ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-16172/20 от 24.02.2021 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ул. Ленина, д. 74, г. Тюмень, 625052, тел. (3452) 25-81-13, ф. (3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-16172/2020

03 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 03 марта 2021 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Скачковой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

акционерного общества «Сибирско-Уральская энергетическая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным постановления от 08.09.2020 № 17 о назначении административного наказания по делу № 24 об административном правонарушении,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО2, доверенность от 20.04.2020, ФИО3, доверенность от 08.12.2020,

от заинтересованных лиц – не явились (извещен),

установил:

акционерное общество «Сибирско-Уральская энергетическая компания» (далее – заявитель, АО «СУЭНКО») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее –административный орган, департамент) о признании незаконным постановления от 08.09.2020 № 17 о назначении административного наказания по делу № 24 об административном правонарушении.

Представители общества в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Административный орган о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в арбитражный суд представителей в судебное заседание не направил, 12.02.2021 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента. На основании статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства административного органа.

Департамент согласно представленным отзыву на заявление и дополнительным пояснениям возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку общество представило ведомость движения инвестированного капитала, содержащую недостоверные сведения о размере первоначальной и остаточной стоимости инвестированного капитала на конец 2019 года.

Как следует из материалов дела, 30.04.2020 в адрес департамента АО «СУЭНКО» представило отчет о движении инвестированного использования, отчет о выбытии объектов до окончания о движении инвестированного использования, отчет о фактической стоимости объектов, введенных в эксплуатацию за 2019 год (далее – отчет за 2019 год).

30.07.2020 должностным лицом департамента составлен протокол об административном правонарушении № 24 с указанием на нарушение обществом Методических указаний по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденные приказом ФСТ России от 26.06.2008 № 231-э. Департаментом установлено, что обществом представлена недостоверная информация о первоначальной и остаточной стоимости инвестированного капитала на конец 2019 года.

08.09.2020 директором департамента в отношении общества вынесено постановление № 17 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителей общества, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, предусмотрено, что представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию, а также государственного контроля за применением тарифов.

Объективная сторона правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена данной статьей, состоит, в том числе в представлении заведомо недостоверных сведений в орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется умыслом либо неосторожностью.

Субъектом правонарушения является лицо, которое в соответствии с нормативными правовыми актами обязано представлять в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), необходимые сведения.

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства Российской федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178), разработаны в соответствии с Федеральным законом № 35-ФЗ, определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 «база инвестированного капитала» - стоимость активов регулируемой организации, находящихся в эксплуатации, созданных с использованием инвестированного капитала, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов), используемая при формировании регулируемых тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала; «размер инвестированного капитала» - величина инвестированного капитала, установленная с учетом результатов независимой оценки при переходе к регулированию тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций.

В силу пункта 6 Основ ценообразования № 1178 на розничных рынках электрической энергии в отношении организации, которая в порядке правопреемства в полном объеме приобретает в текущем периоде регулирования права и обязанности территориальной сетевой организации, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, гарантирующего поставщика применяются тарифы, установленные для реорганизованной территориальной сетевой организации, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, гарантирующего поставщика, до утверждения для указанной организации тарифов в установленном порядке.

Согласно пункту 4 Основ ценообразования № 1178 установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом № 35-ФЗ и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.

