ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-16107/2017 от 01.03.2018 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-16107/2017

12 марта 2018 года

Резолютивная часть решения изготовлена 01 марта 2018 года. Решение в полном объёме изготовлено 12 марта 2018 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Коряковцевой О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарём Бахмач И.М., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по исковому заявлению

Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области – ТФОМС Тюменской области

к ФГБУЗ «Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства»

о взыскании нецелевых средств в размере 223896 руб. 20 коп., штрафа в размере 223896 руб. 62 коп. и неустойки в размере 22719 руб. 87 коп.,

при участии:

представитель истца - ФИО1 на основании доверенности от 8 октября 2017г. №28,

представитель ответчика - ФИО2 на основании доверенности от 9 января 2018г. №1,

установил:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области – ТФОМС Тюменской области (далее - истец, Фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФГБУЗ «Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании нецелевых средств в размере 223896 руб. 20 коп., штрафа в размере 223896 руб. 62 коп. и неустойки в размере 22719 руб. 87 коп.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, возражениях на отзыв.

Представитель ответчика против заявленных исковых требований возразил по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнении к отзыву: Учреждение вернуло средства ОМС за счет федерального бюджета, поэтому средства ОМС не были потрачены. Относительно неустойки ответчик указывает, что он представил возражения на акт проверки, на которые Фонд не отреагировал, а подал иск через два года после получения возражений. При этом ответчик признаёт исковые требования в части уплаты штрафа.

Заслушав объяснения участников судебного процесса, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

ФГБУЗ «Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» в 2015 году осуществляло медицинскую деятельность в своём обособленном подразделении Тобольской больнице в соответствии с выданными лицензиями от 29.05.2014 №ФС-55-01-001383-14, от 10.02.2015 №ФС-72-01-00165, от 23.06.2015 №ФС-24-01-001334, от 09.10.2015 №ФС-72-01-001076.

На основании приказа Фонда от 27.09.2016 №730 в отношении Учреждения проведена комплексная проверка использования в 2015 году средств обязательного медицинского страхования в Тобольской больнице, в ходе которой установлено, что ответчик весь проверяемый период оказывал медицинские услуги по дезинфектологии и лечебной физкультуре, которые не указаны в вышеназванных лицензиях. В штате учреждения числились и осуществляли медицинскую деятельность два дезинфектора и инструктор по лечебной физкультуре в физиотерапевтическом кабинете №1.

Медицинские услуги по дезинфектологии и лечебной физкультуре оказывались Учреждением с нарушением лицензионных требований, поэтому расходы на оплату труда данным сотрудникам и уплату соответствующих налогов не являются целевыми, так как трудовая деятельность осуществлялась с нарушением законодательства.

Фактические расходы Учреждения на выплату заработной платы и уплаты платежей в соответствующие фонды составили 223 896,20 руб. (в том числе КОСГУ 211-171 963,28 руб. и КОСГУ 213 - 51,932,92 руб.), что свидетельствует об использовании средств ОМС не по целевому назначению.

Результаты проверки оформлены актом от 20.10.2016.

По результатам проверки Фонд обязал Учреждение вернуть в бюджет ТФОМС Тюменской области средства ОМС в сумме 232 122,15 руб., использованные в 2015 году не по целевому назначению в рамках базовой программы (п.1 акта); также Учреждение обязано уплатить в бюджет ТФОМС Тюменской области штраф в размере 23 212,22 руб. за нецелевое использование средств ОМС и уплатить пени на счет ТФОМС Тюменской области в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы средств, использованных в 2015 году не по целевому назначению в рамках базовой программы за каждый день просрочки (пункты 2 и 3 акта).

Акт проверки от 26.10.2016 получен ответчиком 26.10.2016, на акт представлены возражения, которые рассмотрены и обоснованно отклонены Фондом (л.д.27, 28).

Таким образом, суд отклоняет как несоответствующий фактическим обстоятельствам довод ответчика о том, что истец не отреагировал на возражения по акту проверки.

Далее Фонд направил в адрес Учреждения претензию от 28.10.2016 №211 о возврате в бюджет ТФОМС денежных средств в сумме 223 896,20 руб., а также уплате пени, ответ на которую не получен, денежные средства Учреждением не возвращены.

В настоящем деле истец просит взыскать с ответчика нецелевые средства в размере 223896 руб. 20 коп., штраф в размере 223896 руб. 62 коп. и неустойку в размере 22719 руб. 87 коп.

Согласно п.1 ст.306.1 4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Частью 9 ст.39 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком нецелевое использование средств в размере 223896 руб. 20 коп.

При этом действующее законодательство предусматривает единственный возможный способ восстановления использованных не по целевому назначению средств ОМС - это возврат данных денежных средств в бюджет ТФОМС.

Медицинские организации не наделены правом определения иного порядка восстановления средств ОМС, использованных не по целевому назначению.

Таким образом, отражение спорных расходов по федеральному бюджету не означает возврат денежных средств в бюджет ТФОМС, поскольку данных расходов, произведенных с нарушением выданных лицензий, вообще не должно быть.

Соответственно, суд отклоняет довод Учреждения о том, что оно вернуло средства ОМС за счет федерального бюджета, поэтому средства ОМС не были потрачены.

В силу изложенных обстоятельств ответчик обязан вернуть в бюджет ТФОМС Тюменской области средства ОМС в сумме 232 122,15 руб., использованные в 2015 году не по целевому назначению в рамках базовой программы.

Учитывая, что ответчик должен вернуть в бюджет ТФОМС использованные не по назначению денежные средства в размере 232 122,15 руб., соответственно, он должен уплатить штраф в размере 223896 руб. 62 коп. и неустойку в размере 22719 руб. 87 коп.

При этом размер неустойки и обязанность по уплате штрафа ответчиком не оспаривается.

Вышеизложенные обстоятельства являются основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.

В силу ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с Учреждения в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 8380 руб.

Руководствуясь ст. 167 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области денежные средства в размере 269005 руб. 69 коп., из них использованных не по целевому назначению средств в размере 223896 руб. 20 коп., штраф в размере 22389 руб. 62 коп. и неустойку в размере 22719 руб. 87 коп., а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 8380 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Коряковцева О.В.