ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-16792/18 от 05.12.2018 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-16792/2018

10 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2018г.

Решение в полном объеме изготовлено 10.12.2018г.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Марковой Н.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Водовозовой Ю.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по иску от 16.10.2018

ООО «ТЮМЕНЬАВТОСЕРВИС» (далее - истец)

к Администрации города Тюмени (далее – ответчик-1)

к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее – ответчик-2)

о признании права собственности на самовольное строение

при участии:

от истца: ФИО1, доверенность от 27.08.2018 №б/н

от ответчика-1: не явился, извещен

от ответчика-2: не явился, извещен

установил:

В Арбитражный суд Тюменской области 17.10.2018 обратилось ООО «ТЮМЕНЬАВТОСЕРВИС» с исковым заявлением признании права собственности на основании ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) на объект капитального строительства – нежилое здание с кадастровым номером 72:23:0432003:5486, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 739,7 кв.м, этажность – 2, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0432003:289.

Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования.

Ответчик-1 в отзыве на исковое заявление указало о несогласии с заявленными исковыми требованиями, По его мнению, истцом не предпринято надлежащих мер для легализации самовольной постройки.

Ответчик-2 разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Ответчики в назначенное судебное заседание не явились, извещены.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, 24.12.2013 Администрацией города Тюмени выдано ООО «ТЮМЕНЬАВТОСЕРВИС» разрешение на строительство №RU 72304000-508-pc здания для обеспечения эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры по адресу: <...> (окружная дорога), с краткими проектными характеристиками: площадь земельного участка 1525 кв.м, количество этажей 2, общая площадь здания 1084,3 кв.м, строительный объем 2362 куб.м, с инженерными сетями. Распоряжением от 14.07.2016 №444 Администрации города Тюмени внесены изменения в разрешение на строительство №RU 72304000-508-pc, краткие проектные характеристики изложены в новой редакции: площадь земельного участка 1525 кв.м, количество этажей 2, общая площадь здания 739,6 кв.м, строительный объем 2996,3 куб. м, с инженерными сетями.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ООО «ТЮМЕНЬАВТОСЕРВИС» является правообладателем объекта незавершенного строительства, со степенью готовности 96%, с кадастровым номером 72:23:0432003:5489, площадью 739,6 кв.м, проектируемое назначение здания для обеспечения эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, расположенного по адресу: <...>.

Указанное строение расположено на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0432003:289, предоставленном ООО «Тюменьавтосервис» на праве аренды по договору аренды земельного участка № 23-20/3488, заключенному 22.06.2007 с Департаментом имущественных отношений Тюменской области.

Администрацией города Тюмени 23.11.2016 №38-146-302/6 отказано в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства, в связи с непредставлением документов, определенных ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Грк РФ), необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию. Отказ в судебном порядке истцом не обжалован.

В соответствии с ч.5 ст.55 ГрК РФ, в случае если государственный строительный надзор не осуществлялся, осмотр такого объекта проводится органом, выдавшим разрешение на строительство, в данном случае, Администрацией города Тюмени на основании положения о комиссии по осмотру объектов капитального строительства, утвержденного распоряжением Администрации города Тюмени от 03.10.2011 №1046. В соответствии с положением о комиссии, последней осуществляется проверка соответствия предъявляемого к вводу объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации, в том числе, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Комиссией по осмотру объектов капитального строительства 20.08.2018 проведен осмотр объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, незавершенного строительства, в ходе которого было установлено, что спорный объект капитального строительства не соответствует требованиям, установленным градостроительным планом земельного участка, а также требованиям проектной документации, в том числе, минимальный отступ от границ земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432003:289 площадью 1525 кв.м. до спорного объекта в точках поворотных углов 272-273, указанных на чертеже градостроительного плана земельного участка от 01.10.2010 №RU72304000-829 составляет 0,3 м., в точках поворотных углов 273-975, указанных на чертежах ГПЗУ-1, 4 м., что составляет менее 3 м. и является несоблюдением требований ГПЗУ в части минимального отступа от границы земельного участка (границ красной линии) - 3 метра. При этом, разрешения на отклонение от предельных параметров в части сокращения минимального отступа (3 м.) от границ земельного участка не представлено, Администрацией города Тюмени не выдавалось.

Согласно ст.ГК РФ, 1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. 2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления. 3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. 3.1. Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории). 3.2. Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом. Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору. Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. 4. Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом: 1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования; 2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта. Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года. Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан. Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

Право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам вытекает из конституционных правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом и специально оговорено в законе (ч.2 ст.35 Конституции Российской Федерации). Другие владельцы земельного участка обладают правом осуществлять его застройку на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Реализация указанных прав обусловлена конституционной обязанностью собственника земли не наносить ущерба окружающей среде и не нарушать прав и законных интересов иных лиц (ч.2 ст.36 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с взаимосвязанными положениями подп.2 п.1 ст.40 и п.1 ст.41 ЗК РФ арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу п.1 ст.615 ГК РФ использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

Отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатация, не является в рассматриваемом деле единственной причиной, по которой суд отказывает в признании права собственности.

Из представленных материалов следует, что на момент вынесения решения суда, отсутствует совокупность условий предусмотренных ч.3 ст.222 ГК РФ в части соответствия постройка установленным требованиям, в частности Правилам землепользования и застройки города Тюмени утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 №154. При этом истец не обращался за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, и данный вопрос Администрацией города Тюмени не рассматривался.

Более того, по не оспоренному истцом утверждению ответчика-1 объект частично находится за границами земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432003:289, находящего в аренду у истца, в точках поворотных углов 975-1187, указанных на чертеже ГПЗУ, что свидетельствует о несоответствии объекта требованиям ГПЗУ, т.к. согласно чертежу ГПЗУ  и ст.48 ГрК РФ проектирование и строительство объектов капитального строительства должно осуществляться в границах земельного участка, указанных на чертеже ГПЗУ.

Также по не оспоренному истцом утверждению ответчика-1 в соответствие с проектной документацией «Схема планировочной организации земельного участка М 1:500”, разработанной ООО «Тюменьмегапроект» (шифр: 30-2013-ГП), ширина земельного участка составляет 18 метров, к вводу в эксплуатацию предъявлен объект шириной 20 метров.

Кадастровый инженер в техническом плане здания от 12.12.2017 отметил, что адрес здания не совпадает с адресом земельного участка, вп пределах которого оно находится.

Ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы в рамках предмета спора не заявлено (ст.ст.9, 65 АПК РФ).

В результате оценки обстоятельств дела и представленных доказательств, определения законов и иных нормативных актов, подлежащих применению в данном деле и установления прав и обязанностей лиц участвующих в деле, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

В связи с отказом в удовлетворении иска, расходы истца по оплате госпошлины согласно ст.110 АПК РФ относятся на него как на сторону не в пользу которой принят судебный акт.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 176, 181 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Маркова Н.Л.