Как указано в пункте 32 Основ ценообразования № 1178,  расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами вторым - десятым настоящего пункта. Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных проектов строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения и (или) демонтажа) объектов электроэнергетики, учитываемый при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике, не должен превышать объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации, за исключением инвестиционных проектов строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения и (или) демонтажа) объектов электроэнергетики, не предусматривающих технологических решений капитального строительства, в отношении которых Министерством энергетики Российской Федерации утверждены укрупненные нормативы цены, а также за исключением инвестиционных проектов, реализация которых предусмотрена инвестиционной программой, утвержденной до вступления в силу укрупненных нормативов цены, при условии наличия утвержденной до 10.12.2016 в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности проектной документации в отношении объектов капитального строительства и их частей, строительство и (или) реконструкция которых предусмотрены такими инвестиционными проектами, и непревышения оценки полной (фактической) стоимости соответствующего инвестиционного проекта над полной стоимостью такого инвестиционного проекта, указанной в решении об утверждении инвестиционной программы, принятом в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (далее - Правила утверждения инвестиционных программ), до вступления в силу укрупненных нормативов цены. Если утвержденной в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности проектной документацией, подготовленной применительно к строительству (реконструкции) объекта электроэнергетики и содержащей технологические решения капитального строительства, в отношении которых Министерством энергетики Российской Федерации утверждены укрупненные нормативы цены, предусматривается выполнение мероприятий, необходимых для доведения такого объекта электроэнергетики до состояния, пригодного для его использования, и затраты на выполнение указанных мероприятий определены в укрупненных нормативах цены как не учтенные в них, то для определения объема финансовых потребностей в соответствии с укрупненными нормативами цены используется величина затрат на выполнение указанных мероприятий, предусмотренная сметной документацией, разработанной в составе утвержденной в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности проектной документации.

Средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата. Это положение не учитывается в случае применения к организации метода доходности инвестированного капитала.

При этом регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с даты поступления средств на реализацию проекта, обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых цен (тарифов) на последующие расчетные периоды регулирования в течение всего согласованного срока окупаемости проекта, а также обязаны учитывать на последующие периоды регулирования расходы, связанные с возвратом (в размере, соответствующем финансовому плану инвестиционной программы субъекта электроэнергетики) и обслуживанием долгосрочных заемных средств (на уровне фактической ставки, но не выше ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 2 процентных пункта), направляемых на рефинансирование заемных средств, которые ранее были привлечены на строительство введенных в эксплуатацию гидроэлектростанций, расположенных на территориях Западного и Центрального районов электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия), объединенных в неценовую зону оптового рынка электрической энергии и мощности Дальнего Востока. Указанные расходы не учитываются при расчете необходимой валовой выручки организаций, государственное регулирование цен (тарифов) которых осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала.

При определении источника возмещения инвестиционных затрат сетевых организаций инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе с развитием связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, расходов на реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также расходы на установку на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства устройств компенсации и регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, включаются в цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации.

Расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики включаются в состав платы за технологическое присоединение с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 87 настоящего документа. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется Федеральной антимонопольной службой. При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются расходы сетевой организации на инвестиции, которые связаны с фактическим осуществленным технологическим присоединением, в том числе не учтенные в инвестиционной программе, за исключением включаемых в соответствии с пунктом 87 настоящего документа в плату за технологическое присоединение расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

При этом одни и те же расходы (независимо от их предназначения) не могут учитываться при установлении тарифа на передачу электрической энергии и при установлении платы за технологическое присоединение.

В случае если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам). При пересмотре указанной инвестиционной программы необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, на очередной период регулирования корректируется с учетом изменения объемов финансирования инвестиционной программы за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам). Положения настоящего абзаца не применяются при регулировании тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала.

При регулировании тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала в течение 1-го долгосрочного периода регулирования в случае, если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, и (или) в случае, если инвестиционные проекты были исключены из инвестиционной программы, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования, на указанный долгосрочный период регулирования без замещения иными инвестиционными проектами, при ежегодной корректировке необходимой валовой выручки исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам), в порядке, предусмотренном методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала.

При ежегодной корректировке необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, размер собственных средств сетевой организации на реализацию инвестиционной программы, предусмотренных в необходимой валовой выручке, определяется с учетом: величины фактической стоимости (процентов) заемных средств, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности; выпадающих доходов сетевой организации от присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), не включаемых в плату за технологическое присоединение, связанных с компенсацией расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства, определяемых регулирующими органами в соответствии с пунктом 87 настоящего документа; расходов по списанию задолженности, признанной безнадежной к взысканию в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за последний отчетный год, за который имеются фактические данные; фактических расходов из прибыли (направленных в том числе на погашение кредитов, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой), признанных регулирующим органом экономически обоснованными.

Как следует из пункта 33 Основ ценообразования № 1178, расчет цен (тарифов) с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется в соответствии с утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 настоящего документа, в состав которых входят правила расчета нормы доходности инвестированного капитала, правила определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета, а также перечень неподконтрольных расходов.

