ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-16539/17 от 06.02.2018 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-16539/2017

13 февраля 2018 года

резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2018

решение в полном объеме изготовлено 13 февраля 2018 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного автономного учреждения культуры Тюменской области «Тюменское концертно-танцевальное объединение»

к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени № 3

о признании недействительными полностью решений от 02.06.2017 №12-5-22/126497 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 02.06.2017 № 12-5-22/2868 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Антонов Д.Г. по доверенности от 22.11.2017, Давыдова А.В. по доверенности от 22.11.2017,

от ответчика – Муравская Э.М. по доверенности от 29.10.2017,

установил:

Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-танцевальное объединение» (далее – заявитель, ГАУК ТО «ТКО», учреждение, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени № 3 (далее – ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 02.06.2017 № 12-5-22/126497 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 02.06.2017 № 12-5-22/2868 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика требования заявителя не признала по основаниям, указанным в отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной учреждением уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2015 года.

По итогам рассмотрения материалов дела Инспекцией признан   неправомерно заявленным налоговый вычет по НДС в размере 257 731 489 рублей по сводным счетам-фактурам, выставленным ГКУ Тюменской области «Управление капитального строительства» в адрес ГАУК ТО "ТКО» за выполнение строительно-монтажных работ на объекте «ГАУК ТО ДК «Нефтяник» им.Муравленко» по государственному контракту № 0167200003415000628-1 -П/15 от 14.04.2015, в т.ч. счет-фактура №00000058/1Р от 02.11.2015 на сумму 1 692 529 582,23 рублей, в т.ч. сумма НДС 257 648 301,39 рублей; счет-фактура ЖЮ000063/2Р от 16.11.2015 на сумму 545 343,52 рублей, в т.ч. сумма НДС 83187,99 рублей, всего сумма НДС 257 731 489, 38 рублей.

Инспекцией приняты следующие решения:

- решение № 12-5-22/126497 от 02.06.2017 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому доначислен НДС в размере 734 717 рублей, штраф по ст.122 НК РФ - 4 550 рублей; пени -2020,4 рублей,

- решение №12-5-22/2868 от 02.06.2017 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в размере 232 798 362 рублей.

Не согласившись с решениями налогового органа, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по Тюменской области. Решением Управлением ФНС России по Тюменской области от 29.09.2017 №1112/16101@ жалоба налогоплательщика на решения налогового органа была удовлетворена частично.

Не согласившись с принятыми решениями, учреждение обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.

Ответчик в представленном отзыве на заявление считает, что оспариваемые решения является правомерными, законными и отмене не подлежат.

Налоговый орган утверждает, что товары (работы, услуги) по строительству и реконструкции «ДК Нефтяник» фактически приобретены субъектом Российской Федерации - Тюменской областью в лице ГКУ «УКС» за счет средств областного бюджета, собственником объекта «ДК Нефтяник» является Тюменская область, у ГАУК ТО «Тюменское концертно-театральное объединение» объект находится в оперативном управлении, соответственно работы по реконструкции объекта ГАУК ТО «ТКО» не приобретались, а были переданы собственником - Тюменской областью для осуществления Уставной деятельности; не понесший реальных затрат на уплату «входного» НДС, налогоплательщик не вправе принимать такой НДС к налоговому вычету, доля выручки, подлежащая налогообложению НДС, полученная от использования здания «ДК Нефтяник» в общей сумме выручке ГАУК ТО "Тюменское концертно-театральное объединение" в 2015г. -2016г. незначительна, осуществление деятельности подлежащей налогообложению не является основной целью деятельности заявителя; объект  предназначен для выполнения государственного задания - в сфере культуры и искусства, т.е. в деятельности, не признаваемой объектом налогообложения НДС в соответствии с п.п. 20. п. 2 ст. 149 НК РФ.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав объяснения представителей сторон арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок предоставления налоговых вычетов по НДС установлен статьями 171-172 НК РФ.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретаемых для перепродажи, а также для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.

Согласно пункту 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

Пунктом 4 ст.79 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее - соглашение о передаче полномочий) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей, или государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 2008 года ГАУК ТО Дворец культуры «Нефтяник» имени Виктора Ивановича Муравленко ИНН 7203308040 (правопредшественник заявителя, реорганизация путем слияния была осуществлена в 2014 году) на праве оперативного управления принадлежит недвижимый комплекс: ДК «Нефтяник» им.В.И. Муравленко (далее - объект).

С учетом изменений, утвержденных распоряжением Правительства Тюменской области от 25.02.2015 №168-рп в рамках программы «Основные направления развития культуры Тюменской области на 2015-2017» проведена реконструкция объекта ГАУК ТО «ДК "Нефтяник" им.Муравленко, г.Тюмень, ул.Осипенко, 1 (1, 2, 3 очередь)» за счет средств областного бюджета.

