ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-17127/2022 от 27.10.2022 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-17127/2022

01 ноября 2022 года

резолютивная часть решения оглашена 27 октября 2022 года

решение в полном объеме изготовлено 01 ноября 2022 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области (625003, <...>)

к обществу с ограниченной ответственностью «К-системс групп» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 25.03.2019, адрес: 625026, <...>; 620000, <...>)

о взыскании суммы субсидии, перечисленной по соглашению от 18.09.2020 №005-ИД в размере 1 706 500 рублей,

при ведении протокола секретарем Климовой Е.И.,

при участии:

от истца – ФИО1, по доверенности от 14.12.2021,

от ответчика – ФИО2, по доверенности от 30.08.2022 (посредством подключения к веб-конференции),

установил:

департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области (далее – истец, Департамент) обратился в суд с исковым заявлением к  обществу с ограниченной ответственностью «К-системс групп» (далее – ответчик, Общество, ООО «К-системс групп») о взыскании суммы субсидии, перечисленной по соглашению от 18.09.2020 №005-ИД в размере 1 706 500 рублей.

            Представитель истца заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

            Представитель ответчика возражает относительно заявленных требований на основании изложенных в отзыве доводов.

            Как следует из обстоятельств дела, 13.07.2020 от ООО «К-системс групп» в адрес Департамента поступила заявка №5459/20 на предоставление государственной поддержки в форме субсидии на создание и проведение испытаний опытного образца технологической инновации «Опытный образец измерительного модуля системы предупреждения протечек ИЗОТЕСТ (модификация PRO)» (далее - Заявка).

В соответствии с протоколом заседания Комиссии по отбору претендентов на получение государственной поддержки в форме субсидии в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности (далее - Комиссия) от 12.08.2020 № 96/2020, Комиссией принято решение рекомендовать Департаменту рассмотреть вопрос о предоставлении субсидий претендентам, проекты которых набрали средний балл экспертной оценки выше 12 баллов, в том числе ответчику.

14.09.2020 Департаментом принято решение оказать государственную поддержку ответчику на сумму 1 706 500,00 рублей в соответствии с протоколом Комиссии от 12.08.2020 № 96/2020, оформленное в виде приказа Департамента от 14.09.2020 №198 «О предоставлении субсидии на создание и проведение испытаний опытного образца технологической инновации в пределах остатка лимитов бюджетных обязательств».

18.09.2020 между Департаментом и ООО «К-системс групп» заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 18.09.2020 №005-ИД (далее — Соглашение).

В соответствии с платежным поручением от 06.11.2020 №718672 сумма предоставленной (перечисленной) ответчику субсидии по Соглашению составила 1 706 500,00 рублей.

Разделом III Соглашения определены условия, при выполнении которых предоставляется субсидия, в том числе пунктом 3.7Соглашения установлено условие предоставления Получателем субсидии Главному распорядителю как получателю средств областного бюджета документов в соответствии с требованиями пунктов 6.3.6 и 6.3.8 Соглашения.В пункте 6.3 Соглашения изложены обязательства ответчика, в том числе пунктом 6.3.6.2 установлена обязанность ответчика предоставить истцу в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем завершения последнего этапа работ (услуг) согласно Плану реализации проекта и достижения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления Субсидии, установленных пунктом 6.1.3 Соглашения, не позднее 19.07.2021 - итоговый отчет о выполненных работах (об оказанных услугах) по созданию Опытного образца, предусмотренный Порядком предоставления субсидии (далее — Итоговый отчет).

На основании письма ответчика от 10.06.2021 №15 между истцом и ответчиком было заключено дополнительное соглашение №1 от 28.06.2021 к Соглашению, которым изменены сроки исполнения обязательств ответчика по Соглашению, в том числе срок предоставления итогового отчета изменен с 19.07.2021 на 17.11.2021.

10.11.2021 итоговый отчет был представлен ответчиком истцу.