При использовании метода доходности инвестированного капитала необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливается на долгосрочный период регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования.

Расчет необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым относятся: базовый уровень операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов; размер инвестированного капитала; чистый оборотный капитал; норма доходности инвестированного капитала; срок возврата инвестированного капитала; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 настоящего документа; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 настоящего документа.

Регулируемые тарифы устанавливаются на основе необходимой валовой выручки, которая определяется с учетом ежегодных корректировок, осуществляемых в течение долгосрочного периода регулирования, и обеспечивает: покрытие расходов, предусмотренных пунктом 35 настоящего документа; возврат инвестированного капитала в соответствии с пунктом 36 настоящего документа; получение дохода на инвестированный капитал в соответствии с пунктом 36 настоящего документа.

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации устанавливается на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования равным уровню потерь, установленному на первый год долгосрочного периода регулирования.

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью определяется на уровне норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период с 2009 по 2016 года деятельность по передаче электрической энергии на территории Курганской области осуществлялась правопредшественниками АО «СУЭНКО» - территориальными сетевыми организациями открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «КурганЭнерго» (далее - ОАО ЭЭ «Курганэнерго») и открытым акционерным обществом «ЭнергоКурган» (далее - ОАО «ЭнергоКурган»). В 2014 году ОАО ЭЭ «Курганэнерго» присоединилось к ОАО «ЭнергоКурган», а в 2016 году объединенная компания была в свою очередь присоединена к АО «СУЭНКО».

Первым долгосрочным периодом регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала для ОАО ЭЭ «Курганэнерго» и ОАО «ЭнергоКурган» был период с 2009 по 2017 годы.

Переход ОАО ЭЭ «Курганэнерго» и ОАО «ЭнергоКурган» на регулирование методом доходности инвестированного капитала произошел с 01.01.2009.

07.10.2008 департамент обратился в ФСТ России с заявлением № 05/1796 «О согласовании использования метода экономической обоснованности доходности инвестированного капитала (RAB) при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций Курганской области: ОАО «Курганэнерго» (РСК) и ОАО «ЭнергоКурган» на 2009-2011 годы».

Так, полная величина инвестированного капитала, инвестированного на 01.01.2009 для ОАО ЭЭ «Курганэнерго», установлена в размере 22859 млн. руб., для ОАО «ЭнергоКурган» - 5421 млн. руб.; остаточная  величина инвестированного капитала, инвестированного на 01.01.2009 для ОАО ЭЭ «Курганэнерго», установлена в размере 4992 млн. руб., для ОАО «ЭнергоКурган» - 3939 млн. руб.

На момент расчета, согласования и утверждения долгосрочных параметров регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала действовали Методические указания по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденные приказом ФСТ России от 26.06.2008 № 231-э (далее - МУ № 231-э).

Согласно пункту 42 МУ 231-э размер инвестированного капитала при первом применении метода доходности инвестированного капитала устанавливается по результатам независимой оценки активов регулируемой организации, необходимых для осуществления регулируемой деятельности. Данная величина должна учитывать стоимость замещения активов организации, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, а также физический, моральный и внешний износ активов. По согласованию с регулирующими органами при расчете размера инвестированного капитала могут учитываться обязательства регулируемых организаций, возникшие по согласованию с регулирующими органами при реализации инвестиционной программы организации. В указанной оценке учитываются инвестиции, амортизация и рост цен за период с даты, на которую проведена оценка, до начала долгосрочного периода регулирования.

Департамент утверждает, что разница между полной и остаточной стоимостью инвестированного на 01.01.2009 капитала (17867 млн. руб. для ОАО «Курганэнерго» и 1482 млн. руб. для ОАО «ЭнергоКурган») является величиной полного возврата инвестированного капитала на 01.01.2009.

Между тем в силу пункта 48 МУ 231-э полная и остаточная величины инвестированного капитала рассчитываются по формулам.

При расчете полной величины инвестированного капитала на первый долгосрочный период регулирования инвестированного капитала учитывается моральный и внешний износ существующих активов. Таким образом, полная и остаточная стоимости величин инвестированного капитала отличаются на величину физического износа (пункт 49 МУ 231-э).

