закону не являлись.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №315-ФЗ) внесены изменения в статью 130 Гражданского кодекса РФ, положения которой в редакции указанного закона к недвижимым вещам отнесены жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В соответствии с пунктом 29 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, в редакции Закона №315-ФЗ, машино-место - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Кадастровый учет машино-места осуществляется на основе предоставленного технического плана, который составляется исходя из сведений, указанных в разрешении на ввод здания или сооружения, в которых расположено машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки (часть 4 статьи 24 Закона №218-ФЗ).

Местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, на плане здания либо сооружения геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места (часть 6.1 статьи 24 Закона              № 218-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 315-ФЗ объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места (независимо от его соответствия установленным минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-мест) и права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается машино-местом. Не требуется замены ранее выданных документов или внесения в них изменений, внесения изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости, указанного в настоящей части. Полученные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона документы, которые удостоверяют право собственности на объекты недвижимого имущества и в которых в качестве вида объекта недвижимого имущества указывается машино-место, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления. Границы указанного в настоящей части объекта недвижимости признаются границами машино-места вне зависимости от соответствия их описания требованиям, установленным                             Законом № 218-ФЗ.

В силу пункта 2 статьи 6 Закона №315-ФЗ правообладатель объекта недвижимости, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе подать в орган исполнительной власти, осуществляющий ведение Единого государственного реестра недвижимости, заявление об учете изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости в части приведения вида объекта недвижимости в соответствие с требованиями Закона №218-ФЗ, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Материалами дела подтверждено, что здание автостоянки состоит на кадастровом учете в объеме своих конструкций, инженерных систем и оборудования.

Судом также установлено, что права на помещения в указанном здании зарегистрированы за разными правообладателями, т.е. объект является общедолевой собственностью собственников помещений автостоянки в силу закона.

При этом по верному утверждению заявителя, в целях исполнения застройщиком обязанности по выполнению передачи участнику строительства машино-место, необходимо осуществление кадастрового учета машино-мест.

В связи с чем, заявитель, как собственник помещения, обратился в Управление с заявлением о постановке на кадастровый учет машино-мест в соответствии с требованиями     Закона №218-ФЗ.

В рассматриваемом случае, такое обращение фактически обусловлено изменением основных характеристик объекта недвижимости (помещения) - идентификации в качестве объектов недвижимости машино- мест созданных в составе здания автостоянки до вступления в силу Закона № 218-ФЗ.

В материалы дела заявителем представлен технический план от 01.06.2017  помещения с кадастровым номером 72:23:0430002:11761, в объеме которого осуществлены кадастровые работы по идентификации 50 машино-мест в качестве объектов недвижимого имущества. Указанный технический план изготовлен на 50 машино-мест и 5 нежилых помешений общего пользования, также расположенных в объеме исходного помещения, что подтверждается проектной документацией.

Вопреки ошибочной позиции ответчика, создание объекта недвижимости застройщиком (пункт 1 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ) не влечет для застройщика одновременной государственной регистрации права на объекты недвижимости, входящие в состав созданного объекта.

В силу положений части 4 статьи 14 Закона №218-ФЗ,  государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется,  а право на созданный объект недвижимости возникает в связи выданным разрешением на ввод в эксплуатацию (пункт 1 части 5 статьи 14 Закона №218-ФЗ).

Факт создания машино-мест в объеме здания автостоянки подтвержден имеющимся в материалах дела разрешением на ввод в эксплуатацию от 31.07.2014 №RU72304000-105-pB.

Применительно к рассматриваемому спору, анализ взаимосвязанных положений части 4 статьи 14 и пункта 1 части 5 статьи 14 Закона №218-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что разрешение на ввод в эксплуатацию подтверждает факт создания объекта недвижимости в   объеме проектной  документации  и является основанием  для осуществления кадастрового учета всех входящих в его состав помещений, машино- мест.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 15 Закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Право собственности заявителя на помещение на 50 машино- мест с кадастровым номером 72:23:0430002:11761 в здании автостоянки подтверждено имеющимся в материалах дела свидетельством о праве собственности.

В связи с чем, обращение Общества с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета 50 машино-мест и 5 нежилых помещений (объекты общего имущества в помещении с кадастровым номером 72-23:0430002:11761) является правомерным и соответствует положениям пункта 4 части 2 статьи 15, пункта 4 части 5 статьи 14 Закона 218-ФЗ.

Доводы ответчика о необходимости осуществления кадастрового учета здания автостоянки не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку кадастровый учет здания автостоянки Обществом осуществлен, факт создания здания подтвержден разрешением на ввод в эксплуатацию.

Таким образом, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ Управления необоснованно создает препятствия Обществу в осуществлении кадастрового учета объекта.

Представленные Обществом в материалы дела документы не опровергнуты Управлением, позиция заявителя не оспорена.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ Управления в государственном кадастровом учете машино-мест №№ 1-50, расположенных в помещении с кадастровым номером 72:23:0430002:11761 не соответствует требованиям действующего законодательства, а равно нарушает права и законные интересы Общества.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями  102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области выраженное в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 15.11.2017 № 72-0-1-86/3701/2017-4385/001/068/2017-3913, принятый в отношении Закрытого акционерного общества «Проектно-строительная фирма «СТАР».

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Закрытого акционерного общества «Проектно-строительная фирма «СТАР» путем осуществления государственного кадастрового учета по заявлению от 07.08.2017 № 72-0-1-86/3701/2017-4385 в пять рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (625031, <...>; зарегистрировано 22.12.2004 ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу Закрытого акционерного общества «Проектно-строительная фирма «СТАР» (625023, <...>; зарегистрировано 03.02.1998 Территориальным управлением по Ленинскому АО г.Тюмени за № 4335; ОГРН <***>; ИНН <***>) судебные расходы в сумме 3000 (три тысячи) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Безиков О.А.