Комиссией    проведена    проверка    итогового    отчета    на    соответствиесозданного опытного образца технологической инновации заявленным требованиям, указанным в представленной в заявке презентации, техническом задании по договору на выполнение опытно-конструкторской работы между Ответчиком и ООО «ИНЖИМАТИК» от 20.09.2020 №НИ_1 (далее — Договор №НИ_1), плане и смете проекта.

По итогам проверки в соответствии с пунктом 4.5.3 Порядка 97-п (в ред. 30.06.2020) Комиссией было принято решение (в виде протокола заседания Комиссии от 21.12.2021 №116/2021) об отказе в принятии итогового отчета и направлении в адрес ответчика копии протокола с приложением заключений членов Комиссии для устранения замечаний и представления в Департамент доработанного итогового отчета либо представления письменных возражений.

14.01.2022  доработанный итоговый отчет был предоставлен ответчиком в адрес истца. Доработанный итоговый отчет был проверен и Комиссией по итогам проверки принято решение (в виде протокола заседания Комиссии от 28.02.2022 №120/2022) об отказе в принятии доработанного итогового отчета в связи с несоответствием созданного опытного образца технологической инновации заявленным требованиям, указанным в представленной в Заявке презентации, техническом задании по Договору №НИ_1, плане и смете проекта и выявленными замечаниями к нему, а именно:

-  в рамках выполнения работ по созданию опытного образца по договору № НИ_1 от 20.09.2020, заключенному между ООО «К-системс групп» и ООО «ИНЖИМАТИК», не реализована работа программного обеспечения под управлением операционной системы не ниже Windows 8 (требование закреплено в пункте 4.4 Технического задания к Договору №НИ_1).Ответчиком представлены пояснения о нецелесообразности использования программного обеспечения на операционной системе не ниже Windows 8.

- в период проверки доработанного итогового отчета членами Комиссии был осуществлен повторный осмотр Опытного образца, на котором председателем Комиссии был задан вопрос о создании web-версии мобильного приложения, стоимость разработки которого в соответствии со сметой по договору № НИ_1 от 20.09.2020 составляет 148 600 рублей. Представителем ООО «К-системс групп» были даны пояснения, что web-версия мобильного приложения не была разработана в связи с отсутствием необходимости такой разработки для реализации проекта.В то же время в соответствии с отчетом об использовании субсидии, представленном ООО «К-системс групп», работы по договору № НИ_1 от 20.09.2020 с ООО «ИНЖИМАТИК», были выполнены в полном объеме, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ от 13.10.2021. Сведения об изменении содержания работ по созданию Опытного образца ООО «К-системс групп» в Департамент представлены не были.

Таким образом на основании вышеизложенного, в соответствии с п. 4.5.4 Порядка 97-п (в ред. 30.06.2020), п.5.1 Соглашения о предоставлении субсидии от 18.09.2020 № 005-ИД Департаментом доработанный итоговый отчет не был принят и акт приема-передачи отчета не подписан.

Согласно пункту 5.1 Соглашения в случае если получателем допущены нарушения условий предоставления субсидии, а также в иных случаях в соответствии с Порядком предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с Порядком предоставления субсидии.

Во исполнение п. 4.5.4 и п. 4.12 Порядка 97-п (в ред. 30.06.2020) Департаментом в адрес ответчика было направлено уведомление о возврате средств Субсидии в полном объеме заказным письмом от 15.03.2022 исх.№664/22 с уведомлением о вручении с указанием платежных реквизитов, указанное уведомление получено ответчиком 18.04.2022, однако сумма субсидии не была возвращена Обществом истцу. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.

Ответчик с предъявленными исковыми требованиями не согласен, полагает не подлежащими удовлетворению требования Департамента. Позиция ответчика мотивирована тем, что основанием для возврата субсидии может являться только несоответствие опытного образца условиям Соглашения о предоставлении субсидии и заявке на предоставление субсидии, согласно сметам проекта (приложение к Соглашению) в проект была включена разработка мобильного приложения под ОС Android, разработка программного обеспечения под Windows 8 в смету не была включена и не требовалась для  реализации проекта. Более того, разработка программного обеспечения под Windows 8 не входила в смету и на выполнение опытно-конструкторской работы Общества и ООО «ИНЖИМАТИК»), относительно второго основания для возврата субсидии, отраженного Департаментом, Обществом сообщено, что web-версия  мобильного приложения (личный кабинет) была разработана ответчиком, а информация о разработке web-версии отражена в первоначальном и доработанном отчете.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы сторон, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 БК РФ.