В соответствии с требованиями пункта 51 МУ 231-э при определении размера инвестированного капитала не учитывается капитал, который был возвращен в полном объеме. После возврата капитала, инвестированного в текущем году в полном объеме, полная величина инвестированного капитала регулируемой организации уменьшается на полную величину возвращенного инвестированного капитала.

Таким образом, при определении полной стоимости величин инвестированного капитала ОАО ЭЭ «Курганэнерго» и ОАО «ЭнергоКурган» по состоянию на 01.01.2009 капитал, который был возвращен в полном объеме, отсутствовал и не учитывался.

Приказом ФСТ России от 21.12.2010 № 469-э/1 долгосрочный период регулирования для ОАО «ЭнергоКурган» и ОАО «Курганэнерго» продлен до 01.01.2014.

Приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э утверждены новые методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (далее - МУ 228-э).

Пункт 3 МУ № 288-э определяет порядок формирования необходимой валовой выручки, принимаемой к расчету при установлении тарифов, и включают в себя правила расчета нормы доходности инвестированного капитала, правила определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета и правила определения долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов.

Как указано в пункте 7 МУ № 288-э, при расчете тарифов методом доходности инвестированного капитала необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов, определяется в следующей последовательности.

Расчет необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования осуществляется на основе следующих долгосрочных параметров регулирования: 1) базовый уровень операционных расходов; 2) индекс эффективности операционных расходов; 3) размер инвестированного капитала; 4) чистый оборотный капитал; 5) норма доходности инвестированного капитала; 6) срок возврата инвестированного капитала; 7) коэффициент эластичности подконтрольных операционных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с настоящими Методическими указаниями; 8) уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования; 9) уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с Основами ценообразования.

Регулируемая организация ежегодно, не позднее 1 декабря - за истекший отчетный период текущего года и не позднее 1 мая - за предыдущий год, предоставляет информацию о движении инвестированного капитала (приложения 6 и 7 к настоящим Методическим указаниями), а также предложения по установлению полной и остаточной стоимости базы инвестированного капитала на начало очередного года периода регулирования (пункт 76 МУ № 288-э).

Регулируемая организация ежегодно, не позднее 1 декабря - за отчетный период текущего года и не позднее 1 мая - за предыдущий год предоставляет отчет о выбытии объектов до окончания установленного срока их использования за указанный период, с указанием первоначальной и остаточной стоимости выбывших объектов, с разделением на группы по признаку учета стоимости этих объектов при установлении значения размера/базы инвестированного капитала на начало текущего периода регулирования или при установлении стоимости базы инвестированного капитала в течение текущего периода регулирования (приложения 6 и 7 к настоящим Методическим указаниям) (пункт 77 МУ № 288-э).

По запросу регулирующих органов дополнительно к ведомости выбытия предоставляются в электронном виде копии соответствующих первичных документов, подтверждающих выбытие (акты списания, накладные по реализации и так далее).

Согласно пункту 51 МУ № 228-э размер инвестированного капитала регулируемой организации определяется при первом применении метода доходности инвестированного капитала на начало первого долгосрочного периода регулирования как стоимость капитала, инвестированного и использованного для создания активов, применяемых для осуществления регулируемой деятельности с учетом независимой оценки стоимости замещения, а также физического, морального и внешнего износа таких активов. По согласованию с регулирующими органами при расчете размера инвестированного капитала могут учитываться обязательства, возникшие по согласованию с регулирующими органами при реализации инвестиционной программы.

При этом первоначальная стоимость базы инвестированного капитала регулируемой организации на начало второго и последующих долгосрочных периодов регулирования ПИК0 отражает полную стоимость восстановления (замещения) объектов, используемых для осуществления регулируемой деятельности, за исключением стоимости объектов, построенных и реконструированных за счет поступлений от платы за технологическое присоединение (подключение) (пункт 56 МУ № 288-э).

