ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-16302/18 от 30.01.2019 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-16302/2018

06 февраля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2019 года. Решение в полном объеме изготовлено 06 февраля 2019 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Коряковцевой О.В. при ведении протокола судебного заседания помощником Смоляк О.А., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет»

к Департаменту образования и науки Тюменской области

о признании недействительным акта проверки, направленного письмом от 15.06.2018 № 4351, и письма от 06.07.2018 № 4794,

при участии:

представитель заявителя – Пирогов В.Ю. на основании доверенности от 3 мая 2018г. № 197,

представитель ответчика – Гагарина А.А. на основании доверенности от 17 августа 2018г. № 5766,

установил:

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет» (далее - заявитель, Учреждение, Университет) обратилось в арбитражный суд с уточнённым в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявлением к Департаменту образования и науки Тюменской области (далее - ответчик, Департамент) о признании недействительным акта проверки, направленного письмом от 15.06.2018 № 4351, и письма от 06.07.2018 № 4794.

Поскольку заключение по поступившим возражениям и замечаниям к акту проверки получено заявителем 9 июля 2018, в суд заявитель обратился 8 октября 2018г., то в данном случае соблюден трехмесячный срок подачи заявления в арбитражный суд, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, уточнении к заявлению: выплата государственной социальной стипендии студентам-инвалидам III группы, причинами инвалидности которых является инвалидность с детства, произведена в соответствии с п.4.1 Постановления 424-п; обязанность по предоставлению обучающимся мер социальной поддержки возникает у образовательной организации из факта зачисления обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, а не из факта наличия у образовательной организации заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее также заключение ПМПК); срок действия заключения ПМПК составляет 1 год с момента его подписания, что исключает необходимость его хранения более года, поэтому заключения от 2015 года не могли быть предоставлены в период проверки 2018г.; рекомендации ПМПК заменяет индивидуальная программа реабилитации инвалидов; Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» прямо не предусмотрено обязательное проведение ПМПК; Учреждением не завышен показатель численности обучающихся на 4 человека, поскольку указанные лица находились в отпуске по уходу за ребенком; в 2017 году Департаментом финансов Тюменской области была проведена проверка Университета по вопросу целевого и эффективного использования средств гранта, в том числе расходов на осуществление социальной поддержки и стипендиального обеспечения обучающихся в 2015 и 2016 г.г., по результатам которой не выявлено спорных нарушений.

Представитель ответчика в судебном заседании возразил против заявленных требований по основаниям, изложенным в своем отзыве.

Заслушав их объяснения, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» зарегистрировано в качестве юридического лица. Основным видом деятельности является образование высшее.

В 2015 - 2017 годах Учреждению были предоставлены из областного бюджета гранты в форме субсидии на финансовое обеспечение получение образования лицами, принятыми на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования.

Предоставление грантов осуществлялось на основании заключенных между Департаментом и Учреждением соглашений от 06.03.2015 № 7-ДОН на 2015 год (дополнительные соглашения от 06.11.2015 №1 и от 25.12.2015 № 2); от 09.03.2016 № 22-ДОН - на 2016 год (дополнительные соглашения от 27.05.2016 № 1 и от 20.12.2016 № 2); от 03.03.2017 № 25-ДОН - на 2017 год (дополнительное соглашение от 27.11.2017 № 1).

Согласно пункту 2.1.1 Соглашений Учреждение обязуется обеспечить целевое и эффективное использование средства гранта на получение образования лицами, принятыми на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, с учетом расзодов на осуществление мер социальной поддержки, в том числе стипендиальное обеспечение обучающихся в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с планом выездных и камеральных проверок (утв. приказом директора Департамента от 14.12.2017 № 515-п) и на основании приказа от 10.05.2018 №200-п в период с 10.05.2018 по 30.05.2018 проведена выездная проверка ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» по вопросу соблюдения получателем гранта в форме субсидии условий, целей и порядка его предоставления в 2015-2017 годах, в ходе которой установлено, что Учреждение неправомерно использовало средства гранта на общую сумму 2 096 023,5 руб.

Впоследствии с учетом возражений и замечаний заявителя сумма нарушений скорректирована Департаментом до 2 040 110,22 руб.

Так, в ходе проверки Департаментом выявлены следующие нарушения:

1. Учреждением за счет средств областного бюджета назначена и выплачена государственная социальная стипендия студентам, являющимся инвалидами III группы, за 2015-2017 г.г. на общую сумму 18 050,4 руб., что является нарушением п.4.1 Порядка назначения стипендий обучающимся по очной форме обучения за счет средств областного бюджета в профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования, находящихся в ведении Тюменской области (утв. постановлением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 № 424-П).

