ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-17352/18 от 31.01.2019 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-17352/2018

06 февраля 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена 31.01.2019г.

В полном объеме решение изготовлено 06.02.2019г.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Марковой Н.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Водовозовой Ю.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ООО «Инвест-Торг-Сервис» (далее - истец)

к ООО «Охотничье хозяйство Галашовское» (далее - ответчик)

третьи лица - Департамент по охране, контролю и регулированию животного мира Свердловской области (далее – третье лицо-1), ООО «Лагуна» (далее – третье лицо-2), ООО «Агрофирма «Двинская» (далее – третье лицо-3), индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Череватенко Сергей Александрович (далее – третье лицо-4), ООО «Денвил-Агро» (далее – третье лицо-5)

о взыскании 5085789,02 рублей

при участии:

от истца: Дорофеев А.А., доверенность от 01.10.2018 №б/н

от ответчика: Островская Т.В., доверенность от 09.01.2019 №б/н

Зылев Г.И., протокол от 01.04.2016 №1/2016

от третьего лица-1: Гиматова Л.Р., доверенность от 17.12.2018 №133

Юровских А.Г., доверенность от 30.01.2019 №5

от третьего лица-2: Филютин А.А., доверенность от 12.07.2018 №б/н

от третьего лица-3: не явилось, извещено

от третьего лица-4: не явилось, извещено

от третьего лица-5: не явилось, извещено

слушатель: Синицин А.А., паспорт

установил:

ООО «Инвест-Торг-Сервис» 26.10.2018 обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к ООО «Охотничье хозяйство Галашовское» о взыскании 4047552,00 рублей задолженности за фактическое пользование земельными участками в период с 25.10.2015 по 25.10.2018 года, 1038237,02 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами с 25.10.2015 по 25.10.2018 года и 48444,00 рублей расходов по оплате госпошлины.

Согласно материалам дела, ООО «Инвест-Торг-Сервис» на праве собственности с 15.05.2012 принадлежат земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью 14863282кв.м (1486га), расположенные в Тугулымском городском округе Свердловской области: кадастровые номера 66:29:0102002:599 площадью 1068060кв.м, 66:29:0101005:328 площадью 821795кв.м, 66:29:0101002:667 площадью 2504832кв.м, 66:29:0101002:668 площадью 1193184кв.м, 66:29:0101001:396 площадью 563866кв.м, 66:29:0102002:600 площадью 643396кв.м, 66:29:0102005:329 площадью 349249кв.м, 66:29:0101001:392 площадью 1681204кв.м, 66:29:0101001:393 площадью 1238330кв.м, 66:29:0102005:332 площадью 137326кв.м, 66:29:0102002:601 площадью 686187кв.м, 66:29:0101001:394 площадью 2993768кв.м, 66:29:0102005:330 площадью 153825кв.м, 66:29:0102002:602 площадью 67018кв.м, 66:29:0102005:331 площадью 279485кв.м.