Согласно пункту 70 МУ № 228-э при переходе в собственность регулируемой организации активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, ранее учитывавшихся при определении размера или базы инвестированного капитала другой регулируемой организации, полная и остаточная стоимость базы инвестированного капитала, относящаяся к этим активам, устанавливаются равными первоначальной и остаточной стоимости базы инвестированного капитала, относящейся к этим активам, регулируемой организации, передавшей указанные активы.

Регулируемая организация ежегодно, не позднее 1 декабря - за отчетный период текущего года и не позднее 1 мая - за предыдущий год предоставляет отчет о фактической стоимости объектов, введенных в эксплуатацию за указанный период, с указанием суммы поступлений средств по оплате инвестиционной составляющей платы за технологического присоединения объектов, введенных в эксплуатацию за указанный период. Отчет предоставляется в электронном виде (приложение 5 к настоящим Методическим указаниям) (пункт 78 МУ № 288-э).

Постановлением департамента от 31.05.2012 № 21-14 утверждены долгосрочные параметры регулирования ОАО ЭЭ «Курганэнерго» и ОАО «ЭнергоКурган».

В данном случае, размер инвестированного капитала данных организаций утвержден по остаточной стоимости капитала, инвестированного на начало первого долгосрочного периода регулирования (на 01.01.2009): ОАО «ЭнергоКурган» - 3939 млн. руб.; ОАО ЭЭ «Курганэнерго» - 4992 млн. руб.

Таким образом, размер инвестированного капитала ОАО «Курганэнерго» составил 3939 млн. руб. (ранее ОАО «ЭнергоКурган»), согласованный ФСТ России приказом от 21.05.2012 № 115-э/3, и в базе инвестированного капитала ОАО «Курганэнерго» на 2015 год были учтены размер и база инвестированного капитала ОАО ЭЭ «Курганэнерго».

С учетом этого суд отклоняет довод департамента о том, что активы, величина которых образовывала РНК ОАО энергетики и электрификации «КурганЭнерго», не образовали базу инвестированного капитала у АО «КурганЭнерго».

В 2014 году ОАО ЭЭ «Курганэнерго» было присоединено к ОАО «ЭнергоКурган». Объединенная компания получила название ОАО «Курганэнерго».

Как указано в пункте 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

В соответствии с указанной нормой ГК РФ ОАО «Курганэнерго» стало полным правопреемником ОАО ЭЭ «Курганэнерго».

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 35-ФЗ к основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, в частности, относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала.

Пункт 2 Основ ценообразования № 1178 определяет инвестированный капитал как капитал, который использовался для создания активов организацией, в отношении которой применяется метод доходности инвестированного капитала, необходимых для осуществления указанной организацией регулируемой деятельности;

Вышеуказанные нормы Федерального закона № 35-ФЗ и Основ ценообразования № 1178 направлены на обеспечение права ОАО ЭЭ «Курганэнерго» на возврат капитала, который инвестирован и использовался данной организацией для создания активов, необходимых для регулируемой деятельности.

Пунктом 54 МУ № 228-э установлено, что база инвестированного капитала регулируемой организации учитывается по первоначальной и остаточной стоимости и определяется на начало каждого года долгосрочного периода регулирования как изменение с момента перехода на регулирование по методу доходности инвестированного капитала стоимости активов в эксплуатации, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, в соответствии с пунктами 60 - 61 и 65 - 67 настоящих Методических указаний.

Согласно пункту 60 МУ № 228-э в составе предложений по установлению тарифов, формируемом в соответствии с Правилами регулирования, регулируемая организация направляет в регулирующие органы предложения по установлению значений полной и остаточной стоимости базы инвестированного капитала на начало очередного долгосрочного периода регулирования. Предложения направляются с приложением реестра (перечня) и стоимости всех активов, используемых для осуществления регулируемой деятельности, с указанием оценочной полной и остаточной восстановительной стоимости по состоянию на последнюю отчетную дату (приложение 7 к настоящим Методическим указаниям). Также предоставляется информация о запланированных вводах в эксплуатацию объектов и возврате капитала за период с последней отчетной даты до начала долгосрочного периода регулирования.

Значение первоначальной стоимости базы инвестированного капитала регулируемой организации на начало i+1 года долгосрочного периода регулирования при установлении тарифов на очередной долгосрочный период регулирования определяется как (пункт 61 МУ № 228):

,

ПИК1 = ПИК0,

где:

i - номер расчетного года периода регулирования, i = 1, 2, 3.