ГКУ ТО «Управление капитального строительства» (далее - ГКУ ТО «УКС»), действуя в интересах налогоплательщика, заключило ряд контрактов с подрядными организациями на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции объекта, а также контракты на поставку оборудования, необходимого для надлежащей эксплуатации объекта.

На период реконструкции объект из оперативного управления налогоплательщика не выбывал, начал использоваться в реальной, облагаемой НДС деятельности со 2 квартала 2015 года.

По завершении работ по реконструкции объекта ГКУ ТО «УКС» передало налогоплательщику по актам от 02.11.2015 № 144-52/2015, от 16.11.2015 № 147-52/2015 оборудование, необходимое для надлежащей эксплуатации объекта. Также по акту от 02.11.2015 № 133-11 /2015 была передана стоимость капитальных вложений, произведенных по принадлежащему налогоплательщику объекту.

ГКУ ТО «УКС» на основании счетов-фактур, актов по формам КС-2, КС-3, актов приема-передачи смонтированного оборудования, предъявленных поставщиками и подрядчиками, выставило в адрес налогоплательщика сводные счета-фактуры от 02.11.2015 № 00000052/1Р, от 16.11.2015 № 00000063/2Р.

К данным счетам-фактурам были приложены счета-фактуры поставщиков и подрядчиков и первичные документы: акты по формам КС-2, КС-3, акты приема-передачи смонтированного оборудования.

В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

В данном случае документальное оформление оказанных услуг и их реальность налоговым органом не оспариваются.

Как следует из материалов дела, налогоплательщик не только имел цель использовать реконструированный объект в облагаемой налогом деятельности, но и уже использует его в таковой деятельности начиная с 2015 года.

Согласно представленным документам, выручка от осуществления облагаемой НДС деятельности значительна, кроме того имеет тенденцию к увеличению Так за 2015 году облагаемая НДС выручка составила 4 563 468 рублей, а за 2016 год облагаемая НДС выручка увеличилась до 16 868 481 рублей, за 1, 2, 3 квартал 2017 года выручка от облагаемых НДС операций также имеет тенденцию к значительному росту и составляет за данные периоды 11 533 926 рублей.

Суд отклоняет доводы налогового органа о том, что доля выручки, подлежащая налогообложению НДС, полученная от использования здания «ДК Нефтяник» в общей сумме выручке ГАУК ТО "Тюменское концертно-театральное объединение" в 2015-2016 годах незначительна, поскольку они основаны на неверных расчетах.

При таких обстоятельствах, ссылка налогового органа на подпункт 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ неосновательна.

Вопреки доводам налогового органа передача ГКУ ТО «УКС» капитальных затрат налогоплательщику - это не акт распоряжения данными затратами, это форма фиксации факта реконструкции объекта, находящегося в оперативном управлении налогоплательщика, в результате чего увеличена стоимость данного объекта.

В данном случае действия общества не направлены на совершение операций, связанных с получением необоснованной налоговой выгодой, так как сделки совершены с намерением осуществить хозяйственную операцию, необходимую заявителю для осуществления основного вида деятельности, и стороны добросовестно исполнили свои обязанности в рамках заключенных договоров.

ГКУ ТО «УКС» не является субъектом инвестиционной деятельности («заказчиком»), он является посредником, техническим заказчиком, действует в интересах иного лица - налогоплательщика, который является субъектом инвестиционной деятельности.

В силу разъяснения ВАС РФ, данного им в пункте 9 Постановления Пленума от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг, увеличение уставного капитала и т.п.).

Поскольку действующее законодательство не предусматривает случаи, когда затраты на реконструкцию учитываются не у тех лиц, у которых на балансе находится реконструируемый объект, в данном случае приобретателями спорных работ не могут быть признаны ни ГКУ ТО «УКС», ни Тюменская область, приобретателем выполненных работ является именно налогоплательщик, применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что налог на добавленную стоимость может быть принят к вычету налогоплательщиком вне зависимости от того, кто выступает финансирующим строительство основных средств лицом, суд отклоняет доводы ответчика об обратном.

Ссылка ответчика на иную судебную практику не может быть принята судом во внимание, поскольку судами учитываются обстоятельства, установленные в каждом конкретном деле.

Учитывая, что выполнение работ подрядной организацией установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривается налоговым органом, налогоплательщиком обоснованно и правомерно отнесены на налоговые вычеты спорные суммы НДС.

Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными полностью решения инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени № 3 от 02.06.2017 № 12-5-22/126497 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 02.06.2017 № 12-5-22/2868 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени № 3 в пользу государственного автономного учреждения культуры Тюменской области «Тюменское концертно-танцевальное объединение» судебные расходы в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Минеев О.А.