ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-17691/19 от 17.10.2019 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-17691/2019

17 октября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 октября 2019 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Ли Э.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шошиной Е.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Центрального административного округа города Тюмени к обществу с ограниченной ответственностью «Радинец» (ИНН 7203359655, ОГРН 1157232037753) о привлечении к административной по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании представителей:

помощник прокурора – Лесовец В.А. по служебному удостоверению,

от ответчика – Попов С.С. по доверенности от 09.01.2019,

установил:

Прокуратура Центрального административного округа города Тюмени (далее – прокуратура) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Радинец» (далее – ответчик, общество, ООО «Радинец») о привлечении к административной по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ

Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик факт нарушения не признает, пояснил, что лицензия обществом получена.

Как следует из материалов дела, прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 02.09.2019 №75, поручения прокуратуры Тюменской области от 15.08.2019 №7-959-2019, обращения Департамента образования и науки Тюменской области от 07.08.2019 № 5973 с привлечением специалиста Департамента образования и науки Тюменской области Вайнбендер Е.А. проведена проверка соблюдения законодательства в сфере осуществления образовательной деятельности Общество с ограниченной ответственностью «Радинец», по адресу: г.Тюмень, ул. Шиллера, д.46/2.

В ходе проверки устанвоелно, что общество осуществляет образовательную деятельность на платной основе по адресу: г.Тюмень ул. Шиллера, д.46/2. по обучению детей дошкольного возраста по образовательным программам дошкольного образования при отсутствии лицензии, полученной в установленном законом порядке.

30.09.2019 прокурором по результатам проверки в отношении предпринимателя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательной программой является комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона об образовании образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Пунктом 2.6 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, установлено, что содержание программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного центра ООО «Радинец» осуществляет виды деятельности - 88.10 «предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам», дополнительный вид деятельности 85.11 «образование дошкольное», 85.12 «образование начальное общее».

В соответствии с пунктом 2.2 Устава, утвержденного протоколом Общего собрания учредителей ООО «Радинец» ( далее - организация) № 1 от 06.10.2015, основными видами деятельности организации являются: предоставление социальных услуг без обеспечения проживания, дошкольное и начальное образование

Совместной проверкой прокуратуры округа с участием специалиста Департамента образования и науки Тюменской области установлено, что ООО «Радинец» фактически осуществляет образовательную деятельность по образовательной программе дошкольного образования по адресу: г. Тюмень, ул. Шиллера, д.46/2.

С лицами, получающими указанные образовательные услуги заключаются гражданско-правовые договоры на оказание услуг детского сада.

Оплата производится родителями до 1 числа месяца, в котором будут оказываться услуги.

Согласно пункту 2.1.3. договоров № 289, 312,310, 313 с законными представителями (родителями) детей ООО «Радинец» обязан организовать деятельность ребенка в организации в соответствии с его возрастом, индивидуальными особенностями, содержанием образовательной программы организации, обеспечивая его познавательно - речевое, социально -личностное, художественно - эстетическое и физическое развитие.

В соответствии с п. 2.1.8. организация обязана организовать развивающую предметную среду в групповых и других функциональных помещениях Организации, способствующую развитию ребенка, в соответствии с ростом и возрастом ребенка и с учетом гигиенических и педагогических требований.

Так, согласно договора № 289 о предоставлении услуг детского сада от 20.05.2019, заключенному с Чередниченко Д.А. организация обязуется предоставить услуги по присмотру и уходу в отношении Козырева Г.А., 2017 г.р., в обязанность организации входит организовать деятельность ребенка в организации в соответствии с его возрастом, индивидуальными особенностями, содержанием образовательной программы Организации, обеспечивая его познавательно - речевое, социально - личностное, художественно - эстетическое и физическое развитие, организовать развивающую предметную среду в групповых и других функциональных помещениях Организации, способствующую развитию ребенка, в соответствии с ростом и возрастом ребенка и с учетом гигиенических и педагогических требований, обеспечить проведение санитарно -гигиенических мероприятий, с учетом времени пребывания ребенка в организации организовать пятиразовое сбалансированное питание, а так же имеются сведения о стоимости услуг. Согласно пункту 4.1, 8 и 8.2 договора, срок оказания услуг по договору с 20.05.2019 по 19.05.2020. Оплата по договору составила 16 500 рублей.

Аналогичные договоры возмездного характера заключены с Халиковой Е.А., Шишлаковой B.C., Кустовой Г.А.и др.

Таким образом, анализ содержания договора о предоставлении организацией услуг по присмотру и уходу за ребенком указывает на фактическое оказание образовательных услуг.