ПИК0 - первоначальная стоимость базы инвестированного капитала регулируемой организации на начало очередного (второго и далее) долгосрочного периода регулирования, установленная регулирующими органами долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 54 - 59 настоящих Методических указаний;

ПИК0 = 0 для первого долгосрочного периода регулирования;

- объем ввода объектов в эксплуатацию, запланированный к осуществлению в году j долгосрочного периода регулирования, определяемый в соответствии с пунктом 63 настоящих Методических указаний.

Таким образом, активы ОАО ЭЭ «Курганэнерго», составляющие базу инвестированного капитала данной организации, право собственности на которые перешло в результате присоединения, подлежали обязательному учету при определении базы инвестированного капитала ОАО «Курганэнерго».

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами заявителя о том, что сам по себе переход права собственности на инвестированный капитал от одной организации к другой не может являться основанием для пересмотра сформированной в указанном размере базы инвестированного капитала как в сторону его увеличения, так и в сторону его снижения.

В 2016 году в результате реорганизации АО «Курганэнерго» было реорганизовано путем присоединения к ПАО «СУЭНКО». ПАО «СУЭНКО» стало полным правопреемником ОАО «Курганэнерго». В частности, к ПАО «СУЭНКО» перешли права и обязанности ОАО «Курганэнерго» как территориальной сетевой организации на территории Курганской области.

Таким образом, тарифы, установленные для ОАО «Курганэнерго», стали применяться в отношении ПАО «СУЭНКО».

Согласно абзацу 13 пункта 12 Основ ценообразования № 1178 в отношении организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, осуществление регулирования в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, не допускается. В отношении территориальных сетевых организаций, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, применение метода доходности инвестированного капитала не допускается.

Таким образом, регулирование деятельности АО «СУЭНКО» (в части его универсального правопредшественника) на территории Курганской области ранее осуществлялось, расходы АО «СУЭНКО» (как универсального правопреемника АО «Курганэнерго») ранее учитывались при формировании тарифа на передачу электроэнергии.

Постановлением департамента от 19.12.2017 № 45-2 утверждены долгосрочные параметры регулирования деятельности АО «СУЭНКО» на территории Курганской области с применением метода доходности инвестированного капитала на второй долгосрочный период с 2018 по 2022 года.

Согласно пункту 28 МУ № 228-э база инвестированного капитала определяется на начало каждого следующего после первого применения метода доходности инвестированного капитала года регулирования как стоимость активов в эксплуатации, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, накопленных с момента перехода на регулирование по методу доходности инвестированного капитала с учетом изменения состава и стоимости таких активов, в соответствии с правилами определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета настоящих Методических указаний.

При этом в силу пункта 56 МУ № 228-э первоначальная стоимость базы инвестированного капитала регулируемой организации на начало второго и последующих долгосрочных периодов регулирования ПИК0 отражает полную стоимость восстановления (замещения) объектов, используемых для осуществления регулируемой деятельности, за исключением стоимости объектов, построенных и реконструированных за счет поступлений от платы за технологическое присоединение (подключение).

При определении первоначальной и остаточной стоимости базы инвестированного капитала не учитывается капитал, который был возвращен в полном объеме. После возврата капитала, инвестированного в текущем году в полном объеме, первоначальная и остаточная стоимости базы инвестированного капитала регулируемой организации уменьшается на полную величину возвращенного инвестированного капитала (пункт 59 МУ № 228-э).

Как указано в пункте 75 МУ № 228-э срок возврата инвестированного капитала регулируемой организации составляет 35 лет.

Таким образом, в полном объеме капитал возвращается регулируемой организации по истечении срока возврата капитала, то есть по прошествии 35 лет, следовательно, указанное прямо свидетельствует о том, что капитал, возвращенный в полном объеме, у АО «СУЭНКО» отсутствует.