Как указывает истец, указанные земельные участки вошли в состав границ охотничьих угодий, определенных охотхозяйственным соглашением от 11.10.2012 №17/66/12, заключенного между Департаментом по охране, контролю и регулированию животного мира Свердловской области и ООО «Охотничье хозяйство Галашовское». Поскольку данное соглашение было заключено без согласования с истцом, последний обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о признании охотхозяйственного соглашения №17/66/12 недействительным, о прекращении права пользования животным миром, которое осуществляется ООО «Охотничье хозяйство Галашовское» (дело №А60-17612/2015). Решением от 31.07.2015 Арбитражный суд Свердловской области исковые требования удовлетворил частично, признал частично недействительным охотхозяйственное соглашение от 11.10.2012, заключенное между Департаментом по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области и ООО «Охотничье хозяйство Галашовское», а именно, признал недействительным п.2.1.2 соглашения (границы охотничьих угодий) - в части площади 14863282кв.м, п.2.1.3. соглашения (площадь охотничьего угодья) - в части площади 14863282кв.м, схему границ угодья, прилагаемую к соглашению, - в части площади 14863282кв.м, предусматривающих включение в состав охотничьего угодья общей площадью 10,56тыс.га, предоставленного ООО «Охотничье хозяйство Галашовское», следующих земельных участков, принадлежащих на праве собственности ООО «Инвест-ТоргСервис»: площадью 1068060кв.м с кадастровым номером 66:29:0102002:599, площадью 821795кв.м с кадастровым номером 66:29:0101005:328, площадью 2504832кв.м с кадастровым номером 66:29:0101002:667, площадью 1193184кв.м с кадастровым номером 66:29:0101002:668, площадью 563866кв.м с кадастровым номером 66:29:0101001:396, площадью 643396кв.м с кадастровым номером 66:29:0102002:600, площадью 349249кв.м с кадастровым номером 66:29:0102005:329, площадью 1681204кв.м с кадастровым номером 66:29:0101001:392, площадью 1238330кв.м с кадастровым номером 66:29:0101001:393, площадью 137326кв.м с кадастровым номером 66:29:0102005:332, площадью 686187кв.м с кадастровым номером 66:29:0102002:601, площадью 2993768кв.м с кадастровым номером 66:29:0101001:394, площадью 153825кв.м с кадастровым номером 66:29:0102005:330, площадью 67018кв.м с кадастровым номером 66:29:0102002:602, площадью 279485кв.м с кадастровым номером 66:29:0102005:331 и обязал ООО «Охотничье хозяйство Галашовское» не чинить препятствия ООО «Инвест-Торг-Сервис» в использовании принадлежащих на праве собственности ООО «Инвест-Торг-Сервис» указанных выше земельных участков общей площадью 14863282кв.м, в т.ч., не осуществлять охотничью деятельность с использованием этих земельных участков. В остальной части судом в иске отказано. Постановлением от 11.02.2016 Арбитражного суда Уральского округа решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.07.2015 по делу №А60-17612/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015 по тому же делу оставлено без изменения, кассационная жалоба Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области - без удовлетворения.

Полагая, что ООО «Охотничье хозяйство Галашовское» в период с 25.10.2015 по 25.10.2018 использует земельные участки: с кадастровым номером 66:29:0102002:599 площадью 1068060кв.м, с кадастровым номером 66:29:0101002:667 площадью 2504832кв.м, с кадастровым номером 66:29:0101002:668 площадью 1193184кв.м, с кадастровым номером 66:29:0101001:396 площадью 563866кв.м, с кадастровым номером 66:29:0101001:392 площадью 1681204кв.м, с кадастровым номером 66:29:0101001:393 площадью 1238330кв.м, с кадастровым номером 66:29:0101001:394 площадью 2993768кв.м (общей площадью 11243244кв.м), принадлежащие ООО «Инвест-Торг-Сервис» без согласия последнего, без оформленных должным образом прав на пользование земельными участками и без осуществления платежей, в порядке досудебного урегулирования спора обратилось к ООО «Охотничье хозяйство Галашовское» с требованием о выплате стоимости пользования землей. Поскольку ответчик на претензию истца не отреагировал, денежные средства не выплатил, истец обратился с настоящим иском в суд о взыскании неосновательного обогащения.

Ответчик исковые требования оспорил, заявил о пропуске истцом срока исковой давности. Третьи лица поддержали позицию ответчика, указывают, что иск не подлежит удовлетворению.

Изучив материалы дела, всесторонне исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает, что рассматриваемые требования не подлежат удовлетворению.

Согласно ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с п.1 ст.1102, п.2 ст.1105 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований пользовалось чужим имуществом, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования (неосновательное обогащение), по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (ст.395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (п.2 ст.1107 ГК РФ).

Согласно ст.2 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» (далее - Закон о животном мире) закон регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

До вступления в силу 01.04.2010 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте) правовой режим пользования охотничьими ресурсами предусматривался Законом о животном мире, в частности в ст.ст.35, 37, 38 указано, что пользование объектами животного мира должно осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании выданной долгосрочной лицензии и заключенного в соответствии с ней договора на пользование.

В целях реализации указанных положений Закона о животном мире приказом Минсельхоза РФ от 26.06.2000 №569 утверждено Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий, а постановлением Правительства Свердловской области от 31.10.2000 №901-ПП утвержден Порядок подготовки и заключения договоров о предоставлении в пользование территорий охотничьих угодий, необходимых для долгосрочного пользования объектами охоты.