Подпунктом 2 пункта 2 названной статьи Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2008 №97 утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Тюменской области, осуществляющим инновационную деятельность, на создание и проведение испытаний опытного образца технологической инновации (далее – Порядок №97).

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка №97 (в ред. от 30.06.2020, действующей в период спорных правоотношений) целью предоставления Субсидий является финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с созданием и проведением испытаний опытного образца технологической инновации субъектами малого и среднего предпринимательства Тюменской области в рамках заявленных проектов в рамках реализации мероприятий Государственной программы.

Отбор Претендентов осуществляется на основании Конкурса на предоставление Субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Тюменской области, осуществляющим инновационную деятельность, на создание и проведение испытаний опытного образца технологической инновации (далее - Конкурс) в соответствии с требованиями пункта 2.5 настоящего Порядка (пункт 1.6 Порядка №97).

В соответствии с п. 2.5.1.1 Порядка № 97-п (в ред. 30.06.2020) для получения государственной поддержки в виде финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с созданием и проведением испытаний опытного образца технологической инновации субъект предпринимательства представляет в уполномоченный орган заявку на получение государственной поддержки с определенным пакетом документов.

Как ранее отмечено судом, 13.07.2020 от Общества в адрес Департамента поступила заявка №5459/20 на предоставление государственной поддержки в форме субсидии на создание и проведение испытаний опытного образца технологической инновации «Опытный образец измерительного модуля системы предупреждения протечек ИЗОТЕСТ (модификация PRO)». В соответствии с протоколом заседания Комиссии по отбору претендентов на получение государственной поддержки в форме субсидии в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности (далее - Комиссия) от 12.08.2020 № 96/2020, Комиссией принято решение рекомендовать Департаменту рассмотреть вопрос о предоставлении субсидий претендентам, проекты которых набрали средний балл экспертной оценки выше 12 баллов, в том числе Обществу.

18.09.2020 между Департаментом и Обществом заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 18.09.2020 №005-ИД. В соответствии с платежным поручением от 06.11.2020 №718672 сумма предоставленной (перечисленной) ответчику субсидии по Соглашению составила 1 706 500,00 рублей.

В соответствии с пунктом 6.3.1 Соглашения получатель субсидии обязан обеспечить выполнение условий предоставления субсидии, установленных разделом III Соглашения и Порядком предоставления субсидии.

Разделом III Соглашения определены условия, при выполнении которых предоставляется субсидия, в том числе пунктом 3.7 Соглашения установлено условие предоставления получателем субсидии Главному распорядителю как получателю средств областного бюджета документов в соответствии с требованиями пунктов 6.3.6 и 6.3.8 Соглашения. Между истцом и ответчиком было заключено дополнительное соглашение №1 от 28.06.2021 к Соглашению, которым изменены сроки исполнения обязательств ответчика по Соглашению, в том числе срок предоставления итогового отчета изменен с 19.07.2021 на 17.11.2021.

Согласно пункту 4.5.2 Порядка 97-п (в ред. 30.06.2020) проверка Итогового отчета осуществляется Департаментом и членами Комиссии. Департамент и члены Комиссии в срок не более 40 календарных дней со дня, следующего за днем получения Итогового отчета осуществляют его проверку на соответствие созданного опытного образца технологической инновации или проведенных испытаний заявленным требованиям, указанным в представленной в Заявке презентации, технических заданиях по договорам, плане и смете проекта.Члены Комиссии в период проверки Итогового отчета вправе осуществить осмотр опытного образца, созданного за счет средств Субсидии, по месту его нахождения в присутствии представителя Департамента. Порядок организации осмотра в период проверки отчета с учетом специфики деятельности получателя Субсидии устанавливается Департаментом и получателем Субсидии в Соглашении. По результатам рассмотрения отчета члены Комиссии при наличии у них замечаний о несоответствии и (или) недостаточности представленной в отчете информации для проверки соответствия отчета, а также созданного опытного образца технологической инновации или проведенных испытаний, требованиям установленным Порядком 97-п и Соглашением, направляют в Департамент свои заключения с указанием таких замечаний.