Перед началом очередного долгосрочного периода регулирования 2018-2022 годов база инвестированного капитала для ПАО «СУЭНКО» определена департаментом согласно пунктам 28 и 60 МУ 228-э в соответствии с отчетом независимого оценщика (ООО «Эрнст энд Янг - оценка и консультационные услуги») «Отчет об оценке величины инвестированного капитала ПАО «СУЭНКО» на территории Курганской области, инвестированного до 01.01.2017, по состоянию на 01.01.2018» (порядковый номер отчета: VAL-2017-00055 от 13.06.2017»).

На 2018 год (первый год второго долгосрочного периода регулирования) первоначальная (ПИКо) и остаточная (ОИКо) стоимости базы инвестированного капитала сформированы исходя из оценочной полной и остаточной стоимостей капитала, инвестированного по состоянию на последнюю отчетную дату 01.01.2017 с учетом плановых вводов на 2017 год установлены в следующих размерах: полная оценочная стоимость капитала, инвестированного до 01.01.2017 по состоянию на 01.01.2018 - 33250101 тыс. руб.; остаточная – 9006449 тыс. руб.; плановый ввод за 2017 год - 482519 тыс. руб., стоимость капитала на 01.01.2018 первоначальная стоимость базы инвестированного капитала регулируемой организации на начало очередного (второго и далее) долгосрочного периода регулирования, установленная регулирующими органами долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 54 - 59 настоящих Методических указаний - 33732620 тыс. руб., для первого долгосрочного периода регулирования; остаточная стоимость базы инвестированного капитала регулируемой организации на начало очередного (второго и далее) долгосрочного периода регулирования, устанавливаемая регулирующими органами в соответствии с пунктами 54 - 59 настоящих Методических указаний - 9488968 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 65 МУ № 228-э в течение периода регулирования ежегодно проводится корректировка первоначальной и остаточной стоимости базы инвестированного капитала с учетом фактических данных о введенных в эксплуатацию объектах, списании (выбытии) активов до установленного срока их использования, а также с учетом корректировки утвержденного плана вводов.

Пунктами 66 и 67 МУ 228-э предусмотрены формулы определения скорректированных первоначальной (ПИКск) и остаточной (ОИКск) стоимостей инвестированного капитала.

Указанное согласуется с позицией, изложенной в Приказах ФАС России от 29.08.2018 № 1232/18, от 24.12.2019 № 1719/19, 12.03.2020 № 270/20.

При таких обстоятельствах, суд отклоняет доводы административного органа о том, что в 2016 году накопленный возврат инвестированного до 01.01.2009 капитала ОАО «КурганЭнерго» (возврат РИК) составил 100 % от его размера или 4992,36 млн. руб., указанная величина не могла образовывать базу инвестированного капитала (инвестированный капитал) АО «СУЭНКО», в том числе в размере своей первоначальной стоимости – 22858403 млн. руб.

Таким образом, факт совершения обществом вменяемого ему нарушения административным органом не доказан.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Аналогичное положение предусмотрено и пункте 3 статьи 1.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления неблагоприятных последствий такого поведения.

В настоящем же деле административный орган в нарушение приведенных статей и статей 41, 65 АПК РФ не воспользовался процессуальными правами, предоставленными ему АПК РФ по получению и предоставлению доказательств в подтверждение своей позиции по делу, не реализовал закрепленные в АПК РФ процессуальные правомочия, в связи с чем в силу статьи 9 АПК РФ риск неблагоприятных последствий такого бездействия возлагается на него.

В данном случае, поскольку административным органом не представлены неопровержимых доказательств нарушения, состав и событие вменяемого обществу административного правонарушения следует считать не доказанными и оснований для привлечения общества  к административной ответственности у управления не имелось.

В связи с изложенным, доводы административного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, подлежат отклонению как не подтвержденные соответствующими доказательствами.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются самостоятельными обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Поскольку законность и обоснованность оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности не подтверждена, требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления в соответствии с указанной статьей подлежат удовлетворению.

По смыслу статьи 204 АПК РФ и разъяснений пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что в соответствии со статьей 177 АПК РФ настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


Р Е Ш И Л :

постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области в отношении акционерного общества «Сибирско-Уральская энергетическая компания» от 08.09.2020 № 17 о назначении административного наказания по делу № 24 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100000 руб., признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Скачкова О.А.