Статьей 37 Закона о животном мире было установлено, что решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром принималось органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

В соответствии с указанными нормативными актами, заявка ООО «Охотничье хозяйство Галашовское» о предоставлении в пользование объектов животного мира, в границах территории, площадью 10,556тыс.га на территории Тугулымского городского округа Свердловской области и прилагаемые к ней материалы были рассмотрены комиссией Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (далее - комиссия). Согласно экспертному заключению комиссии от 01.02.2006, по результатам рассмотрения представленных документов (в т.ч. необходимых согласований органов местного самоуправления, собственников лесного фонда, водных и земельных ресурсов), комиссия пришла к заключению о возможности выдачи долгосрочной лицензии ООО «Охотничье хозяйство «Галашовское». В целях соблюдения принципа гласности и учета интересов местного населения, на данные территории был объявлен конкурс через общественно-политическую газету Тугулымского района «Знамя труда» от 10.02.2006 №12(8942). В установленный срок предложений от граждан по данному вопросу не поступало. Согласование по отводу охотничьих угодий обществу получено от главы Администрации Тугулымского района, главы Трошковской сельской администрации, директора Тугулымского лесхоза, директора Тугулымского сельского лесхоза, руководителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству Тугулымского района, национального парка «Припышминские боры», Тугулымского районного общества охотников и рыболовов. На основании положительного заключения комиссии постановлением Правительства Свердловской области от 19.04.2006 №327-ПП «О предоставлении территории охотничьих угодий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира» ООО «Охотничье хозяйство Галашовское» предоставлена для долгосрочного пользования объектами охоты территория охотничьих угодий в размере 10,56тыс.га на территории Тугулымского городского округа. На основании указанного постановления Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области ООО «Охотничье хозяйство Галашовское» выдана долгосрочная лицензий серии XX № 6545 от 19.04.2006, на основании которой между Правительством Свердловской области и ООО «Охотничье хозяйство Галашовское» 19.04.2006 заключен договор пользования территориями охотничьих угодий, необходимых для долгосрочного пользования объектами охоты.

В соответствии с п.3 ст.71 Закона об охоте юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяиственных соглашений. Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны заключить охотхозяйственные соглашения слицами, указанными в п.3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов РФ.

11.10.2012 ООО «Охотничье хозяйство Галашовское» (охотпользователь) и Департаментом по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области (администрация) на основании п.3 ст.71 Закона об охоте заключили охотхозяйственное соглашение №17/66/12, по условиям которого охотпользователь обязался обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, и создание охотничьей инфраструктуры, а администрация обязалась предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Сведения о местоположении, границах и площадях охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных и лесных участках содержатся в р.II соглашения. Из п.п.8.1.1, 8.1.2 и 8.1.9 соглашения следует, что охотпользователь имеет право пользоваться предоставленными ему в пользование охотничьими ресурсами, пользоваться без ограничения охотничьими ресурсами, приобретенными для расселения на закрепленной территории, оказывать воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов, улучшающее состояние охотничьих ресурсов, по согласованию с землевладельцами (землепользователями) и (или) Департаментом. Согласно п.8.2.6 соглашения охотпользователь обязан осуществлять виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья. Таким образом, добыча охотничьих ресурсов предполагает использование земельных участков, на которых охотничье угодье расположено.

В соответствии с положениями ст.27 Закона об охоте, на основании охотхозяйственного соглашения ООО «Охотничье хозяйство Галашовское» предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, указанных в охотхозяйственном соглашении.

В силу п.2 ст.26 Закона об охоте на землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями. Таким образом, основанием для пользования объектами животного мира в границах охотничьих угодий путем охоты является именно охотхозяйственное соглашение, в т.ч. и в случае, если лесные участки, расположенные в границах охотничьих угодий не предоставлены в аренду лицу, заключившему охотхозяйственное соглашение.

Границы охотугодий, в отношении которых ООО «Охотничье хозяйство Галашовское» выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира, определены постановлением Правительства Свердловской области и остались неизменными в охотхозяйственном соглашении. При уменьшении территории предоставленных ранее обществу, данные охотугодья будут являться новыми и в отношении них охотсоглашение на прежних условиях в порядке п.3 ст.71 Закона об охоте заключено быть не могло.

