АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень
Дело №
А70-16121/2019
29 октября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 29 октября 2019 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи С.Л. Макарова, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью ГОССТРОЙ (ИНН <***>, ОГРН <***>), ФИО1
о понуждении к изменению фирменного наименования юридического лица,
при ведении протокола помощником судьи Мрачковской Е.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО2 – доверенность от 17.09.2019 года;
от ответчика: ФИО3 – доверенность от 05.10.2019 года, доверенность от 15.06.2018 года;
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с иском (уточненным в порядке ст.49 АПК РФ) к Обществу с ограниченной ответственностью ГОССТРОЙ (далее – ответчик) о понуждении Общества с ограниченной ответственностью ГОССТРОЙ (ИНН <***>, ОГРН <***>) к изменению фирменного наименования путем предоставления в регистрирующий орган комплекта документов в соответствии с п.1 ст. 17 Федерального закона №129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в течение месяца с момента вступления в законную силу соответствующего решения арбитражного суда; обязанность по смене наименования возложить на его участника ФИО1.
Исковые требования со ссылками на статью 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 4 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, статью 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, мотивированы несоответствием фирменного наименования Общества с ограниченной ответственностью ГОССТРОЙ российскому законодательству – отсутствием у Общества специального разрешения на включение в фирменное наименование сокращения содержащего производное от слова «Государство».
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против исковых требований, пояснил, что решением № 1 единственного участника Общества с ограниченной ответственностью ГОССТРОЙ от 28.10.2019 года было решено сменить наименование Общества с ограниченной ответственностью ГОССТРОЙ на Общество с ограниченной ответственностью «СеверКапиталСтрой». Необходимые документы для устранения нарушений в регистрирующий орган представить не успели.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей истца и ответчика, оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из материалов дела, 21.05.2013 в Межрайонную ИФНС России № 14 по Тюменской области (далее - регистрирующий орган) были представлены документы для государственной регистрации юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью ГОССТРОЙ.
В заявлении по форме № Р11001, в протоколе № 1 общего собрания учредителей от 13.05.2013 и в уставе юридического лица было указано наименование создаваемого юридического лица: полное – Общество с ограниченной ответственностью ГОССТРОЙ; сокращённое ООО ГОССТРОЙ (л.д.17-30).
Заявителем выступил гражданин РФ ФИО1, подлинность подписи которого удостоверена нотариусом нотариального округа Тюменского района Тюменской области ФИО4
Как указал в исковом заявлении истец, поскольку в Регистрирующий орган были представлены все документы, предусмотренные статьёй 12 Федерального закона от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ, Регистрирующим органом 28.05.2013 года было принято решение о государственной регистрации юридического лица Общества с ограниченной ответственностью ГОССТРОЙ. Этим же числом в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) была внесена запись об учете юридического лица в налоговом органе с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) <***>. Обществу присвоен основной государственный регистрационный номер (ОГРН) <***>.
При приеме документов на государственную регистрацию Регистрирующий орган не предъявил претензий к наименованию юридического лица.
Руководителем и единственным участником Общества являлся ФИО1.
25.07.2019 года инспекцией в адрес ООО ГОССТРОЙ, а также руководителя и участника Общества направлено требование - уведомление № 03-26/06853 (почтовый идентификатор 80093639231026, 62500938911527, 62500938911534), в котором указано на имеющиеся нарушения действующего законодательства, касающиеся фирменного наименования общества, а также было предложено устранить вышеуказанные нарушения (представить надлежащим образом заверенную копию соответствующего разрешения, или добровольно изменить наименование юридического лица ООО ГОССТРОЙ) в срок до 14.08.2019 года.
На сегодняшний день, необходимые документы для устранения нарушений ООО ГОССТРОЙ в регистрирующий орган не представлены.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Регистрирующего органа с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
В силу пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Указанные требования к фирменному наименованию юридических лиц введены в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», то есть до создания ООО ГОССТРОЙ.