Решение Комиссии о принятии Итогового отчета либо об отказе в его принятии на основании замечаний, указанных в заключениях членов Комиссии о несоответствии отчета, а также созданного опытного образца технологической инновации или проведенных испытаний, требованиям установленным настоящим Порядком и Соглашением, оформляется протоколом заседания Комиссии.

В соответствии с пунктом 4.5.3 Порядка 97-п в случае несоответствия представленного получателем Субсидии Итогового отчета на основании решения Комиссии об отказе в принятии Итогового отчета Департамент направляет получателю   Субсидии   протокол   заседания   Комиссии   о   результатах   проверки соответствующего отчета с указанием замечаний, на основании которых отчет не может быть принят.

В этом случае, при условии достижения указанных в Соглашении показателей, получатель Субсидии обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения протокола заседания Комиссии либо устранить указанные замечания и предоставить в Департамент доработанный отчет с учетом устранения замечаний, либо представить письменные возражения (пояснения) и замечания на протокол заседания Комиссии, оформленный по результатам проверки отчетности.

Согласно пункту 4.5.4 Порядка 97-п в случае непредставления или несоответствия представленного получателем Субсидии в соответствии с требованиями пункта 4.5.3 Порядка 97-п доработанного Итогового отчета условиям Соглашения и настоящего Порядка при отсутствии обоснованных возражений и замечаний на оформленное по результатам проверки отчетности заключение или на основании решения Комиссии об отказе в принятии указанного в пункте 4.5.3 Порядка 97-п Итогового отчета Департамент не подписывает акт приема-передачи отчета и направляет получателю Субсидии уведомление о возврате средств Субсидии в полном объеме заказным письмом с уведомлением о вручении в порядке, установленном пунктом 4.12.

10.11.2021  Итоговый отчет был предоставлен ответчиком в адрес истца. Комиссией    проведена    проверка    Итогового    отчета    на    соответствиесозданного опытного образца технологической инновации заявленным требованиям, указанным в представленной в Заявке презентации, техническом задании по договору на выполнение опытно-конструкторской работы между Ответчиком и ООО «ИНЖИМАТИК» от 20.09.2020 №НИ_1 (далее — Договор №НИ_1), плане и смете проекта.

По итогам проверки в соответствии с пунктом 4.5.3 Порядка 97-п (в ред. 30.06.2020) Комиссией было принято решение (в виде протокола заседания Комиссии от 21.12.2021 №116/2021) об отказе в принятии Итогового отчета и направлении в адрес ответчика копии протокола с приложением заключений членов Комиссии для устранения замечаний и представления в Департамент доработанного Итогового отчета либо представления письменных возражений.

14.01.2022  доработанный Итоговый отчет был предоставлен Ответчиком в адрес Истца. Доработанный Итоговый отчет был проверен и Комиссией по итогам проверки принято решение (в виде протокола заседания Комиссии от 28.02.2022 №120/2022) об отказе в принятии доработанного Итогового отчета в связи с несоответствием созданного опытного образца технологической инновации заявленным требованиям, указанным в представленной в Заявке презентации, техническом задании по Договору №НИ_1, плане и смете проекта и выявленными замечаниями к нему, а именно:

-  в рамках выполнения работ по созданию Опытного образца по договору № НИ_1 от 20.09.2020, заключенному между ООО «К-системс групп» и ООО «ИНЖИМАТИК», не реализована работа программного обеспечения под управлением операционной системы не ниже Windows 8 (требование закреплено в пункте 4.4 Технического задания к Договору №НИ_1).