Закон об охоте не возлагает на охотпользователей, имеющих долгосрочные лицензии на право пользования животным миром, при заключении охотхозяйственных соглашений, обязанность заключения соглашений о частном сервитуте, а также обязанность дополнительного согласования с собственниками земельных участков. Такие согласования охотпользователем были получены до выдачи ему долгосрочной лицензии в порядке, действовавшем на момент получения долгосрочной лицензии.

Пользователь животным миром в виде охоты не вправе: нарушать законные права собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, владельцев участков лесного фонда, а также установленный действующим законодательством порядок пользования участками лесного фонда, водными объектами и другими природными ресурсами при осуществлении им пользования животным миром в виде охоты; препятствовать использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением; без согласования с собственниками земель, землевладельцами осуществлять биотехнические мероприятия, проведение которых может оказать влияние на использование этих участков в соответствии с их целевым назначением.

Охотхозяйственным соглашением определены границы, в которых пользователь может осуществлять пользование животным миром. В последующем при проведении экспликации охотугодий и проведении охотустройства в этих границах могут быть выделены территории не пригодные для ведения охотничьего хозяйства (населенные пункты, свалки и т.п.), в которых охота не возможна и не проводится, и другие типы охотугодий (леса, поля, болота), в которых охота возможна и не запрещена. Спорные вопросы, возникающие между охотпользователями и собственниками участков лесного фонда или земель сельскохозяйственного назначения должны решаться не изъятием этих охотугодий из пользования, а ограничениями охотхозяйственной деятельности на спорных территориях.

Из изложенного следует, что ведение охотничьего хозяйства непосредственно не связано с землепользованием. Добыча охотничьих животных не предполагает использование земельных участков, на которых охотничье угодье расположено.

Вместе с тем, охотпользователю в пользование переданы территории охотничьих угодий в целях пользования объектами охоты. Поэтому в постановлении Правительства Свердловской области описаны границы именно охотничьих угодий, в состав которых входят и населенные пункты и сельхозугодья и т.д.

Возможность использования земель сельскохозяйственного назначения для охоты и деятельности в сфере охотничьего хозяйства допускается п.3 ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Все земельные и лесные участки, пригодные для обитания диких животных являются средой обитания охотничьих ресурсов, то есть являются охотничьими угодьями.

В соответствии с Законом об охоте предметом охотхозяйственного соглашения является право на добычу охотничьих ресурсов, а не использование территории, где эти ресурсы обитают.

Земли сельскохозяйственного назначения также являются средой обитания диких животных и птиц.

В соответствии со ст.7 Закона об охоте охотничьи угодья подразделяются на закрепленные и общедоступные. В случае, если у ответчика возникнет необходимость возведения объектов охотничьей инфраструктуры на закрепленной за ним охотхозяйственным соглашением территории охотничьих угодий, или оказание воздействия на среду обитания, то ему необходимо получить согласование собственника земельного участка или заключить договор аренды на этот участок.

На основании ст.36 Закона об охоте приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2010 №344 утвержден Порядок осуществления Государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных. Государственный мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий. В соответствии с п.4 указанного порядка при осуществлении Государственного мониторинга определяется: численность и распространение охотничьих ресурсов (по видам), размещение их в среде обитания (в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов) (п.4.1); площадь территорий, пригодных для обитания охотничьих ресурсов (п.4.6). Из п.5 указанного порядка следует, что Государственный мониторинг на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. В соответствии с п.7.2.2 указанного порядка сбор сведений о численности и состоянии охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.

Понятие охотничье хозяйство закреплено в ст.1 Закона об охоте - это сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.

Государственный мониторинг не относится к охотхозяйственной деятельности. Из чего следует, что учет схемы маршрутов учетов диких животных и птиц, проходивших по земельным участкам, принадлежащим истцу, не является ведением охотхозяйственной деятельности на участках последнего, поскольку при проведении государственного мониторинга не ведется пользование этими участками и не наносится ущерб посевам и насаждениям, так как учеты проводятся в зимнее время.

Исполняя судебное решение по делу №А60-17612/2015 и на основании приказа от 30.12.2015 №357 «Об организации проведения государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета на территории Свердловской области в 2016 году» государственным инспектором, закрепленным за территорией Тугулымского городского округа, на территории которого находится Галашовское охотничье хозяйство. Далее издавались приказы №457 от 28.12.2016, №342 от 28.12.2017 о проведении зимних маршрутных учетов. В 2017 и 2018 годах изменения в схему маршрутных учетов не вносились, в виду отсутствия изменений в экспликацию. Зимний маршрутный учет проводится в период с 01.01 по 28(29).02 года. Проведение учета численности объектов животного мира является составной частью государственного мониторинга диких животных и птиц.