В помещениях по вышеуказанному адресу располагаются 2 оборудованные групповые комнаты (младшая группа «Звездочки» и старшая группа «Полянка») комната для приема пищи детей, пищеблок для приготовления пищи, коридор.

В коридоре имеются индивидуальные шкафчики для детей и лавочки.

Групповые комнаты оборудованы детскими складными трехуровневыми кроватями для сна, игровыми и познавательными материалами для развития детей. Комната для приема пищи оборудована пятью отдельно стоящими детскими столиками для приема пищи и стульчиками. Пищеблок оборудован всем необходимым для приготовления горячей еды для детей.

На данные помещения организация имеет заключение о соответствии объекта (по адресу: ул. Шиллера, д. 46/2) защиты требованиям пожарной безопасности от 07.05.2019 (серия 014 № 000214), санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии помещения по адресу: ул. Шиллера, д. 46/2 государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам от 18.06.2019.

Согласно штатному расписанию организации от 01.11.2015, в организации работают 1 директор, 2 воспитателя, 2 помощника воспитателя (няни) и 1 специалист по технике безопасности.

Для каждой группы разработано расписание организации непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательных областей на 2019-2020 учебный год, которое включает в себя изучение отдельных образовательных областей по дням недели.

Так, в младшей группе «Звездочки» в понедельник с детьми проводятся занятия в рамках следующих образовательных областей: познавательное развитие; музыкальная деятельность (по плану педагога); -физическое развитие (по плану педагога) во вторник; коммуникативная деятельность; деятельность с дидактическим материалом; художественное творчество.

Также для каждой группы разработано комплексно - тематическое планирование на весь учебный год и тематическое планирование работы воспитателя, которое содержит тему непосредственной образовательной деятельности для детей в группе в определенный календарный день учебного года.

В организации ведется помесячный табель учета посещения детей в группе. Со слов директора организации Е.В.Поповой всего детский сад посещают 24 ребенка.

Согласно объяснению директора ООО «Радинец» Поповой Е.В., программы обучения и комплексно тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта.

В ходе проведения проверки в организации установлены следующие методические издания, используемые для проведения занятий: «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред.Парамоновой Л.А. - 3-е издание., испр. - М.:ОЛМА Медиа Групп, 2015 ( Программа развития и обучения дошкольников); Готовимся к школе. Тетрадь 15. Знакомимся с окружающим миром ( для детей 5-6 лет).- Екатеринбург: ООО «Литур - К», 2016».

Также, в ходе проведения проверки установлено, что в каждой группе составлен план работы с родителями на 2019-2020 г., имеется расписание организации непосредственно образовательной деятельности детей в различных видах детской деятельности по реализации образовательных областей на 2019-2020 учебный год в старшей группе «Полянка», в младшей группе «Звездочки», планирование утренней гимнастики на 2019-2020 г.

Согласно комплексно - тематического планирования групп «Звездочки», «Полянки» в конце учебного года в мае 2020 организацией запланирован мониторинг качества освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования.

Таким образом, из представленных ООО «Радинец» копий документов, а также созданных в детском саду материально - технических условий, можно сделать вывод, что деятельность детского сада содержит реализацию вышеуказанных образовательных областей и, следовательно, является деятельностью по реализации программы дошкольного образования.

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Закона об образовании образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ.

Следовательно, организация осуществляет образовательную деятельность и, в соответствии с частью 20 статьи 2 и статей 31 Закона об образовании, является организацией, осуществляющей обучение.

Пунктом 40 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Таким образом, деятельность ООО «Радинец» является образовательной и подлежит лицензированию в установленном порядке.

Общество осуществляет образовательную деятельность на платной основе по адресу: г.Тюмень ул. Шиллера, д.46/2. по обучению детей дошкольного возраста по образовательным программам дошкольного образования при отсутствии лицензии, полученной в установленном законом порядке.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Таким образом, в действиях юридического лица ООО «Радинец» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Вместе с тем, силу статьи 3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

Согласно части 1 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Прокурор возражения против замены наказания на предупреждение не заявил, так как вред нарушением кому-либо не причинен, угроза причинения вреда жизни и здоровью людей и животных материалами дела также не установлена.

Принимая во внимание, что общество является субъектом малого предпринимательства (микропредприятием), ранее не привлекалось к административной ответственности, в материалах дела отсутствуют сведения о причинении в результате совершенного правонарушения ущерба, причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, а также отсутствие существенных негативных последствий в результате допущенного обществом правонарушения, учитывая, что лицензия общестовм получена, суд приходит к выводу о возможности замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

Руководствуясь статьями 168-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Радинец» (ОГРН:1157232037753, ИНН:7203359655, адрес:625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Попова, дом 7 строение 2, квартира 27, дата регистрации:15.10.2015) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Ли Э.Г.