Часть четвертая ГК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой Кодекса, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие (статья 5 Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ).
Согласно статье 14 Федерального закона от 18.01.2006 N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам параграфа 1 главы 76 ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 года изменении учредительных документов юридических лиц.
Аналогичная позиция изложена в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Указанное выше правило установлено для юридических лиц, которые были созданы до внесения изменений в законодательство, а значит, на момент создания таких юридических лиц их наименования не противоречили положениям ГК РФ.
Исходя из анализа указанной правовой нормы, обязанность изменить фирменное наименование у обществ, созданных до 01.01.2008, определена законодательно как первое после указанной даты изменение учредительных документов.
В данном случае, на момент создания ООО ГОССТРОЙ уже существовали законодательные ограничения в указании в фирменном наименовании определенных слов, словосочетаний и обозначений.
Следовательно, инспекция вправе требовать устранения таких нарушений.
В рассматриваемом случае в полном и сокращенном фирменном наименовании общества содержится слово «ГОС» - сокращенное слово от слова «Государство», применение которого расценивается как использование официальных наименований органов государственной власти.
При этом нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат оговорок относительно того, каким актом будет закреплено за органом власти соответствующее наименование, которое целиком или частично использовано в наименовании создаваемого юридического лица.
Классификация органов государственной власти и местного самоуправления содержится в Общероссийском классификаторе органов государственной власти и управления (ОК 006-2011), утвержденном Приказом Росстандарта от 26.04.2011 № 60-ст (в ред. от 29.05.2019), которая осуществлена на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 14.09.2018), других указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законодательных актов Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации классифицируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации по признаку вида власти: законодательная (представительная), исполнительная и судебная.
В группе «Государственная власть в Российской Федерации. Другие государственные органы Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации» выделены следующие классификационные группировки: Президент Российской Федерации, Законодательная власть в Российской Федерации (Федеральное Собрание Российской Федерации), Исполнительная власть в Российской Федерации, Судебная власть в Российской Федерации, Другие государственные органы Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации.
Органы исполнительной власти Российской Федерации подразделяются на Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам; Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам; Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
Суд пришел к выводу о том, что использование слова «ГОС» в фирменном наименовании общества повлечет за собой ввод в заблуждение потенциальных потребителей услуг такой организации в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и принадлежности такой организации к федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
При этом у общества отсутствует разрешение на включение в свое фирменное наименование официального наименования «Государство» или «Государственный», а также слов, производных от этого наименования.
Изложенное свидетельствует о том, что наименование юридического лица – Общество с ограниченной ответственностью ГОССТРОЙ не соответствует требованиям п. 4 ст. 1473 ГК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям пунктам 3 или 4 данной статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
Из материалов дела следует, что в данном случае в наименовании Общества с ограниченной ответственностью ГОССТРОЙ содержащееся в фирменном наименовании общества сокращение «ГОС» представляет собой устойчивое общеизвестное буквенное сочетание, сокращенное от «Государство», вызывающее стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах. Учредительные документы ответчика не содержат расшифровку слова «ГОС», не имеющую отношения к словам «Государство», полным фирменным наименованием ответчика является Общество с ограниченной ответственностью ГОССТРОЙ. В материалах дела отсутствуют сведения о выдаче Министерством юстиции Российской Федерации Обществу разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования слова «Государство», либо производных слов. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности обращения регистрирующего органа в суд с настоящим требованием.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ответчика - Общество с ограниченной ответственностью «ГОССТРОЙ».
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ГОССТРОЙ» в лице руководителя и единственного участника ФИО1 в течение месяца с момента вступления решения в законную силу изменить наименование, путем предоставления в регистрирующий орган комплекта документов, в соответствии с п.1. ст 17 Федерального закона № 129 – ФЗ, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ГОССТРОЙ» в доход федерального бюджета 6 000 рублей – государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья
Макаров С.Л.