-  в период проверки доработанного итогового отчета членами Комиссии был осуществлен повторный осмотр Опытного образца, на котором председателем Комиссии был задан вопрос о создании web-версии мобильного приложения, стоимость разработки которого в соответствии со сметой по договору № НИ_1 от 20.09.2020 составляет 148 600 рублей. Представителем ООО «К-системс групп» были даны пояснения, что web-версия мобильного приложения не была разработана в связи с отсутствием необходимости такой разработки для реализации проекта.

Согласно пункту 5.1 Соглашения в случае если Получателем допущены нарушения условий предоставления субсидии, а также в иных случаях в соответствии с Порядком предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с Порядком предоставления субсидии.

Однако, как обосновано отмечено ответчиком, в заявку на предоставление субсидии и смету проекта (приложение №1 к Соглашению) требования к программному обеспечению в части ОС Windows 8 не отражены.

В соответствии с пунктом 2.1.7.3 Порядка №97 (в ред. от 30.06.2020) в составе заявки на получение субсидии предоставляются в том числе заверенные Претендентом копии оферт (предложение заключить договор на создание опытного образца) (а также оригиналы для обозрения), содержащие расчет размера расходов на создание опытного образца (смету затрат), техническое задание и календарный план (сроки) выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров) не менее чем от двух разных исполнителей (подрядчиков) на выполнение идентичных работ (оказание услуг).

Согласно представленным Департаментом копиям оферт, являющихся приложением к заявке Общества ООО «ИНЖИМАТИК» и ООО «Сетап» пунктом 4.4 приложения №1 к проекту договора с указанными исполнителями предусмотрено, что программное обеспечение должно быть выполнено для работы под управлением основных ОС не ниже Android 8.0 и Windows 8, однако календарным планом, предусмотренным приложением №2 к проектам договора предусмотрена разработка мобильного приложения для ОС Android (п. «В» календарного плана).

Ответчиком с ООО «ИНЖИМАТИК» 20.09.2020 заключен договор на выполнение опытно-конструкторской работы «Технология сверхточной инструментальной диагностики герметичности гидроизоляции ИЗОТЕСТ» создание опытного образца измерительного модуля, системы предупреждения протечек ИЗОТЕСТ (модификация PRO). Предметом указанного договора предусмотрено, что исполнитель обязуется в соответствии с условиями договора сдать заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить опытно-конструкторскую работу «Разработка и изготовление опытного образца измерительного модуля системы предупреждения протечек ИЗОТЕСТ (модификация PRO)» в соответствии с требованиями технического задания в сроки, указанные в календарном плане.

Пунктом 4.4 приложения (техническое задание) к вышеуказанному договору предусмотрено, что программное обеспечение должно быть выполнено для работы под управлением основных операционных систем не ниже Android 8.0 и Windows 8, однако приложением №2 (календарный план) к вышеназванному договору разработка ПО для Windows 8 не предусмотрена.

Более того, согласно абз. 3 пункта 4.1 раздела 4 Технического задания к вышеуказанному договору предусмотрено, что программное обеспечение представляет собой приложение для ОС Android, устанавливающее соединение по протоколу Bluetooth с измерительным устройством, принимающее от него информационный посылки с результатами измерений, обрабатывающее их и отображающее на экране смартфона в удобном для оператора виде.

Согласно смете проекта (раздел 2), являющейся приложением к заявке на предоставление субсидии предусмотрено, что пользовательский интерфейс будет реализован через персональное мобильное устройство (смартфон на ОС Андроид).

Из вышеуказанных положений следует, что обязанность разработки программного обеспечения для ОС Windows 8 не была предусмотрена.

Необоснованной является и ссылка Департамента на то, что web-версия мобильного приложения не была разработана ответчиком, информация о разработке web-версии отражена в итоговом отчете как в первоначально представленном, так и в доработанной версии.

В данном случае, отказывая в удовлетворении исковых требований Департамента суд учитывает, что полученные денежные средства израсходованы Обществом в соответствии с их целевым назначением; цель, на которую субсидия предоставлена, достигнута, контрольными мероприятиями подтверждена работоспособность прибора, при установленных по делу обстоятельствах не влечет обязанности возвратить субсидию.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований Департамента.

            Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может  быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Минеев О.А.