2. За счет средств областного бюджета в 2015г. Учреждением начислена и выплачена ежемесячная денежная выплата обучающимся с ограниченными возможностями здоровья без заключения ПМПК на общую сумму 195 796,7 руб., что является нарушением подп. «д» п. 2 Положения о мерах социальной поддержки при организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях (утв. постановлением Правительства Тюменской области от 16.10.2013 № 439-П, далее - Положение № 439-П).

3. Учреждением за счет средств областного бюджета в 2015г. предоставлялось питание, а также выплачивалась компенсация за питание на сумму 1 155 571,9 руб. обучающимся, не имеющим статуса «обучающийся с ОВЗ» в связи с отсутствием заключения ПМПК, что является нарушением подп. «в» п.2 Положения № 439-П, пунктов 5 и 7 Положения об обеспечении питанием обучающихся государственных и муниципальных организаций, расположенных в Тюменской области (утв. постановлением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 № 423-П).

4. Учреждением за счет средств областного бюджета в 2015г. производилась выплата компенсации на сумму 267 404,5 руб. на обеспечение бесплатным комплектом одежды, обуви и мягкого инвентаря обучающимся, не имеющим статус «обучающийся с ОВЗ» в связи с отсутствием заключения ПМПК, что является нарушением подп. «г» п.2 Положения № 439-П.

5. Учреждением представлен за 2015г. отчет с недостоверными данными о численности обучающихся, получивших образовательные услуги. Согласно отчету численность обучающихся по программам профессионального обучения и социальной адаптации по профессиям рабочих, должностям служащих составляет 64 человека, фактически контингент обучающихся данной категории составляет 60 человек. Следовательно, Учреждением завышен показатель численности обучающихся на 4 человека, что повлекло неправомерное предоставление заявителю средств из областного бюджета на сумму 459 200 руб.

Результаты проверки оформлены актом, который направлен в адрес заявителя письмом от 15.06.2018 № 4351.

Впоследствии с учетом возражений и замечаний заявителя Департаментом оформлено заключение (направлено письмом от 06.07.2018 № 4794), в соответствии с которым сумма нарушений скорректирована до 2 040 110,22 руб.

Арбитражный суд считает оспариваемые акт проверки, направленный письмом от 15.06.2018 № 4351, и письмо Департамента от 06.07.2018 № 4794 законными и обоснованными.

В ходе проверки Департаментом обоснованно установлено и материалами дела подтверждается нарушение заявителем условий и целей предоставления из областного бюджета гранта в форме субсидии на финансовое обеспечение получения образования.

Возражая по первому нарушению (Учреждением за счет средств областного бюджета назначена и выплачена государственная социальная стипендия студентам, являющимся инвалидами III группы, за 2015-2017 г.г.), заявитель ссылается на то, что выплата государственной социальной стипендии студентам-инвалидам III группы, причинами инвалидности которых является инвалидность с детства, произведена в соответствии с нормами, установленными п.4.1 Постановления 424-п.

Однако, арбитражный суд отклоняет названный довод заявителя ввиду следующего.

Согласно п.13.1 Правил признания лица инвалидом (утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95) граждане, которым установлена категория "ребенок-инвалид", по достижении возраста 18 лет подлежат переосвидетельствованию в порядке, установленном настоящими Правилами.

Лицу, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием в ней причины и группы инвалидности.

Понятие «инвалид с детства» обозначает причину инвалидности и не определяет особую категорию инвалидов.

Таким образом, после 18 лет, получив определенную группу инвалидности с категорией «инвалидность с детства», обучающийся пользуется льготами и компенсациями, которые определены отдельно для каждой из трёх групп инвалидности.

Пунктом 1.4 Порядка назначения стипендий обучающимся по очной форме обучения за счет средств областного бюджета в профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования, находящихся в ведении Тюменской области (утв. постановлением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 № 424-П) предусмотрено, что государственные социальные стипендии назначаются студентам, указанным в пункте 4.1 настоящего Порядка.

В силу п.4.1 названного Порядка государственные социальные стипендии назначаются студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможность выплаты государственных социальных стипендий студентам-инвалидам III группы, даже если причинами инвалидности является инвалидность с детства.