Доказательств того, что ответчик, осуществляя учеты диких животных и птиц на территории земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих истцу, каким-либо образом использует указанные земли в целях ведения охотничьего хозяйства и охотхозяйственной деятельности в материалы дела не представлено.

Материалы дела не содержат документов, свидетельствующих об обращении в надзорные органы, осуществляющие надзор за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, о нарушении режима указанных земель со стороны ответчика.

Истцом не указано в чем именно выразилось фактическое пользование ответчиком, принадлежащими истцу земельными участками.

Факт ведения охотхозяйственной деятельности на земельных участках истца, в частности, факт ведения охоты охотниками, проведение биотехнических мероприятии, возведение кормушек, солонцов и т.д., истцом не доказан.

Материалами дела установлено, что спорные земельные участки переданы в аренду на основании договоров, заключенных с привлеченным к участию в деле третьими лицами, которые на земельных участках ведут деятельность сельскохозяйственного назначения. Данный факт истцом не оспорен. Доказательств расторжения договоров аренду в материалы дела не представлено.

Судебным решением по делу №А70-9383/2015 установлен факт пользования третьим лицом-2 земельного участка с кадастровым номером 66:29:0101002:667. В данном деле третье лицо-2 пыталось взыскать ущерб, нанесенный посевам на данном земельном участке, с ответчика, вместе с тем в иске было отказано.

Сведения истца о том, что по договорам аренды земельных участков третьим лица не осуществляли арендную плату предметом рассмотрения настоящего спора не является.

Представленный истцом в обоснование размера неосновательного обогащения отчет №125-10.18 об оценке, выполненный ИП Валитовым И.К., нельзя признать надлежащим доказательством этого. В материалы дела ответчиком представлено мнение специалиста (рецензия) Романовой С.Ю. на данный отчет, который пришел к выводу о том, что допущенные в отчете расчетные нарушения привели к искажению полученных результатов, оценщик исказил стоимость объекта оценки и получил недостоверный результат. Указанная рецензия истцом не была оспорена. Ходатайств о назначении в рамках предмета спора судебной экспертизы не заявлено.

Также с учетом представленной ответчиком рецензии кадастрового инженера ООО Агентства «Велес» Дудиной С.С. суд критически относится к заключению кадастрового инженера ИП Прохоренко В.С. от 25.12.2018, подготовленному относительно геодезических работ с целью фактического расположения знаков, обозначающих границ охотничьего хозяйства на местности и сопоставления данных, содержащихся в ЕГРН, поскольку не представляется возможным однозначно определить пересечение указанных межевых знаков и границ земельных участков 66:29:0101001:394, 66:29:0101001:395, 66:29:0101001:396 согласно заключению кадастрового инженера ИП Прохоренко В.С. Указанная рецензия ООО Агентства «Велес» истцом не была оспорена. Ходатайств о назначении в рамках предмета спора судебной экспертизы не заявлено.

Ответчик заявил о пропуске срока исковой давности.

Согласно ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 ГК РФ (п.1 ст.196 ГК РФ). В соответствии с п.п.1, 2 ст.200 ГК РФ, в случае законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. В соответствии с п.2 ст.199 ГК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности» истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абз.2 п.2 ст.199 ГК РФ).

Истцом заявлены требования о взыскании неосновательного обогащения в период с 25.10.2015 по 25.10.2018 года. Поскольку с настоящим иском истец обратился 26.10.2018, срок исковой давности по требованию им пропущен на один день.

При принятии настоящего решения суд исходит из того, что принцип состязательности заключается в том, что обязанность доказывания своих доводов и возражений лежит на каждом из лиц, участвующих в деле (ст.65 АПК РФ).

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.2 ст.9 АПК РФ).

В соответствии со ст.68 АПК обстоятельства дела, которые согласно закону могут быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст.71 АПК РФ).

В соответствии с ч.3.1. ст.70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

В связи с отказом в удовлетворении иска, в соответствии со ст.ст.102, 103, 106, 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 176, 181 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья

Маркова Н.Л.