АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.
Тюмень
Дело №
А70-1700/2016
13 мая 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 мая 2016 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Бадрызловой М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысоевой А.В., рассмотрев дело, возбужденное по заявлению
Администрации Тюменского муниципального района Управления по культуре
к Государственному учреждению Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 1
о признании незаконными решений от 28.01.2016 № 24522 и № 110,
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 10.05.2016г.,
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 11.01.2016г. №1,
установил:
Администрация Тюменского муниципального района Управления по культуре (далее – заявитель, Управление) обратилась в суд с заявлением к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №1(далее по тексту – Фонд, ответчик) о признании недействительным решения о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 28.01.2016г. № 24522 и решения от 28.01.2016г. № 110 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства по делу, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ответчиком на основании заявления Управления о выделении средств на выплату страхового обеспечения от 29.10.2015г. в сумме 50 290,83 рублей была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя Управление по культуре Администрации Тюменского муниципального района за период с 23.10.2012г. по 30.09.2015г.
В результате проверки, на основании акта проверки от 21.12.2015г. №24522 ответчиком было установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет ФИО3 исчислено в нарушении действующего законодательства, а именно отпуск ФИО3 по уходу за ребенком предоставлен при условии сокращенного рабочего дня на 12 минут в день, что, по мнению Фонда, не может считаться неполным рабочим временем.
С учетом установленных проверкой обстоятельств ответчиком принято оспариваемое Решение от 28.01.2016г. №24522 об отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в сумме 50290,83руб.
Также, в отношении Управления вынесено Решение от 28.01.2016г. №110в о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные заявителем с нарушением законодательства РФ в счет уплаты страховых взносов в сумме 91 832,75 руб.
Полагая, что указанные решения являются незаконными, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Доводов в обоснование незаконности в части незачета Фондом пособия по временной нетрудоспособности ФИО4 в сумме 13,39руб. заявителем не заявлено.
Оценив представленные доказательства по делу, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок назначения и выплаты государственных пособий, связанных с материнством регулируется Федеральным законом от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ), Федеральным законом от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»,Федеральным законом от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», а также приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009г. №1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».
В соответствии с пп.1 п.1 ст.9 Закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 п.2 ст.12 Закона № 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Согласно пп.8 п.2 ст.8 Закона № 165-ФЗ, а также п.5 ч.1 ст.1.4 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию является, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В силу п.4 ч.2 ст.1.3 Закона № 255-ФЗ страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии со ст.13 Закона № 81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Материалами дела установлено, что в период с 02.03.2015г. по 30.06.2015г. ФИО3, отцу ребенка, на основании приказа от 02.03.2015г. №2-о, предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3лет.
В силу абз.9 ст.13 Федерального закона № 81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в том случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени.
На основании приказа от 03.08.2015г. №75-к указанному сотруднику вновь предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет на условиях неполного рабочего времени. Так поименованным приказом установлен следующий режим рабочего времени: пятидневная рабочая неделя; рабочие дни: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница; выходные дни: суббота, воскресенье; продолжительность работы: понедельник-четверг с 08:00 до 17:15, пятница с 08:00 до 15:00; время обеденного перерыва с 12:00до 13:00.
Исходя из положений Конвенции Международной организации труда от 24.06.1994 № 175 «О работе на условиях неполного рабочего времени» неполным рабочим временем следует считать рабочее время, продолжительность которого меньше, чем нормальная продолжительность рабочего времени.
Нормами статьи 93 Трудового кодекса РФ установлено, что по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. При этом работодателю вменена обязанность, устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет). Однако предельная продолжительность неполного рабочего дня или недели трудовым законодательством не предусмотрена.
Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, числосмен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором (ст.100 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм следует, что под неполным рабочим временем понимается как неполный рабочий день (смена), так и неполная рабочая неделя.
При этом, понятия неполный рабочий день (смена), неполная рабочая неделя в Кодексе не содержатся.
Из приказа от 25.06.2015г. №50-к усматривается, что ФИО3 с 01.07.2015г. установлен 8-ми часовой рабочий день с режимом работы: понедельник - четверг с 08:00 до 17:15 часов, пятница с 08:00 до 16:00 часов.
Из этого следует, что установленный приказом от 03.08.2015г. №75-к для ФИО3 режим работы отвечает признакам неполного рабочего дня и сокращенной рабочей недели (39 часов вместо 40 часов), следовательно, у работника возникает право на получения пособия.
Суд отклоняет доводы Фонда о том, что установленный работнику режим работы не соответствует определению сокращенного рабочего времени, которое содержится в п.8 Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время, утвержденного Постановлением Государственного комитета по труду СССР и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.04.1980г.№ 111/8-51, поскольку Постановление, которым данное Положение утверждено, действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
Статьей 423 Трудового кодекса РФ установлено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего СССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991г. №2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Поскольку Трудовым кодексом Российской Федерации не установлены пределы сокращения рабочего времени, то нормы Положения, принятого до принятия Кодекса, следует признать рекомендательными.
Учитывая изложенное, судом установлено и материалами дела подтверждается реальность трудовых отношений с застрахованным лицом и соблюдение Управлением всех требований, необходимых для получения средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию, в связи с чем, у Фонда отсутствовали законные основания для непринятия к зачету спорных сумм.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению, решения Государственного учреждения – Тюменское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 1) от 28.01.2016г. № 24522 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения и от 28.01.2016г. № 110 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признанию недействительными, не соответствующими не соответствующими Федеральному закону от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
В порядке восстановления нарушенных прав заявителя арбитражный суд считает необходимым обязать Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № 1 после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации Тюменского муниципального района Управления по культуре.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными, не соответствующими Федеральному закону от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» решение от 28.01.2016г. № 24522 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения и решение от 28.01.2016г. № 110 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, вынесенные Государственным учреждением - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № 1.
Обязать Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № 1 после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации Тюменского муниципального района Управления по культуре.
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Бадрызлова М.М.