Возражая по 2-4 нарушениям (за счет средств областного бюджета в 2015г. Учреждением начислена и выплачена ежемесячная денежная выплата, предоставлялось питание, а также выплачивалась компенсация за питание; производилась выплата компенсации на обеспечение бесплатным комплектом одежды, обуви и мягкого инвентаря обучающимся с ограниченными возможностями здоровья без заключения ПМПК), заявитель ссылается на то, что обязанность по предоставлению обучающимся мер социальной поддержки возникает у образовательной организации из факта зачисления обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, а не из факта наличия у образовательной организации заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее также заключение ПМПК); рекомендации ПМПК заменяет индивидуальная программа реабилитации инвалидов; Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» прямо не предусмотрено обязательное проведение ПМПК в отношении инвалидов; срок действия заключения ПМПК составляет 1 год с момента его подписания, что исключает необходимость его хранения более года, поэтому заключения от 2015 года не могли быть предоставлены в период проверки 2018г.

Указанные доводы заявителя арбитражный суд отклоняет в связи со следующим.

Оказание мер социальной поддержки обучающимся по программам профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации и относящимся в категории детей-сирот в порядке обеспечения мер социальной поддержки обучающихся детей-сирот осуществляется в Тюменской области с 08.11.2016 (после вступления в силу Закона Тюменской области от 08.11.2016 № 97 «О внесении изменений в статью 9 Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» (далее - Закон №97).

Поэтому данные выплаты обучающимся, относящимся к категории детей сирот и обучающимся по программам профессионального обучения и специально-профессиональной адаптации для обучающихся с ОВЗ, до вступления в силу Закона № 97, были произведены заявителем незаконно.

Согласно п.16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под обучающимся с ограниченными возможностями здоровья понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В заключении комиссии указываются рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования (п.21 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (утв. приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082).

Согласно п.23 названного Положения заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Согласно пункту 2 Положения № 439-П при организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья государственная (муниципальная) образовательная организация, в которую с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии зачислены такие обучающиеся, предоставляет им: бесплатное питание (для обучающихся, проживающих в соответствующей образовательной организации, - на условиях полного государственного обеспечения, для иных обучающихся - на условиях обеспечения бесплатным двухразовым питанием) (подп. «в»); одежду, обувь, мягкий и жесткий инвентарь по нормам обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Правительством Тюменской области, - для обучающихся, проживающих в соответствующей образовательной организации (подп. «г»); ежемесячную денежную выплату в размере, установленном Правительством Тюменской области, - для обучающихся по программам профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации по профессиям рабочих, должностям служащих (подп. «д»).

Таким образом, при поступлении в Университет обучающиеся для подтверждения статуса «с ограниченными возможностями здоровья» должны представить заключение ПМПК, действительное для предъявления именно в университет с указанием программы обучения.

Представленные в ходе проверки заключения ПМПК обоснованно не приняты Департаментом, поскольку возраст обучающихся на момент поступления заключении я составлял 7-8 лет, заключения были даны для поступления в специальные школы.

При этом ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» не оспаривает отсутствие у обучающихся на дату поступления действующих заключение ПМПК.

Далее, возражая по пятому нарушению (за 2015г. Учреждением представлен отчет с недостоверными данными о численности обучающихся, получивших образовательные услуги), заявитель ссылается на то, что им не был завышен показатель численности обучающихся по программам профессионального обучения и социальной адаптации по профессиям рабочих, должностям служащим на 4 человека, поскольку указанные лица находились в отпуске по уходу за ребенком.

Арбитражный суд не принимает данные доводы в связи с тем, что образовательные услуги и меры социальной поддержки, в том числе стипендиальное обеспечение предоставляются лишь лицам, непосредственно обучающимся в Университете, а не находящимся в академических отпусках.

Включение в отчетность лиц, находящихся в академических отпусках, повлекло неправомерное предоставление средств из областного бюджета на сумму 459 200 руб.

В связи с вышеизложенным суд считает, что оспариваемые акт проверки, направленный письмом от 15.06.2018 № 4351, и письмо от 06.07.2018 № 4794 приняты Департаментом в соответствии с действующим законодательством, права и законные интересы Учреждения не нарушают, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

То обстоятельство, что в 2017 году Департаментом финансов Тюменской области была в ходе проверки Университета не выявлено спорных нарушений не свидетельствует о незаконности выводов ответчика по спорной проверке, так как Департаментом финансов Тюменской области проверка была проведена выборочно.

Руководствуясь ст.ст.167 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Коряковцева О.В.